Гран-при США 1985 года: Детройтские аварии
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

06-1985г. Гран-при США. Детройт

06-1985г. Гран-при США. Детройт

Это просто смешно, что ГП Детройта стал лишь четвертой победой в карьере Кеке. И ни одна из них не объяснялась везением. Вспомните разгром Renault в Дижоне, унижение соперников в Монако, борьбу с собственной машиной в Далласе. А теперь вот это.
Сенна выиграл поул, как обычно, но Росберг со старта удержался за ним и когда Lotus уехал за новой резиной, Williams-Honda соперников более не имел. Даже пит-стоп для прочистки забитого радиатора не подверг позицию Кеке серьезной угрозе, хотя Йоханссон и постарался защитить честь Ferrari.

Квалификация
«Как так получилось, что этот город дороже Нью-Йорка?» - спросил я американского коллегу. «Мой номер стоит больше сотни зеленых в сутки...»
«Запомни, ради развлечения в Детройт не приезжает никто,» - ответил он. «Во время Гран При это, конечно, не так, но в любое другое время люди сюда приезжают по делам. На командировочные. Поэтому с них можно запрашивать сколько угодно и все так и делают».
Занятный городишко. В основном он состоит из немолодых строений, но над ними всеми белым слоном громоздится недавно построенный Центр Возрождения, вокруг которого, собственно, и проводится гонка. Эти строки я пишу в номере на 22 этаже с видом на катера плывущие по реке Детройт и на далекий берег Канады. На переднем плане находятся городские улицы на которых TransAm отделен от обычного движения всего лишь металлической оградой. А посередине - ужасный Центр.
Следует сказать, что этот этап становится привычным. Это был четвертый Гран При Детройта и по американским меркам данное мероприятие уже имеет свою историю. Причем уже гораздо более долгую, чем Вегас и Даллас. Кто-то сказал на вечеринке, организованной Ford’ом: «Это отличное место для деловых людей...» Ааа, теперь понимаю. Я помню как мы лишились Уоткинс-Глена, изумительного трека, но столь неподходящего места для Главных Помощников и Помощников Главных. На секунду я подумал, что мы хотели, чтобы в чудесном мире Гран При Америка добилась успехов, но... Пустяки. Потягивайте свой Мартини и воображайте, что скорости высоки.
Квалификационные времена в этом году возросли в основном из-за того, что суровая зима не прошла для асфальта бесследно. «Кочки с прошлого раза стали гораздо хуже,» - сообщил Айртон Сенна. «Знаете, нельзя сказать чтобы конфигурация кольца мне совсем не нравилась, но как можно оставаться спокойным в тот момент, когда в коридоре между бетонными блоками у вас на пятой передаче проскальзывают колеса?» Его легко можно было понять. «Завтра, конечно, секунды будут быстрее, - добавил Айртон. - На таких дорожках как эта, главное - это ее немного прикатать. Завтра все будет хорошо».
Но завтра было как угодно, только не хорошо. После пятничной жары, налетели яростные ветра и иногда шел дождь. Утром из боксов отважились выехать только тринадцать гонщиков и уже к обеду стало ясно - стартовую решетку пилоты оформили в пятницу. И в самом деле, за всю вторую квалификацию на кольце отметились только семь машин. Возможно если бы прогноз погоды предвещал осадки, то команды подошли бы к этой сессии с большим энтузиазмом, но по всему ожидалось ее улучшение.
Как и в Монреале мнения по поводу выбора шин разделились. Большинство спортсменов в конце концов решило, что наилучшим вариантом является комплект мягкой гоночной резины, так как он давал больше времени на поиск чистого круга. «Во второй сессии квалификационные шины я использовать не бу-ду, - сказал Стефан Йоханссон. - Жаль, что я их использовал сегодня».
Таким образом все оказалось решено в один-единственный день тренировок. Во главе протокола стояло имя Сенны. Он еще во время утренней тренировки был более чем на полсекунды быстрее всех, а днем потряс соперников своим невероятным временем - 1.42,051. Оно было показано в начале сессии и в тот момент никто не мог к нему и близко подобраться.
Ближе к концу отведенного на квалификацию времени Айртон снова забрался в свой 97Т и сидел там, не одевая шлем, глядя на монитор, следя чтобы кто-нибудь не приблизился к его результату, не говоря уже о том, чтобы его перекрыть. Весьма величественное положение, сразу оживившее воспоминания о Ронни и Марио, о последнем периоде взлета черно-золотых машин. Чисто случайно мистер Андретти присутствовал в Детройте. Он приехал посмотреть на гонку своего младшего сына, Джеффа, в серии Super Vee и немало времени проводил в гараже Lotus’а.
Незадолго до конца Найджел Мэнселл, всегда блистающий на таких «акробатических» трассах, сумел заставить Williams-Honda работать и, проехав круг в пределах полутора секунд от Сенны, составил ему ближайшую конкуренцию. Айртон немедленно выехал на дорожку и зафиксировал еще один круг, который мог бы принести ему поул, хотя и не такой быстрый как первый.
«По сравнению с сегодняшним утром мотор вел себя гораздо лучше, - сказал он. - Тогда он мне не понравился, но сейчас он и мощнее, и приемистей. Во время первой попытки я отыскал свободный круг и все было нормально. Во второй раз мне тоже никто не помешал, но я сам не смог проехать хорошо...»
Не смог проехать хорошо! Это он о круге, с которым мог бы занять первое место на старте! Личные стандарты Сенны высоки. К своим словам он добавил, что да, ему кажется, что на выходе из правого пово-рота после боксов он зацепил барьер: «Мне нужна была вся ширина полотна, понимаете?»
Так что поул-позишн пятый раз в этом сезоне достался Lotus’у, и четыре из них завоевал Сенна. В Детройте Элио де Анжелис был очень далеко от своего напарника, но тому были серьезные причины. Из-за столкновения с Патриком Тамбэ во время утренней тренировки квалифицироваться он был вынужден на запаске, что было очень неприятно, потому что машина находилась в гоночной настройке и на ней стоял двигатель EF15. Для условий гонки он предпочтительнее, потому что у него лучшая приемистость и мень-ший аппетит, но зато он не осиливает такого квалификационного наддува как старый EF4B.
«Дело во-первых в этом, но главное, что ти-кар просто ужасно вел себя на неровностях - дважды я «пролетал» в переключениях,» - рассказывал де Анжелис.
Винить Тамбэ в утреннем инциденте Элио не стал: «Я шел на пятой в квалификационных шинах и готовился войти в левый поворот, и тут Патрик срезал меня. Но он был ни при чем. Он шел медленно, разогревая резину, а предупреждающих флагов ему никто не показывал».
Из двух машин наиболее серьезно пострадал Lotus - левый угол был уничтожен. Монокок тоже был поврежден и сперва команда решила отправить его на списание, но к 4:30 утра в субботу многострадальные механики вернули ему боеспособность. Во второй день де Анжелис без сомнения намного улучшился бы, но силы природные имели другие планы. Стартовал он восьмым.
В Канаде Lotus’ы оккупировали весь первый ряд, а в Детройте рядом с Сенной стоял Мэнселл, в очередной раз блеснувший на трассе в коридоре из бетона. Как и бразилец, свой лучший круг Найджел проехал на Гудьирах «С». «Я думаю, что при условии чистого и безукоризненно пройденного круга квалификационные шины могди бы дать преимущество, но я проехать такого круга не смог. Я воткнулся носом в отработанные покрышки. Удар был довольно сильный и я удивлен, что серьезных повреждений автомобиль не получил.
Начинал-то я заезд на «С», и после аварии их поставили обратно. Свой лучший круг я прошел как раз на них. Я доволен. И у меня, и у Кеке стоят новые моторы и по-моему нет никаких сомнений, что Honda сделали огромный шаг вперед. Я жду не дождусь когда мы приедем на быстрые автодромы». На медленных у него вроде как тоже неплохо выходит.
Росберг, как и в Монреале, сделал выбор в пользу двух комплектов квалификационных шин и таким образом был очень ограничен в количестве кругов. Лучшее время он показал во время первого выезда, потому что во время второго ему не повезло и он наехал на обломки от аварии Герхарда Бергера. Кеке, который тоже терпеть не может эту трассу, квалифицировался пятым.
Монреальский триумфатор был третьим и вполне доволен собой. «Я думаю, что в гонке мы себя хорошо покажем, лучше чем в тренировках. Сегодня я чувствовал, что автомобилю не хватает устойчивости и он плохо переносит кочки. Но с полным баком все о’кей».
Товарищ Микеле Альборето по Ferrari, Стефан Йоханссон, был гораздо менее удовлетворен своим шасси. «Мне ужасно не хватало тяги, у меня с ней гораздо хуже, чем у Микеле. На выходе из поворотов он уезжал от меня как от стоячего. Кроме того в среднескоростных поворотах меня мучила недостаточная поворачиваемость, потому что мы излишне ослабили стабилизатор поперечной устойчивости. Правда во второй день мы обычно добиваемся значительного прогресса». Но этот прогресс, конечно, не состоялся и стартовым местом шведа осталось девятое.
Для Алена Проста уик-энд начался отвратительно. Спустя 15 минут после начала утренней тренировки его McLaren потерял задние тормоза и въехал в обложенный шинами отбойник. «Вся жидкость вытекла без остатка. Мне повезло, что стена была защищена шинами. Никаких серьезных повреждений машина не получила, но руль вырвался у меня из рук и я ушиб запястье».
Пройдя обследование у Вилли Дунгля, Ален пересел в ти-кар, но оказалось, что у него выскакивают четвертая и пятая передачи (кстати машина Лауды страдала тем же самым). К началу официальных заездов его рейсер был восстановлен и Прост, чья рука была замотана в эластичные бинты и сильно болела, удивил всех, показав 4 время.
«Беда была в том, что именно этой рукой я переключаю передачи. Я использовал по одному комплек-ту квалификационных шин и Гудьиров «С». В первом случае все прошло нормально: один медленный круг и один быстрый, но на гоночной резине приходится проезжать несколько быстрых кругов подряд и в конце этой серии моя рука сильно болела. Сегодня я ее еще просто заматываю, но в воскресенье, возможно, мне понадобится укол новокаина. Посмотрим.» Ален был единственным гонщиком, кому выходной в субботу пришелся весьма кстати. Его стартовой позиции никто не угрожал, а руке становилось все лучше и лучше. И все-таки 63 круга это не шутка.
Лауда, наоборот, предпочел бы, чтобы в субботу было сухо, потому что в пятницу он показал только 12 время. Утром у него сломалась коробка, застряв на 4 и 5 передачах, а во время официальной сессии она постоянно выпадала из пятой передачи, а это на подобном этому треке весьма и весьма нежелательно.
В пятницу утром у Дерека Уорвика поломалась корончатая шестерня, я заодно и ведущая, зато днем пилот Renault показал шестое время, и ожидал гонку с осторожным оптимизмом. «В этом году здесь неровно до безобразия, но машина ведет себя в общем-то неплохо. Правдаите, то же самое я говорил и после тренировок в Канаде».
А вот Тамбэ вторая квалификация была жизненно необходима. После столкновения с де Анжелисом ему пришлось пересесть в запасной RE60. «На нем стоял мотор EF15, который в квалификации не очень-то эффективен. Это мотор для гонки и мне необходимо было обращаться с ним поаккуратнее...»
Он показал всего лишь 15-й результат и на следующий день конечно поднялся бы выше. «Для меня это кольцо худшее место в году. У него нет своего характера, а кроме того мне совсем не нравится вытрясать из себя внутренности на этих кочках. Чувствуешь себя точно так же как в последний год граунд-эффекта. Мне жаль жителей Детройта, потому что они изо всех сил стараются сделать первоклассное шоу и я понимаю, что мы должны приезжать сюда - это Детройт, это важный город, но трасса не соответствует никаким требованиям».
Эдди Чивер снова был лучшим пилотом Alfa - седьмым. «Этот трек мне нравится не больше, чем остальным, но у меня здесь всегда неплохо выходит. Машина сейчас на самом деле хороша, никаких сомне-ний. Вот если бы она только всю гонку продержалась...»
В субботу условия были ужасными, по всей прямой вдоль боксов стояли лужи, так что не стоит удивляться, что быстрее всех утром был Эдди, причем на целых две секунды. По мокроте он просто великолепен. Смотреть на зеленый автомобиль летящий по прямой на скорости свыше 140 миль/ч - это что-то. Правда даже Чивер не хотел дождевой гонки: «Дренаж здесь отсутствует как таковой».
Риккардо Патрезе отстал от него больше чем на две секунды и показал 14-е время, причиной чего во многом послужило его утреннее столкновение с Arrows’ом Герхарда Бергера. Болид австрийца отбросило от стены и Риккардо задел его. Ущерб обеим машинам был нанесен незначительный, но со второй попытки Бергер своего добился - разобрав хвостовую часть своего шасси. Сам Герхард чувствовал себя не вполне хорошо, но медицинский осмотр не выявил никаких травм.
Впрочем злосчастный Arrows впереди ждали еще большие испытания. Его, подцепив крюком, подоб-рал транспортер. Переусердствовав в своем стремлении как можно быстрее доставить разбитый A8 в боксы, водитель грузовика слишком быстро вошел в поворот из-за чего Arrows ударился о стену и сорвался с крю-ка. Хотя удар о землю был достаточно тяжел и машину сперва собирались списать, к субботе она была восстановлена. Бергер, так и не зафиксировавший никакого времени храбро выехал под дождь и сумел опередить Чивера в борьбе за лучшее время в дневной сессии.
Для Джекки Оливера этот день был просто ужасным: на основной машине Тьерри Бутсена «полетела» электрика и ему пришлось использовать ти-кар. Бутсен квалифицировался 21-м, Бергер 24-м.
10-м и 11-м были Brabham-BMW Нельсона Пике и Марка Зурера, причем на мокрый трек выезжал только Зурер. В Детройте Нельсон был чуть-чуть счастливее: «В общем-то машина неплохо сбалансирована, но у нас нет ни устойчивости, на тяги. Гоночные шины вроде бы ничего. Может быть гонка пройдет о’кей...»
Просто для сравнения: в этом году он показал время 1.45,194. Двенадцать месяцев назад за рулем обутого в Мишлены BT53 Пике проехал круг за 1.40,980. Да, конечно, качество асфальта ухудшилось и да, естественно, в этот раз была только одна «сухая» сессия, но может ли это объяснить разницу в четыре с лишним секунды?
Тео Фаби пришлось квалифицироваться на запасном Toleman-Hart, потому что из-за неисправности основного шасси механики меняли у него двигатель. Таким образом быстрейший, кроме Brabham’ов, автомобиль обутый в Пирелли был 13-м, намного опередив Ligier-Renault.
В прошлом году в Детройте Жак Лаффит сумел в квалификации опередить своего партнера по Williams’у (им был Кеке Росберг), а в этот раз он оказался быстрее, чем его напарник в Ligier, Андреа де Чезарис. Оба они сделали весьма занятный выбор шин: впереди квалификационные, а сзади мягкие гоночные! Оба пилота Ligier в тренировках использовали двигатели EF15, так как команда решила некоторую часть чистой мощности принести в жертву ради крутящего момента более новых агрегатов.
Обе пары голубых автомобилей квалифицировались вместе. Мартин Брандл сумел, как и в прошлом году, опередить Беллофа. Под дождь выехал только Беллоф, но для него тренировка закончилась на половине первого круга, когда его DFY внезапно прекратил работать.
После высокого стартового места Манфреда Винкельхока в Монреале, 20-я позиция RAM-Hart разочаровывала, тем более, что его партнер по команде, Филипп Алльо, которого босс команды, Джон Макдональд, бесстрашно выпустил под дождь, был еще на три места дальше, две секунды уступив Osella Пьеркарло Гинцани. После отсутствия результата в пятницу из-за аварии, в субботу Герхард Бергер из Arrows’а откатал много кругов и установил лучшее время дня. А Пьерлуиджи Мартини, которого все тренировки мучили проблемы с электроникой не смог проехать ни одного летучего круга.

Гонка
На утро погода стояла изумительная. Субботний дождь и порывы ветра исчезли без следа, и достаточно было взглянуть на полную яхтами реку Детройт, чтобы мысли об ужасном Рен Центре вылетели у вас из головы. Жаль канадцев - для них вид на реку - это неприбранный Мотаун.
На утренней тренировке никаких сюрпризов не было, все обычные имена были на обычных местах: темп задавал Сенна, а за ним шли Мэнселл, де Анжелис, Прост, Уорвик, Йоханссон и Альборето. Стоит все же особо отметить 12-е время Мартина Брандла, а также 17-е Лауды. Принято считать, что именно с разогревочной тренировки Чемпион Мира по-настоящему берется за дело, но только не в этот раз.
Также принято считать, что именно в это время делается выбор резины, но в Детройте в воскресенье был один вопрос даже важнее, чем шины. Разумеется лишь для тех у кого была возможность выбора. В гон-ке все решат тормоза, но какие выбрать? Угольные или стальные?
«При идеальных условиях, - сказал Росберг, - я, конечно, выбрал бы угольные. Но Патрик Хэд рас-считал, что в лучшем случае они продержатся не больше 50 кругов. Так что мы будем использовать сталь».
У Проста дела шли хуже. «Как рука?» - поинтересовался я. «Ничего, - ответил он. - Все еще болит, но новокаин я решил не колоть. Если честно, то я думаю, что рука у меня протянет дольше, чем тормоза - мне придется использовать угольные, потому что других нет. Мы с Ники намучились с ними уже с утра».
На тренировке Сенна и де Анжелис оба использовали сталь, но потом Айртон сказал, что на гонку он хочет угольные. Элио пошел по более консервативному пути.
«Кто «на углях»?» - спросил меня Чивер за 20 минут до старта. «McLaren, Renault, Ferrari, Brabham и Сенна,» - ответил я.
«В таком случае даю голову на отсечение - победит Williams. Кеке или Найджел. А может и я... У нас тоже стальные диски.
Приближался час старта. Выбор был сделан. Почти все ведущие Гудьировцы (читай почти все лидеры) остановились на полных комплектах «А», и только Росберг выбрал «В». Tyrrell’ы, конечно, могли использовать «С».
Зеленый свет. Сенна стартовал неплохо, но Мэнселл сорвался с места как пуля и в первый поворот вошел лидером. Однако возглавлять пелетон ему было суждено недолго. На входе в правый Поворот №3 Сенна занырнул внутрь и с видимой легкостью перетормозил Williams. Из моего поля зрения они уехали в следующем порядке: Сенна, Мэнселл, Прост, Росберг, Альборето, Уорвик.
Присутствовали все предпосылки для великой гонки Кеке. Ситуация немного напоминала прошлогоднюю Далласкую. Неизвестных было много: тормоза, шины, само кольцо и всего лишь один день тренировок. В этом виде спорта Росберг умеет импровизировать лучше всех, а на городских кольцах при всей внешней неистовости совершает меньше ошибок, чем остальные. Пусть он не может терпеть этот трек, посмотрим, может быть с этим можно будет что-нибудь сделать.
Еще до конца первого круга он как-то ухитрился пройти Проста и Мэнселла и, поднявшись на второе место, уступал только Сенне. «Где я их обогнал? Ничего не могу сказать - не помню...»
Первый круг: Сенна, Росберг, Мэнселл, Прост, Альборето, Уорвик, де Анжелис, Йоханссон, Пике и ... Лауда. За первой десяткой шли Toleman Фаби и два Tyrrell’а, Брандл и Беллоф. Они с самого начала смот-релись хорошо и были вполне способны сдерживать Ligier Жака Лаффита.
В Детройте сходов всегда много, потому что гонка длинна и требует недюжинной выносливости и от техники, и от человека. Для несчастного Гинцани она закончилась меньше, чем через минуту после старта, Питер Чарльз припарковал Osella к отбойникам со сломавшейся подвеской. Следующим сошедшим стал Винкельхок, у которого на пятом круге отказал турбо. Ребята из RAM’а - стойкая банда, но эта новость сра-зила их наповал. Ведь всю ночь они меняли Манфреду двигатель и после того как на утренней тренировке он работал плохо были вынуждены повторить процедуру еще раз. И все ради такого... А позже Филипп Алльо предпринял вторую за неделю отчаянную попытку разобрать свой RAM на детали.
За три круга Сенна сумел создать секундный отрыв от Росберга, и оба они уже успели уехать от основной группы. Но больше разница между лидерами не росла, напротив, вскоре Кеке начал накатываться на Lotus. Айртон уже понял, что его выбор шин (полный комплект Гудьиров «А») был ошибкой: «Они вмиг стерлись. Я просто не мог в это поверить».
К концу 7-го круга Williams шел вплотную за Lotus’ом, а в следующий раз первым был уже Росберг. Сенна поехал в боксы, где и получил еще один комплект «А»! Бразилец вернулся в гонку 13-м и быстро на-чал разбираться со слабачками. Быстро, но все же не настолько как ему хотелось бы: «Я уже знал, что снова пролетел с шинами, но в течение какого-то времени хотел остаться на дорожке».
Росберг смотрелся победителем. К 10-му кругу его отрыв составлял 9 секунд, а ведь вторым шел его партнер по команде, его Гудьиры «В» были в отличной форме, мотор Honda V6 работал хорошо, как он и надеялся, стальные тормоза должны были выдержать всю дистанцию.
Поначалу Прост держался четвертым, в непосредственной близости к лидерам, но почти с самого старта его McLaren подвергался атакам со стороны Ferrari Альборето и в конце концов его обогнал не только Микеле, но еще и де Анжелис и Йоханссон. Его худшие предчувствия по поводу тормозов подтвердились. Неудачи McLaren’а в Детройте продолжаются.
А у Renault неудачи продолжаются везде. После утреннего разогрева Дерек Уорвик был настроен оптимистично, причем вполне оправданно. «Вроде бы все хорошо, как и в квалификации, - улыбнулся он. - Не так как в Монреале. Сегодня, мне кажется, я поборюсь за место на пьедестале». На первых кругах так и казалось, но спустя всего лишь несколько минут за ним собралась уже целая очередь, а его времена на круге возросли. «Что случилось? Просто никаких долбаных тормозов с 10-го круга, а потом сломался вал - как в пятницу...» Его машина остановилась у стены на 19-м круге.
За пару минут до этого имя его напарника уже исчезло с экранов мониторов. Из-за своих неприятностей во время сухой квалификационной сессии Тамбэ стартовал из нижней части стартового поля и еще более ухудшил свое положение, допустив контакт с Brabham’ом Зурера, который тронулся с места очеь медленно. Однако позже Патрик собрался и начал пробиваться наверх, пока его Renault еще позволял это делать. Но вскоре угольные тормоза утратили эффективность и в Повороте №3 на 15-м круге его RE60 развернуло. Левым задним колесом машина задела отбойник и Тамбэ, бросив ее в ближайшем безопасном месте, с багровым от ярости лицом отправился в аэропорт.
Правда кажется Поворот №3 представлял проблему сам по себе, потому что асфальт там начал крошиться, что в последнее время становится непременным условием гонок Гран При. «Конечно он раскрошился, - сказал Росберг. - Мы знали, что так будет. Как только мы увидели заплатки из свежего асфальта на старом нам все стало ясно. Кем бы вы ни были и где бы вы ни жили, за день такие дела не делаются. Хуже всего было в двух местах, но к счастью там выбоины можно было объехать».
Еще одной проблемой был мусор. В воскресенье на главной трибуне зияли обширные пустоты, но те кто пришли ели хот-доги и пили пиво за двоих и весь мусор, казалось, перелетал через высокий забор и усы-пал дорожку. В конце концов Поворот №1 превратился в настоящую свалку. Это даже могло повлиять на ход гонки и так чуть не случилось.
Первым пострадавшим стал Нельсон Пике - после дюжины кругов у него начала перегреваться вода. Словно издеваясь над гонщиком бумажка вылетела из радиатора и после пит-стопа температура воды вернулась к норме. Но с 8-го места он оказался отброшен на 15-е. Используя преимущество в новой резине, он шел наверх.
Если в начале гонки кто и представлял угрозу позиции Росберга, так это Элио де Анжелис, к 11-му кругу вышедший на третье место и несмотря на то, что как и Сенна он выбрал резину «А», ехавший очень быстро. Возможно ему помогла в этом некоторая злость.
«Я очень хорошо стартовал, но в первом повороте Альборето без видимых причин ударил мне пере-док и я думаю, что это сказалось на состоянии машины. Но затем все наладилось. Я обогнал Уорвика и Альборето и по-настоящему взялся за дело - я даже догонял Кеке!»
На 20-м круге де Анжелис стал вторым, в чем ему немало помог Мэнселл, допустивший разворот. Второй Williams (в Гудьирах «А», конечно) к тому же мучился с тормозами. Найджел смог удержать третье место, но вплотную за ним шел теперь Ferrari Стефана Йоханссона, который за пару кругов до этого сумел опередить лидера своей команды.
На 20-м круге мы также потеряли Проста, чей автомобиль, неспособный остановиться на крошащемся полотне, ударился о выложенную покрышками стену в Повороте №3. Ален, как всегда, был просто счастлив убраться из Детройта как можно скорее. Он оказался прав - укол новокаина ему не потребовался. За 10 кругов до этого наполовину лишившийся тормозов Лауда заехал в боксы и вылез из кокпита.
Однако в этот момент гонки в центре внимания был Брандл. С самого старта он и его партнер по команде, Штефан Беллоф, служили причиной смущения своих «турбомоторных» соперников и шли так близко друг к другу, что Штефан даже оборвал свой носовой обтекатель о Брандловскую коробку передач! И все-таки Мартин производил лучшее впечатление. Он был быстрее и аккуратнее чем Беллоф, который в Повороте №1 постоянно ошибался с траекторией, заезжал широко и, задевая стену, терял скорость.
Позже Брандл сумел довольно далеко уехать от своего напарника и было удивительно приятно наблюдать как он догоняет и проходит своих соперников, в том числе Проста и (на 20-м круге) Альборето! После этого маневра Tyrrell поднялся до 5-го места и немедленно начал настигать Мэнселла и Йоханссона. Мы вспомнили прошлогоднюю гонку. Каким же он финиширует сегодня?
На 24-м круге Мэнселл угодил в аварию в Повороте №3, где ж еще? Williams-Honda заскользил и въехал в отбойник, причем удар был довольно сильным. Мэнселл, покачиваясь, выбрался из машины и похромал прочь. Однако при осмотре серьезных повреждений обнаружено не было, ему повезло.
После аварии, естественно, были выброшены желтые флаги и на трассу выехал эвакуатор, чтобы забрать разбитый автомобиль. На это потребовалось время и в процессе Альборето сумел опередить Брандла. «Все было честно, - сказал потом Мартин. - Я думаю, я просто сбросил скорость чуть больше чем он и на разгоне из поворота он меня прошел». Жаль, но больше шанса обогнать Ferrari Брандлу не представилось.
Относительно спокойное продвижение Сенны наверх было прервано на 26-м круге, когда он снова поехал за свежей резиной. В этот раз его обули в «В» и он обнаружил, что поведение машины преобразилось. «Она стала просто превосходной и я начал ускоряться...» И в самом деле начал, вернувшись в гонку не потеряв своего 7-го места, но теперь со значительным отставанием.
Теперь черед неудач пришел его товарищу по Lotus’у. «На этом отрезке гонки мой автомобиль был очень хорош, - сказал де Анжелис, - и я догнал группу из трех машин последней в которой был Arrows Бер-гера. Три или четыре раза он блокировал меня. Мне кажется ему было просто наплевать. Наконец он взял и отдавил мне переднее антикрыло. Я проехал один круг так, а потом поехал в боксы за новым носом. Меха-ники сняли его с ти-кара, а он был настроен под Айртона, который использует меньше крыльев чем я, по-этому у моего автомобиля появилась ужасная недостаточная поворачиваемость. И теперь я просто хотел добраться до финиша и может быть спасти очко-другое».
После пит-стопа Элио стал 9-м и до конца гонки успел подняться до пятого места. После финиша Бергер пришел извиняться. «Ты должен понять, - ответил де Анжелис, - что испортил мне всю ***** гонку...»
К 30-му кругу Росберг лидировал очень уверенно, а за ним шли Йоханссон, Альборето, Брандл, Бел-лоф, Сенна, Лаффит, Бутсен, де Анжелис и Пике. Однако прекрасному выступлению Брандла вскоре был положен конец. Все еще изо всех сил преследуя Альборето, он догнал, уже в N-цатый раз, Филиппа Алльо. Француз спокойно пропустил Ferrari и по-видимому решил, что одного взгляда в зеркала будет более, чем достаточно. RAM подрезал Tyrrell, оставив Мартину гораздо меньше пространства чем необходимо. Finis для обоих.
«Естественно я в ярости, а как же еще?» - скривился Брандл. «Дело в том, что Детройт - это последнее место в календаре, где Cosworth может быть конкурентоспособен, где наши усилия становятся заметны. Я не знаю, что он делал. По-моему он меня даже не видел». Теперь успех Tyrrell’а зависел от несколько сумасбродного, хотя и очень быстрого, С.Беллофа, чья скорость от отсутствия носового обтекателя, похоже, ничуть не страдала. Поневоле задумаешься о важности всей этой аэродинамической утвари...
Все глаза, однако, были устремлены на гонщика, преследовавшего его, потому что Айртон Сенна ЛЕТЕЛ! Теперь, когда на шинах марки «В» шасси 97Т вело себя замечательно, бразилец отбирал у впередиидущих по три секунды с круга. Его вождение было изумительно по своей точности, и в то же время он явно шел на пределе. Смотреть на это было редким удовольствием. К 41-му кругу он отставал от Tyrrell’а на девять секунд, на 44-м прошел его и в таком же темпе начал настигать Альборето. Мы начали считать. Успеет ли он догнать оба Ferrari и стать вторым?
Или даже первым? 50-й круг: Росберг отправляется в боксы! После некоего коматозного периода ГП Детройта ’85 начал бурно развиваться. Что они делают с машиной Кеке? Ааа, шины... Наверное он рискнул и выбрал резину мягче, чем у остальных...
Но на деле все было не так. Росберг был полностью доволен своим комплектом «В», и с ним было все в порядке.
«Я заехал на пит-стоп не за колесами. Я остановился, чтобы у меня вынули мусор из радиаторов - температура воды поднялась до 50оС - но никто, похоже, не собирался этого делать. Я увидел, что механики крепят новые колеса, что по-моему было пустой тратой времени. Какой смысл в свежей резине, если из-за перегрева я не буду иметь возможности увеличить мощность? Но в итоге радиаторы все же были прочищены».
Выезжая из боксов, Кеке чуть не пустил землю в складки и таким образом хотя бы разогрел задние шины. Передние же были все еще холодными и в первом повороте Йоханссон шел вплотную за ним. «У него не было никаких шансов пройти меня, я говорю. Только не после того, как я 50 кругов проехал первым...»
К концу того же круга Williams снова был в норме и Росберг уже успел создать небольшой отрыв от Ferrari, так что результат стал ясен. Но один вопрос оставался: сможет ли Сенна обогнать Альборето и на-стичь Йоханссона? На 51-м круге он вплотную подъехал к коробке передач Микеле и выйдя из второго по-ворота, как и ожидалось, сделал попытку пройти итальянца в Повороте №3. Там он и остался.
«Я ударился об отбойник и это была чисто моя вина. Я жал изо всех сил и несколько раз задевал сте-ны, но вреда автомобилю не причинил. Единственной проблемой были тормоза. Педаль начала слабнуть и мне приходилось ее подкачивать. Когда я начал обгон Альборето я забыл ее подкачать. Педаль ушла в пол и когда я понял, что сейчас произойдет я испугался за свои ноги и попытался убрать их под себя как можно глубже. Однако Lotus оказался очень крепок и с этим проблем не было. Я ударил руку о руль и все».
Предыдущий круг - с подкачкой педали и все такое - был пройден Айртоном за 1.45,612, то есть почти на две секунды быстрее, чем кем бы то ни было еще.
На том события в гонке и закончились, если не считать того, что Йоханссон снова смог подтянуться к Росбергу. На 55-м круге разрыв составил 2,6. Затем 2,4; 2,2; 4,5; 6,2; 9,0... Стефан сделал последнюю попыт-ку и успехом она не увенчалась. На последних трех кругах он уступил Кеке невероятные 48 секунд.
«Я подумал, что может быть стоит попытаться, - лучился он на подиуме, - но к несчастью мои тормо-за не выдержали. За три круга до финиша правый передний диск буквально рассыпался и поэтому я проиг-рал столько времени. У меня не было тормозов вообще и мне приходилось замедлять машину работая ко-робкой передач. Честно говоря я думал, что не доберусь до финиша».
Таким образом Росберг финишировал почти на минуту раньше своих преследователей. Йоханссон был достойным вторым, а Альборето - довольно разочаровывающим третьим. Но у лидера чемпионата были свои проблемы.
«С 10-го круга меня мучили тормоза - работали только передние. В этих обстоятельствах своим ме-стом я доволен». Де Анжелис, финишировавший пятым, тоже испытывал облегчение, сумев заработать хотя бы два очка. Затесавшемуся между ними Беллофу трибуны аплодировали громче всех.
Не было ни малейшей надежды, что Пике сможет повторить свой прошлогодний успех. Но Нельсон хотя бы сумел продержаться до конца, тяжким трудом заработав одно очко, первое очко в сезоне. Зурер, несмотря на плохо работающие тормоза и два разворота, тоже привел свой Brabham-BMW к финишу. Он занял 8-е место, вслед за Тьерри Бутсеном, который буквально всю гонку провел без левого переднего крыла.
Все остальные находились во гневе: для Тамбэ и Уорвика это обычное состояние, а Чивер, у которого на первом круге лопнула шина, заехал в боксы и после был вынужден выложиться полностью практически без всяких шансов на достойный результат. Как и всегда американец сделал все, что мог и в самом конце обогнав де Чезариса стал 9-м. К вечеру улыбка вернулась к нему: «Ну что ж, хотя бы моя колымага дотянула до конца. И естественно это случилось, когда я отставал на два круга...»
Самая широкая улыбка конечно принадлежала Кеке Росбергу. Он выиграл первый Гран При в сезоне и вот-вот впервые станет отцом. «Ну что, все, в 85-м закончили? Я ведь всегда по разу в год побеждаю, да? Хотя в этот раз, я уверен, побед может быть больше. Я потрясен насколько лучше стал наш мотор. Такой сессии как в пятницу я и не припомню - полное отсутствие проблем. И сегодня все прошло великолепно. Двигатель стал мощнее чем раньше, но главное ррраз! и он приобрел надежность.
Говорю вам, я просто не поверил сперва, что смог обогнать Сенну. Я подумал, что сплю. Нам еще нужно улучшить отдачу мотора, но теперь, когда он у нас не ломается, мы сможем заняться серьезной доводкой шасси впервые за долгое-долгое время. Я счастлив».
Разумеется, ведь в воскресенье он честно и очевидно объехал их всех. Перед стартом Эдди Чивер ска-зал: «Здесь нас ждет долгая изматывающая гонка. Я думаю Кеке выиграет...»




1Кеке РосбергWilliams631:55'39.851
2Стефан ЙоханссонFerrari631:56'37.400
3Микеле АльборетоFerrari631:56'43.021
4Штефан БеллофTyrrell631:56'46.076
5Элио де АнджелисLotus631:57'06.817
6Нельсон ПикеBrabham621:57'02.787
7Тьери БутсенArrows621:57'15.747
8Марк ЗурерBrabham621:57'26.109
9Эдди ЧиверAlfa Romeo611:56'20.528Пит-стоп / прокол
10Андреа де ЧезарисLigier611:56'31.261
11Герхард БергерArrows601:57'30.967
12Жак ЛаффитLigier581:52'54.010
нфАйртон СеннаLotus511:33'51.473Авария
нфМартин БрандлTyrrell3055'34.355Столкновение с Альо
нфФилип АльоRAM2755'23.380Столкновение с Брандлом
нфНайджел МэнселлWilliams2648'43.906Проблемы с тормозами / авария
нфАлен ПростMcLaren1935'22.986Тормоза / авария
нфРикардо ПатрезеAlfa Romeo1946'26.194Электрика
нфДерек УорикRenault1833'40.165Трансмиссия
нфПатрик ТамбэRenault1528'18.134Авария
нфПьерлуиджи МартиниMinardi1137'05.662Двигатель / турбо
нфНики ЛаудаMcLaren1018'42.226Тормоза
нфТео ФабиToleman47'42.926Сцепление
нфМанфред ВинкельхокRAM36'02.004Турбо
нфПьеркарло ГиндзаниOsella0
Авария

Перевод и набор: Максим Куваев

Autosport, 27.06.85



Знаете ли Вы что...