13-1985 Гран-При Бельгии
Человека на верхней ступени подиума звали Айртон Сенна, шел дождь и зрителей было очень немного, но копией Гран При Португалии эта гонка не являлась. Победа, одержанная спустя пять месяцев после дебютного успеха Сенны в Формуле-1 была совсем иной: в Португалии был поул, быстрейший круг и непрерывное пребывание во главе покруговых данных тайминговых компьютеров. Бельгия, в сентябре, была столь же безукоризненна, но чуть более сложна.
Если в гонке и был самый важный круг, то это восьмой. Старт был дан под серыми тучами на насквозь промокшей дорожке. Дождевая резина была обязательна. Но вскоре траектория высохла. Во главе пелетона плотной группой шли Сенна, Найджел Мэнселл на Williams’е и Ален Прост на McLaren’е. И так все вместе они и заехали на пит-стоп за комплектами мягких Гудьиров «С». За сликами. На выезде с пит-лейн порядок был такой: Мэнселл-Сенна-Прост. И Сенна имел неоспоримое преимущество. Во время пятничных квалификационных заездов его комплект шин был прикатан. А у Мэнселла и Проста, напротив, Гудьиры были абсолютно новыми.
На сыром асфальте новые шины обычно обеспечивают превосходство, но только не в Спа. «За три круга я уступил Сенне десять секунд, объяснил Мэнселл. Мои шины не были прикатаны как у него.» Williams не смогли прикатать пару комплектов гоночных сликов во время разогревочных заездов из-за дождя. А Сенна, в пятницу замученный неполадками с коробкой, отказом турбо и трещинами в двигателе, был просто вынужден во время своего первого квалификационного выезда использовать гоночную резину, чтобы накрутить необходимые для общей проверки шасси мили. Эти шины и принесли ему Гран При Бельгии.
Девятый круг первым закончил Элио де Анжелис, тихо радуясь своему успеху, после чего во главу гонки вновь вернулись Сенна и Мэнселл. С этого момента гонка принадлежала Сенне. Лидерства он больше никому не отдавал. У его Renault имели место некоторые неполадки и поэтому он не мог сбросить темп и контролировать свой отрыв от Мэнселла. Ему приходилось жать изо всех сил. «Где-то на середине дистанции мотор отключился. Через три круга это произошло снова, а через пять кругов еще раз.» Изменилось и звучание мотора, возможно намекая на поломку системы выпуска. Неполадки проявлялись приблизительно при 10.000 об/мин. Сенна стиснул зубы и не сбавлял ход до самого финиша.
Позади него Williams’û вели схватку в стиле Формулы-3. Кеке Росберг был первым из тех, кто заехал за сликами на 3-м круге. Это решение оказалось верным, так как те, кто остановился позднее, не могли с такой же скоростью нагонять ушедший вперед пелетон. К 11-му кругу Росберг был третьим, а на 25-м круге прочно приклеился к заднему спойлеру Мэнселла. Что думало по поводу борьбы своих пилотов руководство команды? «Мы просто сидели и смотрели, улыбается главный конструктор Патрик Хэд. Зрелище было забавным... Они уже большие ребята и мы не собирались вывешивать табло «сохранять порядок» или чего-нибудь в этом роде.»
После семи кругов постоянных попыток обгона тормоза у автомобиля Росберга ослабли, кроме того износ передних дисков был неравномерен. «Я услышал хлопок и сперва не понял, что произошло. А потом заметил, что сломалась левая тормозная трубка,» объяснил Кеке. Аналогичная поломка случилась в Williams’е во время тренировок, и поэтому перед гонкой все компоненты были перепроверены. Росберг заехал в боксы, где у его болида выдрали и правую трубку, чтобы уравнять температуры в чувствительных карбоновых дисках. Заодно его переобули в новый комплект сликов.
Мэнселл, тем временем, демонстрировал агрессию в О-Руж. По словам Найджела тормоза у его автомобиля тоже пошаливали. Из-за слишком сильного смещения баланса тормозов в сторону задних, на подсыхающем треке он допустил полуразворот в шпильке. Поворотом регулятора он исправил положение, увеличив нагрузку на передние диски. Что, по мнению Мэнселла, достаточно ясно объясняло 90-метровую экскурсию в грязь, совершенную им на том круге, когда Росберг нырнул в боксы. Однако очевидцы инцидента считают, что его причина кроется в том, что Мэнселл отвлекся на зеркала заднего вида, опасаясь атаки со стороны финна и пропустил точку торможения. Ошибка, не более. Но совершенная человеком, который за неделю до этого, в Монце, пытаясь поймать машину после того, как у него на пятой передаче взорвалось колесо порвал грудную мышцу и у которого в быстрых извивах Спа в время тренировки оборвалась рулевая тяга. Мэнселл усмирил болид, но врезавшиеся в тело ремни безопасности усугубили его травму. «На последних кругах боль в груди была почти невыносимой,» кривился он. Однако с упорством, которое стало его самым ярким качеством, Мэнселл дотянул до финиша. Он был быстрее Росберга во всех тренировочных заездах и в гонке его тоже объехал.
Третьим финишировал Ален Прост. Консервативный во всем, кроме беготни по паддоку в попытках скрыться от журналистов, Прост пересмотрел свою стратегию гонки после того как на 4-м круге со стенда ему показали щит, на котором было просто (и даже ехидно) написано:«Альборето сошел.» Зная это и помня о 12-очковом преимуществе, которое он имел перед стартом, Прост мог удовлетвориться четырьмя очками. В середине гонки времена Проста на круге выросли и McLaren стали думать, что у него возникли типичные для прохладной погоды и влажного покрытия проблемы с карбоновыми тормозами. Но Прост просто осторожничал под некоторым давлением со стороны Кеке Росберга, да иногда сталкивался с досадной близорукостью отстающих Пьерлуиджи Мартини на Minardi и Хууба Ротенгаттера на неуклюжей Osella. У Алена нашлись достаточные резервы, чтобы за 15 кругов до финиша показать лучшее время на круге.
Сам по себе этап в Спа был необычен повторно проводящийся Гран При, непредсказуемая погода с дождем и вязнущим в листьях деревьев туманом, постоянные мысли о Штефане Беллофе, погибшем здесь две недели назад тем более странным был поул, завоеванный Простом на автомобиле, у которого по общепринятому мнению нет мощного квалификационного мотора. Он опередил Сенну (обладателя пяти первых мест на старте в этом году) и мог проходить длинный изгиб перед дурацкой «автобусной остановкой» на полном газу на пятой передаче. По словам Проста «машина была хороша, но не идеальна, неприятностей у меня не возникало ни на одном из участков кольца.» Пожалуй Ален был склонен преуменьшать. Во втором месте Сенны были виновны пузыри на задних шинах, появившиеся за три поворота до конца круга и которые он мог прекрасно видеть в зеркала заднего вида. Трасса в Спа 4,312 мили является самой длинной в календаре гонок Гран При. Williams’ы в квалификации были медленны, а Arrows’ы быстры, по причинам, которые ни та, ни другая команда толком объяснить не смогли (Бутсен был шестым!). Таким образом верхняя часть стартового поля была сформирована.
И вот тут-то и разразилась драма Ferrari. Микеле Альборето квалифицировался на своем пересмотренном еще в Монце шасси 156/85, причем у него имели место небольшие проблемы с двигателем, из-за чего в гонке ему пришлось использовать запасной автомобиль, а он все еще был в той настройке, в которой Альборето одним июньским днем показал лучшее время в квалификации так и не состоявшейся гонки. В то время как для Lotus’а возвращение к июньским настройкам означало быстрые секунды в субботних заездах (и в гонке тоже), и Альборето, и Йоханссон от подобного шага сразу отказались. В июне недолговечное, но очень цепкое покрытие благоволило подобной настройке Ferrari, но на сентябрьском асфальте, укатанном 24-часовой гонкой кузовных машин и спортпрототипами группы С она была в лучшем случае посредственной.
А Альборето придется довольствоваться ей. На стартовой решетке в последний момент удалось устранить утечку горючего. Первый круг он закончил четвертым, на втором круге откатился на восьмое, а на третьем и вовсе исчез из покруговых таблиц. «Отказ сцепления,» объяснили в Ferrari. Шансы итальянца на титул улетучиваются.
Удивительно, учитывая видимую неохоту, с которой команда позволила Стефану Йоханссону использовать в квалификации в Монце запасное шасси, что на предварительном поле они не выгнали шведа из доработанного 156/85 и не усадили его в нелюбимый всеми ти-кар. До того как Йоханссон в числе прочих 16-ти гонщиков еще до 11-го круга заехал за новыми шинами, он шел четвертым. В боксы он пришел пешком после того как у него взорвался мотор и его по-королевски закрутило. Июньский дубль в Канаде казался столь далеким...
Нельсона Пике закрутило на выходе из первого же поворота, шпильки Ля Сурс. Он находился на первой передаче и слегка нажал на сцепление, чтобы осторожно провести свой тяжелый, с полными баками, Brabham через поворот, и тут внезапно его BMW разом выдал всю свою мегамощь. Он и Марк Зурер стартовали на средних Пирелли, в то время как все прочие клиенты итальянского завода использовали в начале гонки шины с глубоким рисунком. В конце первого круга Пике был 16-м, на четвертом круге заехал за сликами и, больше в боксы не сворачивая, финишировал в очках. Он сокрушил оба Alfa, оба Toleman’а и Renault Дерека Уорвика. Если бы не разворот, то ближе к концу гонки он должен был находиться где-то недалеко от Проста. При всем при том дождевые Пирелли в обоих вариантах не идут ни в какое сравнение с Гудьировским эквивалентом, а сликам все еще не удается справляться с низкими температурами. Зурер финишировал 8-м с неисправным двигателем: «Мотор никак не хотел раскручиваться, а в мокрую погоду плохо ведущий себя двигатель это катастрофа, особенно когда вы идете на сликах.»
В Спа неожиданно отличились Arrows’ы. На сравнительно ровном полотне бельгийской трасы изъяны шасси А8 (избыточная поворачиваемость на входе и недостаточная на выходе из поворотов) были не так заметны. Тьерри Бутсен квалифицировался 6-м, а Герхард Бергер 8-м, причем во второй, более быстрый квалификационный день австриец не смог проехать ни одного круга после того как у его боевого шасси в моторе пробило наполнительную камеру, а у запасного отказала электроника. После старта Бутсен был 5-м, а Бергер слегка затянул с пит-стопом (он заехал в боксы на 11-м круге), и этого оказалось достаточно, чтобы с лидирующей группой он контакт потерял. На 36-м круге Бутсен вернул себе пятое место, но после этого у него отказали две передачи. Его обогнали Пике и Уорвик, а потом сломался дифференциал. Под по-бельгийски скромные аплодисменты он в гараж пришел пешком.
Мартин Брандл в пятницу, пытаясь своими усилиями восполнить недостатки не слишком послушного Tyrrell-Renault, угодил в аварию на скорости 178 км/ч. Скорость на момент аварии была им подсчитана позже на основе данных по оборотам и работе коробки передач. В гонке Брандлу пришлось заезжать в боксы три раза подряд. Первый раз за полным комплектом сликов, второй за новыми передними шинами, а третий за новыми задними. Так команда пыталась выяснить причину странной «разболтанности» автомобиля. Причины беспокойства гонщика весьма понятны точно так же Tyrrell вел себя в прошлом году в Цольдере незадолго до потери колеса. «И все равно избавиться от неполадки не удалось, правда по мере нагрева шин она исчезла сама собой,» сказал Брандл. Со всеми этими передрягами Мартин отстал от победителя на пять кругов.
Пока Джонатан Палмер восстанавливается в больнице после своей аварии, ему на замену команда Zakspeed призвала пилота Формулы 3000, Кристиана Даннера. Учитывая неполадки двигателя и понятную неопытность Даннера в работе с квалификационной резиной, плюс еще парочку сломавшихся коробок передач, неудивительно, что Zakspeed находились в некоторой растерянности. После предстартового прогревочного круга Даннер нырнул на пит-лейн, пересел в стоявший в гараже запасной автомобиль и рванул вперед, на три четверти круга отставая от пелетона. Новичок Zakspeed’а проявил себя с самой лучшей стороны, продемонстрировав завидную силу воли и упорство, кроме того он стал первым гонщиком Фрмулы-1, который носит маленькую бриллиантовую серьгу в ухе. Это абсолютно легально и никаких мер со стороны FISA и команд соперниц за собой не повлекло. Оба его схода произошли из-за коробки передач.
Пьеркарло Гинцани из Toleman’а, Жак Лаффит из Ligier и Филипп Альо из RAM, все пали жертвами чрезмерного рвения на неразогретой резине после пит-стопов, покинув трассу с разной степенью ущерба для техники. Кстати говоря, Альо выглядел неплохо, при том, что из-за многочисленных отказов двигателей Hart в Монце у команды остался всего один автомобиль. В пятницу, не страдая от неисправностей мотора, он показал тринадцатое время и суббота обещала еще больше. Но тут снова забарахлил Hart. Босс команды Джон Макдональд настаивал, что в баках Skoal Bandit’а не было специальной топливной смеси, призванной избавить автомобиль от детонации преследовавшей его все лето, а представитель команды поведал пит-лейн что новейший Hart Phase 3 Альо работает уже на четвертом составе, который испробовали RAM в этом сезоне. В гонке, когда все ринулись на пит-стопы, Альо пару кругов прошел на девятом месте. RAM 03Т работы Густава Бруннера гораздо лучшее шасси, чем можно подумать, глядя на его ужасные результаты.
Недостаточная поворачиваемость, заедающая четвертая передача и ощущение, что он превысил возможности дождевых Гудьиров вот причины вынудившие Дерека Уорвика сбросить темп на последней трети дистанции, но все же он смог заработать очко за шестое место, на пути к которому ему пришлось обогнать своего партнера по команде, Патрика Тамбэ. Будущее Уорвика выглядит неопределенно. Он ведет переговоры с несколькими командами, а его инженер, Джон Джентри, работавший с ним еще в Toleman’е сперва в Ф2, а затем в Ф1, уже 6-го октября на Гран При Европы в Брэндс-Хэтче будет одет в униформу Brabham’а. То, что Джентри, крестный одной из дочерей Уорвика, отправился в Brabham, вовсе не означает, что Дерек автоматически последует за ним...
После гонки Сенна быстро продрался сквозь толпу, окружившую моторхоум Lotus’а. Его первая реакция? «Ох, я, черт возьми, просто рад добраться до финиша», лучился он. Хотя статистика свидетельствует, что в трех последних гонках он заработал одно второе и два третьих места, его слова следует понимать так: в Спа Lotus с самых первых тренировок был конкурентоспособен. Никаких неприятностей с расходом горючего, ничего такого, что он называет «глупыми проблемами, ерундовинами», которые могут пустить псу под хвост его хирургически точные выступления. Он лишь ненадолго задержался с командой и поздравил конструктора, Жерара Дюкаружа, и его жену, Колетт, с 20-й годовщиной свадьбы, однако на торт, шампанское, смех и треп у него не было времени. Он даже не узнал, что его сосед по квартире, Маурисио Гужельмин выиграл этап чемпионата Британской Формулы 3 в Зандфоорте. Нет, Сенна должен был успеть на самолет. Беспосадочный перелет. Домой, в Бразилию. На двухнедельные каникулы. Расслабиться, повеселиться, побездельничать и отметить победу.
1 | Айртон Сенна | Lotus | 43 | 1:34'19.893 | ||
2 | Найджел Мэнселл | Williams | 43 | 1:34'48.315 | ||
3 | Ален Прост | McLaren | 43 | 1:35'15.002 | ||
4 | Кеке Росберг | Williams | 43 | 1:35'35.183 | ||
5 | Нельсон Пике | Brabham | 42 | 1:34'26.129 | ||
6 | Дерек Уорик | Renault | 42 | 1:34'43.615 | ||
7 | Герхард Бергер | Arrows | 42 | 1:35'12.208 | ||
8 | Марк Зурер | Brabham | 42 | 1:35'12.415 | ||
9 | Филип Стрейфф | Ligier | 42 | 1:35'44.995 | ||
10 | нф | Тьери Бутсен | Arrows | 40 | 1:30'43.474 | Коробка передач |
11 | нф | Жак Лаффит | Ligier | 38 | 1:26'31.062 | Авария |
12 | Пьерлуиджи Мартини | Minardi | 38 | 1:34'25.948 | ||
13 | Мартин Брандл | Tyrrell | 38 | 1:35'52.430 | ||
нк | Хуб Роттенгаттер | Osella | 37 | 1:36'08.825 | ||
нф | Рикардо Патрезе | Alfa Romeo | 31 | 1:24'38.864 | Двигатель | |
нф | Эдди Чивер | Alfa Romeo | 26 | 1:00'25.178 | Коробка передач | |
нф | Патрик Тамбэ | Renault | 24 | 56'33.126 | Коробка передач | |
нф | Тео Фаби | Toleman | 23 | 54'20.816 | Тяга управления дроссельной заслонкой | |
нф | Элио де Анджелис | Lotus | 17 | 42'20.939 | Турбо | |
нф | Кристиан Даннер | Zakspeed | 16 | 42'39.993 | Коробка передач | |
нф | Филип Альо | RAM | 10 | 24'52.566 | Авария | |
нф | Стефан Йоханссон | Ferrari | 7 | 17'39.377 | Двигатель / разворот | |
нф | Пьеркарло Гиндзани | Toleman | 7 | 17'53.494 | Авария | |
нф | Микеле Альборето | Ferrari | 3 | 7'41.717 | Сцепление | |
нс | Ники Лауда | McLaren | Авария / травма кисти |
Перевод и набор: Максим Куваев
The Motor, 18.09.85