02-1986г. Гран-При Испании
Бразилец был быстрейшим уже в квалификации: временем 1:21,6 он обеспечил себе очередное первое место на старте перед победителем Гран-при Бразилии Нельсоном Пике (Williams). Во втором ряду стояли Williams с Мэнселлом и McLaren Проста, Кеке Росберг (McLaren) и Рене Арну (Ligier) завоевали места в третьем ряду.
«Сегодня я выиграл свой третий гран-при. Однако впервые за победу должен был вести ожесточенную борьбу на пределе возможностей своих и мотора своего автомобиля. Еще бы 10 метров и Найджелл обошел бы меня. Он проделал хитрый тактический маневр: к концу гонки остановился в боксах и сменил шины. В момент, когда он вернулся на трассу, было очевидно, что шины моего автомобиля уже в неважном состоянии, точнее уже на последнем издыхании. Я должен был только следить, чтобы автомобиль не вылетел с трассы; Мэнселл мог идти несколько быстрей. Сначала я чрезмерно не перенапрягал автомобиль, чтобы хватило топлива. В остальном все было в порядке – за исключением шин. Мотор Renault работал отлично», заявил после гонки счастливый Сенна, который возглавил классификацию ЧМ-86. После окончания гонки в баке его Lotus оставалось лишь пол-литра бензина…
«Был убежден, что победителем стал я. Только фотофиниш вывел меня из заблуждения. Это был бой на пределе возможностей. На первых 13-ти кругах я должен был быть очень внимательным, потому что у меня из автомобиля вытекал бензин. Позже течь прекратилась, так что мог ускорить ход. На последних кругах, когда получил новые шины, смог идти значительно быстрей. К сожалению, почти полкруга не мог обойти Проста, это меня значительно задержало – не менее чем на четыре секунды. Сенну, в конце концов, обошел, но уже за финишной чертой», рассказал Мэнселл.
И третий, Прост: «Я разочарован. Решил в начале последней трети гонки сменить шины, однако в последний момент из боксов мне сигнализировали, чтоб догонял Мэнселла и Сенну. Я продолжил гонку, что было основной ошибкой. Автомобиль плохо держался на трассе, и под конец все шины были сильно изношены. Руль дрожал, и его вибрация меня изрядно отвлекала».
Сенне удалось использовать выгоды первого места в квалификации. После реактивного старта он надежно возглавил гонку и сохранял лидирующее положение 39 кругов. За ним развернулась жестокая борьба между Пике, Мэнселлом, Простом и Росбергом, к ним присоединился и выдающийся Рене Арну на мощном Ligier. Сенна шел технически грамотно и справился с управлением в критический момент, когда уже казалось, что автомобиль никакой ценой нельзя удержать на трассе. Он обходил одного из круговых и вышел на пыльный край гоночной трассы. «Автомобиль у меня постоянно съезжал на сторону, я уже видел себя вне трассы. К счастью, мне удалось вернуться на нее. Такова жизнь», рассказывал после гонки Сенна.
На 40-ом круге вперед бразильца вышел Мэнселл. К этому времени по самым разным причинам гонку преждевременно закончили уже 12 пилотов: сразу же в первом круге вынуждены были сойти из-за столкновения Джонатан Палмер (Zakspeed) и экс-чемпион мира Алан Джонс (Lola), после них последовательно Андреа де Чезарис (Minardi) из-за поломки дифференциала, Пьеркарло Гинцани (Osella) из-за отказа мотора, Стефан Юханссон (Ferrari), который съехал с трассы, Кристиан Даннер (Osella) – мотор, Филипп Штрайф (Tyrrell) из-за утечки масла, Микеле Альборето (Ferrari) из-за неисправности тормозов, Рене Арну (Ligier) из-за поломки коробки передач, Элио де Аджелис (Brabham) – дифференциал, Марк Зурер (Arrows) из-за отказа системы впрыска топлива, и, наконец, Нельсон Пике (Williams) из-за поломки двигателя. На трассе оставалось уже лишь 13 автомобилей…
Сенна чувствовал, что состояние шин постепенно ухудшается, и, поэтому, несколько снизил темп. Прост обошел Росберга, которого также начала беспокоить «резина». Не избежал этого и Мэнселл. «Мне все время хотелось зайти в боксы, сменить шины. Однако в течение нескольких кругов мне никто не отвечал. От этого я изрядно нервничал. Меня сразу же бешено обошел Сенна, должен был пропустить и Проста. Было ясно, что мне необходима новая "обувь"», рассказывал позже Мэнселл. Однако в боксе механики не отличились, ибо Мэнселл задержался там на целых 19 с.
Из гонки отпали следующие автомобили. Жак Лаффит (Ligier) сошел из-за поломки коробки передач. Мартин Брандл (Tyrrell) вынужден был сойти из-за утечки масла, а Джонни Дамфриз (Lotus) из-за поломки коробки передач. Приближался конец, который кроме десятков миллионов зрителей у телеэкранов во всем мире видели на кольце Херес лишь 15 тысяч человек! Мэнселл снова выскочил на трассу и начал настигать беглецов. Сначала очередь дошла до несчастного Проста, который открыто клял руководство своей команды за неверное распоряжение. Ставка в лотерее не выиграла, шины не выдержали нагрузки гонки. Перед Мэнселлом оставался лишь Сенна. Мэнселл быстро наверстывал потерю и на финишной прямой неудержимо приближался к своему сопернику. Борьба колесо в колесо достигла своей кульминации.
Зрители на трибунах были в восторге, однако долго не знали, кто собственно выиграл. В любом случае, победил автоспорт, гонка проводилась в рыцарском духе без какого-либо обмана. Даже в «безумной дуэли, во время которой волосы вставали от ужаса», как комментировал заключительный акт борьбы Мэнселл-Сенна новоиспеченный комментатор австрийского телевидения, трехкратный чемпион мира Ники Лауда, не отклонился от этой колеи. Зрители были в высшей степени спокойны. В стране, где огромной популярностью пользуется бой быков, большая часть зрителей сошлись на том, что были свидетелями зрелища, которое превзошло лучшую корриду. Гонку закончили лишь восемь автомобилей. Страшно выглядела авария Стефана Юханссона, который уже на 11-ом круге на своей красной Ferrari вылетел в защитный барьер из отслуживших свой срок шин, которыми была огорожена бетонная трасса. Гонщика быстро доставили в больницу, где обнаружилось, что швед, к счастью, получил лишь легкое повреждение спины. Кроме Ferrari, тотальное невезение, выразившееся в сходе обеих машин, потерпели команды Ligier, Tyrrell, Osella и Brabham, наоборот, лишь команды McLaren и Benetton закончили гонку в полном составе. Шеф ассоциации конструкторов формулы 1 Берни Экклстоун был несколько разочарован малым посещением гонки, хотя доходы от прямых телепередач на 28 стран полностью покрыли финансовые расходы и еще обеспечили соответствующую прибыль. На субботнюю тренировку пришли лишь 4 тысячи зрителей. Главная причина очевидна: слишком высокая плата за вход – в пересчете 80 западногерманских марок стоячее место, место на трибуне стоило минимум 190 марок, что для обывателя этой провинции было слишком много. В следующий раз Гран-при Испании должен состояться позже, летом, когда в эту часть Испании регулярно приезжает много заграничных туристов…
1 | Айртон Сенна | Lotus | 72 | 1:48'47.735 | ||
2 | Найджел Мэнселл | Williams | 72 | 1:48'47.749 | ||
3 | Ален Прост | McLaren | 72 | 1:49'09.287 | ||
4 | Кеке Росберг | McLaren | 71 | 1:49'10.165 | ||
5 | Тео Фаби | Benetton | 71 | 1:49'55.329 | Удар в Лаффита / пит-стоп | |
6 | Герхард Бергер | Benetton | 71 | 1:50'03.171 | ||
7 | Тьери Бутсен | Arrows | 68 | 1:48'58.602 | ||
8 | Патрик Тамбэ | Lola | 66 | 1:50'30.584 | ||
нф | Джонни Дамфриз | Lotus | 52 | 1:20'53.288 | Коробка передач | |
нф | Мартин Брандл | Tyrrell | 41 | 1:03'30.942 | Утечка масла / двигатель | |
нф | Жак Лаффит | Ligier | 40 | 1:01'17.665 | Ведущий вал | |
нф | Нельсон Пике | Williams | 39 | 58'58.462 | Перегрев двигателя | |
нф | Марк Зурер | Arrows | 39 | 1:01'14.559 | Утечка топлива | |
нф | Элио де Анджелис | Brabham | 29 | 46'45.824 | Коробка передач | |
нф | Рене Арну | Ligier | 29 | 55'59.646 | Ведущий вал | |
нф | Микеле Альборето | Ferrari | 22 | 33'55.774 | Колесный подшипник | |
нф | Филип Стрейфф | Tyrrell | 22 | 34'35.315 | Утечка масла / двигатель | |
нф | Кристиан Даннер | Osella | 14 | 22'47.079 | Двигатель | |
нф | Стефан Йоханссон | Ferrari | 11 | 16'59.553 | Тормоза / авария | |
нф | Пьеркарло Гиндзани | Osella | 10 | 16'11.560 | Двигатель | |
нф | Рикардо Патрезе | Brabham | 8 | 12'52.030 | Коробка передач | |
нф | Андреа де Чезарис | Minardi | 1 | 1'52.175 | Дифференциал | |
нф | Джонатан Палмер | Zakspeed | 0 | Столкновение с Джонсом | ||
нф | Алан Джонс | Lola | 0 | Столкновение с Палмером | ||
нс | Алессандро Наннини | Minardi | Дифференциал на формирующем круге |
Перевод: Александр Кульчицкий
Svět motorů 17/86