09-1984г. Гран-при США. Даллас
Условия были классически росберговскими: жара, грязный трек и "стайерская" двухчасовая гонка. Все, что нужно было сделать Williams`у - это обеспечить гонщика пуленепробиваемой машиной, которой можно было бы управлять. Трудновыполнимая задача, учитывая предыдущие выступления FW09 на медленных кольцах. Даллас, однако, отличался от Детройта, а также от Монреаля и Монако. Williams в субботней тренировке сотворили нечто похожее на прорыв: они посадили Росберга в новое запасное шасси, но использовали первоначальный монокок FW09, 1983 года. Так стало гораздо лучше, и это многое говорит (или не говорит) о шасси Williams`а 84 с его новыми характеристиками.
Росбергу вдруг удалось получить хорошее сцепление с дорогой и хороший баланс. Все остальное сделали он сам, Honda и команда. Несмотря на жару, прямо по грязи, Росберг пробился наверх. Голову его защищал водоохлаждаемый подшлемник, а во рту он держал освежающую карамель. Мотор Honda V6 был надежен. Гудьиры "С" - мягкие гоночные шины - поначалу казались достаточно стойкими.
Соперники вокруг него валились с такой же скоростью, с какой накануне укладывались ряды бетонных отбойников. Вскоре после выхода в лидеры - примерно две секунды спустя - Дерек Уорвик въехал на своем Renault в стену. Занимавший шестое место Патрик Тамбэ, его партнер по команде, сделал то же самое. Оба Ligier, обе Alfa и оба Toleman закончили гонку в бетоне, причем Эдди Чивер чуть было не устроил грандиозную аварию в быстрой (4-я передача) шикане. Похоже закончили гонку и оба McLaren`a.
Оппонентам конец.
Неразрешимую проблему поставил правый поворот (2-я передача) перед первой шпилькой. Особенно тяжело приходилось гонщикам в Мишленах. Было необходимо держаться апекса так близко, как только можно: тогда у вас появлялся призрачный шанс избежать мусора, щедро рассыпанного за оптимальной траекторией. Нужно было целить машину на апекс и надеяться, что вы не ошиблись. Дважды Айртон Сенна входил в поворот слишком близко и дважды ему приходилось заезжать в боксы за новыми колесами. Затем Ален Прост, который за 11 кругов до финиша уверенно лидировал, допустил ту же ошибку. Как вскоре и Ники Лауда. Лауда шел третьим, без всякой надежды догнать Росберга и Арну (Ferrari). Он решил не ехать быстро, чтобы не допустить ошибки. Таким образом он поехал медленно и эту самую ошибку допустил. Оба McLaren`а выбыли, оба Renault сошли еще в начале гонки, Brabham-BMW Нельсона Пике уткнулся в барьер из шин (с самого старта беспокоивший гонщика дроссель отказался закрываться) и Росберг, к своему удовольствию, выиграл.
Был, правда, в Далласе один человек, который заставил Росберга потрудиться. Впервые в карьере завоевав поул-позишн, Найджел Мэнселл превосходно стартовал и лидировал первые 35 кругов этой гонки по сковородке. Образно выражаясь - ни проблем, ни пота. Говоря языком абсолютов, Мэнселл на кольце не совершил ни единой ошибки и, не теряя лидерства, ехал максимально медленно. Его усилия не пропускать Росберга позднее заставили пилота Williams`а отпустить несколько колких замечаний. На подиуме Росберг сказал, что Мэнселл не заслуживает места в Формуле-1. "Он ездит как школьник", - сердился финн, имея в виду постоянные рыскания Мэнселла на прямой.
В этот момент произошла странная штука. Далласские зрители, непривычные к Формуле-1, но изо всех сил старающиеся полюбить ее и все, что она приносит в Техас, услышав слова Росберга, неодобрительно зашумели. Несколько минут спустя в помещении для прессы Росберг продолжил критику, говоря что он, Росберг, не чиня препятствий пропустил Проста. Почему же Мэнселл не пропустил его?
"Потому, что я лидировал", - сказал Мэнселл позднее. "Было очевидно, что необходимо беречь резину и я ожидал, что Кеке засядет у меня за спиной и будет ждать пока я совершу ошибку или что-то в этом роде. Так мы оба могли бы сохранить шины в целости. В данных обстоятельствах я был вынужден использовать всю ширину полотна и даже больше. Резине это никак не вредило".
Вышесказанное дает ясное представление о выступлении Найджела Мэнселла в Далласе. Он и Росберг были лучшими пилотами на треке по шкале "скорость против ошибок". И в самом деле, ни тот ни другой за весь уикэнд ни разу не задели стен, что само по себе является подвигом, учитывая две аварии Лауды в тренировках, две таких же аварии де Анжелиса, серьезную аварию Мартина Брандла (сломанные левая лодыжка и правая ступня) и все прочие неприятности гонки.
Росберг, агрессивный и с классической избыточной поворачиваемостью, резко контрастировал с Мэнселлом, с его точностью и "ах-каким-поздним" торможением. И все же в условиях гонки оба оказались в состоянии сделать одну и ту же работу. В то время как другие пилоты портили шины о мусор и цеплялись за стены, Мэнселл и Росберг летели по трассе перед собравшейся толпой и телевизионными камерами, снимающими гонку - кое что подвергавшееся серьезному сомнению утром в воскресенье.
В день гонки "цирк" прибыл на кольцо в 6:30 с затуманенным взором и пока еще не потея. Разогревочная тренировка была назначена на 7:15, а гонка на 11:00, но рекорд скорости утром достался экскаватору JSB: всю ночь служащие кольца копали ямы и укладывали цемент на покрытие уже послужившее причиной ряда аварий.
"Я предложил им не проводить гонку CanAm в субботу днем," - сказал Ники Лауда довольно растерянно. "Однако они ее не отменили. А теперь ситуация просто абсурдная. Хорошо еще если мы вообще стартуем, а о воскресенье и речи нет."
Однако быстро схватывающийся бетон, а также угрожающая ситуация с расписанием телевидения и самолетов в Далласском аэропорту подвигли Бернара Экклстоуна на еще одно из его быстрых решений: забудьте о разогреве. Три круга и на старт. Были жалобы ("Ты видел выбоины на кольце, Берни?" "Да, они смогут их объехать") и разговоры о бойкотировании пилотами гонки. Однако как обычно не произошло ничего, кроме старта. Лэрри Хэгмен взмахнул зеленым флагом и гонщики пошли на прогревочный круг.
Во главе пелетона шел мэнселловский Lotus-Renault, поул-позишн был ему наградой за блестящее пилотирование и безупречную работу шин Гудьир на грязном покрытии. Вся квалификация прошла под знаком его возвращения в первые ряды. Быстрейший круг за уик-энд был пройден утром в пятницу, когда на McLaren`е-ТАG обутом в гоночные Мишлены 05 Ники Лауда преодолел дистанцию за 1.35,317. В квалификационной резине он был на 3 секунды медленней - и в полдень в пятницу, когда температура превысила 100 градусов по Фаренгейту его лучший круг незадолго до аварии был 1.37,9. Жара ухудшала сцепление шин с дорогой и снижала мощность, а трек в первом и втором поворотах начал разрушаться. Для Мишленов камешки были смертью. Для Гудьиров... для Гудьиров ситуация была чуть лучше.
Вскоре однако Даллас проявил свои своеобразные качества. Хорошо организованный и поданый, чистый и готовый превратиться в ярмарочную площадь этого штата в стиле арт-деко, увешанный лиловыми и голубыми транспарантами, объявляющими о Далласском Гран При, с пит-лейн, наводненной роскошными и дорогими техасскими костюмами и списком вечеринок, с легкостью сменяющих друг друга с утра до ночи, Даллас, казалось знал, чего хочет, старался этого достичь и преуспевал. Большинство далласских "сливок общества" присутствовали на гонке, например, Клифф Барнс на одной трибуне, Джей Ар Юинг на другой. В квалификации перед гонкой Renault pro-am, Бобби и Рэй старались изо всех сил для композитора-исполнителя Криса Кросса. А также присутствовало еще много настоящих техасцев - в пятницу 30.000, в субботу - 58.000 и почти 90.000 в воскресенье. Как сказал Лэрри Уолдроп во время своего визита в Англию в этом году: "В Далласе можно получить неплохой доход."
Эти зрители имели возможность понаблюдать как пилоты борются с самой жестокой жарой со времени Гран При Аргентины в 1977 году. Квалифицировавшись лучше Нельсона Пике, Коррадо Фаби перекрасил свой шлем в серебристый цвет для того, чтобы он лучше отражал солнечные лучи. Элио де Анжелис и Марк Зурер прилепили к своим шлемам охладительные трубки - прямо как центурионы, только без перьев. Де Анжелис, проехав в четверг днем девять кругов, вылез из машины буквально выжатым, он с трудом мог дышать, не говоря уже о том, чтобы потеть. Ситуация была такой же экстремальной как в Монако, только на этот раз было жарко.
Стартовое поле выстроилось так как и предсказывали, за исключением того, что Brabham`ы и Прост были медленнее, чем обычно. В пятницу Гордон Марри опробовал экстра-большой охладитель масла, но в субботу отверг его и вернулся к "стандартному" переднему охладителю масла. В этом случае машина не только приобретала лучший баланс, но и сохраняла температуру двигателя на хорошем уровне. К этому времени, правда, улучшаться было уже поздно - трек стал слишком медленным, особенно если красные флаги, возвещавшие об еще одной аварии Лауды портят твой лучший круг.
Прост в пятницу использовал слишком мягкую резину, а в субботу с отвращением опустил руки. В пятницу утром он был совсем близко к Лауде, так что скорость была при нем и перспективы на гонку казались хорошими. Однако на этот раз Прост был побежден Лаудой и кондициями трека. Удивительным в субботу было время Дерека Уорвика. Хорошо работающие тормоза его Renault RE50 и невероятно точное вождение дали ему 1,7 секундное преимущество над пилотом показавшим второй результат. Тогда никто не обратил внимания, но этим пилотом был Росберг.
Днем позже, на 34-м круге гонки состоящей из 67, а не из 80-ти кругов вопрос об исходе гонки висел в воздухе: Мэнселл вел Росберга, Проста, де Анжелиса и Лауду, занимавший шестое место Пике был далеко. С главной трибуны свистели и кричали, но у людей на пит-лейн лица были нервными. Чья чаша весов перевесит: Гудьир или Мишлен, Lotus, Williams или McLaren?
Разрешая интригу, как-то вдруг потерял сцепление своих Гудьиров "С" с дорогой Найджел Мэнселл. Как было позже установлено, передние шины англичанина были под более высокой температурой, нежели у Williams`а Росберга (лучшее сцепление спереди у Lotus`а Дюкаружа?) Мэнселл замедлился, а на 39-м круге поехал за новой резиной. Таким образом Прост стал вторым и сразу же стал бороться за лидерство. На 40-м круге разрыв между ним и Росбергом составлял 5 секунд, но за три круга он исчез - как и Мэнселл, Росберг начал терять резину. Прост прошел Williams на 49-м круге и финн ничего не мог поделать, McLaren имел намного лучшее сцепление с дорогой.
Так что получалась еще одна "маклареновская" гонка, где Лауда финиширует вторым или третьим, в зависимости от состояния шин Росберга. Но повторения Детройта не произошло. Там Гудьир выиграл войну шин, но проиграл гонку. Здесь надежды Мишлена развеялись после того, как пилоты McLaren`а допустили ошибки. За десять круов до финиша Росберг снова шел впереди, а за ним Арну, шины которого были посвежее шин де Анжелиса. Лауда шел третьим, но его ждал сход, де Анжелис четвертым, Лаффит, подтверждая боеготовность Williams`а пятым. Если бы Лаффиту удалось квалифицироваться лучше он был бы выше.
Так они и финишировали, только Лауда сошел. После остановки в боксах у Найджела Мэнселла возникли проблемы с тормозами и коробкой передач, но он все же шел на пятое место. Однако на выходе из последнего поворота он остановился с окончательно вышедшей из строя коробкой. Невероятно, учитывая нагрузки двухчасовой гонки, но Найджел выскочил из кокпита и начал толкать машину к финишной черте, в надежде выжать хоть что-то из гонки, которую он мог бы выиграть. Протолкав Lotus около 10 метров он, не сняв шлем, рухнул рядом с машиной.
Внутри комментаторских кабин были слышны крики поддержки. Один комментатор из Северной Америки, мира, знающего лишь 200-мильные скорости "Инди", бейсбол и футбольную лигу, повернулся к другому и сказал: "Знаешь, что мы только что узнали? Оказывается гонщики Формулы-1 мужики с характером."
1 | Кеке Росберг | Williams | 67 | 2:01'22.617 | |
2 | Рене Арну | Ferrari | 67 | 2:01'45.081 | |
3 | Элио де Анджелис | Lotus | 66 | 2:01'39.507 | |
4 | Жак Лаффит | Williams | 65 | 2:01'30.863 | |
5 | Пьеркарло Гиндзани | Osella | 65 | 2:02'50.608 | |
6-нф | Найджел Мэнселл | Lotus | 64 | 1:59'48.882 | Коробка передач / нехватка топлива / толкал автомобиль к финишу |
7 | Коррадо Фаби | Brabham | 64 | 2:02'01.689 | |
8 | Манфред Винкельхок | ATS (Auto-Technisches Zubehor) | 64 | 2:03'22.290 | |
9 | Ники Лауда | McLaren | 60 | 1:49'22.013 | Авария |
нф | Ален Прост | McLaren | 56 | 1:41'06.147 | Авария |
нф | Тьери Бутсен | Arrows | 55 | 1:42'28.360 | Авария |
нф | Микеле Альборето | Ferrari | 54 | 1:39'17.721 | Авария |
нф | Марк Зурер | Arrows | 54 | 1:42'18.923 | Авария |
нф | Айртон Сенна | Toleman | 47 | 1:29'16.261 | Ведущий вал |
нф | Джонатан Палмер | RAM | 46 | 1:28'56.093 | Электрика |
нф | Нельсон Пике | Brabham | 45 | 1:21'50.022 | Заклинило дроссель / авария |
нф | Патрик Тамбэ | Renault | 25 | 45'11.549 | Авария |
нф | Джонни Чекотто | Toleman | 25 | 48'29.399 | Авария |
нф | Андреа де Чезарис | Ligier | 15 | 27'25.107 | Авария |
нф | Хуб Роттенгаттер | Spirit | 15 | 30'15.453 | Утечка топлива в кокпит |
нф | Рикардо Патрезе | Alfa Romeo | 12 | 22'36.043 | Авария |
нф | Дерек Уорик | Renault | 10 | 17'53.832 | Авария |
нф/дк | Штефан Беллоф | Tyrrell | 9 | 16'41.961 | Авария |
нф | Эдди Чивер | Alfa Romeo | 8 | 14'49.555 | Авария |
нф | Франсуа Эсно | Ligier | 0 | Авария | |
нс | Филип Альо | RAM | Автомобиль поврежден | ||
нкв | Мартин Брандл | Tyrrell | Авария / переломы ног |
Журнал "AUTOCAR", 1984
Перевод: Максим Кураев.
romb.hut2.ru