01-1986г. Гран-При Бразилии
«Вклад мощного двигателя и качественного автомобиля в итоговый результат гонки составляет 60%. Оставшиеся 20% приходятся на шины и 20% на гонщика», указал Стюарт, который в 99-ти Гран-при, в которых принимал участие, завоевал рекордное число побед – 27. Поскольку его мнение относится и к Гран-при Бразилии, которым начался новый чемпионат мира автомобилей формулы 1, это свидетельствует о качестве команды Williams. Пике завоевал победу без проблем, а триумф команды Williams мог бы довершить хорошим местом Найджел Мэнселл. Однако этому сразу же после старта «помешал» Айртон Сенна, стартовавший с первого места. Так же, как и в конце прошлого года в Аделаиде, он и в Рио «захлопнул калитку», обгонявшему его Мэнселлу. Британский гонщик вылетел с трассы на полосу безопасности и закончил гонку в ограждении.
75 тысяч зрителей следили за борьбой двух бразильских гонщиков со временем. Сенна на Lotus`e в заключительной тренировке в субботу улучшил рекордное время Пике до 1:25,5 мин (211,83 км/ч). У Пике же осталось его пятничное время, обеспечившее ему второе место на стартовой решетке. Третье время принадлежало Мэнселлу (1:26,8). На двух последующих местах неожиданно расположились оба гонщика команды Ligier на новых автомобилях «JS-27», Рене Арну и старейший пилот, Жак Лаффит. Действующий чемпион мира Ален Прост тренировку вынужден был завершить на запасном автомобиле, и закончил ее девятым. «На этой трассе выгода старта с первого ряда не так важна, как на многих других трассах, верю, что потерю от тренировки в гонке наверстаю, даже имея дело с более мощными Williams, двигатель Honda которых гораздо мощней нашего Porsche», сказал Прост перед гонкой. Финн Кеке Росберг, перешедший из Williams в McLaren на место, освободившееся после ухода Лауды, показал седьмое время. Экс-чемпион мира Ален Джонс из Австралии завершил тренировки с 19-м временем и был явно разочарован мощностью двигателя с турбонаддувом Hart своей Lola. «Обещания, что уже в Рио мы поедем с новым наддувным двигателем Ford, выполнены не были. Доработка и выход в свет нового двигателя запаздывают. В таких условиях наши автомобили неконкурентоспособны», по праву сердился Джонс. Стартовый маневр самым бесцеремонным образом испортил Сенна, удержавший первую позицию, на которой он и закончил первый круг. Прост стартовал неважно и опустился на 13-е место. На третьем круге Пике обошел своего земляка и с этого момента он задавал темп гонке. «Я опасался своего коллегу по команде, автомобиль Мэнселла быстрее, чем мой. Когда я обнаружил, что Найджел вышел из игры, то почувствовал себя значительно спокойней», сказал Пике после гонки. Погода гонщикам на этот раз благоприятствовала; несмотря на то, что светило солнце, не было так нестерпимо жарко, как в последние годы и температура достигала по большей части «лишь» 33-ех градусов. Несмотря на это двигатели были сильно напряжены, что вскоре проявилось в значительном сходе автомобилей. Из-за неисправности двигателей уже в начале гонки сошли Джонс, Росберг и Гинцани (Osella). Пике, который трассу в Жапарепагуа знает наизусть, пока увеличивал свой отрыв. На 18-ом круге он остановился у боксов для замены шин. Вперед вышел Сенна. Он свернул к боксам кругом позже, когда лидерство принял Прост, который с отличной техникой езды пробился из глубины пелотона. Он не внял совету техников фирмы Goodyear, заменять шины дважды, как все остальные, и все поставил на одну карту. На первой позиции он ехал до 26-го круга, когда под ликование восторженных зрителей на финишной прямой его обошел Пике, автомобиль которого не имел на тот момент достойного соперника. Сенна уже понял, что если бы хотел идти наравне с ним, или же обойти его, ему нужно было сверх меры увеличить расход топлива, что могло иметь для него роковые последствия. Скоро сошел Прост. У него внезапно отказал двигатель, что было вызвано поломкой электроники. Вероятно, Прост все равно гонку не закончил бы, поскольку израсходовал слишком много бензина. Для того чтобы ликвидировать отставание на старте, он значительно повысил давление наддува и это сказалось на расходе топлива. Из известных гонщиков постепенно сошли – также из-за поломки двигателей – швейцарец Зурер (Arrows), француз Тамбэ (Lola) и гонщик Ferrari – Альборето, в то время как до того Стефан Йоханссон на втором автомобиле из Маранелло потерпел аварию.
Наоборот, необыкновенно хорошо шли Арну с Лаффитом, которые разместились на 3-ем и 4-ом местах. И Martini Брандла и Филипп Штрайф на недооцененных Tyrrell продолжали гонку, благодаря, главным образом, улучшенным двигателям Renault. В конце концов, в гонке было классифицировано лишь 10 автомобилей из 24-ех, которые стартовали. Шесть из них были оснащены моторами Renault. Во главе гонки произошло единственное изменение: в то время как Пике во второй раз менял шины, во главе гонки на непродолжительное время сменил Сенна. На 41-ом круге, однако, Пике снова занял утраченную позицию и не выпускал ее до конца гонки. Таким образом, карты были раскрыты, на первых четырех местах задолго до окончания гонки, было решено о распределении очков. Пике спокойно доезжал до финиша, за ним свою вторую позицию контролировал Сенна на Lotus с двигателем Renault. Арну с Лаффитом реалистично оценили ситуацию и сбавили скорость с целью обойтись ограниченным количеством топлива и завоевать очки: «Лаффит и Арну могли идти быстрей, но это также могло привести к тому, что они могли бы остаться на трассе без капли бензина. Больше никаких проблем они не имели», комментировал достижения своих гонщиков и автомобилей Жерар Лярусс, технический руководитель команды Ligier.
Когда Пике в роли лидера ворвался на финишную прямую, радость болельщиков не знала границ. Желто-зеленые флаги взлетали высоко вверх и тысячи голосов, сопровождаемые ударными инструментами в ритме самбы кричали ура тандему Пике-Сенна, не смотря на то, что гонщик Lotus`a отстал более чем на полминуты. Между классифицированными были также британский новичок Джонни Дамфрис (Lotus) и оба гонщика команды Benetton (ранее Toleman), Бергер и Фаби. Пике завоевал свою 14-ую победу в серии Гран-при. О качестве автомобилей Williams свидетельствуют данные о расходе топлива: Пике стартовал со 176-ю литрами, что на 19 литров меньше, чем установлено правилами. На финише у него оставались еще 5,5 литра бензина. «Очень рад, что выиграл сразу же в первой гонке сезона и во время дебюта в новой команде. Мощностью автомобиля в высшей степени удовлетворен, он отлично держит трассу, легко управляется, а во время ускорений двигатель Honda напоминает ракету», сказал Пике на пьедестале почета.
Фрэнк Уильямс, который получил серьезные повреждения в автокатастрофе на юге Франции, следил за ходом гонки по телевизору со своего ложа в больнице в Stoke Mandeville недалеко от Лондона. Победа его обрадовала и не менее того, проявление дружбы и солидарности, которые ему с телеэкрана выразили гонщики и руководители отдельных команд, собравшихся вместе с представителями Международной федерации автомобильного спорта около транспаранта с надписью «Фрэнк, рады бы видеть тебя здесь, вместе с нами!»
1 | Нельсон Пике | Williams | 61 | 1:39'32.583 | ||
2 | Айртон Сенна | Lotus | 61 | 1:40'07.410 | Столкновение с Мэнселлом | |
3 | Жак Лаффит | Ligier | 61 | 1:40'32.342 | ||
4 | Рене Арну | Ligier | 61 | 1:41'01.012 | ||
5 | Мартин Брандл | Tyrrell | 60 | 1:41'08.298 | ||
6 | Герхард Бергер | Benetton | 59 | 1:39'40.304 | Проблемы с электрикой | |
7 | Филип Стрейфф | Tyrrell | 59 | 1:41'00.572 | ||
8 | Элио де Анджелис | Brabham | 58 | 1:40'09.888 | Потеря колеса | |
9 | Джонни Дамфриз | Lotus | 58 | 1:40'18.673 | ||
10 | Тео Фаби | Benetton | 56 | 1:39'53.363 | Пит-стоп / электрика | |
нф | Тьери Бутсен | Arrows | 37 | 1:17'02.508 | Турбо | |
нф | Микеле Альборето | Ferrari | 35 | 58'51.626 | Топливный насос | |
нф | Ален Прост | McLaren | 30 | 49'37.969 | Двигатель | |
нф | Кристиан Даннер | Osella | 29 | 53'17.176 | Двигатель | |
нф | Стефан Йоханссон | Ferrari | 26 | 43'19.675 | Тормоза / разворот | |
нф | Патрик Тамбэ | Lola | 24 | 40'05.433 | Аккумулятор | |
нф | Рикардо Патрезе | Brabham | 21 | 35'41.855 | Разрыв трубки подвода воды | |
нф | Джонатан Палмер | Zakspeed | 20 | 35'05.982 | Двигатель | |
нф | Марк Зурер | Arrows | 19 | 32'30.602 | Перегрев двигателя | |
нф | Алессандро Наннини | Minardi | 18 | 32'29.348 | Сцепление | |
нф | Андреа де Чезарис | Minardi | 16 | 26'27.965 | Турбо | |
нф | Пьеркарло Гиндзани | Osella | 16 | 28'16.909 | Двигатель | |
нф | Кеке Росберг | McLaren | 6 | 10'21.020 | Двигатель | |
нф | Алан Джонс | Lola | 5 | 8'29.222 | Двигатель | |
нф | Найджел Мэнселл | Williams | 0 | Столкновение с Сенной |
Перевод: Александр Кульчицкий
Svět motorů 14/86