Гран-при Италии 1984 года: Возвращение Крысы
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

14-1984г. Гран-при Италии

14-1984г. Гран-при Италии

Борясь с проскальзывающим тормозным диском, Ники Лауда добился девяти очкового преимущества над своим партнером по команде, Аленом Простом
Что получится, если у Проста сгорит двигатель, если Нельсон Пике наедет на бордюр и сломает водяной радиатор и если Ники Лауда будет вынужден сбавлять ход из-за проскальзывающего тормозного диска? А получится то, что в 1984 году обычно является борьбой за третье место - автогонки.
Очень подходяще, что все это произошло перед зрителями в Монце. В этом году их было меньше, но они были все такими же неистовыми. Настроение создавали вертолеты и полицейские собаки. Гонка по большей части касалась Лауды и Проста. Ferrari же, в этом году в активной борьбе не участвующие, усиленной продаже билетов никак не способствовали.
Но те, кто пришли, не пожалели о потраченных лирах. Во-первых, отрыв лидера в любой из моментов гонки не превышал семи секунд. А во-вторых, второй финишировала Ferrari. Не новая Ferrari M2 (M - не от слова McLaren, а от слова Modele), которую Микеле Альборето нахваливал во время тренировок, а старая добрая модификация - надежная, быстрая в шиканах, но ужасная во всех остальных местах.
Итальянцы не обратили на это внимание, но гонка в Монце получилась самой тяжелой для техники в этом сезоне. Под конец, только Лауда и Альборето (которые шли с полуминутным разрывом) управляли чем-то хотя бы отдаленно напоминающим автомобиль Формулы-1. Остальные либо вели 200-сильные полуторалитровые машины, в первую очередь заботясь о расходе бензина, либо выстраивались в очередь на вертолет. Так что нечего удивляться, что в шестерке было по две машины от каждой шинной компании и, ни много ни мало, три австрийца. В этой гонке первые свои очки в зачет Чемпионата Мира получили Стефан Йоханссон (четвертый на Toleman-Hart), Джо Гартнер (Osella-Alfa) и Герхард Бергер (ATS-BMW). И то, что Бергер заработал свой результат несмотря на потерю второй и четвертой передач, еще лучше дает представление об этом этапе.
Но в конце концов, аплодисменты достались самому знаменитому гонщику Австрии - ее Самой Знаменитой Личности. Как всегда у Ники бывает, утром перед гонкой такой результат трудно было предположить. Прост был быстрее во всех четырех заездах, а Лауда в субботу, проходя вторую шикану, почувствовал, что у него что-то выскочило в спине. Сместился тот же самый позвонок, что и на шинных тестах в Германии в прошлом году, а еще в 1977 году на тестах Ferrari в Хараме Лауда надломил ребро.
Тем же вечером на Вилле Д'Эстэ, недалеко от озера Комо, Лауда размышлял о проделанной работе: "Вилли Дунгль сделал мне массаж и вставил все на место, а на вторую квалификацию я уплотнил набивку сиденья. Я подумал, что все дело в том, что я мог слегка двигаться, даже с туго затянутыми ремнями. Но как бы то ни было на середине моего последнего круга на квалификационной резине позвонок снова сместился. Боль я бы вытерпел - это можно сделать при высокой концентрации, но я не мог дышать! Я просто не мог вдохнуть воздуха в легкие. После такого я вполне оправданно был доволен своим четвертым местом."
И снова Лауда собирался бороться только за второе место, или даже за третье, если допустить, что Brabham Пике будет на равных сражаться с Простом. К тому же после Зандвоорта Лауда не собирался делать амбициозного выбора шин. На все четыре колеса он выберет десятые Мишлены, на разогревочной тренировке откатает минимальное количество кругов и будет надеяться, что спина продержится всю дистанцию .
Прост, загорелый и расслабленный, ушел в гонку, имея за спиной два почти безупречных дня квалификаций. Поул он не занял потому, что на своем последнем круге в Параболике наехал на масло сгоревшего мотора BMW. "Я был уверен, что этот круг я пройду быстрее, но в Параболике я чуть-чуть поскользнулся и это все испортило", - сказал Прост после. "Но я не слишком волнуюсь. Пике здесь поедет быстро, так что может быть я буду вторым. Это меня устраивает".
1983-й стал для Проста далеким прошлым. В прошлом году, куда бы он ни шел его освистывали, он был окружен целой кучей телохранителей и, как в тюрьме сидел в местном отеле. В этот раз, ожидая пока его отвезут на озеро Комо, он был вынужден прятаться в чьем-то вертолете - так много было болельщиков. И все они хотели его автограф.
Неприятности же произошли с TAG Porsche. Во время тренировок два мотора страдали от утечки воды. Утром перед гонкой проблема осталась. Оба гоночных мотора использовали больше воды, чем должны были. Отгородившись от всех, команда McLaren приняла решение использовать два других двигателя. У Лауды мотор заменили, а Прост взял запасное шасси.
Нельсон Пике, довольно предсказуемо, выиграл поул. Ни он, ни Brabham BT53, ни BMW никоим образом не могли быть в Монце медленными, что во время квалификаций и подтвердилось. Пятничная началась по мокрому треку, но затем асфальт высох и после того, как у Пике отказал мотор, предварительный поул заработал де Анжелис, но в субботу Пике был быстрее всех на прямой, а значит быстрее всех вообще. На кокпите запасного Brabham'а появилась седьмая золотая звезда. Чемпионом ему уже не стать, зато он заработал другое звание - быстрейший.
И еще кое где набирали форму. Renault почти сравнялись с лидерами, привезя шасси, которое на этом довольно гладком покрытии хорошо управлялось, и более надежные, чем в недавнем прошлом двигатели. Lotus'ы Дюкаружа снова были не хуже других, но, по словам Элио де Анжелиса мотору Renault не хватает квалификационной мощи Porsche и BMW, поэтому де Анжелис стал третьим, а Мэнселл, на чьей машине все еще стоит "вырубающийся" зандвоортский двигатель - седьмым.
Прогресса добились в Ferrari и Alfa Romeo. Новую 126С4 "М2", которую поздно вечером в четверг привезли прямо с фабрики, хвалили все, кто ее видел. Гордон Марри, осматривая хвостовую часть "а-ля McLaren" и по-новому размещенные радиаторы, сказал: "Ну, это шаг в нужном направлении".
Новый автомобиль произвел впечатление и на Микеле Альборето. "Теперь сзади гораздо больше прижимающей силы, гораздо больше", - сказал он после пятничных заездов. "У нас даже появилась недостаточная поворачиваемость!" Но ни Альборето, ни Арну не смогли использовать новые машины в гонке (а иногда и в тренировках). Обе они страдали от хронических неполадок с электрикой, которые, похоже, являлись следствием какого-то большого короткого замыкания при установке. Вместо этого они гонялись на удлиненных, но все же обычных Ferrari "М1", которые появились в Зандвоорте.
Модифицированные Alfa Romeo - "зеленые McLaren'ы" - достигли улучшения в области прижимающей силы и приемистости. "Потрясающе," - говорит Эдди Чивер. "Мы передвигаем турбо, чтобы улучшить аэродинамику и вдруг получаем еще 200 оборотов на прямой..." Предвидя свои обычные проблемы с перерасходом горючего, в Alfa Romeo была разработана жесткая тактика на предстоящую гонку: Чивер будет использовать обычные настройки турбо и жесткие Гудьиры, а Патрезе будет использовать наддув всего лишь 1,8 и попытается на мягких шинах выигрывать в поворотах то, что он будет терять на прямой.
Сперва гонка приняла привычную форму: Пике, Прост, а третьим шел де Анжелис. Но затем начались странности. Патрик Тамбэ, обутый в жесткие Мишлены, прошел де Анжелиса и присоединился к двум лидерам. Это был второй круг. А в начале четвертого круга Прост вдруг замедлился и съехал на траву: у него сгорел мотор.
Затем в поле зрения попал Тео Фаби, проводивший пока что свою лучшую гонку за Brabham и сполна пользовавшийся преимуществами нового выходного отверстия турбо, которое ему поставили прямо на стартовом поле. Пике-Тамбэ-Фаби - эти три машины начали быстро уходить от осторожно ехавшего Лауды, де Анжелиса, который утром перед гонкой сражаясь в Лесмо с избыточной поворачиваемостью потянул себе мышцу и напористого Альборето. После того, как в начале гонки выбыл Арну (коробка передач) именно на Альборето сфокусировалось внимание толпы. Его обгонные маневры в первой шикане, особенно против обоих пилотов Lotus'а были чистыми, гладкими и точными по исполнению, очень "альборетовскими".
На восьмом круге на входе во вторую шикану Фаби развернулся: "Я просто ошибся," - сказал он после. "Я коснулся газа и тормоза одновременно. Нет, нет, я не нервничал. Это была ошибка. Простая ошибка". Фаби развернуло боком, он поймал машину, отпустил сцепление, сохранил высокие обороты и вернулся в гонку. Восьмым.
В течение какого-то времени казалось, что гонка досталась Пике. К 10-му кругу он на две секунды опережал Тамбэ, а когда Нельсон на 12-м круге проезжая мимо стендов отлепил и выбросил один из слоев пленки с козырька шлема, лидирующая пара уехала от Лауды и быстро вернувшегося в лидеры Фаби уже на 10 секунд. Оставалось еще только чтобы Тамбэ сошел.
На 13-м круге, глядя в зеркала на Тамбэ, в первой шикане, Пике слишком сильно наехал на бордюр и повредил радиатор. Все стрелки зашкалило и через два круга Пике превратился в зрителя. Он присоединился к длинному списку, который уже включал в себя оба Ligier, оба Williams-Honda (моторы) и оба Lotus-Renault. Найджел Мэнселл, который, казалось, собирался повторить свое зандвоортское выступление, во второй шикане заблокировался и вылетел с трассы, а де Анжелис сошел со старой для Lotus'а проблемой - поломкой коробки передач.
Впереди на Renault шел Тамбэ. На стартовом поле Тамбэ спросил своего французского друга, что ему делать. "Жми изо всех сил," - ответил тот. Патрик так и сделал. Может быть потом выяснится, что он использовал слишком высокий наддув, а может быть выяснится, что он все сделал верно. Только со временем можно будет точно сказать. Как бы то ни было, на Гран При Италии лидировал Патрик Тамбэ. Позади него шли Лауда и Фаби, но вскоре они поменяются местами.
Эти трое были примерно равны. Тамбэ имел преимущество на прямой и мог защитить свою позицию в Лесмо и Параболике. Фаби, на мягких Мишленах, был быстрее на торможении и разгоне во всех трех шиканах. Но на прямой на шестой передаче он набирал 11.000 оборотов, в диапазоне слишком коротком для слип-стрима, но при оборотах слишком высоких, чтобы они могли обеспечить надежность.
А следом шел Лауда - осторожный в выборе шин (жесткие Мишлены), осторожный с наддувом, осторожный с круговыми. На последующих кругах - это трио шло вместе с 25-го по 40-й круг, чуть менее получаса - Лауда время от времени выскакивал с линии, вынуждая Фаби нажимать на Тамбэ. Но это не стоило ему никаких усилий. Он не рисковал и предоставил другим возможность самим отдать ему победу.
Что, конечно же, они и сделали. На 40-м круге, вскоре после того, как Лауда прошел Фаби, Тамбэ сбросил темп. Лауда ответил на это быстрейшим кругом и на входе в Лесмо промчался мимо Renault. Тамбэ вскоре сошел из-за неполадки, которую инженеры Renault определили, как "возможный выход из строя бензонасоса или привода дросселя", а у Фаби сгорел мотор. Сказалось длительное использование 11.000 об/мин.
Так что только на последних мучительных и голодных до топлива кругах гонка приобрела тот вид, что был ей предопределен с самого начала - яркая демонстрация со стороны McLaren'а как нужно использовать лучшую машину и лучший мотор при существующих правилах игры.
Те, кто добрались до финиша только подчеркивали результаты Лауды и McLaren'а: второе место "унаследовал" Альборето, проведший прекрасную гонку за рулем "старой" Ferrari. Но третье место - как вам это нравится? - досталось Риккардо Патрезе. Его стратегия оправдала себя. Эдди Чивер снова хорошо ехал, удерживал 5-е место (которое стало бы третьим), но у него как всегда кончилось топливо.
Так же третье место не досталось Стефану Йоханссону, бывшему пилоту Spirit'а и Tyrrell'а, который в Монце занял место Айртона Сенны. В квалификации его подвела сломавшаяся подвеска двигателя, а старт он себе испортил сам, недобрав оборотов. Однако Йоханссон боролся отчаянно, прошел Чивера на 43-м круге и круг спустя заехал в боксы. Он сказал, что по его мнению что-то сломалось в задней подвеске. На самом деле это был колесный подшипник и по этому поводу механики Toleman'а поделать ничего не могли. Так что Йоханссону пришлось "дохромать" до финиша. Его быстрейший круг был почти на две секунды лучше, чем у Патрезе!
Еще одним из тех, кто мог бы стать третьим, был Дерек Уорвик, но на 32-м круге, когда он спокойно ехал между Альборето и Чивером, у него сгорел мотор.
В боксах команды Spirit, где со времени гонки в Канаде Гордон Коппак и Джон Уиккэм усиленно работали с голландцем Хуубом Ротенгаттером, после финиша сияли улыбки. Квалифицировавшись 25-м, Хууб финишировал 8-м, повторив высшее достижение команды в этом году. Такой была гонка в Монце!
Но все же в McLaren'е улыбки были шире. Лауда, чья спина его едва ли беспокоила, выиграл гонку, которую не выдержали и Brabham, и Renault, и Williams. Прост, залезая вместе с Мансуром Ойехом в вертолет TAG, который должен был доставить их обратно в Париж, сказал: "В прошлом году я упустил титул в последней гонке, в этот раз я его в последней гонке завоюю". И все же он казался не таким искренним как всего 24 часа назад.







1Ники ЛаудаMcLaren511:20'29.065
2Микеле АльборетоFerrari511:20'53.314
3Рикардо ПатрезеAlfa Romeo501:21'09.290
4Стефан ЙоханссонToleman491:21'18.636
5Йо ГартнерOsella491:21'46.484Нехватка топлива
6Герхард БергерATS (Auto-Technisches Zubehor)491:22'07.576
7-нфПьеркарло ГиндзаниOsella481:18'40.709Нехватка топлива
8Хуб РоттенгаттерSpirit481:20'49.887
9-нфЭдди ЧиверAlfa Romeo451:11'43.430Нехватка топлива
10Тьери БутсенArrows451:21'28.918
нфПатрик ТамбэRenault431:07'42.089Тяга управления
дроссельной заслонкой
нфТео ФабиBrabham431:07'50.334Разворот / двигатель /
маслопровод
нфМарк ЗурерArrows431:10'50.763Двигатель
нфДерек УорикRenault3149'22.550Давление масла
нфДжонатан ПалмерRAM2033'53.635Давление масла
нфНельсон ПикеBrabham1523'55.546Радиатор / двигатель
нфЭлио де АнджелисLotus1422'49.190Коробка передач
нфНайджел МэнселлLotus1321'07.298Разворот
нфЖак ЛаффитWilliams1016'20.925Турбо
нфКеке РосбергWilliams813'05.101Двигатель / турбо
нфАндреа де ЧезарисLigier711'34.423Двигатель
нфФрансуа ЭсноLigier711'45.177Разворот
нфФилип АльоRAM610'16.938Электрика
нфРене АрнуFerrari58'19.892Коробка передач
нфАлен ПростMcLaren34'54.969Двигатель
нсМанфред ВинкельхокATS (Auto-Technisches Zubehor)

Коробка передач на
формирующем круге
нквПьерлуиджи МартиниToleman




Журнал "AUTOCAR", 1984
Перевод: Максим Кураев.
romb.hut2.ru



Знаете ли Вы что...