13-1984г. Гран-при Голландии
Их преимущество - и результат - оживили воспоминания о гонке в Зандфоорте в 1978 году, когда два Lotus'а-79 финишировали первым и вторым, Андретти-Петерсон. В повороте, который называется Шифлак, трудном и кочковатом правом вираже, достаточно длинном, чтобы пошли разговоры о заболевших шеях и достаточно быстром, чтобы проходить его на четвертой передаче, два McLaren-TAG-Porsche были бесподобны. А остальные, включая Brabham, были просто "остальными". Казалось, что McLaren'ы с их амортизаторами Bilstein и "осиными талиями" обладали каким-то секретным волшебным устройством, позволявшим им парить над кочками и набирать мощность на целые секунды раньше других.
Результаты говорили сами за себя, точно так же как результаты Lotus'а в 1978-м, когда, по общему мнению, команда играла в другом классе. В 1984-м, в Зандфоорте, McLaren выиграли девятый Гран При сезона и добились третьего дубля. В 1978-м превосходящий всех прочих Lotus выиграл лишь восемь раз.
Как еще обозначить великолепие комбинации Marlboro-McLaren-TAG-Porsche-Мишлен? Как всегда - разбирая отчаянную борьбу Лауды и Проста, самую драматичную и наименее желчную схватку сезона. В Австрии Лауда выиграл, а Прост допустил ошибку. Чем он ответит в Голландии?
И Прост ответил - мощно и уверенно. Начал он с того, что отказался от приглашения в среду принять участие в турнире по гольфу. Прост должен был играть в Германии со своим другом Жаком Лаффитом и испанским профессионалом, Мануэлем Пиньеро. Прост, однако, предпочел не высовываться. Он спокойно проводил время дома, избегая прессы, и появился в Голландии с черного хода.
Медленные машины испортили Просту пятничный заезд и он стал только третьим, зато в субботу ему удалось порадовать своих болельщиков. Активно работающий тормозами и поразительно быстрый в скоростных поворотах, великолепный Прост проходил зандфоортский круг 1.13,5. McLaren-TAG не был самым быстрым автомобилем на прямой, не был он и самым приемистым. Зато савокупное качество работы всех необходимых элементов было в нём на недосягаемом уровне. Это заставило Пике ошибиться - едва начав свой последний официальный квалификационный круг он развернулся, и это же заставило Элио де Анжелиса признаться: "McLaren'ы и в самом деле невероятны. Когда я иду за ними я не перестаю поражаться как хорошо они держат дорогу. У меня фантастически мощный мотор Renault. Когда я разгоняюсь, возникает такое чувство, будто я еду на мотоцикле. Так и ждешь, что сейчас передние колеса поднимутся. У меня очень хороший баланс. На квалификационной резине я еду очень быстро. Но все же McLaren'ы совсем в другом классе. Они - просто фантастика."
Лауда, наоборот, квалифицировался только 6-м, после того как в субботу его лучший круг был испорчен в глупом инциденте. Его грубо блокировал пилот команды Skoal Bandit RAM, Филипп Альо, и Лауда даже потрудился притормозить и показать французу неприличный жест. Шедший за ним вплотную Кеке Росберг чтобы не врезаться в него был вынужден заблокировать все четыре колеса.
Так что в день гонки выбора у Лауды не было. Если Прост будет консервативен в выборе шин, то Лауде придется рисковать. Если он стартует на том же типе резины, что Прост, лучшее на что он может расчитывать - второе место. А если он рискнет и выберет более мягкие Мишлены, то может быть у него что-то и выйдет. Поэтому перед разогревочной тренировкой Лауда нашел Пьера Дюпаскье, главного инженера Мишлен. Они спокойно проанализировали записи фирмы, просмотрели данные по уровню износа шин в трех последних Гран При Голландии. Постепенно картина прояснилась: Лауда на левую сторону выберет жесткие 010-е, а на правую - мягкие 05-е. Прост остановил свой выбор на полном комплекте 010-х.
Прост воспользовался преимуществом поул-позиции, а старт Лауды вышел неудачным. После разогревочной тренировки на болиде Лауды пришлось менять водяной радиатор и на построении перед стартом стартер заклинило, так что машину пришлось заводить с толчка. Когда загорелся зеленый свет, мотор Лауды "не схватил", и все остальные машины словно роились вокруг него. После 1-го круга Ники был девятым. Прост был полностью доволен своей позицией за спиной Нельсона Пике и его Brabham-BMW. Как и Лауда, Пике выбрал "десятки" и "пятерки".
Пока Прост отсиживался, Лауда атаковал. Выгадывая на более мягкой комбинации шин, он быстро прошел Альборето, Лаффита и Уорвика (у Renault которого был слабый наддув). Следующими, на 8-м и 9-м круге были Элио де Анжелис и Патрик Тамбэ. К десятому кругу Лауда поднялся до четвертого места, позади Пике, Проста и Росберга. На 11-м круге он, никого не обгоняя, стал третьим.
Сошел Пике. Ведя Проста с 4-секундным запасом, что дало повод команде Brabham предположить, что они МОГЛИ БЫ выиграть эту гонку, Пике вдруг замедлился, а затем остановился. Сломался маслопровод. Прост возглавил пелетон.
А Лауда на 12-м круге стал вторым, в девяти секундах позади партнера по команде. Теперь все зависит от того, сможет ли Лауда оказывать давление на Проста, или, с точки зрения француза, сможет ли он показать, что гонка в Австрии - дело прошлое. Конечно, преимущество было на стороне Лауды. При обгонах круговых, на масляных пятнах, оставшихся от взорвавшихся моторов, например мотора Лаффита, его шины обеспечивали ему лучшее сцепление с покрытем. За 11 кругов Лауда сократил отрыв до 1,3 секунды. Так что впереди вплотную друг у другу шли два McLaren'а и гонка была пройдена на одну треть.
Лауда позже сказал: "В тот момент все было хорошо. Казалось я сделал верный выбор шин. Я сидел за спиной Проста и следующим пунктом в моем плане был его обгон. Я на самом деле хотел победить."
Однако примерно на середине дистанции, когда ситуация с круговыми ухудшилась, Лауда начал терять свои Мишлены. Три секунды стали пятью, пять - восемью. К 50-му кругу Прост оторвался на 14 секунд и на этом гонку можно было считать законченной. Выбор Лауды был неправильным и никем не поджимаемый Прост победил.
"Если смотреть на уже имевшиеся данные, мой выбор был логичным," - сказал впоследствие Лауда. "Все указывало на "смешанный" комплект. Я просто не поверил, когда шины сносились. Я был так расстроен, что чуть не поехал в боксы за свежей резиной. Хотя это было бы совершенно лишним. Следующему за мной я вез почти круг. Но я был очень недоволен собой. Очень недоволен."
Прост, наоборот, был доволен. Очень доволен. Он безукоризненно спланировал гонку и свел отставание от Лауды до каких-то полутора очков. И, что возможно более важно, одержал пятую победу в сезоне. Еще две и он сравняется с рекордом Джима Кларка.
Такой была одна сторона дня команды McLaren в Зандвоорте. Другая сторона касалась сигнала с пит-уолл полученного Простом, когда Лауда был уже в трех секундах от своего напарника. "Мне только что дали время преимущества над Росбергом, а в следующий раз мне сообщили, что я всего лишь в трех секундах впереди Лауды," - совершенно напрасно пожаловался Прост после гонки. Он, конечно, подразумевал, что не позволил бы Лауде подобраться так близко, если бы знал о его прогрессе. Следующий вопрос таков: почему Проста держали в неведении? "Мы давали ему все необходимые сигналы," - сказал представитель McLaren'а. "Возможно из-за толкучки он не все из них видел..."
В Зандфоорте фраза "руководство с пит-уолл" приобрела новое значение. Во время субботнего квалификационного заезда, как раз в тот момент, когда Пике пересаживался из своей обычной квалификационной машины в "боевое" шасси, механики Brabham'а были изумлены, услышав в своих наушниках голос Кеке Росберга. "Машина ужасна," - говорил Росберг. "Нужно стабилизировать носовую часть," - или что-то в этом роде. Пересеклись радиочастоты, но только односторонним образом. Позже Бернар Экклстоун, по некоторым сведениям, засыпал Фрэнка Уильямса техническими вопросами о его машинах...
А если серьезно, то вся пит-лейн была подвергнута опасности во время инцидента, произошедшего ближе к концу гонки. Сидя в слип-стриме у Рене Арну и оказывая на него сильное давление, Тьерри Бутсен был подвергнут тесту на реакцию на торможении на пятой передаче. Самым безответственным образом Арну вдруг резко затормозил и нырнул на пит-лейн за новыми шинами. Бутсен, шедший за ним в двух метрах, увидел как к нему на невообразимой скорости приближается красное антикрыло, а затем - голубое небо.
"Мой автомобиль взлетел," - его лицо было белым, как снег. "Мне очень повезло, что он рухнул более менее ровно и я соскользнул с трека, а не начал переворачиваться." Но все действительно выглядело страшно. Arrows-BMW застыл в 500 метрах от места аварии у отбойников, его передние колеса были заломлены назад, в опасной близости от кокпита.
"Бутсен был позади меня, так что это была его забота не втыкаться в меня, когда я затормозил," - сказал Арну. И они еще наказали Мэнселла в Детройте за опасную езду!
И именно Мэнселл придал завершающий штрих этому дню McLaren'а. На Lotus-Renault, который в новых радиалах от Гудьира смотрелся совсем неплохо, он финишировал третьим. Было бы глупо утверждать, что Lotus выиграл бы, если бы McLaren'ы сошли, однако отметим, что Lotus-Renault в Гудьирах побил Renault в Мишленах.
Если Мэнселл кого и победил, так это само зандвоортское кольцо, с его поздними торможениями и контактной борьбой колесо в колесо. Сперва он был очень далеко, после того как ему помешали плохой старт Лауды и собственное решение об использовании самых мягких из когда-либо созданных Гудьиров. Пока Мэнселл ехал в середине пелетона, на 14-м месте, всеобщее внимание было сконцентрировано на двух Renault, Росберге, Элио де Анжелисе и, в течение какого-то времени, на Жаке Лаффите. Эта группа, как казалось, поборется за места в шестерке, а первым из них шел Тамбэ. Шедший за двумя Ferrari Мэнселл был черт знает где.
Однако Уорвик поскользнулся на масле Лаффита, шины Тамбэ разрушились - за новыми он заехал на 36-м круге, Росберг и де Анжелис перегрели свои Гудьиры на нервных первых кругах. Мэнселл начал атаковать на 22-м круге, когда он увеличил наддув и прошел Arrows-BMW Бутсена. Через тринадцать кругов он тенью преследовал де Анжелиса. Мэнселла в Lotus'е не любят и де Анжелису он тоже никогда не нравился. Так что 17 кругов Мэнселл, подчиняясь команде со стендов - на доске было написано "Р4" - оставался где был и, вместе с де Анжелисом, приближался к Williams'у своего далласского приятеля, Кеке Росберга.
К 51-му кругу эти трое шли вместе - Росберг, де Анжелис, Мэнселл. А сзади накатывался Прост, собираясь обойти их на круг. Шансы на катастрофу были весьма и весьма высокими.
Однако Мэнселл был великолепен. В начале этого 51-го круга он по внешней стороне прошел де Анжелиса, и ровно через круг по внутренней стороне - Росберга. "Пока я шел за Элио я пару раз попробовал этот маневр," - сказал Мэнселл. "Я знал, что мне придется тормозить на абсолютном пределе и выполнять все абсолютно правильно." После этого он уехал вперед, так и не дав Просту обогнать себя на круг и заработал со стороны партнера по команде самую настоящую акколаду. "Найджел проделал сегодня хорошую работу," - сказал де Анжелис итальянской прессе.
На 69-м круге у Росберга закончилось топливо, хотя было удивительно как это у него шины столько продержались, и 4-е место досталось де Анжелису. Marlboro, Marlboro, JPS, JPS. Пятым был Тео Фаби, после того, как на стершейся резине он развернулся и заезжал на пит-стоп за новой, а за ним Тамбэ, который после своего пит-стопа, потеряв пятую передачу, замедлился. У Ferrari тоже был плохой день - Альборето со сгоревшим мотором сошел в начале гонки, а Арну в конце. Однако Арну на новой резине и с почти пустым баком установил лучшее время прохождения круга.
У Alfa Romeo Эдди Чивера бак был полностью пустым. После того как на первом круге де Чезарис выпихнул его с дороги, Эдди провел замечательную гонку, поднявшись до 9-го места и обогнав ближе к концу гонки де Анжелиса и Росберга. Он был в круге за ними и спокойно ехал к финишу, когда у него кончилось топливо. Уже не первый раз в этом году Чивера "побила" техника.
А всех остальных побили технические новинки. Прост-Лауда, Лауда-Прост. Конструктор команды Williams, Патрик Хэд после гонки пришел в моторхоум TAG и, возможно, лучше всех подвел итог произошедшему. "Рон," - улыбнулся он директору McLaren'a, - "скучно делается. Что означает, что ты замечательно делаешь свою работу. Что я еще могу сказать?"
1 | Ален Прост | McLaren | 71 | 1:37'21.468 | |
2 | Ники Лауда | McLaren | 71 | 1:37'31.751 | |
3 | Найджел Мэнселл | Lotus | 71 | 1:38'41.012 | |
4 | Элио де Анджелис | Lotus | 70 | 1:37'30.846 | |
5 | Тео Фаби | Brabham | 70 | 1:37'42.007 | |
6 | Патрик Тамбэ | Renault | 70 | 1:37'58.493 | |
7 | Франсуа Эсно | Ligier | 69 | 1:38'14.585 | |
дк | Стефан Йоханссон | Tyrrell | 69 | ||
дк | Штефан Беллоф | Tyrrell | 69 | ||
8-нф | Кеке Росберг | Williams | 68 | 1:34'39.290 | Нехватка топлива |
9 | Джонатан Палмер | RAM | 67 | 1:37'26.441 | |
10 | Филип Альо | RAM | 67 | 1:37'51.003 | |
11-нф | Рене Арну | Ferrari | 66 | 1:32'32.463 | Столкновение с Бутсеном / электрика |
12 | Йо Гартнер | Osella | 66 | 1:37'27.241 | |
13-нф | Эдди Чивер | Alfa Romeo | 65 | 1:31'47.774 | Нехватка топлива |
нф | Тьери Бутсен | Arrows | 59 | 1:22'29.034 | Столкновение с Арну |
нф | Хуб Роттенгаттер | Spirit | 53 | 1:19'00.050 | Тяга управления дроссельной заслонкой |
нф | Рикардо Патрезе | Alfa Romeo | 51 | 1:11'15.811 | Двигатель |
нф | Андреа де Чезарис | Ligier | 31 | 43'53.689 | Двигатель |
нф | Жак Лаффит | Williams | 23 | 31'56.932 | Двигатель |
нф | Дерек Уорик | Renault | 23 | 32'02.568 | Разворот на масле |
нф | Манфред Винкельхок | ATS (Auto-Technisches Zubehor) | 22 | 32'02.815 | Разворот |
нф | Айртон Сенна | Toleman | 19 | 26'27.158 | Двигатель |
нф | Марк Зурер | Arrows | 17 | 24'38.856 | Колесный подшипник |
нф | Нельсон Пике | Brabham | 10 | 13'38.362 | Давление масла |
нф | Пьеркарло Гиндзани | Osella | 8 | 11'46.698 | Топливный насос |
нф | Микеле Альборето | Ferrari | 7 | 10'28.364 | Двигатель |
Журнал "AUTOCAR", 1984
Перевод: Максим Кураев.
romb.hut2.ru