Гран-при Германии 1985 года: Микеле Альборето приносит Ferrari вторую победу
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

09-1985г. Гран-при Германии

09-1985г. Гран-при Германии

В день гонки Норт Керв используется как временный автобусный парк. А были времена, когда гонщики, сворачивая с моста налево, проходили Норт Керв и уносились побеждать остальные 170 поворотов самого волшебного и непредсказуемого кольца в мире. Почти 15 километров асфальтового полотна, змеящегося меж Эйфелевых гор, сложных, захватывающих и опасных. Однако сегодня Нюрбургринг совсем другой, он сделан из бледно-серого бетона и имеет большие травяные ловушки. Он безопасен, свеж и чист. И все же эта полная стерильность не дает избавиться от чувства скуки: благоговение в Нюрбурге ’85 внушают лишь окружающие автодром и уходящие за горизонт пасторальные пейзажи. Это теперь всего лишь очередной трек, очередная остановка на пути к финалу мирового первенства, подходящее место для сбора очков и осторожных мыслей о чемпионстве. Таков нынче Нюрбургринг…
Микеле Альборето приносит Ferrari вторую победу в этом сезоне. Ален Прост на Marlboro McLaren’е – второй как в ГП Германии, так и в личном зачете чемпионата.

В течение какого-то времени Гран При Германии был идеальным воплощением всего сезона ’85 в целом. Впереди на JPS Lotus шел Сенна, быстрый и грозный, постоянно наращивая отрыв. Непрерывная череда технических катастроф превратила его в аутсайдера чемпионата. Следом шел Canon Williams Кеке Росберга, казалось ему удастся пополнить очковый запас, обеспеченный его победой в Детройте. А за его спиной мчалась тройка гонщиков доминировавших в этом году с самого первого этапа в Бразилии: Микеле Альборето на Ferrari, Элио де Анжелис на Lotus’е и Ален Прост на Marlboro McLaren’е – комбинация пилотов и машин наиболее вероятная для почти любого подиума. Они шли, как двенадцатиколесный поезд, нос к хвосту.
После 67 кругов выяснилось, что Альборето смог удержать Проста за спиной как в гонке, так и в Чемпионате. Для телевизионных камер ничего больше в ГП Германии не было.
Однако, Нюрбургринг был гораздо сложнее. Поул-позицию на разрисованном флагами Benetton-Toleman TG185-Hart выиграл Тео Фаби. Посмотрите на фамилии следующие за Фаби в стартовой ведомости и ничего необычного вы не обнаружите: Йоханссон, Прост, Росберг, Сенна, Пике, де Анжелис, Альборето – каждый из них почти всегда квалифицируется в первой десятке. Так как же Фаби? Его Toleman был обут в квалификационные Пирелли над которыми в Рио все смеялись, а мотор назывался Hart, и принято считать, что ему откровенно не хватает лошадей, а речи о сверхбольших квалификационных давлениях наддува и быть не может, хотя для того чтобы идти в авангарде Ф1 они необходимы.
Секрет, похоже, заключается в безукоризненном балансе шасси. При том что сконструированный Рори Берном Toleman был во время единственной сухой квалификации на 17 км/ч медленнее Ferrari на прямой, он выигрывал невероятные 20 км/ч у всех соперников на отрезке между «левой-правой» связкой и скоростной шиканой. Тео Фаби легко скользил сквозь повороты и шпильки Ринга. В воскресный вечер все говорили о прижимающемся к земле TG185, у которого передние крылья и хитроумно выполненные тормозные трубки производят тем больше прижимающей силы, чем ближе они находятся к асфальту. Зато в пятницу речь в основном шла о новом квалификационном Hart’е, который, по мнению гоночных кругов и использовал Фаби. Ведь чем-то же должен был объясняться огромный 1,2-секундный отрыв?
«Нет никакого квалификационного мотора», - настаивал Брайан Харт. «Люди в это не верят, и напрасно. Все дело в том, что в последнее время мы больше тестировались, чем гонялись. И у нас хорошие рабочие отношения с командой Toleman. Мы решили проблемы с электроникой, проблемы которые в конце прошлого года не смогли предупредить. Современные моторы работают на электронике и если она подводит, то это ведет к большим неприятностям…»
«В поворотах Toleman ведет себя словно машина Формулы 3», - восторгался Мартин Брандл, после своего сильверстоунского медового месяца с Tyrrell-Renault вернувшийся за руль Tyrrell-Ford. «Он очень легко меняет направление движения, точно как мой Ralt Ф3». А ведь Брандл гонялся в Формуле 3 еще во времена граунд-эффекта. На Нюрбургринге Toleman смогли извлечь из плоского днища своего болида на порядок больше, чем соперники. А Фаби как всегда остался в тени. На сухом полотне в медленных поворотах имела место небольшая недостаточная поворачиваемость, но он был в состоянии с ней справиться. Единственное, что омрачило его догоночный уик-энд – это вылет в отбойник во время мокрой субботней квалификации. Он шел на запаске, в повороте перед пит-лейн потерял управление и сильно ударился о барьер. Нижняя балка Armco вылезла из земли. Носовой конус был вмят внутрь, а передняя секция монокока была разрушена в ударе, которого вообще не должно было быть, машина должна была свободно кружиться. Боевое шасси, однако, спокойно стояло в сухом гараже.
Старт, который Фаби принимал рядом с человеком которого он заменил в Toleman’е, Стефаном Йоханссоном, ему не удался. Причиной было очень нервное сцепление. И в чрезвычайно плотную первую шикану, как всегда продемонстрировав молниеносный старт, лидером вошел Сенна. Позади него раздался первый из двух залпов междоусобной войны. Заблокировав правое переднее колесо, Альборето своим антикрылом распорол заднюю правую шину Стефану Йоханссону. «Мне так жаль», - извинялся Альборето, - «Но ситуация была не из легких». Йоханссон с порванным колесом был вынужден ковылять в боксы, и, получив новый комплект Гудьиров, вернулся в гонку последним. А незадолго до финиша первого круга Жак Лаффит столкнется со своим партнером по Ligier, Андреа де Чезарисом. Для итальянца Нюрбургринг ’85 закончился в заборе.
Лидером после этого первого круга был Кеке Росберг. Стартовое соло Росберга было неистовым и жестким и привело к преждевременному износу Гудьиров. Ему удалось оторваться от осторожного Сенны где-то на две секунды. Айртон постоянно проверял показания нового, разработанного специально для Нюрбурга топливного счетчика и сразу сухо сообщал их команде по скопированной у Williams’а радиосвязи с пит-уолл. Как только сцепление шин Кеке с дорогой ухудшилось он начал атаковать и к 16-му кругу вышел вперед.
На отрезке с первого по двадцать второй круг в лидирующей восьмерке никаких изменений не было, если не считать обгон Мэнселлом Пике в борьбе за шестое место. Третьим шел Альборето; в квалификации Йоханссон сумел опередить его, после того как во время последнего квалификационного выезда шведа у его Ferrari был снижен дорожный просвет. Следом шли Элио де Анжелис на Lotus’е и Ален Прост на McLaren’е. Утром в пятницу у Проста отказали тормоза и он целый час был вынужден провести в боксах, а во время квалификации ему пришлось использовать комплект гоночной резины чтобы суметь настроить машину для единственной попытки показать хорошее время на резине квалификационной. Недостаток практики означал, что соперничать с Фаби Прост не сможет. Если бы суббота выдалась сухой, то может быть он смог бы подняться повыше, но Брайан Харт был готов рискнуть и увеличить наддув, если бы Фаби потребовалось защитить свой поул. В гонке Прост использовал McLaren’овскую интерпретацию придуманных в Lotus’е вертикальных передних крыльев; на профессиональном жаргоне инженеров McLaren’а они называются «поворачивающимися стабилизаторами». Они давали немного прижимающей силы за счет скорости на прямой.
В начале гонки шестым на втором Williams-Honda шел Найджел Мэнселл. Его квалификация была испорчена неполадками с тормозами и от всех заездов ему осталось лишь 20 минут, но в этот раз важнее хорошего стартового места был тот факт, что Найджел полностью восстановился после своей аварии во Франции. Правда по словам Найджела была от контузии и польза – его навыки в гольфе заметно укрепились и мячи он теперь посылает гораздо ровнее. За Мэнселлом на Brabham’е шел Пике, за счет лучшей приемистости мотора BMW сдерживавший Тео Фаби, машина которого была гораздо стабильнее и чище в поворотах, чем привычно нервный BT54. В Нюрбурге как в квалификации, так и в гонке Toleman сумели извлечь из Пирелли гораздо больше, чем Brabham. Правда совершить обгон Фаби не мог – испорченное на старте сцепление не позволяло ему держаться на равных с лидерами.
На 23-м круге Пике сошел со сгоревшим мотором, а еще через три круга из гонки выбыл Сенна. В продолжение списка самых невероятных поломок, которые в этом году служили причинами сходов Lotus’ов, на левой стороне болида Сенны сломался внешний шарнир равных угловых скоростей полуоси. На поребрики Сенна не наезжал, а кочек на Нюрбургринге нет, как и положено современному motordrome. «Может быть моя машина и не была идеальна, но все же она была достаточно хороша, чтобы я был впереди остальных. Я берег шины и снизил давление наддува, из-за этого даже мотор по-другому звучал». Как и большинство топ-команд Формулы 1, после высочайших нагрузок квалификации Lotus меняют всю карданную передачу целиком. Было высказано предположение, что Сенна (но не де Анжелис) опробовал слегка модифицированную и нетестированную конструкцию верхних стоек.
Итак, Росберг снова лидировал, а сзади накатывал возглавляемый Альборето «поезд». В промежутке между 37-м и 45-м кругами Альборето сократил свое 3,5-секундное отставание до 0,7 и отобрал лидерство, а вместе с ним мимо Росберга просочился и Прост. Ники Лауда в тот момент шел четвертым, но после пит-стопа проигрывал уже целый круг. Остановка в боксах потребовалась для снятия сломанного дефлектора с задней ступицы. Эта поломка привела к тому, что заднее колесо разболталось. Лауда получил четыре новых Гудьира «С» на 31-м круге. Его скорость в конце гонки (он показал лучшее время и снова вошел в один круг с лидером) возможно говорит о том, что команда должна была заменить шины и Просту, чтобы он смог соперничать с Альборето. Но это все размышления со стороны. Прост провел гонку нон-стоп. Почти.
Потому что хотя внешне это не было заметно, McLaren-TAG управлялся далеко не идеально. Мотор был не совсем хорош и переключение передач требовало больше осторожности, чем обычно. Кроме того постепенно слабли тормоза. На 58-м круге педаль провалилась, коробку заклинило и Прост развернулся. Точно так же как лидируя в Имоле в прошлом году, когда он совершил 360о-градусный оборот, из-за тормозов, как и в этот раз, а затем поймал машину и спокойно доехал до финиша. И теперь Прост попытался проделать то же самое. «Я совершил один оборот и хотел сразу ехать дальше. Я нажал на газ и меня снова развернуло. По-моему я потерял около двух секунд, вот и все». Но почему у него в холодный осенний день перегрелись тормоза? Прост намекнул, что это произошло вследствие того, что ему приходилось компенсировать плохую работу TAG’а за их счет. «В начале гонки я обращался с ними слишком жестко. Все дело в этом».
На 40-м круге Элио де Анжелис потерял третье место из-за низкого давления масла (предупреждающий индикатор в его кокпите светился уже восемь кругов). Элио проводил столь свойственную ему «продуманную» гонку – низкий наддув и небольшие обороты в заботе о состоянии мотора, но в этот раз это не помогло и укороченный Renault EF15 V6 взорвался в облаке дыма. И теперь на титул чемпиона осталось лишь два претендента: Альборето и Прост. «Какая досада», - сказал Элио. «Это был мой последний шанс сохранить надежды на победу в этом году».
За 9 кругов до финиша Альборето вел Проста, а Росберг за четыре круга сделавший два пит-стопа, откатился на шестое место. На 57-м круге конструктор Williams’а, Патрик Хэд, зазвал Кеке в боксы за новой резиной в попытке обеспечить ему возможность жесткого финишного спурта. Найджел Мэнселл сражался с Ligier Жака Лаффита, который опередил Росберга, и было очевидно, что на изношенном первом комплекте финн будет опускаться все ниже и ниже. Спустя круг после пит-стопа из-за плохой прокладки у абсолютно нового тормозного диска AP на правом заднем колесе вытекла вся жидкость и за семь кругов до конца Росберг лишился очков.
Но на этом драма для Williams’а не закончилась. Найджел Мэнселл провел хорошую тактическую гонку и боролся с Лаффитом за третье место. Оставалось пройти четыре круга. «Я потерял наддув. Мне так тошно – на третьей ступеньке подиума было написано мое имя. Машина здесь была очень, очень хороша», - сказал Мэнселл, хромая по пит-лейн. Ваша хромота это наследство аварии на Поль Рикаре? «Да, нет», - ответил он на полном серьезе. «Просто задница занемела…» Жак Лаффит принес Ligier и Пирелли второе подряд третье место. Наступил ли для него своеобразный ренессанс, о котором свидетельствовало возвращение его хитрости и напористости столь ярко проявившихся во время мощного преследования неуступчивого Мэнселла? Мешали ли ему какие-нибудь механические неполадки? «В общем-то нет. Мотор у нас медленноват, а так все нормально. Шины были хороши». Именно с моторами и связано для Ligier главное событие уик-энда. Лижье сообщил, что по словам спортивного директора Renault, Жерара Тота, в 1986 году французский концерн поставлять свои двигатели Ligier не будет.
За три круга до финиша Тьерри Бутсен высоко взметнул знамя Arrows’а, отобрав у Мэнселла четвертое место, принеся к тому же домашний успех BMW. На его болиде была пересмотрена геометрия задней подвески (в отличие от Бергера). На обоих А8 стояли эти модные поперечные стабилизаторы как их видит Питер Уосс, по два на каждой стороне, каждая из пластин была вдвое меньше по размерам, чем у соперников. Из-за проблем с турбо и коробкой передач лучшее время Бутсен показал на пятом своем круге, когда у него их оставалось еще 14, на смешанном первом и втором комплекте квалификационных шин. Однако в последней четверти гонки у него было хорошее сцепление с дорогой. «Было очень трудно менять передачи и мне приходилось постоянно «подкачивать» тормоза левой ногой. Но когда мне это наконец удалось, то никаких проблем с ними больше не было. А что с топливом все будет хорошо я был уверен». Он смело мог поднажать и на пару мест подняться.
Стефан Йоханссон поднялся до седьмого места, когда за пять кругов до финиша у него пропали тормоза. На финиш он пришел девятым – его сумели обойти Бергер и Беллоф. «Я все время шел на пределе и после пит-стопа стабильно догонял лидеров», - говорил парень, показавший четвертое время на круге, уступив только двум McLaren’ам и Альборето. «Но от этого мне только обиднее». Уже второй раз подряд Йоханссон становится невинной жертвой стычек на первых километрах. Спустя час после окончания гонки, слегка повеселев, Йоханссон околачивался возле транспортера и трепался с механиками. «На следующем брифинге пилотов, - сказал он, - я внесу предложение о запрещении первого круга…»
Ни один Renault выше 15-го места не поднимался. Тамбэ развернулся и заглох, у Дерека Уорвика полетел ограничитель оборотов, что привело к микрочиповому хаосу в системе зажигания, а взятый на одну гонку Франсуа Эсно оказался все так же склонен совершать аварии, как и во время недолгого пребывания в Brabham’е в начале этого года. Зато в течение восьми кругов камера «Томсон» на его болиде демонстрировала видеобудущее Ф1.
Тео Фаби сошел после того, как его двигатель начал самостоятельно глохнуть и заводиться и возникший вследствие этого перебор оборотов окончательно доконал нежное сцепление. Уик-энд для Джонатана Палмера из Zakspeed’а был испорчен множеством мелких проблем: в квалификации утечка воздуха из воздухозаборника стала причиной низкого наддува, а в гонке у него отказал альтернатор и бензонасос перестал работать. Но постепенный прогресс команды заметен. Мартин Брандл на Tyrrell-Ford выложился полностью, хотя его машина не могла даже разогреть до рабочих температур специально для турбоавтомобилей сделанные шины. Его вызвали в боксы, чтобы проверить их износ и выяснить стоит ли менять резину товарищу Мартина по команде, Беллофу. Ни один из Tyrrell’ов в этом не нуждался.
В Alfa Romeo гонщиков пересадили сначала в прошлогодние машины, а в конце концов Патрезе и Чивер гонялись на шасси 84-го с хвостовой частью образца этого года. Следующая модификация, а она появится в Монце, будет щеголять прошлогодней передней подвеской на новом шасси. Ни одна из машин не казалась пока претендентом на очки.
McLaren при его сегодняшней форме должен был на Нюрбургринге Ferrari побить. У Проста проблемы были весьма незначительные, но все же они были. Альборето сумел сберечь шины и воспользовался надежностью своего автомобиля. В Сильверстоуне он сверхосторожничал и финишировал вторым. В течение половины гонки в Германии он казался в равной степени осторожным, его ждало опять второе место за Росбергом или Простом. Но он выиграл и теперь судьбу Чемпионата будут решать всего два человека. «Я счастлив, что выиграл здесь», - скажет он после, и это было так же неброско, как и вся его гонка, однако слова шли от сердца. Ferrari удалось выбраться из той ямы, в которую команда угодила на ГП Франции. И если в начале германский этап был воплощением уже прошедших в этом году гонок, то победа Альборето, возможно, намекает на положение дел в будущем.

Перед современным Нюрбургрингом благоговеть не приходится. На стартовом поле Ален Прост попросил ужесточить стабилизатор поперечной устойчивости. Механики McLaren'а сделали это не возражая, без всякой паники. Мы видели вымеренный в миллиметрах, словно по рельсам пройденный квалификационный круг Тео Фаби. Мы видели Мартина Брандла не слишком огорченного необходимостью передать турбо-Tyrrell Штефану Беллофу и вернуться за руль старого и неконкурентоспособного автомобиля с атмосферным мотором. Он был сосредоточен и целеустремлен, но телеаудитория об этом не узнала. Впрочем были и трогательные моменты. Присутствовавший на гонке в качестве телекомментатора Клей Регаццони, выбравшись из своего кресла на обычной машине прокатился по старому кольцу. Потом он остановился возле служащего у ворот и протянул ему положенные 12 марок. «Не надо», - ответил тот. «Вам еще принадлежит рекорд круга. Вы можете ездить бесплатно». Регаццони это понравилось, тем более, что гонку выиграл Ferrari.


1
Микеле АльборетоFerrari671:35'31.337
2
Ален ПростMcLaren671:35'42.998
3
Жак ЛаффитLigier671:36'22.491
4
Тьери БутсенArrows671:36'26.616
5
Ники ЛаудаMcLaren671:36'45.309Пит-стоп / потеря колеса
6
Найджел МэнселлWilliams671:36'48.157
7
Герхард БергерArrows661:35'41.699
8
Штефан БеллофTyrrell661:36'07.942
9
Стефан ЙоханссонFerrari661:36'33.749Пит-стоп / удар от Альборето
10
Мартин БрандлTyrrell631:35'51.646
11нфПьерлуиджи МартиниMinardi621:34'08.200Двигатель
12нфКеке РосбергWilliams611:28'27.652Суппорт тормоза

нфЭдди ЧиверAlfa Romeo451:07'54.767Турбо

нфЭлио де АнджелисLotus4057'08.723Двигатель

нфХуб РоттенгаттерOsella3249'29.604Коробка передач

нфТео ФабиToleman2941'57.840Сцепление

нфАйртон СеннаLotus2739'03.776Ведущий вал / ш.р.у.с.

нфДерек УорикRenault2537'18.163Зажигание

нфНельсон ПикеBrabham2333'10.210Турбо

нфПатрик ТамбэRenault1927'50.173Разворот

нфМарк ЗурерBrabham1522'21.589Двигатель

нфМанфред ВинкельхокRAM812'02.829Двигатель

нфРикардо ПатрезеAlfa Romeo812'20.759Коробка передач

нфФрансуа ЭсноRenault812'24.569Сцепление

нфФилип АльоRAM813'59.571Давление масла / двигатель

нфДжонатан ПалмерZakspeed711'12.442Ремень генератора

нфАндреа де ЧезарисLigier0
Авария / поломка рулевой колонки

Перевод и набор: Максим Куваев

The Motor, w.e. 10.08.85



Знаете ли Вы что...