16-1984г. Гран-при Португалии
Согласно статистике, победа должна была достаться Лауде. С июля пилоты McLaren'а завоевали по очереди шесть Больших Призов и по логике в Португалии побеждать должен был Лауда. Со всех прочих же сторон они были абсолютно равны. Подсчет, проведенный в пятницу поздно вечером в моторхоуме команды McLaren показал, что за сезон у обоих пилотов было одинаковое количество технических неполадок (по пять) и почти одинаковое число собственных ошибок. Оба ошиблись в Далласе, Прост развернулся в Австрии, потеряв при этом шесть очков минимум, а Лауда вылетел в Монако, лишившись всего двух-трех очков. Зато позже Лауда потерял очки еще раз - на Нюрбургринге. В Португалии он заявил, что в Германии у него был слабосильный мотор. Некоторые в команде McLaren поверили ему, другие не были в этом уверены.
Шагая утром в пятницу к своему автомобилю, Прост сказал: "Я чувствую, что меня многие поддерживают. По-моему процентов семьдесят в команде хотят, чтобы победил я". Лауда это подтвердил: "Если я выиграю чемпионат, то это я, Лауда, попаду в центр внимания, а если победит Прост, то в большей степени это будет победой команды".
Эти двое честно пытались в Португалии нормально работать. На брифингах они обсуждали поведение автомобиля, сравнивали свои мысли по этому поводу, но любой, кто хоть чуть-чуть понимает гонки осознавал, что все это только снаружи. Прост уехал из отеля Лауды утром в пятницу. Он остался с Жаком Лаффитом и прочими своими французскими друзьями. Лауда жил рядом с Вилли Дунглем.
Квалификация в Португалии сразу начала складываться в пользу Проста. Чтобы быть до конца честными, в McLaren`е не стали менять наработанную систему. Будет только один запасной автомобиль и номер на его носовом обтекателе, сиденье и педали будут подогнаны под пилота, чья очередь использовать ти-кар. В Германии запаска досталась Лауде, так что в Португалии ее получил Прост. В "мокрую" пятницу это придало Просту ту дополнительную уверенность, которую Лауда испытывал на Нюрбургринге. Он мог использовать два автомобиля с разными настройками и возможно пойти на дополнительный риск с запасным.
И вот наступил ключевой момент. Когда Прост ближе к концу пятничной сессии заехал в боксы для быстрой смены резины, заднее левое колесо заклинило. В это же самое мгновение сжегший все горючее Лауда приехал за вторым комплектом Мишленов. Лауда сидел в машине кипя от ярости, потому что никто не обращал на него внимания. Затем он демонстративно отстегнул ремни и начал выбираться из кокпита. И к тому времени как его убедили сесть обратно и установили новые шины, квалификация уже кончилась. Прост был первым, а Лауда третьим.
Прост уже с самого начала смотрелся быстрее и увереннее, чем Лауда. После получасовой тренировки в четверг - кольцо для всех одинаково неизвестно - Прост проходил медленный левый поворот на третьей передаче, а не на второй, как Лауда. И он был быстрее во всех последующих четырех заездах. Хотя лишь последний из них - первый "сухой" заезд под чистым небом - определил течение гонки.
Сразу после выезда с полным баком утром в субботу все у Лауды пошло наперекосяк. Из бака выкачали топливо, поставили новую резину,... но мотор никак не хотел заводиться. Оставалось всего лишь 20 минут. Специалисты Bosch перебрали систему Motoronic. Отсутствовало зажигание. Ален Прост в запасном McLaren'е продолжал обмениваться быстрейшими кругами с Айртоном Сенной и Найджелом Мэнселлом, а Лауда сидел и ждал решения, которое так и не было найдено. Сессия закончилась так: Сенна, Прост, Мэнселл. Лауда, не прошедший на квалификационной резине ни единого круга, со своим временем 1.26,5, поставленным с полным баком, был в нижней части списка.
Таким образом на совещании Лауда был вынужден слушать мысли Проста по поводу самого оптимального использования квалификационных шин. Трек, сперва пыльный, но в пятницу вымытый начисто, с каждой минутой держал автомобили все лучше и лучше. Второй поворот, добавил Прост, проходится "почти" на полном газе. Неудовлетворенный, Лауда вернулся к себе в гараж, чтобы выяснить, устранена ли проблема. Ее и в самом деле устранили. Она заключалась в какой-то мелкой неисправности в системе Motoronic.
Последняя официальная квалификация прошла для Проста довольно хорошо. Он чувствовал, что пропустил самый благоприятный момент - последние минуты, когда сцепление резины с покрытием было наилучшим - и все же был вторым, уступив только Brabham'у Нельсона Пике. Для Лауды же квалификация превратилась в катастрофу. Свой первый комплект шин он испортил слишком поздно затормозив перед резким левым поворотом. В течение всего сезона Лауда знал, что тормозит раньше, чем Прост, а в Эшториле он еще в добавок совсем не знал как ведут себя квалификационные шины. "Я к тому же забыл, что увеличил наддув," - сказал Лауда. "Я затормозил в обычном месте, но вдруг понял, что не смогу вписаться в поворот. Глупая ошибка." На шинах появились залысины и, когда он приехал за вторым комплектом, в его активе было всего лишь 8-е время. Он сказал, что на оставшейся резине ему придется гнать, что есть мочи.
Что он и сделал, но теперь Лауду подвел мотор. Несмотря на позднее торможение, несмотря на как всегда полную самоотдачу (и несмотря на то, что второй поворот можно было проходить на полном газе) в конце концов Лауда стал всего лишь 11-м. Мотор потерял 300 оборотов.
Учитывая все это, Лауде осталось просто готовиться к предстоящей гонке. Вечером в пятницу Джо Рамирес пришел к главному механику Лауды Дэйву Крэбтри с плотно сжатыми кулаками. В каждой руке у него было по бумажке с номерами моторов. По очередности, действовавшей в течение всего сезона, пришла очередь Крэбтри первому выбирать мотор. Левая или правая? Он выбрал правую - мотор, с которым Лауда выиграл в Брэндс-Хэтч. Просту достался мотор, с которым он победил в Зандвоорте.
Вечером в субботу Лауда спокойно поужинал и рано лег спать, проспав в итоге с десяти до восьми. Прост же в этом подобии Бразилии - Эшторил это маленькая копия Интерлагоса - столкнулся с общей для всех приезжих, попивших местную воду, проблемой.
В воскресенье утром над кольцом светило теплое октябрьское солнышко. Лауда вел себя как профессионал, готовящийся к еще одному рабочему дню. "Первые круги нужно будет идти поспокойней, а потом - полный вперед," - сказал он, попыхивая Мальборо. Затем разговор зашел о его предстоящем путешествии на Таити и в Австралию и о перелетах. Его пульс не поднимался выше 50-ти.
Однако разогрев снова сложился в пользу Проста, по крайней мере сперва. Он был быстрее всех, а Лауда застрял в боксах... с заклинившим левым передним колесом. На дорожку он вернулся как раз вовремя, чтобы опробовать свой второй комплект резины. Машина была превосходна. Он был почти на полсекунды быстрее Проста и вообще быстрее всех.
А затем пришли новые неприятности: мотор у Лауды тратил слишком много воды и его нужно было менять. Мотор, который он использовал во Франции и поврежденный во время транспортировки в Португалию, был подготовлен за неторопливые 2 часа 20 минут. Заводился он очень легко.
В гараже, за 40 минут до гонки, Лауда подшучивал над Простом, который был бледен и неспокоен. "Погляди на себя - нервный как черт знает что. Это мне надо нервничать. Мне нужно пол-пелетона проходить, а тебе все просто."
Затем к ним присоединился Рон Деннис, директор McLaren'а. "Рон, если я выиграю Чемпионат, я все-все прессе расскажу," - сказал Лауда, ухмыляясь. "Про то, как меня весь уик-энд притесняли, про то, как ты Просту подыгрывал..."
"Ладно, ладно," - среагировал ухвативший настроение Деннис. "Худшее еще впереди!"
В самом же деле впереди было лучшее. В плане нацеленности на успех, в плане безошибочности, начиная с верного выбора Мишленов - смешанных комплектов 010-х и 05-х - и заканчивая подготовкой двигателей TAG - оба не подвели - McLaren был неподражаем. Жаль только, что Дэйв Райан, главный механик команды, не смог присутствовать на гонке: в Новой Зеландии у него серьезно заболел отец.
Не стоит и говорить, что Прост был великолепен. Он проиграл старт паре пилотов Williams'а образца 1985-го года, но уже к девятому кругу вырвался вперед.
Лауда, опять-таки само собой разумеется, начал осторожно. На старте он потерял два места, но потом за два круга поднялся на девятое. И затем в течение 14 долгих кругов он шел за Toleman-Hart'ом Стефана Йоханссона. Казалось, что бугристый и узкий трек с трудными для обгонов быстрыми поворотами отдает гонку Просту.
Однако у Лауды просто замечательное терпение. Он прошел Йоханссона - Стефан ошибся в выборе передачи на выходе из шпильки - и стал пятым (Пике и Уорвик развернулись и из головки гонки выпали). Шел 28-й круг. Во время обгона Лауда левым задним колесом задел переднее крыло Toleman'а, но ущерб McLaren'у был нанесен незначительный. Гораздо более угрожающим казалось его отставание от Проста. Он был в 31 секунде, или в трех местах, или в четырех очках от титула Чемпиона Мира. Оставалось 30 кругов.
Двое из тех, кто шел впереди, проблемы не представляли. За четыре круга Лауда догнал и обошел Росберга и Айртона Сенну. Найджел Мэнселл, на тот момент шедший всего в шести секундах за Простом, был задачкой потруднее. Лауда был способен отыгрывать у Мэнселла по секунде на круге (настолько хорош был McLaren), но только на свободном пространстве. В толкучке же, среди аутсайдеров, Лауда ничего не мог поделать, кроме как сидеть и ждать лазейки, да пытаться сохранить хладнокровие.
На последующих кругах стало ясно, что у Лауды ничего не выйдет. Он подбирал секунду здесь, две там, но затем снова все терял в очередной "пробке". Мэнселл, безупречный за рулем своего JPS, кажется должен был решить судьбу этого чемпионата Marlboro. Пока Мэнселл шел вторым, а Прост первым, Лауда проигрывал полтора очка.
Но затем, как-то внезапно и резко, все закончилось. Без всякого предупреждения на 51-м круге Мэнселл лишился тормозов на подходе к одному из правых поворотов. Он развернулся, вернулся в гонку все еще вторым, но уже в пределах видимости Лауды. Ники тут же установил быстрейшее время на круге - на полсекунды быстрее, чем Прост за 12 кругов до этого - но это было уже не нужно. На следующем круге Мэнселл в том же месте развернулся еще раз и после этого уехал на пит-стоп, где и остался: Lotus подвели новые карбоновые тормоза. Лауда стал вторым, и если не произойдет механической поломки, он будет Чемпионом.
Прочие яркие моменты в гонке были связаны с Lotus'ом, Toleman'ом и Williams'ом. Оба Toleman'а были быстры весь уик-энд - в быстрых поворотах они не уступали McLaren'ам, шасси Рори Бирна очень хорошо сбалансировано и эффективно - и Сенна проехал три тренировочных круга (два официальных, один неофициальный) за ошеломляющие 1.21,9, что породило множество разговоров о том, что Toleman'у наконец-то поставили те же Мишлены, что и McLaren'у, Brabham'у и Renault. В гонке Сенна стал лучшим среди не-маклареновцев, то есть третьим, а Йоханссон установил третье время прохождения круга.
Тем временем Кеке Росберг порадовал пит-лейн своим патентованным "Я-лучший-гонщик-в-мире". На тот момент, когда новый мотор Honda был установлен на его любимое шасси, Кеке в гонку еще не попадал, а когда этот новый мотор немедленно сгорел, шансы Росберга стали казаться минимальными. Но он потихоньку катился по кольцу и, найдя дырку в заборе, вернулся в боксы пешком. Однако весь анекдот был в том, что Росберг прыгнул в запасной Williams, выехал с пит-лейн, когда времени осталось только на один круг, прошел второй Brabham по внешнему радиусу четырехскоростного правого поворота и все же показал четвертое время и стал быстрейшим из гонщиков Гудьира. "Как шасси?" - спросили его. "Не знаю, не было времени разбираться," - ответил Росберг.
На стартовом поле Росберг и Мэнселл первый раз встретились с тех пор как было объявлено, что в 1985 году они будут выступать за Williams. Все прошло спокойно. И это было прелюдией к двум замечательным выступлениям. Росберг прошел по одной стороне дорожки, Мэнселл по другой и вдвоем они возглавили пелетон после первого круга. Но вскоре Росберг сдал. У него запузырилась задняя шина - результат приемистости мотора в той же мере, что и управляемости, а затем вышел из строя поршень. Мэнселл же уверенно шел на втором месте и был единственным, кто мог поспорить с Простом. Разрыв между ними держался в районе семи секунд. В толкучке он временами сокращался до пяти. Lotus'у не хватало вращающего момента и сцепления с покрытием в медленных поворотах, таких как у McLaren'а, но разница была незначительной. С другой стороны Мэнселл намного превосходил всех прочих пилотов Renault (Уорвик дважды разворачивался в одном повороте), пилотов Ferrari (на буграх Ferrari вели себя очень нервно, да еще похоже Арну устроил себе выходной) и де Анжелиса, выбравшего жесткие Гудьиры на все четыре колеса.
Мотор Renault смотрелся хорошо, усиленная коробка передач работала неплохо, шины были в полном порядке и Найджел собирался обойти своего напарника на круг. Что подведет на этот раз? Тормоза. Впервые с гонки в Рио команда использовала карбоновые тормоза и у Мэнселла тормозные скобы были меньшего размера, чем у де Анжелиса. Правый передний поршень сломался. С одной стороны Lotus вероятно приобрел ценную информацию на 1985 год, с другой стороны команда потеряла максимально возможный в этом сезоне результат.
Успех McLaren'а удивителен для такого нового автомобиля. После гонки в закрытом парке они, не снимая шлемов, обнялись. Если уж проиграть, то как можно проиграть достойнее, чем одержав седьмую победу в сезоне. А если Лауда собирается выиграть свой третий Чемпионат, то ему придется это делать без всяких условий. Не больше, не меньше. И как в 1977 году вторые места Лауды принесли ему победу.
1 | Ален Прост | McLaren | 70 | 1:41'11.753 | |
2 | Ники Лауда | McLaren | 70 | 1:41'25.178 | |
3 | Айртон Сенна | Toleman | 70 | 1:41'31.795 | |
4 | Микеле Альборето | Ferrari | 70 | 1:41'32.070 | |
5 | Элио де Анджелис | Lotus | 70 | 1:42'43.922 | |
6 | Нельсон Пике | Brabham | 69 | 1:41'25.396 | Разворот |
7 | Патрик Тамбэ | Renault | 69 | 1:41'38.454 | |
8 | Рикардо Патрезе | Alfa Romeo | 69 | 1:41'56.010 | |
9 | Рене Арну | Ferrari | 69 | 1:42'08.776 | |
10 | Манфред Винкельхок | Brabham | 69 | 1:42'08.864 | |
11 | Стефан Йоханссон | Toleman | 69 | 1:42'16.900 | |
12 | Андреа де Чезарис | Ligier | 69 | 1:42'19.694 | |
13 | Герхард Бергер | ATS (Auto-Technisches Zubehor) | 68 | 1:42'15.657 | |
14 | Жак Лаффит | Williams | 67 | 1:41'25.759 | 2 пит-стопа / повреждения шасси |
15 | Мауро Бальди | Spirit | 66 | 1:42'47.056 | |
16-нф | Йо Гартнер | Osella | 65 | 1:37'38.902 | Нехватка топлива |
17 | Эдди Чивер | Alfa Romeo | 64 | 1:41'42.845 | |
нф | Пьеркарло Гиндзани | Osella | 60 | 1:32'28.075 | Двигатель |
нф | Найджел Мэнселл | Lotus | 52 | 1:16'25.752 | Утечка тормозной жидкости / 2 разворота |
нф | Дерек Уорик | Renault | 51 | 1:16'17.221 | Коробка передач |
нф | Филип Стрейфф | Renault | 48 | 1:12'38.208 | Ведущий вал |
нф | Кеке Росберг | Williams | 39 | 57'01.219 | Двигатель |
нф | Франсуа Эсно | Ligier | 31 | 47'20.736 | Электрика |
нф | Тьери Бутсен | Arrows | 24 | 35'51.658 | Ведущий вал |
нф | Джонатан Палмер | RAM | 19 | 38'33.616 | Коробка передач |
нф | Марк Зурер | Arrows | 8 | 12'20.851 | Электрика |
нф | Филип Альо | RAM | 2 | 3'29.507 | Двигатель |
Журнал "AUTOCAR", 1984
Перевод: Максим Кураев.
romb.hut2.ru