Гран-при Франции 1984 года: 2:2
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

05-1984г. Гран-при Франции

05-1984г. Гран-при Франции

Marlboro McLaren побеждает в 4-х стартах из 5-ти, Прост и Лауда выиграли по два раза.
Распаявшиеся проводки батареи в Рио в обмен на сломанные болты переднего колеса в Дижоне: эта торговля может и не входила в планы McLaren International, но она возбуждает интерес в команде, выигрывающей ныне все. Ники Лауда и Ален Прост выиграли по две гонки на такой машине, с таким мотором, которые превосходят соперников во всем.
Во Франции чаша весов склонилась в пользу Лауды, когда Прост почуствовал вибрацию левого переднего колеса вскоре после старта. Прост тенью шел за Renault Патрика Тамбэ, ища свободного пространства, когда в середине правого поворота перед питами, который проходится на 4-й передаче, его McLaren вдруг побежал по широкой дуге, чудом не задев отбойник. Прост сумел удержать машину и пулей выстрелил в боксы. Пит-стоп вышел суматошным. Четыре колеса были заменены, но Прост слишком рано отпустил сцепление. Механик у хвоста автомобиля был вынужден убрать гайковерт, ждать когда задние колеса остановятся и вставлять его снова. Спустя безумно длинный отрезок времени он начал свой 29-й круг.
Вибрация осталась, но назло этому Прост с огромной скоростью начал фирменное восхождение. Очевидно проблема заключалась не в разболтавшемся колесе или преждевременно сносившейся резине, так как вибрация осталась такой же. Прост смело бросился в бой, не думая о левом переднем - точка высшей нагрузки в Дижоне, но думая об очках: несколько может быть еще можно было спасти.
Однако шины начали сдавать и он оказался перед необходимостью еще одной остановки. В этот раз механики обнаружили "очаг поражения": разболтавшиеся ботлы в "колоколе" (алюминиевом фланце, который соединяет карбоновый тормозной диск со ступицей колеса). После этого с машиной все стало нормально. "Выздоровевший" Прост был на секунду на круге быстрее всех, проходя турбо-машины по внешнему радиусу и находя свободные траектории во внутреннем. Однако по истечение всего лишь 90 минут - этот Гран При на территории Renault проводится на максимально возможной короткой дистанции - Прост смог подняться только на 7-е место. Лауда к этому времени уже давно финишировал.
Больше чем гонка. Это было повторение Кьялами - Лауде нужно было вернуть утраченные позиции. После Имолы он отставал от своего партнера по команде и просто обязан был в Дижоне победить. Он появлялся на треке рано - даже раньше инженеров - и с самого начала Лауда открыто признавал, что он прилагает больше усилий и сильнее сконцентрирован чем в любой из моментов его карьеры до этого. Если Прост снова выиграет, его будет трудно остановить.
Несколько первых квалификационных кругов Лауды были под стать его выступлению в Дижоне в целом, особенно когда трек считался грязным и прочие гонщики - Пике, Тамбэ, Альборето и Уорвик проходили круги в 8-9". Лауда начал следующим образом: 1.47,114; боксы; 1.16,969; 1.11,175; 1.05,567; 1.04,678; 1.05,181; 1.05,004; боксы. Он оставался быстрейшим, пока за пару минут до конца Элио де Анжелис (Lotus-Renault) не обошел его при помощи квалификационных шин. Лауда ответить не мог, так как остановился из-за первого за уикэнд отказа двигателя. Как и в гонке в Имоле сломался поршень. И снова казалось, Просту все карты в руки. В официальных квалификациях Лауде пришлось использовать запасной автомобиль. В Имоле Просту это помогло. В Дижоне запасной автомобиль был тестовым и его мотор был каким угодно, только не свежим.
И как казалось после дождя смывшего всю субботнюю квалификацию, Лауде с Простом просто повезло, что они вообще квалифицировались на Гран При Франции. Запасной McLaren-TAG начал дымить с самого старта первого официального квалификационного круга Лауды. Масло отметило траекторию Лауды на его лучшем круге 1.04,4. Это замедлило прочих, но не помешало Просту показать 1.02,9. На следующем круге Прост был на три десятых медленней (шины "Мишлен" позволяют проехать два быстрых круга, "Гудьиры" - только один), а еще через один круг отказал мотор. Поршень.
Подвергнется ли McLaren наводнению отказов мотора TAG-Porsche? Системы обеспечения этого не позволили. "Мы не знаем конкретную причину," - сказал главный моторист Porsche Ханс Мецгер, "поэтому пока мы её не определим, мы не будем играть наудачу. Мы построим для гонки два новых мотора - более "терпимых" и с более низкой степенью сжатия".
Два специальных мотора были отправлены из Штутгарта в субботу днем. Они прибыли в Дижон в 21:30 и к полночи оба были запущены. Но только к 5-ти утра простовский двигатель избавился от перебоев в зажигании. Через три часа аналогичное известие получил Лауда.
Зависимость Porsche от пересмотренного мотора стала очевидной утром перед гонкой, когда Прост пожаловался на перебои в зажигании при максимальных оборотах. "Ти-кар" лучше", - сказал он, вспоминая субботу. "Но я не могу на нем ехать. В нем старый мотор."
Ожидалась та еще гонка, так как обоим пилотам McLaren будет необходимо обгонять. Патрик Тамбэ выиграл поул, удивив во всей Франции одного лишь Дерека Уорвика, который после квалификации признал, что не может использовать весь потенциал автомобиля. "Я все еще не нашел колею," - сказал он. "Я просто никак не могу пройти этот поворот перед прямой совершенно чисто..."
Команда Renault весь год смотрелась хорошо и все ожидали - и сама команда тоже - победы. У них быстрое шасси, может быть не хуже McLaren`а, а их мотор никогда не страдал от недостатка мощности. Чего ему не хватает - и в Имоле команда это почувствовала - так это адекватного расхода горючего. В квалификации была использована новая система подогрева горючего, но в интересах простоты в гонке от нее отказались. Ведь Дижон - короткая гонка. И расход бензина казался не таким важным как, скажем, температура левого переднего колеса, а с этим у Renault нееприятностей не было. Они стартуют на той же смеси "Мишлен", что и McLaren`ы.
Lotus тоже опробовал новую топливную систему и был впереди McLaren`ов. В пятницу де Анжелис был 2-ым, чувствуя, что шасси "от Дюкаружа" больше подходит к длинным поворотам Дижона, чем к Имола-подобным шиканам, и "Гудьиры" последней конструкции очень хорошо подходили к машине. Затем он откатился назад из-за перебоев в зажигании и был вынужден пересесть в запасную машину в день гонки. По этому случаю ее готовили к состязаниям.
Найджел Мэнселл выглядел в Дижоне удивительно угрожающе. Только он составил конкуренцию Лауде утром в пятницу и показал 1.05,0 после 10-ти минут тренировки, а в субботу в мокрую погоду безо всяких усилий он опередил всех. Он стартовал 6-м, так как днем в пятницу повредилось выпускное отверстие. Надежды у него было мало, ибо ему предстояла замена двигателя утром перед гонкой.
В квалификации в Brabham`е "ничего не случилось", у Пике не было преимущества на прямой, а также не было баланса и устойчивости McLaren`ов. Рано утром в субботу команда приняла решение о том, что запасной болид будет использоваться во время мокрой квалификации, а два гоночных шасси между тем будут готовиться к гонке. Команда закончила работу в 6 часов вечера. Они твердо рассчитывали на место в очках.
Также и Ferrari. На этом быстром кольце Ferrari не хватало скорости. Если они снимали крылья, то этим мгновенно убивали шины. В мокрую погоду и они уступили Lotus`ам. Для этой гонки (по результатам тестов в Дижоне) были подготовлены новые передняя подвеска и нижние конструкции хвостовой части автомобиля удлиненного размера. "В целом мы ищем прижимающую силу. Мы нуждаемся в ней. Вот почему мы не очень быстры в мокрую погоду. Но у нас нет такой скорости от которой можно было бы оттолкнуться..." - Антонио Томаини, ассистент Форьери, был в Дижоне не так уверен в себе как обычно.
Но все же гораздо счастливее Кеке Росберга. Williams FW09 в Дижоне получил капитальную недостаточную поворачиваемость и был медленнен в быстрых поворотах. Росберг, как всегда, где-то нашел возможность пройти быстро один круг, но во влажную субботу он подчеркнул проблему, причем заметьте, не специально, ибо Росберг всегда старается изо всех сил. Но мы все поняли, что дела плохи, когда Франсуа Эсно промчался мимо пилота Williams по внешнему радиусу в правом повороте. Эсно в это время шел хорошо - быстрее даже чем его партнер, столь возносимый Андреа де Чезарис - но никто и нигде не проходит Росберга по внешнему радиусу в дождь. Если конечно у него не возникает настоящих проблем.
Об Эсно есть особая история. Как бы он не был впечатляющ под дождем, на старт его не допустили. Его результат был отозван командой Ligier, чтобы их первый пилот, Андреа де Чезарис, мог стартовать из конца стартового поля. Почему? Потому что не впервые за историю Гран При Франции, огнетушитель в машине оказался пустым. Пятничное время де Чезариса аннулировали... а в субботу дождь помешал ему нормально квалифицироваться.
Что если на середине дистанции в воскресенье снова пойдет дождь? Такой вопрос был задан на брифинге пилотов. Ответ на него сразу дал Кен Тиррелл: гонка будет остановлена и ей будет дан повторный старт после того, как все переобуются в дождевые шины. И конечно никакой дозаправки. Защитники новых правил - McLaren, Ferrari - согласились с Тирреллом. Жан Саже из Renault, зная, что сборник правил прямо об этом ничего не говорит, был ошеломлен. Конечно машины могут быть дозаправлены! Спор накалялся пока не вмешался Бернар Экклстоун. Он предложил чтобы менеджеры всех команд приняли свое собственное решение о дозаправке. И если потом кто-нибудь захочет подать протест, то он может это сделать.
Итак пятый этап мирового первенства '84 начался. Дождя не было. Наоборот! Мы увидели два лучших старта сезона: Жак Лаффит прыгнул с 12-го места на 6-е для того, чтобы все потерять в инциденте в котором кроме него принял участие еще и Манфред Винкельхок (АТS-BMW), а Найджел Мэнселл прошел по бровке Пике и Росберга и стал третьим. Патрик Тамбэ возглавил пелетон, наслаждаясь видом толпы собравшейся на этой организованной FOCA гонке, а де Анжелис был вторым. Машины с мотором Renault шли 1-ой, 2-ой и 3-ей.
Они казались примерно равными. Де Анжелис страдал от избыточной поворачиваемости в его "ти-каре", а Мэнселл от способа, которым его товарищ по команде отсекал его в конце длинной прямой. До пятого круга однако Renault и два Lotus`а уходили от остальных, от Уорвика, Проста, Пике и Лауды.
Вообще-то McLaren`ов просто сдерживали. Прост прошел Уорвика в начале шестого круга и почти сразу достал лидирующую группу. Сначала Мэнселл (он держался шесть кругов), а потом де Анжелис. К этому времени, на 18-м круге, Тамбэ уже достал первых круговых: Джонатана Палмера (Skoal Bandit Ram-Hart), Пьеркарло Гинзани (Osella-Alfa) и Мауро Бальди (Spirit-Hart). Поэтому Тамбэ так просто не сдастся. Он использовал большее давление, чем пилоты Lotus`a и имел лучший контакт с дорогой. Прост копировал действия Тамбэ с 22-го круга... до тех пор, пока внезапно, как мы уже знаем, его левое переднее колесо чуть не оторвалось.
В это время Лауда настигал Проста. К 22-му кругу он прошел оба Lotus`a, а затем быстро ликвидировал трех-секундное отставание от своего напарника. К этому моменту Лауда уже гнался за победой. С 14-ти очковым преимуществом Прост мог себе позволить финишировать вторым, а Лауда нет. Прост знал об этом и Лауда знал, что Прост это знает. Чего Лауда не знал, так это того, что у его соперника возникли неприятности. Итак то, что могло бы вылиться в гонку года на 29-м круге превратилось во второй в этом году бенефис Ники Лауды. И внимание сосредоточилось на тех, кто боролся за его спиной.
Они сотворили такой день, который по выражению членов FOCA был "хорош для бизнеса". Патрик Тамбэ, например, удерживал лидерство до 42-го круга, пилотируя Renault на пределе и страдая от небольшой недостаточной поворачиваемости и ухудшающихся от круга к кругу тормозов. Он лавировал в напряженном движении на коротком дижонском кольце пока, наконец, Лауда без всяких усилий не вышел вперед.
Найджел Мэнселл остановился рано (на 30-м круге). Он совсем стер одну из шин в попытках пройти товарища по команде, но с ним управились быстро, меньше чем за 10 секунд. Именно пит-стоп позволил ему с "жалкого" 4-го места подняться на уверенное третье; с середины дистанции Дерек Уорвик начал настигать Мэнселла, на чистом треке лучший наддув и свежие шины давали ему преимущество, но все пошло прахом, когда эта парочка догнала кругового Марка Зурера.
"Я видел их обоих," - свидетельствует Зурер, - "Я сдвинулся и старался не мешать. Мэнселл прошел меня перед левым поворотом и я думал, что Уорвик тоже это сделает. Вместо этого я увидел, что он скользит в меня - колеса заблокированы. Еще одно Монако..."
Уорвик, ушибивший в инциденте правую ногу, видел все по-другому: "Мэнселл затормозил гораздо резче, чем я ожидал. У меня не было выбора, только заблокироваться. Я просто заскользил и воткнулся в бок Зуреру."
Так Мэнселл твердо обосновался на 3-м месте, впереди де Анжелиса и Рене Арну. Ferrari томилась за Lotus`ом с 49-го до 62-го круга, а когда Арну вырвался на простор, и стал идти на одинаковой с Мэнселлом скорости - он уже ничего не мог сделать с дефицитом. Перед официальными лицами из John Player и Lotus обе машины Дюкаружа финишировали в очках, хотя сам конструктор после гонки был само разочарование: "Знаете сколько бензина мы выцедили из машин после гонки? Тридцать литров. Тридцать литров! Это какая-то шутка, скажу я вам. Если бы мы знали! Мы могли бы здорово увеличить наддув. Вместо этого нам сказали быть очень осторожными и консервативными. Да как же можно так гоняться? Мы могли бы выступить гораздо лучше, если бы только знали..."
Но они хотя бы финишировали, а Нельсон Пике опять сошел - на этот раз из-за самого крупного отказа турбо в жизни некоторых механиков команды. В этот момент он был шестым, за Renault Уорвика.
Микеле Альборето позабавил зрителей внутри кольца, пустив белый дым из-под "Гудьиров". Заменив лысые шины, он затем сошел из-за сгоревшего мотора. Оба Williams`a финишировали, причем Росберг на шестом месте и в конце он показывал такую же скорость как Мэнселл, но по ходу гонки они были не такими стабильными. Сенна в своем Toleman`e, обутом в "Мишлены", был в середине, когда отказало турбо. Гораздо менее конкурентноспособным был Arrows-BMW: Тьерри Бутсен боролся с недостаточной поворачиваемостью и делал все возможное, чтобы удержаться впереди де Чезариса (нон-стоп) и Чивера (плохое сцепление с дорогой, плохой баланс, низкая скорость).
Если у этого "дня Лауды" и было какое пятнышко, так это то, что его слишком долго держали на первом комплекте резины. Действительно, было уже хорошо за половину дистанции (54-й круг), когда его наконец пригласили в боксы. Объяснение McLaren`a, впрочем, вполне разумно. Видя то, что Лауда идет хорошо и не теряет устойчивость, они ждали, чтобы Тамбэ остановился первым. Они бы тогда увидели, сможет ли Лауда сохранить преимущество. Они начали подготовку к пит-стопу с 30-го круга; Лауда вышел в лидеры на 41-м круге, а после пит-стопа на 54-м круге уступил лидерство Тамбэ: пит-стоп у McLaren`a был медленный, а у Renault быстрый. И Лауде снова пришлось бороться с движением и с Тамбэ.
Он снова стал первым после 62-х кругов. После этого было еще много перемен мест и боевых действий в середине пелетона. Вся гонка в целом, однако, вновь принадлежала McLaren`у. Для Лауды это было просто - проще даже, чем выглядело. Ближе к финишу Лауда даже учинил редкую ошибку - он перепутал передачу, обороты упали. Оставалось пройти еще три круга, и Лауда наконец расслабился.
  

  

1Ники ЛаудаMcLaren791:31'11.951
2Патрик ТамбэRenault791:31'19.105
3Найджел МэнселлLotus791:31'35.920
4Рене АрнуFerrari791:31'55.657
5Элио де АнджелисLotus791:32'18.076
6Кеке РосбергWilliams781:31'24.681
7Ален ПростMcLaren781:31'27.8632 пит-стопа / потеря колеса
8Жак ЛаффитWilliams781:31'54.788
9Тео ФабиBrabham781:32'02.132
10Андреа де ЧезарисLigier771:31'40.361
11Тьери БутсенArrows771:31'48.572
дкМартин БрандлTyrrell761:31'59.826
12Пьеркарло ГиндзаниOsella741:32'24.493
13Джонатан ПалмерRAM721:31'40.618
нфМауро БальдиSpirit611:16'46.645Двигатель
нфДерек УорикRenault531:01'49.415Столкновение с Зурером
нфМарк ЗурерArrows511:01'47.279Столкновение с Уориком
нфЭдди ЧиверAlfa Romeo511:07'27.720Двигатель
нфАйртон СеннаToleman3541'31.576Турбо
нфМикеле АльборетоFerrari3339'24.766Двигатель
нфДжонни ЧекоттоToleman2226'33.746Турбо
нфРикардо ПатрезеAlfa Romeo1518'08.049Двигатель
нфНельсон ПикеBrabham1112'54.964Турбо
нф/дк Штефан БеллофTyrrell1113'20.948Посчитал, что двигатель
не работает
нфМанфред ВинкельхокATS (Auto-Technisches Zubehor)522'20.255Сцепление
нфФилип АльоRAM45'11.051Электрика
 




нсФрансуа ЭсноLigier

Отказ в пользу де Чезариса


Журнал "AUTOCAR", 1984
Перевод: Максим Кураев.
romb.hut2.ru



Знаете ли Вы что...