Гран-при Великобритании 1984 года: Красное и белое на скорости 124,406 миль в час
Гран-при Великобритании 1984 года: Красное и белое на скорости 124,406 миль в час
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

10-1984г. Гран-при Великобритании

10-1984г. Гран-при Великобритании

Marlboro Mclaren-TAG-turbo Ники Лауды выиграл не только спонсируемый фирмой John Player Гран При Великобритании, но и гонку Мишленов
В прошлое воскресенье на трассе Брэндс-Хэтч Brabham дважды попытался побить Marlboro McLaren и в обоих случаях попытки эти успеха не принесли. Первая, на мягких Мишленах, окончилась пузырями. Вторая, на жестких Мишленах, окончилась разгромом. К концу британской гонки Нельсон Пике драматически замедлился, потому, что его BMW-turbo совсем не выдавал мощности, но судьба Гран При была твердо и бесповоротно определена задолго до этого. Прост прошел его уже на старте, а Лауда обогнал его в начале 17-го круга. Пике мог бы финишировать вторым, если бы не отказ мотора, а так он стал седьмым.
Две попытки? Гран При Великобритании с огромной 105-тысячной зрительской аудиторией, с миллионными суммами, с магазинами и ларьками, со всеми своими лужайками и полянками стал, фактически, двухактным спектаклем. Гонка была остановлена после 12-ти кругов, после того как Джонатан Палмер слишком широко зашел в поворот Клиэруэйз и его Skoal Bandit RAM-Hart тяжело ударился о выложенную покрышками стену. Красные флаги были выброшены когда Манфред Винкельхок уже разбил свой ATS-BMW и Osella-Alfa Джо Гартнера, уже стояла у обочины и когда - только т-с-с-с! - Нельсон Пике испытывавший, по видимому, проблемы с шинами отправился на пит-стоп. Неподвижные машины были сочтены опасно расположенными.
"Это скандал" - сказал Элио де Анжелис, бывший на тот момент быстрейшим из пользователей Гудьира. "С чего это они остановили гонку? На брифинге пилотов было сказано, что гонка не будет остановлена даже в случае дождя. Если только пострадает пилот они обещали выкинуть красные флаги. Но с Палмером было все в порядке. Мы все это прекрасно видели. Спросите меня и я вам отвечу, что все это мошенничество чистой воды. Это, что совпадение, что гонка была прервана когда у Пике возникли неприятности?"
Это точно, Пике заехал на пит-стоп в конце 12-го круга. Несмотря на поул-позицию, Brabham был не так уж и хорош, и с самого начала гонки это было очевидно. Команда потеряла слишком много времени с новым кузовом и новой настройкой радиатора, которые они испытывали в пятницу. В прохладную, сырую погоду модифицированное шасси BT53B напрочь отказалось разогревать шины, хотя бы до мало-мальски приемлемых температур. Конструктор, Гордон Марри, был озадачен. На тестах новая настройка работала превосходно. Зато в Брэндсе кивать не приходилось на разбалансированность - сцепления не было ни у задних, ни у передних колес.
Совершив мужественный поступок, учитывая свою репутацию новатора, в субботу Марри вернулся к почти стандартной настройке. Изменения были сохранены только в геометрии задней подвески. В этот раз Пике был быстр (день был гораздо жарче) и установил лучшее время вскоре после полудня. Движения на кольце было не много и Пике был быстр. Было сцепление с покрытием, была тяга и, как всегда, была мощь BMW. Соперники на пит-лейн посмеивались: пересмотренная настройка модификации "В" ликвидировала эффективность Brabham'овского заднего крыла. Поздним субботним вечером в гараже команды мучился сомнениями Марри: "Заднее крыло тут, конечно, не причем. Мы это знаем по тестам в аэродинамической трубе. Нет. Если честно, я вообще не уверен, что понимаю, что происходит. Будет интересно посмотреть как поведет себя новая модификация кузова в более жарких условиях. В этих обстоятельствах мы сделали единственно разумную вещь - вернулись к тому, что абсолютно точно будет работать - к старой настройке."
Пике был быстрейшим, но с полными баками заездов не проводилось. Настройка осталась и на воскресное утро, когда прохудившийся внутренний охладитель не позволил провести полноценной тренировки. На кочках покрытия в Брэндс-Хэтче Brabham не выглядел таким хорошо "объезженным", как McLaren'ы, и перед гонкой Пике был не слишком самоуверенным. Выбор резины был сделан, однако, впечатляющий - полумягкие 05-е на левую сторону и мягкие 06-е на правую.
McLaren, в течение двух дней не имел никаких проблем, за исключением небольших трудностей в субботу днем, когда новый "квалификационный" охлаждающий спрэй был закачан в теплообменники слишком поздно, чтобы Прост мог использовать его в первом заезде, а масло на треке испортило второй, в котором он был обут в 05-е. Это говорило вот о чем: выбор Brabham'а был и в самом деле амбициозным, но McLaren'ам более мягкая резина была просто не нужна. На этом среднескоростном кочковатом кольце с поворотами, проходимыми на 4-й передаче и тремя жуткими левыми виражами McLaren'ы от Джона Барнарда были эталоном для всех остальных. Как раз перед тем, как де чезарисовское масло замедлило его, привередливый Прост был вынужден сказать, что его шасси - лучшее из всех, что он когда-либо пилотировал. Точка. Только механическая поломка или невероятно удачный выбор резины, Brabham'ом например, могли помешать McLaren'ам победить.
Команды Гудьира в борьбе не участвовали. Удивительно успешные июньские "резиновые" тесты Найджела Мэнселла, во время которых он на своем Lotus-Renault проходил круг в квалификационных шинах за 1.10,8, а в гоночных за минуту двенадцать с половиной были не более, чем дразнящим воспоминанием. Возможно из-за того, что после этих тестов Гудьир отливал задние шины в форме большего размера, а может быть из-за загадочного огреха в производстве, квалификационные Гудьиры в Брэндсе были не только медленны, но и недолговечны. Их едва хватало на круг, в то время как Мишлены позволяли проехать два быстрых круга. Быстрейшее "гудьировское" шасси - Lotus 95T - на гоночной резине было тоже на 2 секунды медленнее быстрейшего "мишленовского" - McLaren'а.
JPS Lotus мог надеяться на победу только во внутренней гонке Гудьира, да на унаследование вакансий оставленных сошедшими автомобилями более быстрых команд. Причем с де Анжелисом. Найджел Мэнселл, потенциальный победитель на бумаге, за весь уикэнд кроме проблем ничего не видел: сгоревший мотор в пятницу, сломанная коробка передач в субботу и все вместе в воскресенье. Это впрочем были еще цветочки в сравнение с прочими неприятностями Найджела - устной критикой от коллег после Далласа и санкцией (штраф 6 тысяч долларов и условное лишение лицензии на пол-года) наложенной на него FISA за участие в аварии в Детройте. Учитывая направленные на поддержание командного духа высказывания де Анжелиса ("Я согласен с решением FISA") и масло, подливаемое в огонь руководством Lotus'а ("Элио имеет право на свое мнение"), вскоре стало очевидно, что есть кое-что поважнее для Lotus'а, чем успех на трассе в Брэндсе британского пилота. Это успех на трассе в Брэндсе итальянского пилота.
Свары в паддоках? Уикэнд был как раз такого сорта. "Проблема Tyrrell'а" окрасила Брэндс в те же тона, что и "Проблема допинга" окрашивает Олимпийские игры. Разве что наказание в случае Tyrrell'а было бы эквивалентно убийству атлета, принявшего допинг. По темным углам кучковались люди - велись тихие разговоры о следующем сезоне и прерванных контрактах. В пресс-центре - прекрасном сооружении в черно-золотом декоре и с телевизором по которому показывали гольф - компьютеры Acorn расписывали уикэнд: "В 15:30 состоится пресс-конференция Tyrrell'а. В 14:15 состоится пресс-конференция FISA. Цитата из Нельсона Пике: "Я очень доволен автомобилем. Я уверен, что завтра у меня будет все хорошо."
Присутствовало также и физическое насилие. Сразу после того как Айртон Сенна был очень грубо блокирован во время официальной субботней квалификации, бразилец примчался в гараж Ferrari, чтобы найти Рене Арну. "Ты что делал, а?" - спросил он по-итальянски. "Отвали!" - отмахнулся от него француз. После этого Сенна вывернул Арну руку и посоветовал ему больше никогда этого не делать. В гонке, впрочем, единственный шанс заблокировать Сенну у Арну был когда бразилец обходил его на круг.
Трагедия заключается в том, что случилось нечто более важное, чем все это, но мало кто об этом задумывался, не говоря уж о том, чтобы обсуждать: всего лишь на втором круге квалификации Джонни Секотто на совершенно новом шасси Toleman, которое он в течение этой недели обкатывал в Сильверстоуне, обутый в еще холодные Мишлены, на третьей передаче потерял управление в повороте Уэстфилд, подскочил на бордюре и в стиле Инди, под прямым углом воткнулся в заграждение. Удар на скорости 120 миль в час вдребезги разнес передок углеволоконного шасси, разбросав по сторонам детали подвески, а также раздробил обе ноги Секотто. Он выжил, потому, что ему была оказана квалифицированная помощь. Но он вряд ли когда-либо сможет гоняться снова.
Получив возможность сконцентрироваться на одной машине и целую кучу Мишленов, Toleman пережил катастрофу и проделал отличную работу для Айртона Сенны. И он в свою очередь не подкачал команду. В Брэндс Хэтче шасси Рори Бирна было в одном классе с McLaren'ами и Brabham'ом, а последней версии мотора Брайана Харта (с электронной системой управления) хотя и недостает BMW-подобной приемистости, зато ее вращающий момент и мощность делают мотор вполне конкурентоспособным. Как сказал сотрудник фирмы Мишлен: "Из пяти гонок с Toleman'ом мы узнали больше, чем за три года с Ligier..."
Как всегда консервативный, Toleman на гонку выбрал для Сенны 05-е и (жесткие) 10-е. "Мы не ожидаем, что сможем бороться с McLaren'ами или с Brabham'ом," - сказал перед гонкой Бирн, - "Но мы должны быть на равных с остальными. Поэтому идти на риск с шинами мы не будем."
"Остальные" - это по крайней мере одна из Renault, та у которой менее эффективная, но более "гоночная" конструкция нижней части кузова, Williams-Honda Кеке Росберга, хорошо настроенный, быстрый на прямой и здорово пилотируемый, а также обе Ferrari. У них в Брэндсе появилась новая конструкция радиаторов - Ferrari, как и Brabham испытывает нужду в снижении температур, но своих проблем с прижимающей силой команда так и не решила. Подобно Williams'у, Ferrari надеялась выиграть гонку в которой превыше всего была бы надежность.
Получили же они нервный, но закономерный Гран При, в котором никому не удалось сделать что-либо не за счет мотора, шасси или шин. Ничего такого не скоростных европейских кольцах. Это городские гонки избаловали нас всякими Росбергами, Мэнселлами, Беллофами и Брандлами.
В Брэндсе были McLaren'ы и были остальные. Когда гонку остановили Прост и Лауда были впереди Пике (въезжающего на пит-лейн), Уорвика и де Анжелиса. Росберг к этому времени уже сошел с отказавшим турбо (с 6-го места). У Мэнселла был смех на лужайке, а не мотор, а инцидент в третьем повороте убрал из гонки Алльо, Йоханссона (весьма неплохо заменяющего Мартина Брандла), Гартнера и Эдди Чивера.
На повторном старте Пике снова стоял на поуле (порядок берется за один круг до красных флагов), но Прост обошел его и вел так легко, как его тренировочные показатели и предполагали. Пике теперь шел на 05-х и 10-х и на каждом участке кольца был чуть-чуть медленнее. Его шины продержатся дольше, чем его угроза позиции Проста. Прост оторвался на 4 секунды, когда Лауда прошел Brabham в начале 18-го круга в повороте Паддок. Прост был впереди, и казалось, что гонка фактически закончилась.
Однако гонщику в новеньком шлеме Bell (GPA в Далласе сползал Просту на лоб и сужал угол зрения) в этот раз выиграть было не суждено. Может быть из-за повторного старта, а скорее просто потому, что так иногда случается на 26-м (37-м) круге на его автомобиле сломался подшипник. Прост, оторвавшийся на 11 секунд сразу сошел.
Теперь первым был Лауда, с минимальным отрывом от Пике. В гараже команды McLaren все еще подумывали о пит-стопе. В кокпите Brabham'а Пике был не пределе. Он мог сохранять отрыв от Лауды на одном уровне (около 2-х секунд), но колеса держали его хуже Лауды. При обгонах круговых Лауда обычно получал преимущество. Пике приходилось выжидать, в надежде найти лазейку.
А её так и не появилось - ошибок Лауда не допускал. В тот момент когда Лауда сам начал задумываться о пит-стопе, Пике отстал. Его двигатель начал терять мощность - сперва незаметно, потом очевидно. Наконец на 55-м (66-м) круге, турбо взорвалось. Пике просто покатился вперед в надежде приехать в очках.
Второе место досталось Дереку Уорвику. Используя 05-е и 06-е, Уорвик в первой части гонки был четвертым, имея худшее сцепление шин с дорогой, чем те, кто шел перед ним. К повторному старту он переобул заднее левое колесо в десятку и в дальнейшем гонка на всем своем протяжении была для него довольно ровной. Он легко оторвался от де Анжелиса, но ничего не мог поделать с McLaren'ами и Brabham'ом. На 100-м Гран При своей команды он ехал быстро и чисто и более чем оправдал свое решение остаться с Renault и в 1985-м году. Его партнер по команде, Патрик Тамбэ, наоборот, был растерян и расстроен. Уорвик имел преимущество новой системы конструкции выхлопа у его турбо Garrett и ему на повторный старт пересмотрели выбор шин. А Тамбэ было сказано остаться на 05-х и 06-х, которые он следуя в кильватере за своим напарником немедленно стер в пузыри. Невероятно, но на пит-стопе ему поставили третий комплект мягких шин (на 25-м круге). И эти шины тоже стерлись, а потом взорвалось турбо, лишив Тамбэ пятого места.
Гонка Гудьиров была наиболее захватывающей. До 54 (65) круга Айртон Сенна пытался пройти Lotus-Renault де Анжелиса. Toleman был быстрее в среднескоростных и медленных поворотах, а у Lotus'а было преимущество в мощности и приемистости. Сенна прекрасно спланировал гонку, использовал движение и берег резину. И, наконец, на торможении перед Паддок Хилл ему удалось просунуть нос своего Toleman'а во внутренний радиус. Сенна в этот момент был великолепен, а де Анжелис боролся с пузырями и, возможно, с теряющим мощность турбо. Инженерам Гудьира де Анжелис сказал, что он уступил Сенне из-за проблем с двигателем. А позже он противоречил сам себе, рассказывая прессе о том, что ему пришлось управлять машиной "с сильной недостаточной поворачивемостью". В любом случае де Анжелису пришлось как Пике и Тамбэ тихонько катиться до финиша, так как у него отказало турбо. В отличие от них ему удалось удержать свое место.
Так Сенна стал третьим, принеся второй подиум сезона Toleman'у и полный подиум Мишлену. Микеле Альборето приложив огромные усилия финишировал 5-м (у него была низкая скорость на прямых из-за огромного количества антикрыльев, которые он был вынужден использовать), а Рене Арну выиграл жаркое сражение с Андреа де Чезарисом и закончил гонку 6-м. Пике был 7-м (взорвалось бы турбо, если бы на машине стояли большие радиаторы?), а Тамбэ был классифицирован 8-м.
Так что это была целиком гонка Мишленов, да к тому же еще гонка команды McLaren. Безупречно пилотируя свой автомобиль, Лауда ее выиграл, побив рекорд очков, набранных пилотом за карьеру и подтвердив свои чемпионские притязания. Также в этот уикэнд было организовано и превосходное шоу. Кто-то из фирмы Гудьир на вопрос как всё прошло ответил: "Самолеты были превосходны!”




1Ники ЛаудаMcLaren711:29'28.532
2Дерек УорикRenault711:30'10.655
3Айртон СеннаToleman711:30'31.860
4Элио де АнджелисLotus701:29'47.675
5Микеле АльборетоFerrari701:30'22.465
6Рене АрнуFerrari701:31'00.053Столкновение с де Чезарисом
7Нельсон ПикеBrabham701:31'14.238Потеря турбонаддува
8-нфПатрик ТамбэRenault691:29'08.610Турбо / нехватка топлива
9Пьеркарло ГиндзаниOsella681:30'27.600
10Андреа де ЧезарисLigier681:30'43.603Столкновение с Арну
дкШтефан БеллофTyrrell68

11Марк ЗурерArrows671:30'18.612
12-нфРикардо ПатрезеAlfa Romeo661:27'18.556Разворот / нехватка топлива
нкХуб РоттенгаттерSpirit621:30'56.097Пит-стоп / носовой обтекатель
нфФрансуа ЭсноLigier4357'52.794Электрика
нфАлен ПростMcLaren3746'56.700Коробка передач
нфНайджел МэнселлLotus2432'04.963Коробка передач
нфТьери БутсенArrows2432'56.214Электрика
нфЖак ЛаффитWilliams1419'08.963Водяной насос
нфДжонатан ПалмерRAM1013'43.654Подвеска / авария
нфТео ФабиBrabham912'08.050Электрика
нфМанфред ВинкельхокATS (Auto-Technisches Zubehor)810'49.978Разворот
нфКеке РосбергWilliams514'04.981Шланг промежуточного охладителя /
двигатель
нф/дкСтефан ЙоханссонTyrrell1
Столкновение с Альо
и Чивером
нфЭдди ЧиверAlfa Romeo0
Столкновение с Йоханссоном
и Альо
нфФилип АльоRAM0
Столкновение с Йоханссоном
и Чивером
нфЙо ГартнерOsella0
Авария
нквДжонни ЧекоттоToleman

Авария / травмы ног

Журнал "AUTOCAR", 1984
Перевод: Максим Кураев.
romb.hut2.ru



Знаете ли Вы что...