06-1984г. Гран-при Монако
Можете назвать это французским фарсом. Он был начат в ужасающих условиях - мокро, дождь, хлещущий из низко нависших серых туч - и поспешно закончен, хотя эти самые условия едва ли ухудшились. В оправдание этому решению было правило - оно называется Статья 19 - но выбор момента был весьма и весьма подозрительным.
Когда увидев красный и клетчатый флаги, Прост остановился за финишной чертой, Айртон Сенна пронесся мимо на то, что ему казалось победным кругом. Феноменальная новая звезда Toleman'а настигала Проста на кучу секунд с круга и на 30-м круге Сенна неизбежно должен был победить. Но директор гонки Жаки Икс думал по-другому. Небо темнело и Прост, фигура значительная, начал замедляться. Пора заканчивать? Решение было принято и флаги выброшены. Только позже Икс узнал, что у Проста были проблемы с тормозами. Прост ехал медленнее не из-за ухудшающихся условий освещения, а из-за разбалансировки тормозов.
Принятое решение во многом отвечало самой природе Монако: иррациональной и вообще обособленной от прочих гонок в календаре чемпионта.
Патрик Тамбэ, к примеру, сломал бедро в глупой аварии в первом повороте, которой вовсе не должно было произойти. Его коллега по Renault, Дерек Уорвик, получил легкий "пинок" от Рене Арну (Ferrari). Уорвик ударился об ограждение и в него влетел Тамбэ. Передок его Renault - передняя подвеска от удара рассыпалась - был уничтожен. Как и шансы Патрика на сезон '84. Все из-за этой короткой дождевой гонки.
Если считать, что эта авария задала дню тон, то и Ники Лауда не сфальшивил. Даже он раскрутился и сошел в традиционно устраивающих его условиях. Квалифицировался он сравнительно плохо, используя отличное от Проста турбо, ККК, (большее) и не найдя достаточно свободных от пробок кругов. Но в гонке он быстро присоединился к претендентам на победу. На 16-м круге он был вторым и хотя на 19-м он уступил свое место Сенне, очень мало кто поставил бы деньги на то, что он не доберется до финиша. Однако на 24-м круге на входе в Казино он развернулся и вернуться в гонку не смог. И даже сама команда McLaren не была готовой к тому, что во всем окажутся виноваты блокирующиеся тормоза автомобиля.
В самом деле, дождь был настолько силен, что Лауда пытался добиться отсрочки стрта. В туннеле масло смешавшееся с водяной крошкой образовало настоящий каток, а ведь там машины идут на пятой передаче. На прямой Лауда нашел Бернара Экклстоуна и объяснил ему ситуацию. Экклстоун, как и всегда скорый на решение, нашел выход из положения: туннель будет залит и влажность там и на других участках кольца будет одинаковой. Лауда согласился. Старт будет отложен, но не отменен.
Стартовав с честно заработанной поул позиции Прост на своем Marlboro McLaren-TAG turbo возглавил гонку. Его преследовал только Найджел Мэнселл (JPS Lotus-Renault), который в Монако всегда хорош. Позади них крохотный двадцатимашинный пелетон быстро редел. В первом повороте остались обе Renault, а после первого круга сошел Андреа де Чезарис, чьи шансы в дождь расценивались высоко - его Ligier-Renault несла на себе следы аварии. Оба Brabham-BMW страдали от пропуска искры и шли не лучше середняков. Былые заслуги тем днем в Монако не значили ничего.
Положение после первого круга: Прост и сразу за его спиной Мэнселл. Затем длинный промежуток и две Ferrari, Арну впереди. Затем еще один длинный промежуток - тишина и дождь. После: Лауда, Росберг и три близкоидущих машины - Винкельхок, попавший в серьезную аварию во время первого дня тренировок, Лаффит и Сенна. Затем появился Коррадо Фаби, проводящий в Монако свою первую гонку за Brabham. Штефан Беллоф после старта с последнего уже поднялся до 11-го места. Его Tyrrell был единственной машиной, оснащенной мотором Cosworth, пробившейся на старт. Штефан поверх комбинезона надел красно-синюю нейлоновую куртку и, похоже, готовился к длинной гонке. То, что по идее должно было быть серединой пелетона стало по сути его хвостом. Пьeркарло Гинцани прикладывал огромные усилия, чтобы не пропустить де Анжелиса. Оставались еще Секотто, Патрезе, Пике и Эсно.
Первая часть гонки принадлежала Найджелу Мэнселлу. Ошеломляюще быстрый на городских кольцах и в дождь, Мэнселл ясно дал понять - его сдерживают. Что бы ни предпринимал Прост, Мэнселл не отставал. Качество дождевых Мишленов под сомнение не ставилось, но все же вот он - Мэнселл, на радиалах Гудьир и похоже собирается отнять у Проста лидерство.
Момент настал 20 минут спустя после начала гонки. Микеле Альборето уже развернул свою Ferrari и его вот-вот должны были обойти на круг. В дополнение ко всему в Ле Портье маршалл перелез через ограждение, чтобы помочь толкать неподвижный Brabham Фаби. Прост вскользь задел его, не нанеся к счастью серьезных повреждений, и Мэнселл проскочил вперед. Ситуация была опасной, что являлось симптоматичным для всей гонки в целом, но никто из пилотов поделать с этим ничего не мог.
Возглавив гонку, Мэнселл за счет круговых и всех своих способностей пытался нарастить отрыв. Одновременно Прост с растущей частотой начал блокировать тормоза. На таком кольце, в дождь, новые карбоновые тормоза McLaren'а оказались труднобалансируемыми. Лауду этa неприятность тоже не обойдет.
Мэнселл шел первым пять кругов, чисто, рано переключая передачи и постепенно отрываясь от Проста. В этот момент только он рекламировал достоинства Гудьира. У Проста были проблемы, но было еще много "мишленовских" пилотов пробирающихся наверх. Сенна прошел Росберга на 12-м круге, Арну на 14-м и спустя четыре круга догнал Лауду. В этот момент Лауда был вторым, а Прост снова лидировал: Мэнселл развернулся.
Это произошло не из-за запоздалого торможения и не из-за раннего разгона и даже не из-за того, что он шел слишком быстро. Мэнселл просто заехал на белую разметочную полосу на прямой, ведущей к Казино. Его задняя левая шина лопнула, Мэнселл попытался удержать машину, но Lotus задел отбойник, повредив заднее крыло. Двумя поворотами дальше, в Мирабо, нa скорости 20 миль в час Мэнселл развернулся навстречу направлению движения и сошел. Когда в 78-м году Мишлен вернулся в F1 их дождевая резина тоже была невероятно чувствительна к бордюрам и разметке. Шесть лет спустя Мишлен уже не испытывает подобных проблем. Радиалы Гудьир мучаются теперь тем же, как бы быстро Мэнселл на них не ездил.
Прост вернул лидерство в том стиле, который уже стал его торговой маркой: легко и без видимых усилий, несмотря на неполадки с тормозами. Айртон Сенна выглядел угрожающе, но шансы на то, что Прост допустит ошибку были малы. Как и шансы на то, что он позволит себя догнать пилоту Toleman'a.
И все же Сенна его догнал. Он прошел Лауду на торможении на 20-м круге и приступил к сокращению своего 34-секундного отрыва от Проста. Позади него признанные звезды начинали выглядеть глупо. Арну, на своей пропускающей искру Ferrari шел 4-м. Кеке Росберг, также чувствующий себя неуютно в Гудьирах подвергался атакам со стороны Штефана Беллофа на Tyrrell'е. Как всё за год поменялось...
У Сенны теперь был единственный автомобиль в Мишленах, который был полностью исправен. Лауда развернулся и сошел, а Прост ехал все медленнее и медленнее. В течение последних 10-ти кругов (со стенда McLaren'а Просту уже начали показывать щит "осталось кругов" рассчитывая на гонку в полновесных два часа) разрыв сокращался следующим образом: 35, 34, 31, 28, 27, 26, 21, 18, 15, 11. На 31-й круг Сенна ушел всего в семи секундах за Простом. Но затем были выброшены флаги. Гонка длилась чуть больше часа и даже половина положенной дистанции не была еще пройдена. В этих обстоятельствах решение о присуждении гонщикам половины очков было абсолютно верным.
Стартовав с последнего места, Штефан Беллоф финишировал третьим и единственный, кроме Сенны преодолел барьер 1.55. В квалификации Монако сурово обошлось с пилотми Cosworth, они очень много проигрывали на подъеме в гору к Казино и на прямом участке от Ле Портье до Шиканы. Мартин Брандл и Марк Зурер, не менее яркие чем Беллоф, были все же на монакских кочковатых ныряющих поворотах на 3,5 секунды медленнее быстрейших турбоавтомобилей. Брандл даже попал в страшную аварию в Табаке после того, как попытался пройти этот быстрый левый поворот почти без использования тормозов.
"Я знал, что мне нужно найти время в Табаке и в извиве вокруг бассейна, если я хотел попасть в гонку," - сказал Брандл в воскресенье утром. "Я не помню, что произошло, даже сейчас, но я точно вошел в поворот слишком быстро. А это не такой поворот, где можно безболезненно раскрутиться. Если вы идете слишком быстро, вы просто вылетаете с дороги и целуетесь с отбойником."
Именно это брандловский Tyrrell и проделал. Удар выдрал левую переднюю и заднюю подвески и машина, скользя по покрытию чуть не перевернулась. И только правая труба выхлопа спасла Брандлу руку.
Когда Tyrrell застыл на дороге, гонщик был без сознания, но к счастью серьезно он не пострадал: монокок из углеволокна Куртолдс и алюминия сотовой структуры отлично справился со своей задачей. Брандл, однако, был в шоке. Отталкивая маршаллов, он помчался в гараж, прямо в шлеме с опущенным забралом. И только когда Кен Тиррелл начал расспрашивать его об аварии он осознал, что не помнит как добрался до гаража, не говоря уж о месте вылета.
"Я думал только о том," - вспоминает Брандл, - "что мне нужно сесть в запасную машину. Я знал, что был на быстром круге и знал, что все еще нахожусь вне гонки, так что все остальное значения не имело. Я просто хотел добраться до "запаски"."
Однако благоразумный Тиррелл не позволил ему продолжать квалификацию.
Таким образом, Беллоф единственный из пилотов Cosworth прошел квалификацию. И он показал себя. В условиях которые подходили Tyrrell'у возможно даже больше, чем самому Беллофу он пробирался сквозь пелетон, не допуская на единой ошибки. Когда гонка была остановлена, он настигал Проста - 10 секунд за три круга. Если бы она еще чуть-чуть продолжилась, он непременно стал бы вторым... если конечно считать, что ему не пришлось бы заезжать на пит-стоп за водой. Команда по этому поводу молчит, но в прошлых гонках они заезжали за водой ближе к концу, чтобы подстраховаться и не выйти из минимального веса. Очень может быть, что в Монако Беллоф стартовал "тяжелым", потому что в мокрую погоду на разнице в весе особо не выиграешь, а кроме того всегда есть шанс, что гонку могут прервать раньше, чем будет пройдена вся дистанция.
Но мы никогда не узнаем, сколько весил Tyrrell: весы затопило и производить измерения не представлялось возможным!
Если вы хотите узнать о ГП Монако побольше, то необходимо вернуться к квалификации - двум сухим дням, в которые 27 машин боролись за 20 стартовых мест. Давка была ужасающей, потому что "гудьировцы" могли выжать из своих шин только один быстрый круг, а "мишленовцы" - три.
Микеле Альборето в четверг днем нашел наилучшее решение этой проблемы. На левое заднее колесо он выбрал жесткую резину и таким образом дал себе больше времени на поиск свободного пространства. Уловка сработала. В то время как, например, Мэнселл и Тамбэ все свои квалификационные круги испортили толкучкой, Альборето пять кругов прошел в 24-х и 25-и секундах. Шестой круг, в 23-х, принес ему предварительный поул - очень важный результат для Монако, так как пятница в Монако выходной день и можно довольно долго смаковать свое достижение на одной из многих вечеринок с коктейлями, последовавшими за первой квалификацией. Альборето, в двубортном костюме, с уверенностью ожидал гонку: "Ferrari здесь очень хороша. Мы вернулись к нормальной подвеске и конструкции кузова и машиной очень приятно управлять. Я думаю в субботу трек будет более быстрым, но это не составит проблемы. Я тоже буду быстрее."
Он был быстрее, но недостаточно. Вскоре после того, как он улучшил свое время, Альборето зацепил ограждение в Сен-Девот. Его Ferrari застряла на кольце, а на ней была жесткая покрышка слева сзади. На запасной машине ему придется использовать квалификационные шины. На своем единственном круге он завяз в толкучке.
К субботе остальные "гудьировские" команды потянулись за Ferrari. Утром в четверг Мэнселл был быстрейшим, а утром в субботу вторым. Однако к началу субботней официальной квалификации ему еще только предстояло пройти изумительно быстрый круг. Квалификацию он начал с жесткой задней левой шиной, опередил себя на секунду и затем остановился в туннеле с отказавшим двигателем. Так что ему тоже нужно было использовать запасной автомобиль с мягкими шинами.
Но Мэнселл избежал пробок. Он прошел круг за 1.22,75 - исключительно чисто и с минимальными полями. На своем втором круге, когда Гудьиры уже порядочно стерлись, он был все же на пол-секунды быстрее своего партнера по команде. А на первом - на невероятные 1,7 секунды.
Поул все же достался Просту - что некоторым образом добавило веса его победе. Его McLaren имел лучшую, чем ожидалось скорость в медленных поворотах, и двое пилотов Renault своими штучками тоже помогли Просту. Если какая команда и могла в квалификации объехать McLaren, то это Renault. Brabham все еще страдает от хронических проблем с двигателем - теперь они вроде сконцентрировались на электронике, отвечающей за выхлоп, а Ligier просто не в той "весовой категории".
Но Тамбэ въехал в отбойник в четверг и завяз в движении в субботу, а Уорвик проделал то же самое в обратной последовательности. Если бы они квалифицировались лучше, то возможно не попали бы в аварию в первом повороте.
А Прост между тем из своих трехкруговых Мишленов извлек поул. Тем самым он породил некоторое замешательство, потому, что на его машине стояли меньшие, но более приемистые турбо уже с самого начала последней квалификации. Почесав затылок, Лауда решил попробовать малые турбо утром перед гонкой. Он не очень-то любит принимать решения в последнюю минуту, но в Монако семь мест оставания от Проста выбора не оставляли.
Williams от своих проблем не избавился - на смену недостаточной поворачиваемости пришло отвратительное сцепление колес с дорогой. Кеке Росберг был достоин похвалы за то спокойствие с которым он об этом говорил. Но он и Жак Лаффит хотя бы квалифицировались. Это не удалось обоим пилотам команды Arrows (у Тьерри Бутсена на его медленном Arrows-BMW отказало турбо и это решило все), Эдди Чиверу (ужасное сцепление с покрытием и еще более худший мотор, хотя сам пилот был одним из лучших здесь в Монако) и, как уже говорилось, Мартину Брандлу. Манфреду Винкельхоку же удалось. Несмотря на потянутое в серьезной аварии в четверг плечо и на выводящее из равновесия присутствие Стефана Йоханссона, готового заменить его, Винкельхок в субботу в своих Пирелли квалифицировался просто замечательно - 12-м.
Гонка в воскресенье? Она была короткой, не очень приятной принадлежала совсем немногим - Алену Просту из McLaren'а, Айртону Сенне из Toleman'а, который и вправду так хорош как кажется и Штефану Беллофу из Tyrrell'а. Какое-то время она была в руках у Найджела Мэнселла. Чтобы понять его ошибку нужно только посмотреть, где были Ferrari, Williams'ы и второй Lotus. И где закончил гонку Ники Лауда.
1 | Ален Прост | McLaren | 31 | 1:01'07.740 | |
2 | Айртон Сенна | Toleman | 31 | 1:01'15.186 | |
дк | Штефан Беллоф | Tyrrell | 31 | 1:01'28.881 | |
3 | Рене Арну | Ferrari | 31 | 1:01'36.817 | |
4 | Кеке Росберг | Williams | 31 | 1:01'42.986 | |
5 | Элио де Анджелис | Lotus | 31 | 1:01'52.179 | |
6 | Микеле Альборето | Ferrari | 30 | 1:01'08.404 | |
7 | Пьеркарло Гиндзани | Osella | 30 | 1:01'44.802 | |
8 | Жак Лаффит | Williams | 30 | 1:02'07.465 | |
нф | Рикардо Патрезе | Alfa Romeo | 24 | 50'05.844 | Рулевой механизм |
нф | Ники Лауда | McLaren | 23 | 45'53.369 | Авария |
нф | Манфред Винкельхок | ATS (Auto-Technisches Zubehor) | 22 | 44'07.035 | Разворот |
нф | Найджел Мэнселл | Lotus | 15 | 29'28.583 | Авария |
нф | Нельсон Пике | Brabham | 14 | 28'56.715 | Вода в электрике |
нф | Франсуа Эсно | Ligier | 12 | 25'07.591 | Вода в электрике |
нф | Коррадо Фаби | Brabham | 9 | 19'25.334 | Вода в электрике / разворот |
нф | Джонни Чекотто | Toleman | 1 | 2'35.136 | Разворот |
нф | Андреа де Чезарис | Ligier | 0 | Авария | |
нф | Дерек Уорик | Renault | 0 | Столкновение с Тамбэ | |
нф | Патрик Тамбэ | Renault | 0 | Столкновение с Уориком / перелом ноги | |
нкв | Марк Зурер | Arrows | |||
нкв | Мартин Брандл | Tyrrell | Авария | ||
нкв | Эдди Чивер | Alfa Romeo | |||
нкв | Тьери Бутсен | Arrows | |||
нкв | Джонатан Палмер | RAM | |||
нкв | Мауро Бальди | Spirit | |||
нкв | Филип Альо | RAM |
Журнал "AUTOCAR", 1984
Перевод: Максим Кураев.
romb.hut2.ru