Гран-при Европы 1984 года: Прост Великолепный
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

15-1984г. Гран-при Европы

15-1984г. Гран-при Европы

Размышляя логически, а только так он и размышляет, чемпионат нужно было выигрывать на Нюрбургринге. Все складывалось хорошо. Он неожиданно выиграл в Монце - девяти очковый бонус, учитывая сход Проста - и таким образом на две оставшиеся гонки обеспечил себе хороший запас. Глядя на всю его карьеру, на то как все всегда в самые важные моменты складывалось в его пользу, на его храброе решение остаться с McLaren'ом, можно было предположить, что он добьется титула на Ринге.
Утром в пятницу, однако, Ники Лауда осознал, что все эти рассуждения о Чемпионате были абсолютной чепухой. Кто он такой, чтобы предсказывать исход Чемпионата? Вот он, размышляющий о чемпионстве, а вот его McLaren, 15-ый на стартовом поле. У одной из машин из коробки передач вытекло масло, у другой вышла из строя электроника от Bosch, да плюс ко всему дождь сократил квалификацию по времени. Так что в отеле в Дауне, раздавая автографы и дымя сигарой, Лауда принял решение забыть обо всем. Он забудет о Чемпионате, забудет об очках, он просто сядет в машину и не щадя себя постарается выиграть. Ему еще раз придется изыскивать способ быть быстрее, чем Прост.
На следующий день пошел дождь и было холодно. А Ники Лауда, обреченный стартовать далеко позади Проста, вел автомобиль просто превосходно, как в самые удачные свои дни. Агрессивно работающий с газом, точный, прекрасно проходящий быстрые повороты, в которых он вел свой McLaren длинными поступательными движениями, Лауда был на 0,3 секунды быстрее Проста. По дождю. В образе человека, которому нечего терять. А терять ему было что.
В воскресенье ему было много чего терять. Чтобы завоевать титул ему нужно было хотя бы сохранить 10,5-очковое преимущество над Простом. Если Прост выиграет, то развязку придется ждать до Португалии вне зависимости от результата Лауды. Прост, в пятницу мучившийся от недостаточной поворачиваемости, стартовал вторым и думал категориями абсолютов: только победа. Лауде же, находящемуся в середине пелетона, прежде всего нужно было добраться до финиша. А кроме этого ему нужно было финишировать неплохо.
Чаша весов кажется склонялась в сторону Лауды. Утром в воскресенье он вновь был быстрейшим, на 0,2 секунды опередив Renault Патрика Тамбэ, а у Проста возникли неприятности. Быстро проехав четыре круга, на пятом он на входе во вторую шпильку левым задним колесом наехал на бордюр. Покрытие было сухим, но бордюр влажным. На разгоне McLaren закрутился, Проста выбросило с трека и по мокрой траве потащило к обложенной отработанными покрышками стене и... к припаркованному VW Passat службы безопасности.
Новый Нюрбургринг супербезопасен и как-то даже обеззаражен, но берегитесь "Фольксвагенов"! Один из них стоял возле стены, вместо того чтобы стоять за ней. Разворот Проста нанес большой ущерб кузову легковушки и уничтожил левую заднюю подвеску McLaren'а.
На стартовом поле, однако, настроение переменилось. Лауда ходил туда-сюда и вокруг него собрались фотографы, журналисты, помощники и спонсоры, тем самым давая другим пилотам возможность с облегчением вздохнуть. Прост спокойно рассказывал об утреннем инциденте: "Глупо вышло. Все дело в сущей мелочи. Я задел бордюр. Самое смешное, что я еще в своей первой гонке в Формуле-Renault сделал точно такую же ошибку. Пора бы уж научиться..."
А затем он сел в машину на которой утром в эту аварию попал. На ней были установлены новые детали задней подвески, а также новый мотор Porsche: как и в Монце, планировавшийся на гонку мотор потреблял слишком много воды.
Поул достался Пике, пилоты McLaren'а были далеко друг от друга, Тамбэ защитил честь Renault, а большинство прочих гонщиков испытывали различные трудности. Во время единственной "сухой" квалификации Элио де Анжелис страдал от хронических неполадок с мотором, несмотря на то, что несколькими неделями раньше во время "шинных" тестов на Ринге у него было лучшее время. Дерек Уорвик использовал полностью электронную версию Renault в течение всех пяти тренировочных заездов, но на гонку выбрал запасной полу-электронный мотор, такой же как у Тамбэ. А Стефан Йоханссон, как и де Анжелис пострадал от мотора, причем в самый неподходящий момент - в "сухие" минуты пятничной сессии.
Из общей колеи выбивались Ferrari, представлявшие новую конструкцию кузова и дополнительную порцию прижимающей силы, которую мы видели в Монце и нынче уже не мучившиеся с пропуском зажигания и Williams-Honda. Несмотря на то, что на выходе из последнего поворота его быстрейшего круга у Кеке Росберга взорвался мотор, ему удалось показать четвертое время, на автомобиле, который в гонке обычно "закаляется" и с мотором с пересмотренными профилями поршней.
И что же за гонку они сотворили? Прост выдал еще одно безупречное выступление, уже в первом повороте выйдя в лидеры, неуклонно отрываясь от соперников и выиграв, не сделав ни одной ошибки, с 24-секундным запасом. В его гонке все было безукоризненно. В то время как его основные соперники - Тамбэ и Пике - использовали мягкие 05-е Мишлены на все четыре колеса, Прост выбрал для себя более консервативную комбинацию 010-х и 015-х. В толчее, когда гонщик может использовать только ограниченную часть трека, такой смешанный комплект будет слишком консервативен при такой холодной погоде - таково было пренебрежительное мнение окружающих. Но Прост, на свободной дороге, где он сам диктовал темп, использовал их идеально.
И не было на треке ни одного автомобиля лучше простовского McLaren'а. Его сцепление с покрытием, его баланс, его приемистость, его вращающий момент - его мощь - однозначно были на порядок лучше, чем у всех остальных. Лучше, чем у Тамбэ, который преследовал Проста в первых нескольких поворотах, но затем отстал (Прост быстрее разгонялся и был не так жесток к резине). Лучше, чем у Пике, чей Brabham-BMW в первой "холодной" гонке сезона не мог в должной степени разогреть шины так, чтобы 05-е могли раскрыть свой потенциал. Победа Проста была тем более ошеломительной, если учесть, что Тамбэ прошел на исправной машине 38 кругов, а Пике финишировал. Мотор TAG Porsche не имел проблем с аппетитом, в отличие от BMW и Ferrari и после гонки соперникам Проста просто нечего было сказать.
Лауда же, напротив, пережил не такой удачный день. Агрессия была при нем (он быстро поднялся до шестого места - позади Уорвика и Альборето), но на 21-м круге допустил решающую ошибку. В этот момент три этих гонщика уже достали круговых и Уорвик с Альборето зашли внутрь поворота, проходя Spirit-Hart Мауро Бальди. Бальди держал калитку открытой, ожидая, что Лауда тоже пройдет его, но вместо этого Лауда, растерявшись, заблокировал задние тормоза, развернулся на полные 360 градусов и неуклюже прошел поворот. Он потерял около 13 секунд, но сохранил 6 место. Его шины, однако, были серьезно повреждены.
Несмотря на это он продолжил бороться. К 48-му кругу, за 20 кругов до финиша Лауда снова догнал идущий перед ним дуэт. Тамбэ сошел, что означало, что Лауда вместо шестого стал пятым, а мотор Уорвика начал слабеть, так что вскоре Лауда будет четвертым. Однако любопытно, что в тот момент Ники не мог извлечь выгоды из сложившейся ситуации. Вибрация шин ухудшилась и Лауда начал сбавлять темп. В погоне за Альборето и Уорвиком он проходил круг за 1.23, а теперь за 1.24 и даже за 1.25. Уорвик замедлился и сошел, зато Альборето, великолепно проводящий гонку, несмотря на запузырившееся левое заднее колесо его Ferrari, начал уходить от Лауды. Учитывая позицию Лауды в Чемпионате и состояние резины, его решение снизить скорость выглядело... логичным. Однако, события произошедшие на заключительной стадии Гран При Европы позволяют предположить, что возможно это решение было неверным.
Ferrari Альборето и Renault Уорвика были примерно равны - такой прогресс был достигнут в Ferrari. А когда Альборето прошел Уорвика стало очевидно, что и Гудьир сделал большой шаг вперед. На 62-м круге он и Нельсон Пике показали одинаковое время на круге с точностью до тысячной доли секунды. Быстрейшим кругом в гонке было признано время Пике только потому, что тот поставил его первым. Ближе к финишу эта пара шла вплотную друг к другу.
Типично для нынешнего года все решило горючее. На последнем круге BMW Пике начал чихать, что позволило Альборето обогнать его и стать вторым. Однако у Ferrari тоже кончался бензин. На финишной прямой Альборето резкими движениями руля бросал автомобиль из стороны в сторону в надежде выплеснуть из бака еще хотя бы несколько капель топлива. В это время сзади снова появился чихающий Brabham. На финише их разделила одна секунда - Альборето был впереди.
Для Renault это был ужасный день. Элио де Анжелис воспользовался свалкой в первом повороте и с 23-го поднялся до 10-го места, но в гонке сошел с 7-ой позиции по причине отказа мотора. Найджел Мэнселл, уворачиваясь от автомобилей, попавших в послестартовую аварию, наоборот, с 8-го свалился на 20-е место, и после блестяще проведенной гонки потерял 6-е место из-за... сгоревшего мотора. Это произошло при 10800 оборотах в минуту на 4-й передаче, задние колеса заблокировались, чуть не раскрутив машину и факел тоже был что надо. Обе заводские Renault остановились с отказавшими двигателями. Ligier-Renault финишировали, но буквально без тормозов, так что они не были достаточно быстры, чтобы хотя бы примерно раскрыть потенциал своих моторов...
Авария, произошедшая частично по причине слишком быстрого расположения "эски" к линии старта, а также из-за некоторых мудреных маневров на внешней стороне поворота, уничтожила автомобили Айртона Сенны (Toleman-Hart), Кеке Росберга (Williams-Honda), Марка Зурера (Arrows-BMW), Герхарда Бергера (ATS-BMW) и Пьеркарло Гинцани (Osella-Alfa). Большинство очевидцев сошлись во мнении, что первопричиной этой свалки было столкновение Эдди Чивера (чья Alfa спокойно поехала дальше), Сенны и Росберга, старт которых был осложнен проскакиванием искры.


1Ален ПростMcLaren671:35'13.284
2Микеле АльборетоFerrari671:35'37.195
3Нельсон ПикеBrabham671:35'38.206Нехватка топлива
4Ники ЛаудаMcLaren671:35'56.370
5Рене АрнуFerrari671:36'14.714
6Рикардо ПатрезеAlfa Romeo661:36'46.459
7Андреа де ЧезарисLigier651:35'19.675
8Мауро БальдиSpirit651:36'31.263
9-нфТьери БутсенArrows641:34'51.712Электрика / зажигание
10Франсуа ЭсноLigier641:35'53.293
11-нфДерек УорикRenault611:27'35.229Клапан / перегрев
двигателя / турбо
12-нфЙо ГартнерOsella601:30'26.974Впрыск топлива
нфТео ФабиBrabham571:24'06.427Столкновение с Гиндзани и
Зурером / коробка передач
нфНайджел МэнселлLotus511:13'29.427Двигатель
нфПатрик ТамбэRenault471:10'20.797Электрика / впрыск топлива
нфЭдди ЧиверAlfa Romeo3753'45.822Топливный насос
нфФилип АльоRAM3757'54.783Турбо
нфДжонатан ПалмерRAM3554'33.785Турбо
нфЖак ЛаффитWilliams2739'53.365Двигатель
нфЭлио де АнджелисLotus2536'19.704Турбо
нфСтефан ЙоханссонToleman1725'37.416Перегрев двигателя
нфКеке РосбергWilliams0
Удар от Сенны
нфГерхард БергерATS (Auto-Technisches Zubehor)0
Удар в Зурера
нфМарк ЗурерArrows0
Удар от Бергера / столкновение
с Фаби и Гиндзани
нфПьеркарло ГиндзаниOsella0
Столкновение с Фаби
и Зурером
нфАйртон СеннаToleman0
Удар в Росберга


Журнал "AUTOCAR", 1984
Перевод: Максим Кураев.
romb.hut2.ru



Знаете ли Вы что...