Гран-при Канады 1985 года: Победный дубль Ferrari
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

05-1985г. Гран-при Канады

05-1985г. Гран-при Канады

В Монреале на финише первыми были Микеле Альборето и Стефан Йоханссон, похоже претензии Ferrari на чемпионат весьма обоснованы.
Мог ли Стефан Йоханссон выиграть Гран При Канады? Скорее всего нет. Неисправное зажигание на его Ferrari 156/85, предгоночные инструкции менеджера команды Марко Пиччинини и итальянец с шансами на титул не позволили бы этому произойти. На 58 круге Йоханссон догнал лидера, Микеле Альборето, предпринял в шпильке попытку обгона и - остался вторым. «Микеле в тот момент ехал медленно», - рассказывал Йоханссон, широко улыбаясь. «Затем он выдал 2 очень быстрых круга, а я из-за зажигания ничего поделать не мог». На линии финиша между ними было 1,957. Это был первый дубль Ferrari с Зандвоорта ’83.
Монреаль был критически важен для них обоих, и канадская гонка подчеркнула насколько хорошо Ferrari освоились в правилах расхода топлива, которые определяют сегодняшнюю Формулу 1. Альборето нужна была победа, чтобы подтвердить свои притязания на титул чемпиона, который он в данный момент оспаривает с Аленом Простом и Элио де Анжелисом. Йоханссону результат был необходим, чтобы укрепить свое положение в Ferrari - если акцент внутри команды сдвинется к Альборето полностью, то молодой парень с годичным контрактом надолго в Маранелло не задержится. И вот Йоханссон рассказывает как Альборето резко прибавил после 58 из 70 кругов того, что как ожидалось будет гонкой жесточайшей экономии.
Для пит-лейн, который весь уик-энд гудел разговорами о погоде, тормозах и расходе топлива это было признаком высочайшего класса. Пятничная тренировка была серой и холодной, субботняя - солнечной и теплой, а дождь, который на воскресенье был предсказан с 60% вероятностью зарядил уже после финиша, когда на пит-лейн сгрудились транспортеры, которые должны будут доставить технику и оборудование в Детройт. Для квалификаций были характерны проблемы с тормозами и шинами, гонка же, как ожидалось, будет определяться расходом топлива.
JPS Lotus’ы заняли первый ряд стартового поля, причем Элио де Анжелис был впереди Айртона Сенны. Оба пилота в тренировках использовали гоночные Гудьиры средней жесткости, вместо обычных недолговечных квалификационных шин, и с легкостью доминировали в этих заездах. «Элио использовал шины лучше чем я, - сказал Сенна - трехкратный обладатель поула в этом году. - И, естественно, он очень быстрый парень». В гонке Сенна будет использовать более сложные углеволокнистые тормозные диски, в то время как де Анжелис предпочтет проверенные временем тормоза из литого железа. В воскресенье у его Renault EF15 с укороченным ходом возникла утечка воды и мотор пришлось менять. После двух пробных кругов Сенна остановился на своем стартовом месте. «Найди Бруно,» - сказал он одному из механиков. Бруно - это Lotus’овский моторист Renault. «Между 9000 и 10000 оборотов плохая вспышка и наддув слишком высокий, надо его снизить на одно деление». Бруно подключил свой Эпсон к машине и ввел требуемые изменения. Через пять кругов Сенна заехал в боксы со сломанным зажиганием на соединении выхлопной системы и турбо. Он вернулся в гонку в пяти кругах за лидером и, не мучимый заботами об экономии горючего, установил рекорд круга. Зачем это было нужно? «В такой гонке как эта, пять машин могли остановиться на последнем круге с пустыми баками», - объяснил директор команды, Питер Уорр.
Этого не случилось, хотя некоторые из команд подошли к опасной черте довольно близко. После поломки у Сенны, позиции де Анжелиса начал угрожать Альборето, который на 15 круге предпринял попытку обгона по внешней стороне шпильки. Маневр не удался, но уже через полкруга он был впереди, а де Анжелис начал свое долгое болезненное отступление. «Это все двигатель», - пожаловался он позже. «Вообще никакой мощности. А когда нет мощности, приходится выжимать все соки из машины и гробить резину». Он пожал плечами, зная, что победа Ferrari на экстремальном в плане топлива кольце может означать перемены в будущем для Lotus-Renault. Позади де Анжелиса шел Йоханссон, новичок Ferrari, которому в первый день в Канаде потребовалось 2 часа, чтобы из центра Монреаля добраться до трека - расстояние, которое Фрэнк Уильямс может пробежать не вспотев...
Во время второй квалификации он не сделал ни одной ошибки, в то время как Альборето потерял шанс на поул после того, как у него весьма живописно сгорел мотор, и ему пришлось пересесть в дурно настроенный «ти-кар». На стартовом поле Йоханссон, спокойный как дзэн-буддист сидел с закрытыми глазами, прислонившись спиной к заднему левому колесу. В гонке он дважды попытался пройти де Анжелиса по внешней стороне шпильки, демонстрируя при этом похвальную агрессивность: «Обычные автогонки. Элио действовал честно, никаких проблем».
Четвертым в начале гонки шел Патрик Тамбэ. Монреаль ознаменовался возрождением квалификационной формы Renault. Пересмотренное шасси с ужесточенными креплениями передней подвески, столь кратко дебютировавшее в Спа, было дополнено более тугими задними пружинами и амортизаторами Koni, пришедшими на смену De Carbon’у. Новое шасси, доставшееся Дереку Уорвику, и мотор RE60 кроме того особенно хорошо работают с новой смесью Гудьира для передних колес, которую Renault тестировали аж в прошлом ноябре. «Впервые машина, кажется, нормально поворачивает», - сказал Дерек Уорвик. «Теперь, когда мы что-то меняем в автомобиле, это становится заметно. Управляется он все еще тяжело, но хотя бы я мучаюсь с ним в головке стартового поля. Уж лучше так...» Тамбэ считает, что в квалификации ему нужно было использовать гоночную резину. У Уорвика не его лучшем круге преждевременно стерлись задние шины.
Вскоре после старта у Тамбэ возникли неполадки с тормозами и плюс к этому он потерял третью передачу, в связи с чем с 4 места на 49 круге он опустился на 7 на финише. Уорвик при старте слегка задел Йоханссона, а на третьем круге его развернуло. После того, как в субботу Renault были вполне конкурентоспособны, их воскресный возврат к прежней ужасной форме был необъясним. С четвертого места Уорвик свалился на 12-е, а на 26 круге, когда он шел 11-м его вынесло по широкой дуге на гравий. Два прокола и повреждения подвески привели к тому, что разъяренный Дерек бросил машину на газоне возле отбойников.
Де Анжелис лидировал, Альборето его преследовал, а что же третий претендент, Ален Прост? В субботу (более скоростной квалификационный день) во время первого выезда он развернулся, а во время второго у него сгорел двигатель TAG. Учитывая отсутствие мегамощной квалификационной модификации V6, пятое место по итогам заездов следует считать превосходным результатом.
Для Лауды, напротив, тренировки напоминали ночной кошмар. Несмотря на то, что его болид был настроен абсолютно так же, как у Проста, Лауда квалифицировался 17-м. «Мне нужно было использовать два комплекта гоночной резины, а не квалификационной», - ворчал он, но, похоже, у его провала была другая причина. Вечером в субботу в McLaren’е у обоих машин изменили передний трубчатый каркас, все пружины, геометрию рычагов задней подвески, и вернулись к старому типу амортизаторов Bilstein. Работа затянулась - в три часа ночи механики еще были заняты, но зато на воскресном разогреве лучшее время показал Лауда, на 0,003 секунды опередив Проста - всего шесть с половиной часов спустя.
Прост начал гонку аккуратно, борясь за шестое место с Патриком Тамбэ, а затем до 60 круга удерживал пятое место. «Меня беспокоили тормоза, мотор и управляемость. Мой McLaren не был ни особенно хорош, ни особенно плох». Со стороны так не казалось: после того как Тамбэ был пройден, Прост к 51 кругу стал 4-м, догнал де Анжелиса и так как Renault у итальянца работал все хуже и хуже за 10 кругов до финиша он отобрал у него 3 место. То же самое Прост попытался проделать и с Йоханссоном, вплотную подойдя к Ferrari. «Это было плохо. Хотя я и смог догнать Ferrari, обогнать его я не мог, на это у меня не хватало мощности». То, что его McLaren остановился на стоп-круге с пустым баком было настолько же неважным, насколько важными были заработанные три очка. А Лауда? На 37 круге он сошел с 8 места со сгоревшим мотором.
Если для Лауды Канадский Гран При сложился неудачно (один из его квалификационных выездов, по словам Ники, был испорчен ежом, перебегавшим через дорогу), то Williams по ходу уик-энда постоянно набирали ход. Новейшая Honda с улучшенными характеристиками приемистости и соответственно более экономичная давала команде надежду на выход из кризиса. Блестящие выступления Кеке Росберга и Найджела Мэнселла выделили Williams из прочих команд. Разница между комментариями Росберга в пятницу («У нас проблемы с тормозами, точка».) и в субботу («Угольные тормоза великолепны, с педалью все было просто превосходно».) свидетельствует о величине расстояния, пройденного Williams’ом за 2 дня. Во время второго квалификационного выезда автомобиль Кеке Росберга выскочил из четвертой передачи и Кеке случайно включил вторую. Задние колеса заблокировались и им пришел конец. Найджел Мэнселл пал жертвой своего обычного невезения: воздушный фильтр затянуло в турбонагнетатель. Турбо сразу же взорвался и задняя часть машины превратилась в высокотехнологическую римскую свечу. И это в конце очень хорошего круга!
На восьмом круге Росберг заехал в боксы, чтобы подрегулировать наддув (у турбо было нестабильное давление), а затем стиснув зубы взялся за дело. Он сказал, что на 22 круге Дерек Уорвик вытеснил его на траву, что привело к скрытому дымом из-под колес 720-градусному развороту на входе в шпильку.
Это был лакомый кусочек для телекамер. Когда Кеке выровнял машину, въезд на пит-лейн он уже проехал и ему пришлось ковылять еще целый круг на испорченных шинах и затем только ехать на 9-секундный пит-стоп для их замены. С этого момента он жал на газ изо всех сил не заботясь об экономии горючего. «Мы так настроили турбо, чтобы я мог выжать из машины все соки», - усмехнулся он. Именно это Кеке и сделал. С 14 места он к 41 кругу продрался на 8-е, отобрал через 12 кругов шестое место у Мэнселла, промчался мимо «хромого» Тамбэ и «слабосильного» де Анжелиса и за три круга до финиша стал 4-м. Мэнселл, выглядевший в начале гонки неплохо, сдерживался угрожающими цифрами расхода топлива. Однако на финише у него осталось 20 литров - как и у Росберга у него был неисправен регулятор наддува, вследствие чего ему не хватало мощности и он не мог спокойно пройти ни Бутсена, ни Чивера.
Единственный момент, когда в гонке был замечен Brabham случился на 26 круге - Марк Зурер не сразу пропустил Альборето и позволил де Анжелису подобраться вплотную к лидеру. Остальное же время прошлогодние победители просто создавали на Иль Нотр Дам толпу. Конструктор, Гордон Марри, был как всегда дипломатичен и на отвороте его пиджака был прикреплен значок со словами: «Все наладится». В тренировках главной проблемой было плачевное состояние Пирелли. Brabham’овские тормоза и график расхода горючего были на высоте, но из-за Пирелли команду можно было просто не принимать во внимание. Во время воскресной утренней тренировки оба автомобиля раскрутило на одном и том же круге из-за того, что передние шины разогрелись раньше задних - полная противоположность нормальному процессу. Ситуация в целом символична для Brabham’а образца 1985 года. Нельсон Пике не смог проехать ни единого круга, потому что у него вышла из строя карданная передача, а Зурер надолго застрял за оснащенными атмосферными моторами Tyrrell’ами и финишировал 13-м, в трех кругах за победителем.
Была ли монреальская гонка интересной? Учитывая современные «топливные» правила, безусловно. Первые тридцать и последние 20 кругов были наполнены красивой атакующей борьбой. Средний сектор ее нарушил, потому что командам нужно было скорректировать свою стратегию в соответствии с темпами расхода горючего. В конце концов очень немногие гонщики напрямую пострадали от его нехватки. Правило 220 литров обозначает стержень гонки, а частные неполадки оформляют ее до конца. В пятницу для Alfa выдалась «пиротехническая» тренировка в которой Риккардо Патрезе и Эдди Чивер сожгли три турбо, а в гонке у обоих Benetton-Alfa барахлила электроника. Жак Лаффит на Ligier снова был лучшим из пользователей Пирелли на финише, но его тут же «наградили» минутным штрафом за фальстарт. Его напарник, Андреа де Чезарис, развернулся и маневром который был бы тупым до смешного, не будь он так опасен, въехал в RAM Манфреда Винкельхока при попытке вернуть автомобилю Gitanes нормальное положение посредством выворачивания руля и резкого удара по педали газа. «Этот парень чокнутый. Чокнутый или глупый», - заметил впоследствии флегматичный Винкельхок. Этот уик-энд для команды RAM бы неудачным вообще: Филипп Алльо в жестокой аварии списал одно из трех шасси своей крохотной команды. Эта авария, кажется произошедшая из-за ошибки пилота, словно подвела черту под тремя днями в течение которых команда полностью истощила свой запас моторов - на Hart’ы напала эпидемия отказов. Тео Фаби на запасном Toleman’е стартовал с пит-лейн после того, как у его рейсера обнаружилась утечка воды. У ти-кара взорвался турбо, команда заменила его, только для того, чтобы через полкруга он взорвался снова.
А в Ferrari было все наоборот. 156/85 сбалансирована, имеет отличные тормоза и потрясающе экономична: у Альборето, после механически безупречной гонки осталось 10 литров горючего. Хотя и у де Анжелиса его осталось столько же, у Элио было неисправное зажигание. 8 литров осталось у Йоханссона (у него тоже пропадала искра), 18 у Тамбэ (не было 3 передачи), 20 у Мэнселла (черезчур низкое давление наддува), а у Проста (плохая приемистость) - всего литр. Другими словами с исправным мотором Альборето был и быстр, и экономичен. Возможно Стефан Йоханссон мог бы выиграть, но пока сойдет и второе место. Победа прежде всего зижделась на командной и моторной эффективности. Комбинация оказалась достаточно сильной, чтобы сделать старый добрый дубль.



1
Микеле АльборетоFerrari701:46'01.813
2
Стефан ЙоханссонFerrari701:46'03.770
3
Ален ПростMcLaren701:46'06.154
4
Кеке РосбергWilliams701:46'29.634
5
Элио де АнджелисLotus701:46'45.162
6
Найджел МэнселлWilliams701:47'19.691
7
Патрик ТамбэRenault691:47'05.721
8
Жак ЛаффитLigier691:47'55.582
9
Тьери БутсенArrows681:46'09.907
10
Рикардо ПатрезеAlfa Romeo681:47'10.773
11
Штефан БеллофTyrrell681:47'12.250
12
Мартин БрандлTyrrell681:47'26.165
13
Герхард БергерArrows671:46'04.536
14
Андреа де ЧезарисLigier671:46'21.810Разворот / удар в Винкельхока /
пит-стоп
15
Марк ЗурерBrabham671:47'15.720
16
Айртон СеннаLotus651:46'25.274Пит-стоп / турбо
17
Эдди ЧиверAlfa Romeo641:46'36.310Пит-стоп / электрика

нфПьерлуиджи МартиниMinardi571:41'12.742Авария

нфНики ЛаудаMcLaren3757'15.191Двигатель

нфПьеркарло ГиндзаниOsella3556'46.261Двигатель

нфФилип АльоRAM2847'43.342Авария

нфДерек УорикRenault2538'53.362Авария

нфМанфред ВинкельхокRAM58'08.094Удар от де Чезариса / авария

нфТео ФабиToleman31:00'10.355Турбо

нфНельсон ПикеBrabham0
Трансмиссия



Перевод и набор: Максим Куваев

The Motor, veek ending 22.06.85



Знаете ли Вы что...