07-1984г. Гран-при Канады
Выбравшись из своего Brabham`а он рухнул на землю, но вовсе не из-за истощения. От обожженной ноги - так будет вернее. Он судорожно дергал шнурки, путаясь в узлах, и когда, наконец, они развязались он стянул с правой ноги голубой "Адидас" и носок. Он посмотрел на подошву и его лицо скривилось в гримасе боли. Так и есть - ожог!
Так сидел он на земле, и механики Brabham`а стояли подле него, и белый автомобиль стоял рядом с ним, и толпились за барьером журналсты и видели они все, чего стоила победа над McLaren-TAG. И всего-то нужно было, чтобы Hельсон Пике вел свой Brabham на пределе, да еще новый охладитель масла в носу машины, чтобы жечь гонщику ногу. А остальное, по свидетельству лучшего пилота команды McLaren Hики Лауды, было просто: "Как только я приближался к нему он находил возможность снова отрываться от меня. Я ничего не мог поделать. Он был быстрее на всех участках кольца. Я решил, что шесть очков лучше аварии".
Это точно. Нельсон Пике провел гонку почти безупречно. Только на старте он уступил McLaren`у, хотя даже для этого можно найти оправдание. Заняв поул-позишн, Пике пошутил, что ему придется поберечься Алана Джонса. В 1980-м Пике также принимал старт с первого места и Джонс в первом правом изгибе выдавил его в бетон. "Но в этот раз ситуация в чемпионате не давит на меня", - улыбался он, натягивая балаклаву и шлем.
Таким образом гонку возглавил Ален Прост и казалось, во всяком случае на первых сотнях метров, что все будет как всегда. Однако уже на выходе из первого настоящего поворота Прост понял, что у него неприятности. Мотор ТАG тянул McLaren хуже, чем лошадь тянула бы поезд, задержка дросселя была ужасна. Прост почувствовал проблему с дросселем еще во время прогревочного круга, но понадеялся, что эта неисправность пропадет сама собой. Она не пропала... Без промедления Пике просунул свой Brabham внутрь при торможени перед шпилькой. К концу первого круга он уже довольно далеко оторвался от Проста, Альборето, который прошел де Анжелиса на торможении во второй шпильке, Арну, Мэнселла и Уорвика. Ники Лауда шел восьмым.
Все они начинали самую лучшую, самую неистовую гонку сезона. Довольно скоро Пике, Прост и два Ferrari (Альборето шел первым) начали отрываться от удивительно плотной основной группы. По окончании 6-ти кругов Пике имел пару секунд преимущества, но к двенадцатому кругу Прост его снова догнал. С главных трибун, этим безумно жарким воскресеньем, гонка смотрелась просто здорово.
В кокпитах же лидирующих машин все смотрелось иначе. Пике был в самой лучшей форме. Он вел автомобиль настолько агрессивно насколько осмеливался, помня о том, что на колесах у него сравнительно мягкие 05-е Мишлены и о требованиях к расходу топлива, предъявляемых этим кольцом с ритмом «быстро-быстро-медленно». За его спиной сражался с машиной Прост. Проходя круг в пределах 1'31" он спокойно держался за Brabham`ом. Но это требовало безошибочной работы с педалью газа. Как только начнутся круговые Просту придется туго.
Альборето и Арну выбрали на гонку самые мягкие Мишлены марки "С" и первые 10 кругов ехали, пожалуй, быстрее, чем следовало бы. В случае с Альборето мы этого никогда точно не узнаем, так как он сошел из-за давления топлива. Это произошло в тот момент, когда он вплотную шел за Простом. У него были отличные шины. Арну заехал за новой резиной очень рано - на 14-м круге.
К 15-му кругу гонка определенно складывалась в пользу "мишленовцев". Впереди шли Пике и Прост, Лауда к этому времени шел третьим, а за ним Уорвик, у которого постепенно слабели тормоза, вел де Анжелиса. Арну свалился на 6-е место, как раз перед Toleman`ом Айртона Сенны и Williams-Hond`ой Кеке Росберга.
Как обычно именно Росберг наводил шороху в середине пелетона, проходя всяких типов, например Винкельхока, Чивера и де Чезариса смелыми до безрассудства маневрами, столь ему свойственными. Он использовал Гудьиры "А" и левую заднюю шину умудрился стереть до пузырей. К 20-му кругу Росберг поднялся до 7-го места и честно говоря автомобиль Williams-Honda его не заслуживал.
Нельзя было не удивиться плотности борьбы в пелетоне. Была группа де Чезарис-Чивер-Беллоф-Винкельхок-Лаффит, была группа Фаби-Бутсен-Секотто, и - задержите дыхание - был Патрезе, блокирующий Брандла. Эти двое буквально в каждом повороте шли нос в нос. Качество пилотирования было отличным. Никогда еще в Формуле-1 не было такой глубины поля.
При прохождении круговых разрыв между лидерами вырос (5,2 секунды после 30 кругов), но затем по чистой дороге снова сократился (1,7 секунды после 35 круга). Команда Brabham начала гонку без заранее определенной стратегии и сейчас там начали обдумывать возможность пит-стопа. Однако как только Прост подбирался поближе, Пике волшебным образом находил еще пол-секунды. Несмотря на то, что за последнее время он отвык лидировать в Гран При, Пике просто замечательно вел свой Brabham - достаточно быстро, чтобы оставаться первым и достаточно медленно, чтобы беречь горючее.
В течение двух кругов (32 и 33) сошли Williams`ы. Гонка начала приобретать вид, в котором она продержится большую часть дистанции. Сенна, в начале гонки ехавший 7-м, начал откатываться назад - усталость давала о себе знать. Мэнселл утром перед гонкой получил еще один отказ двигателя и, выбрав на гонку Гудьиры "С" начал осторожно, но затем постепенно разогнался и это уже к 38-му кругу привело его прямехонько в кильватер своего партнера по команде, однако пройти Элио, постоянно хлопавшего калиткой ему удалось только на 42-м. Де Анжелис в гонке ехал на запасном автомобиле после такого же как у Найджела отказа мотора, который случился утром перед гонкой. Так Мэнселл стал 6-м и вскоре ему предстояло подняться еще выше.
Лауда вступил в борьбу, когда разрыв с Пике составлял три секунды. У него были проблемы с четвертой передачей (время от времени она отказывалась включаться), но все же не настолько серьезные как у Проста. Пропустив Лауду гораздо проще, чем де Анжелис пропустил Мэнселла, Ален начал отставать. С 44-го круга, когда Лауда прошел его, он начал проходить круги за 1'32", а потом еще на две, три, четыре секунды медленнее. Четвертого гонщика он опережал на круг и именно четыре очка были теперь его целью.
До 49-го круга этим четвертым гонщиком был Арну, но затем мотор его Ferrari как-то скис. Нянчась с треснувшим выпускным отверстием он откатился на седьмое место. А Дерек Уорвик стал четвертым, но у него были свои неприятности. Тормоза слабели с самого старта, но еще быстрее чем они, ухудшалась управляемость Renault. Чем меньше оставалось топлива, тем больше машина рыскала. Автомобиль совсем не держал дорогу и напрочь потерял баланс, совсем как утром в пятницу. В конце концов вибрация послужила причиной поломки днища Renault. Дерек был вынужден остановиться.
Итак, из всех "гудьировцев" первым шел Найждел Мэнселл, который после такой неудачной квалификации получил возможность занять четвертое место. "После такой тренировки как была у нас я буквально каждую минуту ожидал отказа двигателя", - скажет он позже. "Так что я снизил наддув и молился о финише и угадайте, что случилось: сломалась коробка передач!" Без второй и пятой передачи Мэнселл последне круги медленно катился по кольцу и Арну успел оттеснить его на шестое место.
Пике? Он тоже ждал отказа мотора. Его напарник, Коррадо Фаби, сошел на 39-м круге из-за неисправности системы наддува. ATS Манфреда Винкельхока все еще ехал, пусть и с не полностью исправным сцеплением, а последняя машина с двигателем BMW сошла: в Arrows`е Тьерри Бутсена отказал турбо.
Так что последние круги вовсе не были легкой прогулкой для Пике, несмотря на то, что его отрыв от Лауды вырос до 13-ти секунд. На выходе из шпильки Пике постоянно смотрел на другую сторону и видел как McLaren Лауды становится все меньше и меньше. В конце гонки Нельсону пришлось бороться еще и с болью в правой ноге, мучившей его с 25-го круга.
На этот случай у него имелся достаточный запас времени. Пройдя последний круг за 1'37" и позволив Лауде сократить разрыв до 3-х секунд, Пике выиграл 11-ый Гран При в карьере и первый в сезоне 1984 года. Да это вообще его первые очки были. Только на круге почета он осознал насколько сильно он обжег ногу.
В гараже команды Brabham Пауль Роше размышлял о BMW в текущем сезоне: "В основном," - говорил он, - "проблема заключается в контроле качества. По какой-то неизвестной мне причине, мы никак не могли производить детали и части машины нужного качества. Сперва мы думали что во всем виновато топливо, потом стали грешить на электронику. Однако теперь мы знаем: нужно внимательней относиться к производству деталей."
McLaren? В обеих машинах наблюдались кое-какие проблемы, но несмотря на это им удалось занять второе и третье места, к тому же был хороший расход горючего и мотор не подвел. Такой результат говорит о качестве командной работы. К примеру Alfa Romeo Эдди Чивера израсходовала весь бензин за 63 круга и тем самым лишила гонщика тяжким трудом заработанного 5-го места. Да и сам трек был достаточно трудным. Айртон Сенна после финиша упал и его отвезли в медицинский центр.
Хорошие результаты могли еще показать Штефан Беллоф, который проведя на максимуме всю гонку, лишился "очкового" финиша из-за поломки рулевого управления, и Мартин Брандл. Здорово стартовав, Брандл потерял миллион мест в инциденте в шпильке и безнадежно застрял за турбо-автомобилями середины пелетона. Несмотря на обстоятельства ему удались несколько хорошо рассчитанных обгонов.
Между тем, в сезоне завязалась новая интрига. Впервые в этом году McLaren`ы были повержены. Нетрудно было догадаться, что это было результатом усилий Пике и его Brabham-BMW. Плюс еще новая конструкция радиатора, что чудеса творит с правой ногой пилота.
1 | Нельсон Пике | Brabham | 70 | 1:46'23.748 | |
2 | Ники Лауда | McLaren | 70 | 1:46'26.360 | |
3 | Ален Прост | McLaren | 70 | 1:47'51.780 | |
4 | Элио де Анджелис | Lotus | 69 | 1:47'43.721 | |
5 | Рене Арну | Ferrari | 68 | 1:46'32.530 | |
6 | Найджел Мэнселл | Lotus | 68 | 1:46'33.432 | Проблемы с коробкой передач |
7 | Айртон Сенна | Toleman | 68 | 1:46'44.833 | |
8 | Манфред Винкельхок | ATS (Auto-Technisches Zubehor) | 68 | 1:46'59.284 | |
9 | Джонни Чекотто | Toleman | 68 | 1:47'19.448 | |
дк | Мартин Брандл | Tyrrell | 68 | 1:47'22.176 | |
10 | Филип Альо | RAM | 65 | 1:47'11.725 | |
11-нф | Эдди Чивер | Alfa Romeo | 63 | 1:38'22.379 | Нехватка топлива |
нф | Марк Зурер | Arrows | 59 | 1:34'17.245 | Двигатель |
нф | Дерек Уорик | Renault | 57 | 1:29'22.654 | Шасси |
нк | Хуб Роттенгаттер | Spirit | 56 | 1:46'58.923 | Проблемы с двигателем |
нф/дк | Штефан Беллоф | Tyrrell | 52 | Ведущий вал | |
нф | Андреа де Чезарис | Ligier | 40 | 1:03'28.277 | Тормоза |
нф | Коррадо Фаби | Brabham | 39 | 1:03'02.535 | Потеря турбонаддува |
нф | Тьери Бутсен | Arrows | 38 | 1:00'15.619 | Двигатель |
нф | Рикардо Патрезе | Alfa Romeo | 37 | 58'38.421 | Авария |
нф | Кеке Росберг | Williams | 32 | 49'55.278 | Система подачи топлива |
нф | Жак Лаффит | Williams | 31 | 48'46.487 | Потеря турбонаддува |
нф | Майк Такуэлл | RAM | 29 | 48'08.359 | Турбо |
нф | Пьеркарло Гиндзани | Osella | 11 | 17'52.432 | Коробка передач |
нф | Микеле Альборето | Ferrari | 10 | 15'23.902 | Двигатель |
нф | Франсуа Эсно | Ligier | 7 | 11'38.134 | Турбо |
нс | Патрик Тамбэ | Renault | Отказ / плохое самочувствие после аварии в Монако |
Журнал "AUTOCAR", 1984
Перевод: Максим Кураев.
romb.hut2.ru