04-1984г. Гран-при Сан-Марино
Перед началом пятничной практики менеждер команды Marlboro McLaren Джо Рамирес был таким возбужденным, каким могут быть только мексиканцы. «Я так зол!» - воскликнул он, обращаясь к инженеру Стиву Николсу, - «Итальянцы пробили две шины на трейлере. Если они с грузовиком так поступили, то что они сделают с гоночными машинами?».
«Эй», - ответил похожий на Алана Алда Николс, со своим протяжным говором парня из Юты, - «Да что они нам сделают если мы выиграем?».
Ответ, после почти безупречной гонки в исполнении Проста - да ничего. На вотчине Ferrari - автодроме имени Дино Феррари - Прост сокрушил всех соперников, включая хозяев. И все же он развернулся.
Об этом развороте может рассказать Тьерри Бутсен. Прост как раз обогнал его Arrows-Ford на круг и - развернулся. «Это был хороший разворот, очень хороший разворот» - сказал Тьерри позже. Это не в стиле Проста и должно быть какое-то объяснение произошедшему.
Проезжая мимо боксов McLaren`а, по-прежнему первым и полностью контролируя ситуацию, Прост постучал пальцем по виску шлема. Таким образом сдержанный француз выразился о том, что события развивались немного глупо. От круга к кругу слабевшая педаль тормоза наконец провалилась, и заставила его закружиться по покрытию. Он пытался компенсировать два предыдущих круга (он мог позволить себе ехать осторожно, имея 20-секундное преимущество над Пике, ехавшим на втором месте), но, единственный только раз, «попался».
В результате на шинах появились четыре залысины и жестокая вибрация. Это, в свою очередь, вызвало необходимость для чудно отлаженного, надежного McLaren`a заезжать на пит-стоп. Это был некоторым образом позор для Проста, потому, что он, как и его напарник Ники Лауда, имели в своем распоряжении единственные две машины, которые могли использовать три мягкие шины «Мишлен» и одну жесткую на заднем правом колесе, в то время как Renault и Brabham имели жесткие шины на всех четырех колесах. Похоже автомобили Brabham собирались ехать нон-стоп, и если бы Прост мог сделать то же самое на мягких шинах, он немедленно получил бы возможность доминировать в гонке, и подтвердить класс шасси МР4/2. В Ф1 очень трудно ехать уверенно и быстро на мягкой резине, но Прост считал, что в Имоле ему удастся это сделать. До разворота.
Возможно, он и вправду смог бы, но совсем потерял бы сцепление с дорогой на последней трети дистанции, хотя к этому времени он вполне был бы в состоянии слишком далеко вырваться вперед. Думал ли шеф команды Рон Деннис, что гонка нон-стоп возможна? «Мы этого никогда не узнаем» - моргнул он, в необычайном состоянии безмятежности, а затем заметил, что гонка «была скучна для зрителей, но замечательна для нас».
Скучна? Возможно, но она была финалом очень интригующего уикэнда, так как во время практики небеса были так же мрачны, как лица фанов Ferrari после гонки. Итальянское ТВ транслировало картинку со спутника во все конюшни, и было видно, что Италия была скрыта под толстыми «грязными» облаками.
Когда было сухо, никак не удавалось разогреть резину до нужной температуры, а если уж было мокро, то очень мокро. Каждая квалификационная сессия начиналась по мокроте, которая затем быстро высыхала, давая около 25 минут на установку сухого времени, износ двух комплектов квалификационных шин и застревание в «пробке», возникшей из-за недостатка времени.
В первый день Нельсон Пике взял поул потрясающим кругом. Учитывайте влажный трек, квалификационные шины и один круг до конца заездов. И Пике прошел три машины... «Lotus Мэнселла, чью-то Osella и еще одну я не определил - там было совсем сухо».
«Он весь дрожал, когда выскочил из машины» - ухмылялся Гордон Марри и, как-будто чтобы подчеркнуть филигранность маневра Пике, Мэнселл в том же круге тоже попробовал пройти Джо Гартнера, и австриец, никак не ожидавший двойного обгона, соприкоснулся с JPS Lotus и поломал Мэнселлу подвеску.
Если в пятницу Нельсон стал 12-м гонщиком, установившим лучшее время заездов, то в более сухую субботу после первых кругов он был 1-м, на 0,01 секунды опередив Williams Кеке Росберга, хотя и ехал медленно, разогревая второй комплект шин. Круг, которым он заработал окончательный поул также «штучная работа». Таким образом, Brabham стал быстрейшей машиной в Италии второй раз подряд - в прошлом сентябре Риккардо Патрезе опередил в Монце всех.
Ответить Росбергу не удалось - мотор Honda умер на 100-метровом подъеме. «Ну что ты будешь делать?! Но во всяком случае нам кажется, что мы знаем, почему это произошло, так что опыт ценен». Прост в запасном McLaren`е - на котором ему предстояло участвовать в гонке - получил лучший чем в его обычном болиде двигатель и прыгнул на второе место в стартовой сетке. После того как он показал лучшее время на утренней получасовой тренировке, начало казаться, что в гонке его смогут остановить только неполадки с электроникой мотора TAG turbo.
«В Рио у нас были некоторые проблемы» - сказал инженер-моторист Ханс Мецгер, - «в Южной Африке и Бельгии их число возросло. Но с тех пор мы изменили в автомобиле практически все». После гонки Прост со всем очарованием победителя сказал, что V6 turbo работал безукоризненно.
Но что же происходило за спиной умчавшегося в голубую даль Проста? У Росберга не сработал двигатель в запасной машине - второй раз подряд - и он ушел в гонку прочно последним. Жак Лаффит нырнул вправо, чтобы не воткнуться в задохнувшийся Williams своего товарища по команде, и Ligier ведомый Франсуа Эсно разнес рычаги подвески с левой стороны об лаффитово заднее колесо.
За спиной Проста собралась такая вереница - Пике, Уорвик, Арну, Альборето и Винкельхок. Патрик Тамбэ к этому моменту уже столкнулся с Чивером, и превратил Renault в команду одного автомобиля, а через десять кругов Нельсон потерял сцепление. Затем поломалось выходное отверстие турбо, что привело к максимальному форсированию двигателя, плохой управляемости и безумному перерасходу горючего. Уорвик вышел на 2-е место на 26-м круге, но вскоре его начали преследовать те же кошмары, которые испортили первые гонки за Renault Патрику Тамбэ. Сперва он снизил обороты, затем сбросил давление, после чего определил число оборотов в 9500, что повлекло за собой проскакивание искры и затруднило переключение передач и вскоре у него выпала 4-я передача. И Дерек с мрачной неизбежностью свалился на «больное» четвертое место. И это на трассе, на которой, как он заявил, подобно Цольдеру, у Renault есть все шансы на победу. После гонки «улыбающийся Дерек» исчез, а его место занял «Дерек злой».
Казалось, что цольдеровский падеж моторов в команде Brabham - дела давно минувших дней. Нельсон Пике был вторым, а Тео Фаби прочно обосновался на 5-м месте (к 48-му кругу). Пике держал натиск Арну, после того, как последний прошёл Фаби, и казалось уже ничто не помешает Brabham`у набрать первые очки. Но неестественно быстро Пике сломал турбо, а Фаби потерял давление. Пока, Brabham!
Так Арну, испытывавший проблемы с расходом топлива стал вторым.
Он и Альборето начали эту гонку «против часовой стрелки» на мягких левых и жестких правых шинах «Гудьир» и были на внушающих опасения четвертом и пятом местах на ее раннем этапе. Если Арну в Цольдере и узнал что-то новое, так это то, что новые радиалы «Гудьир» имеют привычку долго не нагреваться. К концу бельгийской гонки Арну получил по-настоящему хорошее сцепление с дорогой, хотя обычные шины к этому времени уже давно перегрелись бы и совсем не держали покрытие. Вместо этого «Гудьиры» как раз нагрелись до нужной температуры. Поэтому в Имоле Арну должен был поздно заехать в боксы.
На 33-м круге остановился Альборето. У него раскололся выхлопной отвод, что повлекло отказ одного из турбозаборников. Вскоре из боксов Арну получил сигнал не спешить ехать к финишу. После этого Прост мог вести гонку как ему захочется: голова у мотористов ТАG о расходе топлива не болела.
Вторую гонку кряду Манфред Винкельхок в начале гонки ехал на своем АТS D7-BМW в шестерке, и во второй подряд гонке использовал тормозные диски толком не отрегулированные. Как в Цольдере диски треснули на утреннем разогреве и точно также как в Бельгии Манфред испытывал проблемы с тормозами с самого старта. Затем возникла свежая неприятность: неисправность выходного отверстия приводила к взлету давления каждый раз когда АТS подскакивал на кочке. Немного спустя недостаточное давление топлива заставило Манфреда сойти: к 31-му кругу он с 6-го скатился на 11-ое место.
Если не считать Проста, Имола была дуэльной гонкой с рискованной ездой в исполнении Эдди Чивера и Андреа де Чезариса. McLaren Лауды сгорел когда он - в своем стиле - с десятого места (медленный старт) к 15-му кругу поднялся на 4-е.
Чиверу между тем пришлось поменять заднее колесо, проколотое при столкновении с Тамбэ. Он также решил проехать дистанцию на одном комплекте шин. Он использовал старую 5-ти скоростную коробку передач вместо новой альфовской 6-ти скоростной после двух дней квалификаций в течение которых две его машины скончались не пробежав и круга и одного «больного» заезда во время которого он менял квалификационную машину на гоночную и обратно не менее 5-ти раз. Чивер ехал 8-м, так как Андреа де Чезарис «съел» все топливо за три круга до конца, будучи 3-м.
Оба Ligier до старта имели затруднения с раскруткой моторов - слишком холодное топливо, предположил Эсно, но де Чезарис провел сильную гонку, она должна стереть воспоминания о штрафе в 2000 долларов, наложенном на обоих пилотов Ligier за отсутствие на брифинге пилотов. На влажном треке де Чезарис был быстр и, конечно, превысил возможности средненького Ligier образца этого года.
Его сход дал возможность подняться на подиум Элио де Анжелису, которой он не воспользовался из-за Lotus`а застрявшего на кольце после отмашки. Как и в квалификациях он страдал от плохого разгона машины при выходе из медленных поворотов, но надежность в Имоле значила больше возможностей мотора. У его товарища по команде Найджела Мэнселла, остановившегося из-за отказа тормозов, накануне гонки ни с того ни с сего поменяли радиатор для борьбы с неким исключительно воскресным перегревом.
Имола преподнесла такую гонку, в которой надежность и стабильность были всем. Штефан Беллоф из Tyrrell и Бутсен из Arrows доказали это, управляя возможно старомодными машинами с мотором Ford-Cosworth и заняв 5-е и 6-е места. Беллоф был также впечатляющ как Прост, особенно после своего дикого выезда из пит-лейн с миллионом оборотов, на который он заезжал «за водой». Мартин Брандл сошел с 7-го места, после того, как его мотор просто взял и умер. Нехарактерно для себя он обвинил Палмера, агрессивно пилотировавшего свой RAM из глубины стартового поля, в том, что его было трудно пройти. Палмер заметил, что он-то вел турбо-автомобиль, а Брандл - Cosworth, и чего же он еще ожидал?
Ребята из McLaren`a после гонки бросились к вертолету. С понедельника им предстояло тестирование «Мишленов» в Дижоне. «Жуткое расписание» - сказал один из инженеров. И именно тестирование для «Мишлен», означающее близкое сотрудничество с фирмой было залогом успехов McLaren`а.
«Вы знаете», - сказал Стив Николс после гонки, - «эти жесткие «Мишлены» мы отказывались тестировать более года - наша машина на них не работает. Я очень рад, что босс фирмы Пьер Дюпаске уговорил другие команды гоняться в них». Правдой конечно являлось то, что McLaren единственный извлек наибольшую пользу из мягчайших гоночных шин. Если бы они были еще и «противоразворотные», то такая комбинация была бы непобедима.
1 | Ален Прост | McLaren | 60 | 1:36'53.679 | |
2 | Рене Арну | Ferrari | 60 | 1:37'07.095 | |
3-нф | Элио де Анджелис | Lotus | 59 | 1:36'02.863 | Нехватка топлива |
4 | Дерек Уорик | Renault | 59 | 1:36'55.312 | |
дк | Штефан Беллоф | Tyrrell | 59 | 1:37'07.535 | |
5 | Тьери Бутсен | Arrows | 59 | 1:38'21.270 | |
6-нф | Андреа де Чезарис | Ligier | 58 | 1:34'27.050 | Нехватка топлива |
7-нф | Эдди Чивер | Alfa Romeo | 58 | 1:35'21.085 | Удар в Тамбэ / прокол / пит-стоп / нехватка топлива |
8 | Мауро Бальди | Spirit | 58 | 1:38'05.058 | |
9 | Джонатан Палмер | RAM | 57 | 1:37'03.013 | |
дк | Мартин Брандл | Tyrrell | 55 | 1:30'42.568 | Впрыск топлива |
нф | Филип Альо | RAM | 53 | 1:31'08.402 | Двигатель |
нк | Джонни Чекотто | Toleman | 52 | 1:28'17.538 | |
нф | Нельсон Пике | Brabham | 48 | 1:17'34.127 | Турбо |
нф | Тео Фаби | Brabham | 48 | 1:18'10.293 | Турбо |
нф | Йо Гартнер | Osella | 46 | 1:19'16.523 | Двигатель |
нф | Марк Зурер | Arrows | 40 | 1:06'14.655 | Турбо |
нф | Манфред Винкельхок | ATS (Auto-Technisches Zubehor) | 31 | 51'27.896 | Турбо |
нф | Микеле Альборето | Ferrari | 23 | 37'26.768 | Выхлоп |
нф | Ники Лауда | McLaren | 15 | 24'26.357 | Сцепление / двигатель |
нф | Жак Лаффит | Williams | 11 | 18'39.686 | Двигатель |
нф | Рикардо Патрезе | Alfa Romeo | 6 | 10'09.475 | Электрика |
нф | Найджел Мэнселл | Lotus | 2 | 3'38.144 | Тормоза / авария |
нф | Кеке Росберг | Williams | 2 | 3'39.829 | Электрика |
нф | Патрик Тамбэ | Renault | 0 | Удар от Чивера | |
нф | Франсуа Эсно | Ligier | 0 | Удар от Лаффита | |
нкв | Пьеркарло Гиндзани | Osella | |||
нкв | Айртон Сенна | Toleman | Проблемы с шинниками |
Журнал "MOTOR", 1984
Перевод: Максим Кураев.
romb.hut2.ru