Гран-при США (Детройт) 1984 года: Против всех шансов
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

08-1984г. Гран-при США. Детройт

08-1984г. Гран-при США. Детройт

Это была плохая гонка для турбо и Мишленов, но Нельсона Пике это не касалось...
Это не была гонка Мишленов, Marlboro McLaren и Renault сделавшие все вместе четыре остановки для замены шин это доказывали. Не была это гонка и гонкой турбо, ясным свидетельством тому явилось второе место Мартина Брандла. И все же победителем в закрытый парк вступил Нельсон Пике, нарочно припадая на ногу, которую он обжег в Канаде, смеясь с механиками и ничуть не вспотевший. Его машина? Это был не только обутый в Мишлены Brabham-BMW с турбомотором, это вообще было запасное шасси, то, которое он обычно использует в квалификации. Следующий автомобиль с турбо и в Мишленах, то есть Brabham Тео Фаби, напарника Пике по команде, отстал на финише на 86 секунд. В 30-градусную жару на кочковатом треке, проложенном в деловой части Детройта Нельсон Пике боролся не только с соперниками, он боролся также и с логикой.
Его победа в обоих случаях во многом являлась заслугой Гордона Марри, ответственного в Brabham'е за доводку шасси и Поля Роше, который занимается инженерией моторов BMW-turbo. Несколькими месяцами ранее, в Южной Африке, Brabham и Пике в пузыри стирали те же самые Мишлены, которые McLaren использовал безо всяких проблем. В Детройте роли поменялись: в то время как Ален Прост возвращался в гараж, рассказывая Рону Деннису как спустя всего восемь кругов после начала гонки его задние шины внезапно утратили сцепление с дорогой, Пике всем говорил о том, что баланс и шины были безупречны.
Они и правда таковыми были. Времена Пике на круге сперва возрастали, потом упали - прямо как температура в Детройте - но не из-за резины. Вскоре после половины дистанции, как раз в тот момент, когда изрядно поредевшее войско гонщиков изо всех сил старалось усыпить 60-тысячную толпу, Пике увидел, что температура мотора начала возрастать. Кто-то со стенда Brabham'а орлиным взором углядел кусок бумаги, попавший в радиатор. Команда вывесила щит со словами "Забит радиатор". И тогда Пике повел гонку очень осторожно и в дальнейшем вышел из 47-ми секунд лишь однажды.
Соперники появлялись и исчезали. Сперва казалось, что Lotus-Renault Найджела Мэнселла способен победить. На старте Мэнселл, как обычно агрессивный, оказался зажат между Пике и Простом. Это трио уже перешло на вторую, затем на третью передачу. Прост нацелился на внутренний радиус, поэтому Мэнселл взял влево. Пике сместился вправо, и Мэнселл сделал так же.
Произошло неизбежное касание - заднее колесо Lotus'а соприкоснулось с задним колесом Brabham'а. Пике развернуло вправо, как раз навстречу Микеле Альборето из команды Ferrari. Колесо, оторвавшееся от Brabham'а взлетело в воздух и рухнуло на Toleman Айртона Сенны, не попав, к счастью, в кокпит. Гонку остановили и повторный старт был дан спустя пол-часа. Пике, Альборето и Сенна пересели в запасные машины (в случае с Сенной это было большой неприятностью, так как на подготовленном к гонке автомобиле была установлена новая электронная система управления двигателем Hart-Electronic Racing Aids, которую Сенна и должен был впервые испытать в условиях реальной гонки). Естественно, начались взаимные обвинения. "Мэнселл, очевидно, думал, что он на мотоцикле едет" - начал пикировку Пике. "Мне нужно было попридержать лошадей," - сказал Найджел, - "Я переоценил их способности в принятии обдуманных решений."
Было высказано также предположение, что Мэнселл совершил фальстарт. Если так, то как стартовал тогда Элио де Анжелис, который в первом повороте фактически объехал Мэнселла? "Я стартовал так же хорошо как Мэнселл," - сказал он позже, - "И ни он, ни я фальстарт не совершали".
Повторный старт, учитывая напряженные до предела нервы, прошел удивительно чисто: Пике, Прост и Мэнселл - три человека, доминировавшие в квалификации. Три разных шасси, три разных мотора. Только Мэнселл был на Гудьирах. Намечалась, похоже, плотная гонка, потому, что Мэнселл был быстрейшим в трех из четырех тренировочных заездах, но ему очень не повезло в последней квалификации (на первом комплекте он завяз в толчее, а на втором ему помешали черные флаги, выброшенные после первой за уикэнд аварии Штефана Беллофа). Прост же в последнюю минуту пересел в запасной McLaren (в его рейсере забарахлил дроссель) и у него совсем не было времени на настройку. Он прошел круг за 1.41,6 - на 0,3 секунды медленнее, чем Мэнселл утром во время свободной тренировки. Лучше всех провел тренировку Пике: вторую (гораздо более быструю) сессию он начал на гоночной резине, а затем переобулся в квалификационные Мишлены - как раз в тот момент, когда движение на кольце было минимальным. Используя огромную мощность BMW-turbo, великолепную тягу и хорошую поворачиваемость, Пике единственный вышел из 1.41. И вряд ли Lotus-Renault Мэнселла имел достаточно лошадей, чтобы улучшить этот результат, пусть и на свободном круге.
Однако в условиях гонки все трое были примерно равны. Ален Прост, как и его партнер по McLaren'у Ники Лауда (чье время на первой квалификации было аннулировано из-за того, что заднее антикрыло его болида было на 3 мм шире положенного) использовал углеродные тормоза. На Brabham Пике накануне гонки были установлены металлические диски. Даст ли это преимущество в гонке? Или все будет зависеть от моторов и коробок передач? Или от гонщиков?
Прост, потерявший сцепление задних шин с покрытием уже после 8-ми кругов, "завял" первым. Спустя еще 8 кругов Дерек Уорвик, уверенно занимавший 4-е место, первым из пользователей Мишлена заехал на пит-стоп за новой резиной. Трек становился все более и более скользким, температура росла и гонка оказывалась в руках у "гудьировцев".
Мэнселл - быстрейший на первых 20-ти кругах - это доказывал. Пройдя Проста, он начал настигать Пике по 2 секунды с круга. Даже на разгоне он был не медленнее Brabham'а Пике и, догнав его, Найджелл в течение 4-х кругов приглядывался и примерялся. Его JPS 95T разработанный Дюкаружем чувствовал себя отлично, как и мотор от Renault. А потом на 17-м круге заклинило 2-ю передачу. После того, как Lotus промчался перед стендом в воздухе повис запах масла. Мэнселл сошел после 27-ми кругов с выпавшими 2-й и 3-й передачами.
Притязания Уорвика, подкрепленные его пит-стопом на котором он переобулся в более жесткие Мишлены и проиллюстрированные рекордом круга в гонке были развеяны похожим образом. Вскоре после выхода на третье место, на 36-м круге, Уорвик остановился с вышедшей из строя 5-й передачей. И, словно ставя рекорд, две оставшиеся машины с моторами Renault пострадали из-за поломок в коробках передач. Патрик Тамбэ, который на 17-м круге поменял резину, сошел с выпавшей 4-й, а Элио де Анжелис шедший за 12 кругов до финиша вторым и казавшийся возможным победителем, потерял 2-ю. Не опускаясь ниже третьей и переключая прочие передачи с предельной мягкостью, де Анжелис "докатил" свой JPS до финиша.
Кроме вышеперечисленных пилотов позиции Пике угрожали Микеле Альборето (Ferrari) и Эдди Чивер (Alfa Romeo). Чивер здорово пилотировал на столь подходящем под его стиль кольце. Ему удался великолепный старт и он за один круг поднялся с восьмого до пятого места. После того, как у Проста возникли неприятности, погоню за Пике и Мэнселлом возглавил Чивер. Уже к 16-му кругу было ясно, что Гудьир сегодня в ударе. Казалось, что Мэнселл обгонит Пике, а Чивер вел Альборето и де Анжелиса. McLaren'ы шли 6-м и 7-м (Лауда скоро остановится для замены шин, а затем остановится совсем - мотор), а остльные - Бутсен (на Arrows-BMW с удлиненной колесной базой), Тамбэ, Сенна, Росберг, Беллоф и Брандл - были так далеко, что до поры представлялись не опасными.
Однако это была необычная гонка. На трассе происходило гораздо больше аварий и поломок, нежели обгонов. Настолько много, что к 35-му кругу на треке осталось всего лишь девять машин. Для Чивера гонка закончилась на 22-м круге, когда у его Alfa Romeo внезапно взорвался мотор. Альборето, нянчившего свою Ferrari в 17-ти секундах позади Пике на 51-м круге постигла та же участь.
И вот тогда в поле зрения попал некий Мартин Брандл - человек переживший в Монако серьезную аварию и чей отец всего второй раз присутствовал на гонке сына. У Брандла был напряженный уикэнд. Он не сразу приноровился к трассе, особенно к быстрому левому повороту ("Поворот 4") в котором Секотто, де Чезарис и Беллоф вылетали в отбойник и к такому же быстрому "Повороту 1". Но, постепенно, все начало становиться на свои места.
"После первой сессии я долго разговривал с Найджелом Мэнселлом," - вспоминает Брандл, - "Он мне немного помог, хотя некоторые траектории из тех, что он использует подходят исключительно для турбоавтомобиля. С мотором Cosworth все время нужно держать обороты на максимуме. Во второй день я, к примеру, нашел много времени - 1500 оборотов - в "Повороте 1". Я захожу глубоко, с заслонкой открытой примерно на четверть, а затем, когда машина почти полностью выравнивается, полный газ. У меня не сразу получилось в это "въехать", но после первой удачи проблем больше не было."
Какой ясно и трезво мыслящий гонщик Мартин Брандл! Рано утром в субботу он искал места, где он мог бы в гонке пропускать смены передач. Он здорово квалифицировался в тот день и на круге, который он проехал быстрее, чем обладатель поула в 83-м на турбоавтомобиле, прошел несколько машин. Утром перед гонкой он чувствовал себя превосходно.
"У меня здорово болела шея после Монако," - скажет он позже, - "Но прошлой ночью моя жена, Лиз, сделала мне по-настоящему хороший массаж и утром я проснулся, чувствуя себя так хорошо как уже давненько не случалось!"
Во время разогревочной тренировки, где лучший круг Брандла был снова смазан толкучкой, выпускник F3 показал свою зрелость. Он проверял как трасса держит машину за пределами общей колеи, в поисках возможностей для обгона и он заметил как Айртон Сенна, увидев в зеркалах красный Tyrrell - спонсируемый в день гонки производителем пива Old Milwaukee, а также Yardley Gold - начал "обгонять на торможении самого себя". "Между мной и Айртоном еще сохранилась напряженность," - сказал Брандл после разогрева, - "Внешне это может и незаметно, но я это чувствую."
Злой на себя за старт в Канаде, когда он на первом круге потерял очень много мест, Брандл был настроен в Детройте взять реванш. Этого у него не вышло, но он хотя бы остался при своих, закончив первый круг следом за Сенной.
"Почти с самого старта я мог видеть, что у Сенны проблемы с его запасным Toleman'ом. Казлось, что он не в состоянии остановить эту штуку. Но, конечно, не могло быть и речи, что он пропустит меня. Он пилотировал точно так же как в F3 - никаких щелей." Беллоф в субботу был медленнен из-за того, что по причине своей аварии он не смог толком опробовать квалификационные Гудьиры. На разогревочной же тренировке он был сенсационно быстр в своем запасном Tyrrell'е и уступил только Арну. На первом круге гонки он и Брандл задели друг друга колесами.
Так что в середине пелетона борьба был отчянная. Тьерри Бутсен после 7-ми кругов шел на своем Arrows-BMW, скачущем по поребрикам и страдающем весьма зрелищной избыточной поворачиваемостью, впереди пилотов Tyrrell'а и позади Сенны. На следующем круге при попытке пройти Бутсена и Сенну Брандл в "Повороте 1" "обогнал на торможении самого себя", сошел с траектории и пропустил Беллофа. На 22-м круге, наконец, можно было вздохнуть с облегчением. Toleman Сенны на входе в "Поворот 1" потерял колесо. Бразилец в аварии не пострадал, а Брандл стал восьмым. Сход Чивера сделал его седьмым, а проблемы Бутсена (мотор) и Росберга (то же самое) позволили ему завязать борьбу за пятое место. Arrows сошел на 28-м круге и Брандл вдруг оказался в очках.
В этот момент Кен Тиррелл зазвал Брандла в боксы за водяным балластом. Это было умно, так как Мартин застрял за Росбергом, а зная Детройтские особенности, для Tyrrell'ов свободное кольцо на последних стадиях гонки - важнейшее условие. В случае с Беллофом это была чистая теория. На 33-м круге на выходе из шиканы он зацепил ограждение, ударился о стену и сошел. В тот момент он шел 6-м. Сенна повредил свой Toleman в том самом месте при тех же самых обстоятельствах.
Брандл вернулся в гонку 7-м, все еще в том же (сравнительно длинном) круге, что и Пике. Альборето шел 2-м, де Анжелис защищал свое третье место от атак Уорвика, Росберг был 5-м, а Прост 6-м.
Брандл быстро шел вверх. Проста развернуло, и он поехал в боксы менять проколотое заднее колесо. На первом пит-стопе он обул жесткие Мишлены, а теперь на его McLaren были установлены мягкие 05-е и француз почувствовал, что машина ведет себя лучше, чем за весь день до этого.
Так Брандл стал 6-м. А затем и 5-м, когда Уорвик сперва замедлился, а затем остановился. За 20 кругов до конца Брандл отставал от Пике на 46 секунд. Его Tyrrell хорошо управлялся, после того как небольшая недостаточная поворачиваемость была "устранена" легким касанием с ограждением Armco, зато мотор DFV издавал какие-то болезненные звуки, потому, что выхлопная труба сломалась. Правда, потеря мощности была незначительной. Гораздо более серьезное значение имел кусок бумаги, попавший в воздухозаборник Brabham'а Нельсона Пике.
Остановился с дымящимся мотором Honda Росберг - Брандл стал четвертым. Остановился с откзавшим мотором Альборето - Брандл стал третьим, в 10 секундах за де Анжелисом и в 33 секундах за Пике. Оставалось еще 10 кругов.
"Я немного беспокоился о своей физической форме после Монако," - сказал Брандл позже, - "Но на последних 10-ти кругах я чувствовал себя хорошо. А потом, когда я начал догонять Элио, я почувствовал себя еще лучше!"
Из-за неполадок с коробкой передач в JPS, Брандл и в самом деле настигал де Анжелиса. Он прошел его на 56-м круге, а в это время Пике, следящий за температурой мотора все замедлялся и замедлялся, проходя круги за 1.53 и 1.54. Брандл, делавший это за 1.49 был, похоже, в состоянии догнать и его!
Да вот открутилась крышка емкости с водой. На 58-м круге, имея гандикап в 18 секунд и быстро его "пожирая", Брандл почувствовал что в кокпите в районе ног что-то катается. Ему приходилость отодвигать это что-то левой ногой и при этом терялось время. Когда он разобрался в этой проблеме пройти оставалось три круга и он все еще на 16 секунд отставал. 11 секунд, 4,7 секунды - и на 63-м круге они шли вместе.
"Я знал, что Нельсон не упустит победы," - сказал Брандл, - "Так что я не очень-то рассчитывал побить его. Увидев его перед собой, я все же разволновался. Одно дело видеть цифры на табло, которое показывают со стенда, другое дело видеть машину соперника..."
Пике, конечно, все рассчитал. Следя за мотором, он позволил Альборето приблизиться более чем до 10 секунд. Затем на 47-м круге, он показал время 1.47 немедленно оторвавшись еще на 2 секунды. Когда Альборето сошел он снова замедлился до 1.51.
Итак, он был первым, впереди двух "гудьировских" автомобилей, на одном из которых стоял Cosworth. Вопрос вот в чем: как удалось Пике заставить свои Мишлены протянуть 63 круга? Как, в гонке в которой Прост финишировал 5-м и предпоследним, Пике удалось продемонстрировать достоинства Мишленов и турбо? Может быть при помощи самого мотора BMW. Когда он настроен на медленное кольцо, да еще и с улучшенным контролем качества, он надежен, имеет незначительное запаздывание реакции на нажатие педали газа и хороший диапазон мощностей. TAG-turbo тоже надежен, но он выдает мощность более резко, особенно на выходе из медленных поворотов.
Жарким днем в Детройте отличной силе сцепления противостояло легкое проскальзывание колес. Проскальзывание, однако, достаточное чтобы уничтожить мягкие Мишлены.
С набитой сухим льдом педальной частью кокпита и без проблем с правой ступней, Пике в Детройте победил. Как и Brabham, как и BMW. Теперь чемпионат стал и в самом деле совсем открытым.



1Нельсон ПикеBrabham631:55'41.842
дк Мартин БрандлTyrrell631:55'42.679
2Элио де АнджелисLotus631:56'14.480
3Тео ФабиBrabham631:57'08.370
4Ален ПростMcLaren631:57'37.100
5Жак ЛаффитWilliams621:57'18.068
нфМикеле АльборетоFerrari491:29'33.100Двигатель
нфКеке РосбергWilliams471:26'35.699Выхлоп / турбо
нфДерек УорикRenault401:13'29.412Коробка передач
нф/дкШтефан БеллофTyrrell33
Авария
нфПатрик ТамбэRenault331:01'23.595Трансмиссия
нфФилип АльоRAM331:04'13.265Тормоза / авария
нфНики ЛаудаMcLaren331:26'12.110Электроника
нфНайджел МэнселлLotus2749'28.623Коробка передач
нфТьери БутсенArrows2749'38.922Двигатель
нфАндреа де ЧезарисLigier2455'55.490Перегрев двигателя
нфДжонни ЧекоттоToleman2344'13.073Сцепление
нфЭдди ЧиверAlfa Romeo2138'36.148Двигатель
нфАйртон СеннаToleman2138'51.847Поперечный рычаг
подвески / авария
нфРикардо ПатрезеAlfa Romeo2039'24.254Разворот / подвеска
нфФрансуа ЭсноLigier35'58.551Столкновение с Гиндзани
нфПьеркарло ГиндзаниOsella35'58.632Столкновение с Эсно
нфРене АрнуFerrari24'00.958Авария
нфДжонатан ПалмерRAM24'13.367Взрыв покрышки / авария
нфМанфред ВинкельхокATS (Auto-Technisches Zubehor)0
Двигатель / авария
нсМарк ЗурерArrows

Удар в Пике до рестарта
нквХуб РоттенгаттерSpirit



Журнал "AUTOCAR", 1984
Перевод: Максим Кураев.
romb.hut2.ru



Знаете ли Вы что...