04-1985г. Гран-при Монако
«Все очень просто: Гран При Монако - это замечательный предлог закатить 72-часовую вечеринку»
Найджел Демпстер, май ’85.
Монако не является 72-часовой вечеринкой. Никогда ей не было и никогда не будет. Найджел Степни вам это подтвердит. Он работает в команде JPS Lotus главным механиком Элио де Анжелиса. В ночь с субботы на воскресенье он и его бригада меняли де анжелисовский турбо-мотор Renault EF4B на новый EF15 с укороченным ходом. Утром они поставили EF4B на место, потому что EF15 работал вяло. Правда EF4B отказался заводиться, так как механический бензонасос отошел в мир иной. В гонке Элио использовал запасное шасси. Так что Гран При Монако вовсе не кажется Найджелу вечеринкой.
Напротив, он считает, что проводить здесь Гран При это глупо. На сегодняшний день Монако - это Стоунхендж Формулы 1: прошло уже так много времени, что никто не помнит с чего же все началось. В этот раз в высокотехнологической гонке за лидером победил Ален Прост и заработал девять очков и поцелуй принцессы Каролины. Клевок в щеку был удовольствием мимолетным, очки же помогли ему, да и Marlboro McLaren в целом, вновь ощутить уверенность в себе после дисквалификации из ГП Сан-Марино две недели назад.
Итак, чего же ждать от Монако, где обгоны почти невозможны? Кеке Росберг выразился лучше всех: «Когда-то и в правду было так», - усмехнулся он в субботу днем. «На машинах с Cosworth’ом. Тогда на выходе из Казино вы жали на газ и в Мирабо обгоняли. Теперь нет. С турбо вы ждете, и ждете еще, а затем когда абсолютно уверены, что сможете обогнать, увеличиваете наддув и - вперед. В этом и есть разница».
И это на треке, казавшемся слишком узким, слишком извилистым даже для 165-сильных болидов Ф3. Формулы 1, в квалификации достигавшие мощности в 900 л.с., выглядели на улицах Монако потрясающе. И в то же время глупо. Можно было имея идеально послушную машину, устойчивую и сбалансированную, мгновенную приемистость и достаточно мужества на прохождение одного суперкруга через три его четверти наткнуться на Пьеркарло Гинцани ковыляющего на своем Osella в боксы. Кругу - конец и стартовать придется из той «смертельной зоны», которая почти неизбежно означает участие в стартовой свалке в Сен-Девот. Поул-позиция и молниеносный старт намного уменьшат (хотя полностью и не исключат) вероятность этого печального события.
Это удалось Айртону Сенне на JPS Lotus. В четверг Сенна сказал, что ему «повезло найти несколько свободных кругов». Его Lotus был обут в смешанный комплект гоночных и недолговечных квалификационных шин, в связи с чем Айртон получил больше времени на поиск чистого пространства на 2-мильном кольце, «забитом» еще 25 машинами, занимающимися тем же самым. В четверг Сенна это пространство нашел, и в субботу - тоже. Во время второй квалификации он обменивался быстрейшими временами с Ferrari Микеле Альборето и все же не мог ближе, чем на 0,2 секунды приблизиться ко времени итальянца, которое тот показал во время утренних заездов, на борьбу за место на старте не влиявших. «Свободный круг - это все,» - коротко бросил Сенна. «Не будет большим преувеличением сказать, что Сенна - пилот десятилетия», - сказал наблюдавший за квалификацией Джекки Стюарт. «Раньше им был Ники Лауда, но все когда-нибудь кончается».
И со старта будущий король опередил Мэнселла. Мэнселл был в своем привычном режиме «уличного бойца», на пути к четвертому подряд старту в Монако с первой линии обогнав Lotus Элио де Анжелиса. Williams-Honda был хорош во всех аспектах, кроме тормозов. Через пять кругов они утратили эффективность и более Мэнселл из себя угрозы не представлял. Но в самом первом повороте он шел за Сенной вплотную, а тем временем внутри пелетона неопознанные пилоты решили задать друг другу перцу. Arrows-BMW Герхарда Бергера на старте замешкался, а потом подрезал Renault Патрика Тамбэ и утащил того в стену, самолично составив ему компанию. Тамбэ закончил Монако ’85 так же как и Монако ’84 с двумя всего различиями: в этот раз обошлось без травм и не было дождя. Стефан Йоханссон, который, повредив в касании с Toleman’ом Тео Фаби свой боевой автомобиль, был вынужден квалифицироваться на запасном и на старте был лишь 15-м, получил пинок сзади: «Меня подбросило в воздух на метр, а может и больше», - после чего Стефан отправился в боксы менять заднее колесо, что однако сломанной задней подвеске помочь не могло. В общем, принимая во внимание все вышесказанное, можно считать, что старт ГП Монако прошел сравнительно гладко. Серьезная же авария приключилась на 17 круге.
К этому моменту гонка уже обрела четкую форму. Айртон Сенна сошел, пав жертвой неисправного зажигания приведшего к преждевременной кончине двигателя. До этого он был хорош, силен и уверен в себе. Первым стал Прост, за ним в шести секундах шел Альборето, третьим был Элио де Анжелис, а четвертым - Williams Кеке Росберга. Царственный вой отражался от зданий, которые в Пеккэме мозолили бы людям глаза, но здесь, в Монако, вырисовываясь на фоне неба, они смотрятся стильно.
Девятым шел Риккардо Патрезе на Benetton Alfa с мотором от Bosch Motoronic, показавший удивившее всех второе время в первый день квалификаций, сменившееся из-за толчеи на кольце во второй день более понятным 12 результатом. Патрезе сдерживал Brabham Нельсона Пике. В пятницу, которая в Монако свободна от официальных заездов, Пике провел вовсе не слоняясь по своей яхте, стоящей на якоре напротив зоны торможения перед шиканой, нет, вместо этого он на вертолете улетел на кольцо Поль Рикар (это 30 минут лета), где и занялся тестированием Пирелли. Компания подготовила новую квалификационную резину и ее надо было опробовать до субботы. В итоге Нельсон занял на старте 13 место.
На входе в Сен-Девот он нырнул внутрь поворота, но Патрезе не отступил. В фонтане искр, летящих из-под скребущего по асфальту рычага подвески или днища Brabham’а, обе машины отбросило от отбойников. На мгновение Alfa вспыхнул, заливая трек маслом. То что и Патрезе, и Пике (кстати, оба живут в Монако) остались целы и невредимы просто невероятно. Сей факт служит отличным свидетельством в пользу сегодняшних мер по обеспечению безопасности в гонках Гран При. «Некоторым образом, - сардонически улыбнулся конструктор Brabham’а Гордон Марри, - мы сами виноваты в том, что Нельсон очутился в такой компании. Вот в чем опасность старта из глубины стартового поля».
Шедший следом Жак Лаффит поскользнулся на масляном пятне («Оно было огромным», - сказал Дерек Уорвик) и раскрутился на 720о. Правда ему удалось завестись и вернуться в гонку. На следующем круге развернуло Альборето и ему пришлось выбираться на дорожку задним ходом. Это стоило ему немало времени и, косвенно, победы, потому что он проколол левое заднее колесо. Лауда увидел желтые предупреждающие флаги вместо предусмотренных правилами красно-желтых «масляных» и подумал, что впереди трассу перегородила сошедшая машина. Масла на дороге он никак не ожидал, как не ожидал и, прокатившись на нем, заглохнуть в Сен-Девот. Мотор TAG заводиться отказался, Лауда сел в свой вертолет и направился домой.
Альборето настиг Проста и на входе в Сен-Девот тот ошибся с передачей. Альборето по внешней траектории вернул себе лидерство, но через пару кругов почувствовал, что заднее левое колесо теряет давление. На 32 круге он заехал в боксы для его замены и отдал Гран При Монако Алену Просту. Прост стартовал осторожно, был консервативен с шинами, берег тормоза и коробку и ждал, пока течение гонки не станет ровнее. За ним на запасном шасси Lotus 97T шел Элио де Анжелис. У него были проблемы с тормозами и сократить свое 7-секундное отставание от Проста он был не в силах. Альборето вернулся в гонку позади «легковесного» Ligier Андреа де Чезариса. Ligier были ведущими пользователями Пирелли в Монако: с шасси было снято 6,5 фунтов, 17,5 фунтов «сэкономил» новый Renault EF15, и наконец, кузов похудел на целых 26 фунтов. Квалифицировался де Чезарис восьмым. Альборето обогнал его в «Мирабо» на 39 круге, выполнив нелегкий маневр по внутренней траектории поворота, а затем приступил к сокращению 20-секундного отставания от шедшего в тот момент 2-м Элио де Анжелиса. Де Анжелис мог поддерживать темп Альборето, но не стабильно. За 18 кругов Микеле отыграл дефицит в 21 секунду и на 64 круге, три круга проведя вплотную за спиной Элио, совершил обгон.
ГП Монако ’85 покорился таким образом Алену Просту, целеустремленному Микеле Альборето и де Анжелису. «Если бы Микеле не проколол колесо мне было бы гораздо труднее победить», - сказал Прост. «Кто знает, может это было бы вообще невозможно.»
Пятым, вслед за де Чезарисом, финишировал Дерек Уорвик на Renault: «Говорю вам, я всю гонку вкалывал как черт. После двух третей дистанции машина держать дорогу перестала напрочь, причем не из-за износа шин, а из-за того, что по мере выгорания горючего управляемость значительно ухудшилась. Большую часть гонки я преследовал де Чезариса, но он шел очень чисто. Когда начался дождь и из боксов мне сообщили, что моей позиции никто не угрожает, я, как ни грустно мне в этом признаваться, просто опустил руки».
Легкий дождик закапал за 10 кругов до финиша. На одном из кругов в Ля-Раскасс Проста здорово повело, правда недостаточная поворачиваемость беспокоила его уже с 20 круга. Он сбросил темп, позволив Альборето отыграть 12 секунд за 6 кругов, но запаса времени ему хватало с избытком и лотерея монегасков принесла ему выигрыш 9 очков.
Гонка Тьерри Бутсена, по началу складывавшаяся неплохо, была испорчена тем, что «после 5 кругов шины стерлись и то же самое случилось и со вторым комплектом». Кеке Росберг, немного более консервативный с шинами, так же страдал от отсутствия устойчивости, к которой еще добавились неполадки с тормозами, как у Мэнселла. Мартин Брандл и Джонатан Палмер были последними из финишировавших. После отлично проведенной квалификации, гонка для Мартина была испорчена пит-стопом для устранения утечки тормозной жидкости из задних тормозов. Помимо этого у него «не было совсем никаких проблем, разве что я был выжат как лимон». Палмер в своем Zakspeed’е мучился с педалями, на которые по ходу гонки приходилось давить все сильнее и сильнее, а поэтому проходить сложное монакское кольцо чисто у него не получалось. Развернувшись в Сен-Девот он мог полюбоваться видом летящих на него де Анжелиса и Альборето, и ему пришлось в облаке дыма из-под колес крутить свой болид, чтобы снова выставить его носом вперед. Как бы то ни было, он принес команде первый финиш в ее истории, состоящей пока из трех всего гонок.
Так получилось, что в этот уик-энд Айртон Сенна обеспечил Lotus’у газетные заголовки, а Элио де Анжелис - результат. Пробираясь сквозь толпу, Сенна раздавал автографы: в Рио он подписывался «Айртон Сенна ‘85», к Монако его автограф сократился до краткого «Сенна». «Так быстрее», - сказал он. Это - подходящая метафора его стремительного взлета. До Гран При Португалии он ни разу не лидировал в гонке Формулы 1, на Гран При Монако он уже был главным претендентом на победу, всего шесть недель и три этапа спустя.
Возможно Элио де Анжелис поехал слишком быстро слишком рано и испортил себе тормоза. За десять кругов до конца он лишился их полностью и мотор «готов был вот-вот отказать, я уверен. Но все же он дотянул, чему я несказанно рад - мне так нужны были эти очки за третье место».
В Монако главное - не скорость, а умение «дотянуть», умение вырвать очки у обстоятельств и не дать захиреть чемпионским притязаниям. Ален Прост теперь приступил к кампании ’85 всерьез, тем самым дав возможность команде восстановить боевой дух после унижений Имолы. Элио де Анжелис должен осознавать, что следующий Гран При, в Спа, будет уже ближе к настоящей гонке, чем к лотерее и супербыстрые извивы бельгийской трассы словно специально созданы для Lotus’а. А бригаде механиков команды во главе с Найджелом Степни с вечеринкой придется повременить - Lotus, как и большинство других команд, на три долгих дня уезжает во Францию тестировать шины на Поль-Рикар.
1 | Ален Прост | McLaren | 78 | 1:51'58.034 | ||
2 | Микеле Альборето | Ferrari | 78 | 1:52'05.575 | ||
3 | Элио де Анджелис | Lotus | 78 | 1:53'25.205 | ||
4 | Андреа де Чезарис | Ligier | 77 | 1:52'01.642 | ||
5 | Дерек Уорик | Renault | 77 | 1:52'36.128 | ||
6 | Жак Лаффит | Ligier | 77 | 1:52'52.175 | Разворот | |
7 | Найджел Мэнселл | Williams | 77 | 1:52'57.733 | Проблемы с тормозами | |
8 | Кеке Росберг | Williams | 76 | 1:52'01.857 | ||
9 | Тьери Бутсен | Arrows | 76 | 1:53'27.633 | ||
10 | Мартин Брандл | Tyrrell | 74 | 1:52'28.969 | ||
11 | Джонатан Палмер | Zakspeed | 74 | 1:52'40.828 | Разворот | |
нф | Ники Лауда | McLaren | 17 | 25'08.486 | Разворот | |
нф | Рикардо Патрезе | Alfa Romeo | 16 | 23'52.515 | Столкновение с Пике | |
нф | Нельсон Пике | Brabham | 16 | 23'52.571 | Столкновение с Патрезе | |
нф | Тео Фаби | Toleman | 16 | 23'53.709 | Турбо | |
нф | Айртон Сенна | Lotus | 13 | 18'43.098 | Двигатель | |
нф | Эдди Чивер | Alfa Romeo | 10 | 20'42.463 | Генератор | |
нф | Стефан Йоханссон | Ferrari | 1 | 2'31.095 | Авария / задняя подвеска | |
нф | Патрик Тамбэ | Renault | 0 | Удар в Йоханссона | ||
нф | Герхард Бергер | Arrows | 0 | Авария | ||
нкв | Пьеркарло Гиндзани | Osella | ||||
нкв | Штефан Беллоф | Tyrrell | ||||
нкв | Филип Альо | RAM | ||||
нкв | Манфред Винкельхок | RAM | ||||
нкв | Франсуа Эсно | Brabham | ||||
нкв | Пьерлуиджи Мартини | Minardi | Авария / травма колена |
Перевод и набор: Максим Куваев
The Motor, v.e. 25.05.85