11-1985 Гран-при Голландии
На финишной линии McLaren под номером «1» опередил McLaren под номером «2» по данным таймингового компьютера на 0,232 секунды, то есть на два-два с половиной корпуса. До этого этапа в чемпионате имело место двоевластие. Ален Прост и Микеле Альборето набрали по 50 очков и им было за что бороться. Но Ники Лауда, который в борьбе за титул уже практически не участвует сумел побить Проста и подняться на верхнюю ступень подиума, лишив его тем самым трех очков разделяющих победу и второе место. Альборето занял четвертое место. На ГП Голландии Прост заработал шесть очков, а Альборето три. Таким образом после 11-го из 16-ти этапов чемпионата ’85 француз опережает итальянца на эти самые три очка. Если бы «номер второй» опередил «номера первого», если бы Прост объехал Лауду, то в погоне за чемпионством он оторвался бы на шесть очков. В прошлом году Ален проиграл, уступив всего 0,5 очка.
Итак, никаких приказов из боксов, никакой командной стратегии. «Представляете, как нам везет?» - улыбнулся Рон Деннис, передавая две бутылки шампанского механикам Гудьир. «В прошлые выходные один из наших парней заявил, что оставляет гонки, а сегодня он показал достаточно агрессивности, чтобы победить. Для команды это очень положительный момент». В прошлом году в Зандфоорте Прост и Лауда также принесли McLaren’у дубль. Конец августа, на голландском побережье светит солнце и дует ветер, засыпая песком и солью самый жестокий к шинам асфальт в Европе. Таким образом успех напрямую зависел от верного выбора резины. Со своим довольно быстрым кругом (средняя скорость около 125 миль/ч), вьющимся между дюн и заканчивающимся длинной неровной прямой, ведущей в очень плотную шпильку, Зандфоорт обычно обеспечивает напряженную борьбу. ГП Голландии ’85 не стал исключением.
Стартовое поле было сформировано в пятницу: в субботу из северного моря налетели черные тучи и ливень смыл квалификационную сессию. По дождю гонщики обутые в дождевые Пирелли показали первое, второе и третье время, что впрочем, как оказалось, не имело никакого значения. В пятницу же Пирелли завоевали первый в этом году поул. Нельсон Пике сказал, что его лучший круг был «абсолютным максимумом, которого я мог достичь». Возглавить протоколы ему помог воздушный мешок Arrows’а Герхарда Бергера в котором Brabham провел стартовую прямую. Следом за ним оказался Кеке Росберг и, отменно стартовав, именно он вышел в лидеры после первого круга.
Пике, напротив, чуть было вообще не остался на старте. Он заглох, так же как Тьерри Бутсен у которого из-за этого зря пропало довольно высокое седьмое стартовое место. И Arrows, и Brabham оснащены моторами BMW. «Из-за того, что приходится экономить горючее, на наших машинах очень трудно трогаться с места», - сказал Бутсен. В конце концов это ему удалось. Пике толкали. То, что с застрявшими на старте автомобилями никто не столкнулся очень многое говорит о быстроте реакции современных гонщиков Гран При.
Первый круг: Кеке Росберг, пускающий свой Williams в занос, вылетая на бордюры, вел Lotus Айртона Сенны, Toleman Тео Фаби, Проста, Лауду, Дерека Уорвика на Renault, Найджела Мэнселла и целую вереницу растянувшихся по прямой машин. Второй круг: Прост обгоняет Фаби. Пятый круг: его примеру следует Лауда. McLaren’ы выглядят угрожающе. У Росберга появляются проблемы со входом в Тарзан. В Зандфоорте за агрессию расплачиваются износом резины. К 8-му кругу его задние шины начинают разрушаться.
И вдруг среди всей этой борьбы и поздних торможений, мы видим очевидный пример «Как Это Делается». Патрик Тамбэ, после того, как у его боевого автомобиля появились неполадки с зажиганием на воскресный разогрев пересел в запаску, и на скорости свыше 180 миль/ч на прямой у него сломалась передняя подвеска. Авария произошла в Тарзане – очень серьезная авария. Из-за нее гонку он вынужден был проводить в своем обычном рейсере, с неисправным зажиганием. Замена во время построения стартового поля инжекторов и электрики означала, что стартовать ему придется с пит-лейн. После первого круга последним он не был: Пике, Бутсен и Хууб Ротенгаттер на похожем на ленивца Osella были позади, да еще оба Alfa на первой половине первого круга остановились с отказавшим турбо. После 10 кругов он поднялся до 13-го места, а после 20-ти до шестого. Мы видели агрессивного, сердитого Тамбэ, демонстрирующего храбрость и дерзость. До того как у него в коробке передач сломался ведомый вал, он успел обогнать Мартина Брандла, Жака Лаффита, Бергера, Марка Зурера и Альборето. И второй Renault, ведомый Уорвиком поднялся с 7-го до 3-го места, после чего у RE60B вытекло масло из коробки передач и ведущий мост заклинило. Подобная форма Renault, которые до сего дня были неконкурентоспособным посмешищем, явилась откровением. Если только… Если только Renault не отчаялись окончательно найти выход из болота середины пелетона и не решились выпустить своих пилотов с баками полными лишь на половину и с максимальным давлением в турбо, с целью хотя бы просто «засветиться». Кроме того, помня о поломке подвески у Тамбэ всего лишь через круг после выезда из боксов с полными баками, возможно команда волновалась о том, что она может и не выдержать веса 220 литров топлива и решила не заливать горючего до конца из соображений безопасности. То, что это сможет удивить паддок, полнящийся слухами о вероятном уходе Renault из Гран При тоже было кстати.
Четырнадцатый круг: Сенна теряет два места, пропустив Проста и Лауду. «Мотор барахлил с самого старта, а потом выключился напрочь и Ален и Ники опередили меня. Выключился напрочь», - рассказывал гонщик, который утром перед гонкой съел свой обычный «особый завтрак», состоявший из стакана минералки «Перье» и французского сэндвича с ветчиной, сыром и земляничным джемом. Эта эскапада была единственной хотя бы отдаленно легкомысленной деталью дня для Сенны, все остальное – это монументальный талант.
После того как на 20-м круге Лауда заехал на пит-стоп Сенна снова стал вторым. Лауда стартовал на комбинации из трех Гудьиров средней жесткости и одного жесткого, поставленного на левое заднее колесо. Из-за этого у его McLaren’а появилась избыточная поворачиваемость и он был вынужден заменить шины раньше, чем это было запланировано. Команда собиралась поставить ему четыре мягких колеса, чтобы увеличить его финишную скорость. Такой шаг также дал бы ему лучшую устойчивость хвостовой части и убрал избыточную поворачиваемость. Однако в итоге Лауда получил точную копию своего первого комплекта. «Может быть я остановился слишком рано, - сказал он, - Пит-стоп вышел не самый лучший, но и не самый худший. Я выиграл, так что нет смысла жаловаться…» На 21-м круге он был 8-м. После «кончины» двух Renault и пит-стопов Мэнселла и Сенны (оба меняли резину), к 28-му кругу он поднялся до третьего места, позади Проста и Альборето. «Я все время шел на пределе», - объяснил Лауда с нотками гордости в голосе.
Откуда взялся Альборето? На Ferrari, который за лето похоже не достигает никакого прогресса, он квалифицировался 16-м. И Альборето, и Стефан Йоханссон испытывали, но отказались от маленького вспомогательного крылышка, укрепленного в задней части автомобиля. Обе машины на неровностях вели себя непредсказуемо и находились в весьма плачевной форме. Во время пятничной квалификации у Альборето сгорел мотор и ему пришлось выезжать на запаске.
Как уже вошло в привычку, итальянцу каким-то образом удалось пробраться в лидирующую группу. При всех недостатках машины – Ferrari 156/85 в плане сбалансированности шасси на порядок хуже McLaren’а и Toleman’а – он сумел с восьмого места подняться до четвертого и повиснуть на хвосте у Сенны. Черный отпечаток заднего правого Гудьира Сенны на алом носовом обтекателе Ferrari показывал отчаяние Альборето. Сенна сказал: «Он испробовал все». У Айртона попавший в правый радиатор клочок бумаги привел к перегреву воды и вследствие этого к потере мощности. Это объясняет тот факт, что на обгон Tyrrell-Renault Мартина Брандла ему потребовалось больше круга и он не мог поддерживать темп Найджела Мэнселла (Williams), который в тот момент проигрывал ему целый круг. Мэнселл, совершив два пит-стопа, сперва заменил свои «средние» Гудьиры на «жесткие», а затем снова вернулся к «средним». В этих условиях шестое место было максимумом, чего он мог достичь.
На 47-м круге McLaren’ы образовали дубль. Лауда был на 10,672 секунды впереди. Следующий круг: разрыв сократился до 9,320. Затем 8,276; 8,220; 7,177; 6,633; 5,686 – разрыв таял с каждым кругом. Прост старался изо всех сил. Обут он был в заранее задуманный комплект мягких шин. Из-за заклинившего колеса его пит-стоп был плох, что-то около 18 секунд и на 33-м круге Прост откатился на третье место. Впереди шел Сенна, но угрозы он Алену не представлял, так как у него был слабый двигатель и неприятности с давлением масла, зато Лауда контролировал ход гонки.
За 10 кругов до финиша: Лауда, Прост, разрыв – 2,624. 9 кругов: 1,805. 8: 1,177. 7: 0,282 и сомнений в победе Проста не было. Но, хотя резина у него была и мягче и посвежее, победы Алена не состоялось. На последних шести кругах расстояние между ними не превышало 0,748. На последнем круге на дальней части трека Лауда предпринял обгон Osella Ротенгаттера, отстающего уже на 13 кругов. Ники взял вправо. McLaren под номером «2» повело. Прост поймал машину, но голландский ГП достался Лауде. «Может быть наша борьба в конце гонки была излишне жесткой, - признал Прост, - но это часть спорта. Для нас это не проблема. Ники и я остались хорошими друзьями».
Для всех, кроме четырех гонщиков финишировавших в одном круге с победителем, Зандфоорт был гонкой обманутых надежд. Возьмем, к примеру, Toleman. На автомобиле, который имеет хитроумный, спрятанный под носовым обтекателем «снежный плуг» управляющий потоками воздуха и профиль заднего антикрыла, который был скопирован двумя командами-соперниками, спустя всего три дня после дебюта конструкции на ГП Германии, Тео Фаби сумел квалифицироваться пятым. Внимание к аэродинамике, также как и тонкий стиль Фаби, являются причинами столь замечательного поведения автомобиля в поворотах. Теперь при проведении любых работ с шасси, команда закрывает его от посторонних глаз тканью. Пятое место на стартовом поле, завоеванное при не вовремя включившемся лимитаторе оборотов намекает на потенциал созданной Рори Берном машины. Фаби сперва шел третьим, затем четвертым и, наконец, утвердился на пятом месте. Пирелли разогреваются дольше, чем Гудьиры (даже при том, что до старта колеса Toleman’а были укрыты нагревающими чехлами) и это на первых кругах не позволяло Фаби поддерживать нужный темп. И все же на самых жестких Пирелли из имеющихся, Фаби (пока не сошел) был быстрее, чем обладатель поул-позиции, Нельсон Пике, стартовавший на комбинации из средних передних и жестких задних шин, что по признанию представителя команды «было ошибкой». Их замена на 32-м круге на самую мягкую смесь привела к тому, что на 51-м Пике установил пятое время прохождения круга, после Проста, Лауды, Мэнселла и Тамбэ. Brabham хотя бы продемонстрировали надежность. А вот Фаби из-за поломавшегося подшипника на 18-м круге пришлось ехать в боксы, хотя перед стартом команда проверила все четыре колеса. Пьеркарло Гинцани, являющийся полной противоположностью Фаби и в манере вождения, и в манере одеваться, с 16-го скатился на 19-е место и затем сошел из-за отказа мотора на 12-м круге. И все же со времени ГП Франции Toleman сделали огромный шаг вперед.
Как и на гонке в Австрии утечка в системе выхлопа вывела из гонки неплохо смотревшегося Зурера на Brabham’е, который как всегда незаметно шел наверх и поднялся до четвертого места к середине дистанции, после чего его турбомотор BMW решил сам себя переделать в атмосферный вариант и Марк начал терять по 15 секунд с круга. Брандл и Штефан Беллоф провели первый Гран При на котором маленькая команда Кена Тиррелла использовала два турбоавтомобиля и не имели «запаски», на которую можно было бы пересесть если что. В квалификации Брандл сумел опередить все более равнодушного Беллофа, но на старте застрявший на месте Пике помешал ему и Беллоф смог выйти вперед. И все же после двух пит-стопов и отказа мотора у немца защищать честь команды пришлось Брандлу. Никаких очевидных пороков у нового Tyrrell 014 не было, зато пересмотренные геометрия передней подвески и передаточные числа наверняка улучшили гоночную форму машины.
Джонатан Палмер снова на первых кругах показал себя с хорошей стороны и снова его гонка закончилась досрочно из-за проблем с двигателем в итоге выразившихся в низком давлении масла. На протяжении всего времени Жак Лаффит был впереди своего уходящего партнера по команде, Андреа де Чезариса, но вскоре он вынужден был сойти из-за отказа электрики. После де чезарисовского австрийского кульбита механики Ligier за четыре дня построили новый автомобиль. Итальянец сошел по причине застрявшего в верхнем положении регулятора наддува, который привел к тому, что стенки Renault-турбо V6 просто раскололись. Эта пародия на поломку мотора была символичной метафорой пребывания де Чезариса в Ligier в целом.
Итак, Зандфоорт подтвердил, что McLaren снова включили пятую передачу и австрийский успех Проста был повторен. Оба боевых болида имели геометрию задней подвески, которую Прост должен был иметь в Австрии, пока не решил побеждать на ти-каре. Наличествовали также хитроумные воздухозаборники у передних тормозов, очевидно нужные для лучшего охлаждения дисков, которые гармонично сочетались с McLaren’овским прочтением идеи вертикальных крылышек. Скрыв внутреннюю поверхность колеса, прекрасно выполненные тормозные воздухозаборники снизили турбулентные завихрения у вертикальных крыльев, тем самым повысив их эффективность. Один из них на машине Проста во время утренней воскресной сессии треснул и команда решила вернуться к исходному, меньшему по размеру варианту. McLaren – в отличие от Ferrari – продолжают серьезную работу по доводке, стремясь не потерять темп. С 1967-го года, когда Brabham заработали чемпионскую корону Денни Хьюму, а за год до этого самому Джеку, ни одна команда не завоевывала два высших титула в зачете пилотов подряд. McLaren сейчас находится в подходящей ситуации чтобы добиться этого.
Зандфоорт также подтвердил, что хорошая плотная борьба в Формуле 1 все еще возможна. Да, это была гонка, где нужно было найти компромисс между износом шин и их сцепными свойствами, но необходимость построения тактики ведения борьбы на основе показаний счетчика топлива отсутствовала. Гонка в старом добром стиле. Выигранная старым добрым способом старым добрым гонщиком. Ники Лауда вырвался из своего пост-чемпионского порочного круга. Теперь он отстает от абсолютного рекорда по победам за карьеру установленного Джекки Стюартом всего на три победы, а в воскресенье он сравнялся по этому показателю с Джимом Кларком. Еще три «дубля, дубля» не только принесут Просту титул, который он должен был выигрывать и в 83-м, и в 84-м, но и позволят Ники Лауде закончить свою карьеру на самой высокой ноте из всех возможных.
1 | Ники Лауда | McLaren | 70 | 1:32'29.263 | ||
2 | Ален Прост | McLaren | 70 | 1:32'29.495 | ||
3 | Айртон Сенна | Lotus | 70 | 1:33'17.754 | ||
4 | Микеле Альборето | Ferrari | 70 | 1:33'18.100 | ||
5 | Элио де Анджелис | Lotus | 69 | 1:33'07.769 | ||
6 | Найджел Мэнселл | Williams | 69 | 1:33'12.672 | ||
7 | Мартин Брандл | Tyrrell | 69 | 1:33'42.140 | ||
8 | Нельсон Пике | Brabham | 69 | 1:33'46.859 | Задержался на стартовом поле | |
9 | Герхард Бергер | Arrows | 68 | 1:32'58.318 | ||
10 | нф | Марк Зурер | Brabham | 65 | 1:32'31.405 | Выхлоп |
нк | Хуб Роттенгаттер | Osella | 56 | 1:32'44.072 | ||
нф | Тьери Бутсен | Arrows | 54 | 1:14'22.227 | Подвеска | |
нф | Филип Альо | RAM | 52 | 1:12'15.202 | Двигатель | |
нф | Штефан Беллоф | Tyrrell | 39 | 53'05.786 | Двигатель | |
нф | Дерек Уорик | Renault | 27 | 36'22.152 | Коробка передач | |
нф | Андреа де Чезарис | Ligier | 25 | 34'22.041 | Турбо | |
нф | Патрик Тамбэ | Renault | 22 | 29'27.487 | Трансмиссия | |
нф | Кеке Росберг | Williams | 20 | 27'13.460 | Двигатель | |
нф | Тео Фаби | Toleman | 18 | 24'55.981 | Колесный подшипник | |
нф | Жак Лаффит | Ligier | 17 | 23'04.386 | Электрика | |
нф | Джонатан Палмер | Zakspeed | 13 | 17'55.843 | Давление масла / двигатель | |
нф | Пьеркарло Гиндзани | Toleman | 12 | 16'52.020 | Двигатель | |
нф | Стефан Йоханссон | Ferrari | 9 | 12'40.159 | Двигатель | |
нф | Пьерлуиджи Мартини | Minardi | 1 | 1'41.482 | Авария | |
нф | Эдди Чивер | Alfa Romeo | 1 | 1'50.408 | Турбо | |
нф | Рикардо Патрезе | Alfa Romeo | 1 | 2'11.271 | Турбо | |
нкв | Кенни Эйксон | RAM |
Перевод и набор: Максим Куваев
The Motor, w.e. 31.08.85