13-1985 Кеке рассказывает...
Вы можете сказать, что задним умом все крепки, но сомнения по поводу асфальта появились у нас с Патриком Хэдом как только мы прибыли в Спа. Патрик бросил лишь взгляд на новое «водоотталкивающее» покрытие, представил как по нему катятся девятнадцатидюймовые «липучие» гоночные шины 750-сильных больдов и ясно увидел как оно разрушается. Эффективная система дренажа означала недостаточную плотность.
Мои собственные опасения зародились ещё до приезда в Бельгию. Я слышал, что асфальт был уложен всего несколько дней назад и не мог понять, когда же он успеет «окрепнуть». И мои худшие страхи оправдались. Хотя в конце пятничных заездов Формулы-1 состояние покрытия было приемлемым, в субботу ситуация стала намного хуже. Она напомнила мне Даллас, разве что скорости в Спа вдвое выше. Камешки, бьющиеся о днище автомобиля, звучали как автоматная очередь. Я все время вспоминал Хельмута Марко, пилота BRM, которому в начале семидесятых на гонке в Клермон Ферране камнем, вылетевшим из-под впередиидущей машины, выбило глаз. Я решил, что воздержусь от близкого преследования и когда обнаружил, что визор на шлеме Нельсона Пике треснул в двух местах, понял, что мое решение было абсолютно верным. Как и мужественное решение организаторов гонки.
Многие пилоты не желали гоняться ни при каких условиях, но возможно решающее значение для официальных лиц имели зрители. Объявить об отмене Гран При в воскресенье утром было бы той еще шуткой, поэтому к субботнему вечеру всё должно решиться. Дерек Онгаро заметил, что ранее никому не удавалось исправить покрытие за 12 часов и оснований надеяться, что это произойдет теперь не было никаких, так что решение о досрочном завершении программы было единственно верным.
Как я уже говорил, мне очень жаль, что все так сложилось. Спа – потрясающее кольцо, оно доставляет гонщику много удовольствия. Формула 1 придумана ради скорости, и в Спа ее можно найти. В Монако становится страшно при скорости 80 км/ч, а здесь вы можете заново прочувствовать прелесть борьбы на 150 км/ч. После гонки в Монте-Карло мы тестировали наш Honda на Поль Рикаре и провели там три плодотворных дня. Нужно сказать, что мотор у нас совсем новый, необходимо еще много работать по его доводке, но пока он кажется очень многообещающим. Одна из его главных характеристик – экономное потребление топлива, а это означает, что во время гонок мы будем использовать больше мощности, так что в конце тоннеля забрезжил свет. Мотор пока еще идеальным не назовешь, но потенциал у него есть.
Кстати лично для меня тренировочные заезды прошли вполне спокойно. Разве что в пятницу утром у одного из новых двигателей сломалась пружина клапана из-за чего мне пришлось использовать Honda старой модификации. Хотя в Спа было практически все равно с какой модификацией ездить – кольцо имеет такую конфигурацию, что «пиковость» наших моторов не столь уж сильно мешает.
Поначалу сцепные качества нового асфальта были просто невероятными, чего и следовало ожидать от автодрома, на котором время прохождения круга сократилось за два года на восемь секунд. Такое покрытие имеет способность, особенно поначалу, скрывать погрешности в управляемости шасси и поэтому квалификации превращаются в соревнования чистой мощности. Так что взгляните на результаты и посмотрите у кого ее сколько.
Утром в субботу, незадолго до того, как заезды прервали, у меня полетел турбо, но в общем и целом тренировками я был доволен.
В субботу мне представилась возможность поразмыслить о разнице между квалификацией и гонкой. Я очень часто повторял, что обожаю суматоху квалификаций, но разница во временах между тренировками и гонкой постоянно растет, причем очень быстро. Добавьте к этому почти единодушное неудовлетворение пилотов мощностями турбо и тем, что очень часто топливо кончается до финиша и становится ясно, что пришло время что-то предпринять. Я слышал, что в будущем году моторы перейдут границу в 1000 лошадей, благодаря изменениям в системе турбонагнетания – в квалификации. Однако при том, что объем топливных баков будет сокращен до 195 литров, время на круге в гонке возрастет еще больше. Разница может быть столь велика, что командам придется строить два разных автомобиля – один для гонок, а другой для квалификаций.
С моей абсолютно нетехнической точки зрения наилучшим выходом из ситуации могло бы стать введение формулы «протекания топлива», предложенной несколько лет назад Китом Даквортом. Она ограничит мощность, но при имеющемся ее объеме позволит выкладываться полностью. Я уверен, что технически все не так просто, но было бы просто замечательно, если бы с этой проблемой разобрались сейчас, а не откладывали ее решение на будущий сезон, когда может быть слишком поздно. Есть несколько способов обойти формулу «протекания топлива», например можно изменить вязкость топлива, и оно будет протекать еще быстрее. И все же вскоре все окажутся в равных условиях. А какими медленными и убогими могут быть гонки, где во главу угла ставятся темпы расхода горючего мы уже видели на примере группы С.
Ну и напоследок я расскажу вам о событии, которое стоит вписать в ежедневник. 11-го августа я буду в Финляндии во время своего ежегодного визита домой. Как вы знаете, мне случалось гоняться за рулем кузовных машин (я даже привозил на Родину Williams-Cosworth), и в этом году Ортвин предложил мне еще одну автоспортивную экстраваганцу. Она основана на ралли спринтах, в которых я регулярно участвую в Англии и будет проведена у нас на Хамеенлинне, автодроме, чем-то напоминающем Брэндс-Хэтч, с кольцом и трассой для ралли кросса. Мы проведем гонку, ралли и тест. Главная интрига как обычно будет заключаться в борьбе кольцевиков и раллистов. И учитывая тот факт, что мы в Финляндии имеем очень много звезд ралли, мне пришлось собрать на самом деле высококлассную команду для защиты чести гонщиков Гран При. Рядом со мной будут выступать мой бывший партнер по команде Жак Лаффит, Элио де Анжелис и Нельсон Пике, а в команду соперников пока входят Маркку Ален и Ари Ватанен. Зрелище должно получиться фантастическое и мне кажется, что небольшой поход за раками в Лапландию будет отличным завершением уик-энда...
Перевод и набор: Максим Куваев
The Motor, 19.06.85