Гран-при Бразилии 1985 года: Победа Проста в первой гонке сезона
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

01-1985г. Гран-при Бразилии

01-1985г. Гран-при Бразилии

В прошлом году на нетестированном Marlboro McLaren MP4/2 Ален Прост выиграл первую гонку сезона. В прошлое воскресенье в Рио он начал сезон
1985-го года точно таким же образом...

Кеке Росберг продемонстрировал нам свой фирменный старт и Гран При Бразилии как-то вдруг начал обретать форму. Весь уик-энд велись многочисленные разговоры о противостоянии McLaren’a и Ferrari и вот на тебе, первым шел Росберг, великолепно жестко, постоянно пуская свой Williams-Honda в занос. Калейдоскопом белых, желтых и синих цветов из выхлопных отверстий вырывались языки пламени. Перед гонкой Росберг назвал новейшую конструкцию Патрика Хэда «неплохой» и в течение девяти красивейших кругов он в точности напоминал того Росберга, который на прошлогоднем Гран При Далласа растоптал своих соперников. А потом взорвался левый турбонагнетатель и это был конец. Гонка стала-таки противостоянием McLaren’а и Ferrari и McLaren победил. Пилота звали Прост. Номер машины - 2. Выступление его было так же безупречно как и прошлогодние победы на Нюрбургринге и в Эшториле. Так что Рио’85 стал третьей подряд победой Проста и восьмой подряд победой McLaren’а. Та победа Росберга в прошлом июле в Америке была последним поражением ярко-красной суперкоманды.
И все же в Рио имели место намеки (правда весьма слабые) на то, что McLaren’ы уже не так сильны как в конце прошлого года. Тогда команда использовала резину Мишлен и имела неоспоримое преимущество в устойчивости. После ухода Мишлена из Ф1, McLaren’ы присоединились к 14 прочим командам, использующим Гудьиры, включая Ferrari, и после гонки Прост признал, что 156/85 Микеле Альборето была «быстрее чем мы на прямой, но хуже нас в поворотах».
Но к этому моменту Микеле уже допустил касание с Williams’ом Найджела Мэнселла в первом повороте. Левое переднее колесо Ferrari ударило заднее колесо Williams’а (Найджелу удался «росберговский» старт, и в течение пары сотен метров ГП Бразилии представлялся дублем для команды Фрэнка Уильямса) и если для Альборето контакт был неприятен, для Мэнселла он стал катастрофой. Он вылетел на газон и вернулся в гонку последним, после чего хорошо прогрессировал, пока выхлопная труба, поврежденная во время экскурсии на траву, не сломалась окончательно. Тем временем у Альборето перекосило руль и, что более важно, у него появилась недостаточная поворачиваемость, так что на 18 круге на выходе из последней шпильки Прост его прошел.
«Мне кажется, Микеле ошибся в переключении», - сказал Прост. «Я слишком сильно заехал на бордюр и мне пришлось притормозить», - так объяснил свою ошибку Альборето. Как бы там ни было, результат от этого не изменится. Ален Прост начал 85-й точно так же как и 84-й.
Сходство однако шло глубже, чем простая хореография гонки. В обоих случаях McLaren предпочли насколько возможно много времени посвятить доводке машины на чертежной доске и в аэродинамической трубе, а не на асфальте автодромов. Всю зиму, в то время когда Ferrari, Lotus и Brabham накатывали километры на треках в Южной Африке, Бразилии и Франции, конструктор McLaren’а, Джон Барнард, не уставал повторять, что новая машина будет закончена «за пол-часа до отправки в Рио». Так что тренировки в Бразилии команда проводила занимаясь настройками задней подвески с новыми штангами и меняя маленькие турбонагнетатели на большие и обратно. Однако в квалификации в полной мере проявила себя еще одна новая черта гонок этого года. Мотор Porsche TAG V6 все еще не может справляться с давлением высокого наддува, особенно в квалификации, потому что в сложных электронных системах управления мотором нет программы, которая давала бы двигателю возможность выдерживать чудовищные квалификационные нагрузки.
Так что на стартовом поле Прост был 6-м, а чемпион мира, Ники Лауда, 9-м. Удивительно, но до последней квалификации оба пилота команды Williams жаловались на недостаток мощности у моторов, после чего японские инженеры перепрограммировали системы управления мотором и Росберг занял на стартовом поле второе место. С проскальзывающим сцеплением.
«У меня не было сцепления и я не мог тронуться с места, так что ребятам пришлось толкать меня по пит-лейн,» - Росберг был в хорошем расположении духа. «Потом забило цилиндр сцепления и все оно оказалось залито маслом. Каждый раз когда я переключал передачи я чувствовал как мотор «задумывается» и когда на входе в первый поворот я переключился на четвертую у меня фактически заблокировались задние колеса.»
Ferrari и Lotus, наоборот, показали хорошую квалификационную готовность. Айртон Сенна и Элио де Анжелис квалифицировались третьим и четвертым, но со своими пятничными временами, потому что в субботу ни тому, ни другому не удалось найти свободный круг. Де Анжелис во время двух своих выездов натыкался поочередно на Tyrrell Стефана Йоханссона и Osella Пьеркарло Гинцани и был вынужден сворачивать в боксы не закончив и одного летучего круга, а Сенна в каждый из двух выездов встречал на своем пути Renault.
И все же именно Lotus’ы были в Рио в центре внимания и не только потому, что весь центр города был увешан плакатами с надписью «Acelera Ayrton» («Вперед, Айртон!»). Во время первой квалификации Lotus представили новые аэродинамические приспособления на шасси 97Т, работы Жерара Дюкаружа. Вертикальные крылья были установлены на трубчатые рамы непосредственно за передними колесами, а маленькие крылышки - за боковыми воздухозаборниками перед задними колесами.
«Какая жалость», - вздохнул доктор Харви Постлтуэйт из команды Ferrari. «Мы опробывали все это в аэродинамической трубе и результаты были отличными. Однако нам пришлось перед приездом сюда затормозить исследования и поэтому когда мы появимся в Эшториле все подумают, что мы - вторые.»
Хотя Lotus особенно не распространялись об эффективности новинок (Сенна сказал, что они отражаются на времени, но в кокпите не чувствуются), команда позаботилась о том, чтобы причудливые детали были укрыты от любопытных линз фотокамер, когда автомобиль заезжал в боксы.
Однако еще до гонки Дюкаруж мог предсказать шансы команды: «Наша проблема в том, что BMW и Ferrari имеют гораздо лучшие характеристики разгона и поэтому нашим пилотам придется из кожи вон лезть в поворотах, а это плохо отразится на шинах. Победить здесь будет для нас очень тяжело». Так и оказалось. Сначала два Lotus'а шли за Росбергом, Сенна впереди де Анжелиса, а затем их обошел великолепный Ники Лауда и казалось, что McLaren сделает дубль, но проблемы с моторной электроникой вынудили его сойти на 23 круге с третьего места. Рон Деннис снова отправил его в гонку, но не с целью тестирования, а для «определения причины поломки и ее предотвращения на гонке в Португалии».
Вскоре де Анжелис заехал в боксы за новым комплектом жестких Гудьиров. Lotus’ы шли третьим и четвертым, но за 12 кругов до финиша гонка для Сенны закончилась. В автомобиле все отключилось.
«Позже мы обнаружили, что полетело реле обратного тока», - сказал менеджер команды Питер Уорр. «Мы заменили его и все стало замечательно, но, к сожалению, мы не знаем из-за чего это произошло.»
Пусть Lotus’ы и были для Renault в этот уик-энд самым большим успехом, но и Ligier зарекомендовали себя неплохо, в то время как заводская команда переживает разочарование за разочарованием. Да, конечно, Патрик Тамбэ проявив упорство пробился на пятое место, но тот факт, что он и Дерек Уорвик квалифицировались 10-м и 11-м дает лучшее представление о положении Renault в Рио. Во время квалификаций неполадки с колодками привели к тому, что время от времени тормозные педали в обоих автомобилях теряли жесткость. Уорвик «крутился» дважды, а Тамбэ трижды, причем выполняя третий пируэт боевой автомобиль француза тяжело ударился об отбойники. В гонке Тамбэ использовал запасную машину и сказал после, что в течение всей гонки мотор был «плох». «Машина очень нервная и очень плохо управляется», - подтвердил Уорвик. Он был единственным из пользователей Renault, кто и в гонке и в квалификации пользовался новой модификацией мотора EF15 с укороченным ходом. После квалификации Дерек сказал, что мотор ему кажется «многообещающим». В гонке же хронические неполадки с зажиганием и пит-стоп для замены свечей - старомодное решение в мире, где правят микрочипы - отбросили его на десятое место, но даже на ранних стадиях гонки Уорвик выше тринадцатого не поднимался.
Так что честь Renault пришлось защищать Lotus’у и Ligier, причем именно маленькая французская команда обеспечила одно из самых захватывающих выступлений в гонке. На пути к 6-му месту, во многом развеявшем миф о том, что во время пребывания в Williams’е он подрастерял свои таланты, Жак Лаффит передним спойлером своего Ligier пропорол заднюю шину Alfa Риккардо Патрезе и тот вынужден был ехать в боксы с поврежденной задней подвеской. Андреа де Чезарис, как и Лаффит, на ранних стадиях гонки был вовлечен в ожесточенную борьбу с Alfa’ми, пока на 28 круге его не вынесла Ferrari Рене Арну, в тот момент когда они оспаривали пятое место. Арну, затянувший с пит-стопом, после столкновения с Ligier повредил заднюю левую шину и не смог свернуть на пит-лейн. Ему пришлось проехать на трех колесах еще один медленный круг прежде чем ему поменяли резину. Де Чезарис же просто припарковал машину возле забора и пришел в боксы пешком. После этого Арну продемонстрировал силу Ferrari еще раз и не только тем, что автомобиль выдержал 3,126 мили на трех колесах, а вообще, подчеркнув надежность шасси 156/85. Через десять кругов Арну был седьмым, а к 44 кругу он пробился в очковую зону. После схода Сенны и проблем Тамбэ за десять кругов до финиша Арну стал четвертым без всякой угрозы своей позиции.
Особенно пристально за выступлением Ligier следил конструктор Brarham’а Гордон Марри. «Они шли как по рельсам, правда?» - заметил он. Причиной интереса Марри является желание узнать как команда работает с резиной от Пирелли, потому что именно Brabham является ведущим клиентом итальянской фирмы. В Рио квалификационные шины Пирелли не были даже в половину так хороши как гудьировский эквивалент, поэтому Нельсон Пике, обладатель девяти поулов в 1984 году с Мишленом, на стартовом поле стоял на непривычном восьмом месте. Так же непривычным был его сход на 2 круге после таинственной аварии. «Мы понятия не имели как поведет себя гоночная резина», - сказал Марри. «Поэтому мы решили ехать спокойно и на рожон не лезть, так как нам казалось, что в гонке будет много сходов. А потом Нельсон вылетел, что совсем на него непохоже. Это произошло в изгибе, который по его словам в квалификации легко проходится на полном газе на пятой и он так и не понял что произошло. Он говорит, что было похоже, что он наехал на масляное пятно...»
Новый «второй номер» Brabham’а, Франсуа Эсно, сражался с Эдди Чивером (Alfa). Битву выиграл итало-американец, просто-напросто переехав Brabham’у нос. Так что всего лишь через десять кругов после старта Brabham’ов в гонке не осталось, правда причиной их сходов являлась совсем не механика. Это является добрым знаком для команды, которая за шесть первых гонок прошлого сезона получила шесть сгоревших двигателей, но зато из Рио они уехали так и не выяснив как Пирелли будут смотреться против Гудьиров на протяжении дистанции.
Стефан Йоханссон превосходно справился с ролью дублера. Заменив в Tyrrell’е Штефана Беллофа, он финишировал седьмым и с его гонкой «на пределе» могло сравниться только выступление его партнера по команде Мартина Брандла, который стал девятым несмотря на ранний пит-стоп для закрепления разболтавшегося переднего колеса. Между Tyrrell’ами вклинился RAM Филиппа Альо. После тестовых проблем с перегревом, в Рио RAM приехали с иным расположением радиаторов и жалюзи и без задних подкрылков. Именно последнее лишило неплохое 03-е шасси необходимой устойчивости, но зато позволило двигателю Hart протянуть дистанцию. Потеряв пятую передачу и мучаясь от неполадок с зажиганием Альо все же затмил первого номера команды, Манфреда Винкельхока, который тоже страдал от неисправного зажигания. Оба Arrows’а приобрели избыточную поворачиваемость, но в тренировках Тьерри Бутсену удалось произвести неплохое впечатление с его А8-м, оснащенным новой версией BMW. Однако у него были неполадки с давлением топлива из-за которых он не только застрял на старте («Когда двигатель остановился, давление пришло в норму»), но и страдал от пропуска искры, который после пит-стопа для замены шин стал еще хуже.
Таким образом в Рио мы увидели искры великолепия - лидерство Росберга в начале и лучший квалификационный круг Альборето, а также разницу в подходе к соревнованиям у разных команд. Ferrari и Lotus всю зиму напряженно работали на тестах и финишировали 2-ми и 3-ми; Ники Лауда и Ален Прост провели по одному дню в насквозь промокшем Брэндсе, после чего шасси MP4/2B было разобрано и отправлено из Гэтуика в Рио. Может быть это незначительный факт и по ходу сезона о нем забудут, но он указывает направление в котором этот сезон будет развиваться. Новая модификация базовой модели MP4/2 сразу вошла в круг победителей. Конструкция Джона Барнарда выиграла 13 из 17 гонок в которых принимала участие. 1985-й начался точно так же как 1984-й. McLaren является ориентиром для любой из команд Формулы 1. Еще раз.



1
Ален ПростMcLaren611:41'26.115
2
Микеле АльборетоFerrari611:41'29.374Столкновение с Мэнселлом
3
Элио де АнджелисLotus601:42'16.464
4
Рене АрнуFerrari591:41'50.647Удар от де Чезариса
5
Патрик ТамбэRenault591:42'15.509
6
Жак ЛаффитLigier591:42'40.029Удар в де Чезариса / пит-стоп
7
Стефан ЙоханссонTyrrell581:41'46.965
8
Мартин БрандлTyrrell581:42'09.350
9
Филип АльоRAM581:42'32.897
10
Дерек УорикRenault571:41'54.024Пит-стоп / свечи зажигания
11
Тьери БутсенArrows571:41'55.308Задержался на старте /
давление топлива
12
Пьеркарло ГиндзаниOsella571:41'56.206
13
Манфред ВинкельхокRAM571:41'58.527

нфГерхард БергерArrows511:30'25.504Подвеска

нфАйртон СеннаLotus481:20'58.033Электроника

нфЭдди ЧиверAlfa Romeo421:15'25.996Двигатель

нфПьерлуиджи МартиниMinardi411:37'55.034Двигатель

нфНики ЛаудаMcLaren2758'29.661Регулятор подачи топлива

нфАндреа де ЧезарисLigier2643'55.948Удар от Лаффита / удар в Арну

нфРикардо ПатрезеAlfa Romeo2035'08.971Прокол

нфКеке РосбергWilliams1016'48.355Турбо

нфФрансуа ЭсноBrabham915'39.085Авария

нфНайджел МэнселлWilliams814'48.033Столкновение с Альборето / выхлоп

нфМауро БальдиSpirit71:21'20.699Турбо / перебои в зажигании

нфНельсон ПикеBrabham23'29.010Авария / трансмиссия

Перевод и набор: Максим Куваев

The Motor, 13.04.85



Знаете ли Вы что...