Гран-при Австрии 1984 года: Месть Renault - лидерство Лауды
Гран-при Австрии 1984 года: Месть Renault - лидерство Лауды
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

12-1984г. Гран-при Австрии

12-1984г. Гран-при Австрии

В Австрии Ален Прост вылетел с трассы и выбыл из гонки, тем самым выведя в лидеры Чемпионата своего партнера по команде, Ники Лауду. То, что он по-скользнулся на масле Elf из мотора Renault было не более, чем горькой иронией
Момент истины в Гран При Австрии - и, может быть, во всем Чемпионате'84 - наступил на 29-м круге скоростного Остеррайхринга. Со старта они шли вместе, Нельсон Пике с поула, а Ален Прост со второго места стартового поля. Ники Лауда вышел на третье место и держался в двух секундах за лидерами, а Элио де Анжелис, первый гудьировец в гонке Мишленов, шел четвертым. Вдалеке.
Настолько вдалеке, что в тот момент когда Пике и Прост в 29-ый раз приблизились к виражу Риндта, он уже привел свой Lotus-Renault в боксы и прекратил борьбу. После 28 кругов сломался поршень и весь вираж оказался залит маслом. Пике, на безупречно ведущем себя Brabham-BMW, и Прост, чей McLaren-TAG кое-какие проблемы имел, как раз въехали на холм перед "замасленным" поворотом. Пике увидел как вдоль ограждения бежит маршал и притормозил чуть раньше. Шедший за ним вплотную Прост ничего не заметил. А потом он увидел, как повело Brabham. Слишком поздно Прост понял, что впереди разлито масло, но машина уже заскользила и он, задом наперед, въехал в отбойник. Меньше чем за секунду Ален Прост отдал победу - весьма легкую - своему партнеру, Ники Лауде.
А то, что она окажется легкой Прост знал. Он спокойно сидел в автобусе команды, ел бананы Вилли Дунгля и вновь и вновь прокручивал аварию, которая возможно станет самой важной аварией в сезоне и которая была по иронии судьбы местью Renault за все прошлые победы McLaren'а. Многие в мире гонок обрадовались ошибке Проста, подтвердившей, что тот все же живой человек. Слушая рев австрийских зрителей, возвещавший о том, что гонку возглавил Лауда, он натянуто улыбнулся своему инженеру, Алану Дженкинзу. Сам Прост ясно понимал причины своей неудачи.
"С самого начала у меня были проблемы с выскакиванием четвертой передачи. Мне приходилось держать рычаг руками. Затем появилась избыточная поворачиваемость. Была также вибрация хвостовой части, может быть из-за стершейся задней шины, а может быть из-за трансмиссии. Я точно не знаю. Затем, на входе в вираж Риндта, я увидел, что Пике чуть не вылетел. Не было ни флагов, ничего. На этом отрезке я все время шел быстрее Пике и неприятность была в том, что одной рукой я держал рычаг коробки передач. Меня начало разворачивать и я не успел достаточно быстро выровнять машину. Я вылетел с трассы и это был конец."
Сказав это, Прост быстро переоделся и уехал. Лауда шел первым и продолжал увеличивать отрыв. Ему оставалось еще 10 кругов.
Это была очень важная победа для Ники, на домашнем кольце, пришедшая к нему во многом благодаря мудрому выбору резины. Перед гонкой один из механиков команды сказал, что Лауда, очевидно, в автобусе рожает. На самом деле он мучительно размышлял о своих 010-х Мишленах. Они представлялись верным выбором - жесткие, способные выдержать и температуру, и скорость, но все же Прост, Пике и пилоты Renault собирались использовать комбинированные комплекты 010-х и более мягких 05-х. В теории получалось, что мягкие шины не правой стороне снимут часть нагрузки с жизненно важной задней левой шины. Однако существовал риск, что 05-е разрушатся. И если это произойдет, они будут медленнее, чем хорошо сбалансированный комплект 010-х.
Так что перед гонкой Лауда был в нехарактерном для себя состоянии смятения. На его комбинезоне сломалась молния и он был вынужден одолжить комбинезон у Проста. У него были слишком короткие штанины и логотипы некоторых спонсоров пришлось заклеить. Но свою задачу он выполнил. Кроме того, когда Лауда вроде как ехал установочный круг, туман бы в боксах не помешал. После того, как утром в воскресенье на машине Проста начал перегреваться мотор, его попросили проехать два установочных круга для проверки нового мотора TAG turbo. Правила разрешают только один, поэтому после него Прост заехал на пит-лейн и поменял шлем. Для суеверных это было слишком.
На старте Лауда потерял пару мест - первый круг он закончил 6-м. Пике шел первым, а за ним Прост, Тамбэ, Уорвик и де Анжелис. В тренировках Лауда так и не был полностью удовлетворен поведением своей машины. В пятницу он избежал чудовищного столкновения с Уорвиком. "Это был буквально вопрос жизни и смерти," - сказал Лауда австрийской прессе. "Это был быстрый круг, я шел на четвертой передаче, когда Уорвик дернулся в мою сторону. Если бы я не увернулся и не затормозил, я бы попал в серьезную аварию." А в субботу в попытках снизить крен автомобиля, он слишком ужесточил передний стабилизатор. "Избыточная поворачиваемость. Бывает."
С полным баком, однако, McLaren конструкции Барнарда был превосходен. Зная, что он может ехать на Мишленах так жестко, как ему вздумается, Лауда вплотную занялся пилотами Renault и де Анжелисом. Используя преимущество в управляемости над французскими автомобилями и превосходство в шинах, очень много говорящее о положении дел в войне Мишлен-Гудьир, Лауда вскоре вышел на третье место. Он сделал это установив лучшее время на круге к девятому кругу, а к 20-му он спокойно шел вплотную за лидирующим дуэтом.
Через два круга после аварии Проста, Лауда повис на хвосте у Пике. Со своей шестиступенчатой коробкой в Австрии Brabham-BMW казался ровней McLaren'у, особенно в субботу, когда наконец-то найдя свободный круг, Пике увел у Проста поул. Но теперь, за 20 кругов до финиша, гонка складывалась в пользу McLaren'а. Терять Brabham'у особенно было нечего и поэтому на гонку для Пике они выбрали 010-е и 05-е. Либо они принесут победу, либо разрушатся. Они разрушились, также как и у Проста. Времена Пике возросли на целых семь секунд, а его Brabham даже на этих низких скоростях страдал избыточной поворачиваемостью, так что Лауда с легкостью победил, или во всяком случае так казалось.
И последней из ироний этого Гран При стало то, что у Лауды тоже начались проблемы с четвертой передачей. Правда выскакивать она не выскакивала. Зато на 42-м круге, два круга спустя после того, как он возглавил гонку, Лауда обнаружил, что четвертая передача не включается. "В этот момент я подумал о визите в боксы потому, что мне показалось, что вышла из строя вся коробка. Но я поискал и нашел вторую, третью и пятую передачи. Я использовал третью вместо четвертой и после нее переключался сразу на пятую. К счастью я добрался до финиша."
В отличие от 5 из 6 машин, оснащенных мотором Renault. Идя на второе и третье или в худшем случае третье и четвертое места, де Анжелис и Найджел Мэнселл сошли со сгоревшими моторами. Оба пилота Renault заезжали на пит-стоп за резиной и приняли необъяснимое решение на заднее левое поставить "горячие" 010-е. Позже оба сошли из-за двигателей, причем Тамбэ уверенно шел третьим. Как и в Хоккенхайме, после гонки разговор крутился вокруг поршней. Айртон Сенна, подписавший контракт с Lotus'ом на 1985 год шел на своем Toleman-Hart третьим, когда мотор потерял давление масла, и оба Williams-Honda, на бумаге претендовавшие на очки тоже сошли. В моторе Лаффита сломался поршень, а Росберг, как всегда очень впечатляюще проведший первые круги гонки остановился когда в его Williams'е уменьшился груз топлива. Стараясь держаться в рамках приличий, Кеке назвал причиной схода "плохую управляемость".
Гран При Австрии подтвердил свою репутацию тяжелого испытания для техники, учитывая десять сгоревших моторов у Alfa Romeo и отказ TAG Porsche Проста в конце круга, которым Ален мог выиграть поул. Тем значительней успех BMW, чьи четырехцилиндровые двигатели были установлены на пять из двенадцати финишировавших машин. Пике стал вторым, жалуясь только на избыточную поворачиваемость, а Тео Фаби, который в этом году постоянно страдал от ненадежности своего Brabham'а, стал четвертым. На последних кругах Фаби отстал от идущей на третьем месте Ferrari Альборето, но не забудем, что Тео вошел в очковую зону с последнего места. Во время второго старта у него заглох мотор. Первый старт был отложен, когда Элио де Анжелис обнаружил, что не может включить первую передачу и в соответствии с правилами поднял руку.
Тьерри Бутсен и Марк Зурер были на финише 5-м и 6-м - хорошая награда за упорство и консервативные настройки турбо (Arrows в квалификации использует меньший наддув, чем Brabham в гонке!), а австрийский пилот Ф3 Герхард Бергер на втором шасси ATS-BMW превосходно дебютировал в Ф1. Он уверенно прошел квалификацию, несмотря на то, что пропустил вторую сессию из-за неисправной коробки передач, и в гонке шел вместе с Арну, Бутсеном и де Чезарисом пока не потерял вторую и четвертую передачи. Позже к этим неполадкам добавилось еще и низкое давление топлива, но все же Бергер финишировал 12-м.
И, словно в противовес этому, Манфред Винкельхок пережил катастрофический уикэнд. Впервые в этом году в гараже команды появился второй D7 и когда он понадобился Манфреду в нем, естественно, сидел Бергер. Винкельхок в пятницу пропустил почти весь заезд и после того, как перед гонкой из сцепления вытекла жидкость он не смог стартовать.
Наличествовали и прочие впечатляющие результаты. В пятницу в Ferrari присутствовала растерянность. Они испытывали автомобили и с короткой, и с длинной базами. Некоторые из них были оснащены граунд-эффектом под задним крылом и выпускными системами 2 в 1 и 2 в 2, а некоторые нет. Альборето стартовал на Ferrari с удлиненной базой. Арну, который в этом году ездит медленнее, чем в 1983-м, участвовал в гонке на привычной модели. Арну сделал ожидаемую остановку в боксах и поменял резину, а Альборето так на своих Гудьирах и ехал до финиша, мимо машин со сгоревшими двигателями и поскользнувшегося на масле McLaren'а. К концу гонки он почти на минуту отстал от победителя и с пустым баком шел как Сенна, скажем, круге на 6-м. Также стоит отметить восхождение Франсуа Эсно с последних мест на восьмое и прогресс команды Skoal Bandit RAM: обе машины легко квалифицировались на эту турбо-гонку, на первых кругах Палмер шел 17-м и обе машины финишировали. Явный шаг вперед.
Эти же самые слова повторял себе Ники Лауда, сидя в вертолете, увозящем его с Остеррайхринга. Впервые в этом году он возглавил личный зачет Чемпионата. Незадолго до аварии, отрыв Проста от Лауды начал таять, так что возможно Ники выиграл бы в любом случае, было бы масло на дорожке или нет. У Проста начала разрушаться задняя левая шина, так же как чуть позже она разрушится у Пике. И Лауда объехал их обоих. Он выдержал давление под которым сломались другие. Так видели случившееся австрийцы и постоянно растущая армия болельщиков Лауды в паддоках Ф1. Прост? Он очень быстро уехал из Австрии. Зандвоорт всего через неделю, это поможет поскорей забыть об этом воскресенье.






1Ники ЛаудаMcLaren511:21'12.851
2Нельсон ПикеBrabham511:21'36.376
3Микеле АльборетоFerrari511:22'01.849
4Тео ФабиBrabham511:22'09.163
5Тьери БутсенArrows501:21'33.483
6Марк ЗурерArrows501:21'33.597
7Рене АрнуFerrari501:22'14.199
8Франсуа ЭсноLigier491:21'49.509
9Джонатан ПалмерRAM491:22'51.649
10-нфРикардо ПатрезеAlfa Romeo481:18'13.167Нехватка топлива
11Филип АльоRAM481:22'00.588
12Герхард БергерATS (Auto-Technisches Zubehor)481:23'13.082Коробка передач
нфПатрик ТамбэRenault421:06'48.203Двигатель
нфАйртон СеннаToleman3555'58.027Давление масла / двигатель
нфНайджел МэнселлLotus3251'09.567Двигатель
нфАлен ПростMcLaren2843'52.197Разворот на масле де Анджелиса
нфЭлио де АнджелисLotus2844'38.515Двигатель
нкХуб РоттенгаттерSpirit231:22'46.477Пит-стоп / выхлоп
нфЭдди ЧиверAlfa Romeo1829'32.981Двигатель
нфДерек УорикRenault1727'45.435Двигатель
нфАндреа де ЧезарисLigier1525'32.987Впрыск топлива
нфКеке РосбергWilliams1526'05.795Управление
нфЖак ЛаффитWilliams1220'14.380Двигатель
нфЙо ГартнерOsella610'28.702Двигатель
нфПьеркарло ГиндзаниOsella47'03.979Коробка передач
нсМанфред ВинкельхокATS (Auto-Technisches Zubehor)

Коробка передач
на разминке
нкв Стефан ЙоханссонTyrrell


исклШтефан БеллофTyrrell





Журнал "AUTOCAR", 1984
Перевод: Максим Кураев.
romb.hut2.ru



Знаете ли Вы что...