05-1986г. Гран-При Бельгии
«Эту победу я посвящаю бывшему коллеге по команде Элио де Анджелису и его семье», сказал Мэнселл на финише драматичной гонки. Перед стартом гонщики почтили на своем митинге без представителей общественности память итальянского гонщика, который трагически погиб 10 дней назадво время тестов Brabham на трассе в Ле Кастелле. Весь конец недели в Спа-Франкоршампс был посвящен жарким дискуссиям об основных мерах, которые должны дополнительно повысить безопасность пилотов формулы 1. Уже за два дня до старта председатель Международной федерации автоспорта Жан-Мари Балестр объявил, что все гонщики и конструкторы единодушно договорились об обязательном снижении мощности двигателей, установив верхнюю допустимую границу на уровне 441 кВт. Остается лишь решить, как этого добиться технически и с какого времени реализовать это мероприятие.
На ход и результат гонки повлияла огромная авария сразу же после старта в первом повороте «Ля Сурс». Гонщики располагались на старте в следующей последовательности: Пике (Williams – 1:54,33 мин, 218,52 км/ч), Бергер (Benetton – 1:54,46), Прост (McLaren – 1:54,5), Сенна (Lotus – 1:54,57), Мэнселл (Williams – 1:54,58). Росберг (McLaren) стартовал с четвертого ряда с восьмым временем 1:55,66. Через нецелых 200 метров после старта в вышеупомянутом повороте в автомобиль роста врезался Beetton Бергера. Чемпион мира вынужден был заехать в боксы заменить поврежденную носовую часть, что стоило ему целых две минуты. Надолго задержался с ремонтом автомобиля также Бергер, много времени потеряли и Фаби (Benetton), Росберг и Арну. В самом начале закончился гран-при для Тамбэ (Lola). Аварии избежав возглавивший гонку Пике, который на трассе извилистого кольца длиной 6943 м смог удерживать лидирующую позицию до 17-го круга, когда у него отказал двигатель. Это был уже седьмой сход в гонке, до этого сошли Даннер (Osella) из-за поломки двигателя, Гинцани (Osella) по той же причине, на седьмом круге перестал работать турбонагнетатель на McLaren Росберга, из-за утечки масла должен был сдаться Дамфриз (Lotus), а неисправность электрики вывела из строя Arrows Бутсена. Прост не дал сломить себя неудаче, которая его постигла, и мужественно пробивался вперед. После 22-го круга он был уже восьмым, а на 31-м круге превзошел свой прошлогодний рекорд более чем на две секунды. «После той неудачной аварии, виновником которой по-моему был Сенна, я ехал осторожно и решил, что не буду загонять мотор. Боялся, чтобы с автомобилем чего-нибудь не случилось. К концу гонки, хотя проблем с топливом не было, начал давать перебои мотор», сказал после гонки Прост.
После схода Пике лидирующую позицию занял Сенна, которого на 22-м круге сменил Йохансон на одном из Ferrari, которые после продолжительного перерыва выглядели прилично. В момент, когда в массовом порядке проводилась замена резины, первое место занял Мэнселл, который удержал его до конца. «Я еще не верю, что выиграл, ведь последний раз выигрывал в октябре прошлого года. Чуть не попал в огромную свалку на старте, на пятом круге допустил грубую ошибку перед входом в поворот. Слишком сильно затормозил. К счастью, меня лишь занесло, так что отделался лишь проездом по зоне безопасности. Это стоило мне много времени», сказал Мэнселл, который ехал свой 82-й гран при. Как его Williams, так и Lotus Сенны должны были под конец гонки сбросить газ, чтобы доьраться на остатках бензина до финиша. Третье место завоевал Йоханссон; Альборето был четвертым, что тоже успех, которого оба гонщика и все члены команды Ferrari долго ждали. Пятое место завоевал Лаффит (Ligier) перед Простом. Сенна, благодаря шести очкам, вышел в лидеры чемпионата мира.
Гран-при Бельгии будет занесен в анналы истории предже всего благодаря тому, что на нем было принято знаменательное решение. Смерть Элио де Анджелиса автомобиль которого потерпел аварию на высокой скорости, заставила гонщиков, конструкторов и ответственных чиновников ФИСА снова задуматься о небезопасности направления по которому идет развитие гонок формулы 1. Погоня за максимальной мощностью двигателей и, тем самым, за максимально возможной скоростью достигла абсурдных значений: гоночные команды для квалификационных заездов используют специальные двигатели мощностью до 880 кВт, в самой гонке по причине большей надежности используют двигатели мощностью около 625 кВт. В будущем будет разрешено использовать двигатели с максимальной мощностью 441 кВт. Проблемой теперь является то, с каким принципом ограничения мощности двигателя заинтересованные стороны согласятся, то ли с регулирующем клапаном, ограничивающем доступ воздуха, то ли с ограничением объема двигателя до 1000см3. Решить это должно чрезвычайное заседание исполнительного совета ФИСА 26 июня в Париже.
Конструкторы и гонщики приняли проект с энтузиазмом. «Наконец-то нам удасться оживить формулу 1. Верим, что опять будем свидетелями драматичных боев, которые приводят в восхищение зрителей», заявил Гай Лижье, по мнению которого открывается новая эра формулы 1. Кроме аспекта безопасности также очень важно то, чтобы выровнять мощность отдельных команд.
1 | Найджел Мэнселл | Williams | 43 | 1:27'57.925 | ||
2 | Айртон Сенна | Lotus | 43 | 1:28'17.752 | ||
3 | Стефан Йоханссон | Ferrari | 43 | 1:28'24.517 | ||
4 | Микеле Альборето | Ferrari | 43 | 1:28'27.559 | ||
5 | Жак Лаффит | Ligier | 43 | 1:29'08.615 | ||
6 | Ален Прост | McLaren | 43 | 1:30'15.697 | Авария на старте / разворот | |
7 | Тео Фаби | Benetton | 42 | 1:28'54.848 | Столкновение с Тамбэ | |
8 | Рикардо Патрезе | Brabham | 42 | 1:30'37.087 | ||
9 | Марк Зурер | Arrows | 41 | 1:27'15.285 | ||
10 | Герхард Бергер | Benetton | 41 | 1:29'18.519 | Потеря сцепления | |
11 | нф | Алан Джонс | Lola | 40 | 1:24'04.888 | Нехватка топлива |
12 | Филип Стрейфф | Tyrrell | 40 | 1:27'58.265 | ||
13 | Джонатан Палмер | Zakspeed | 37 | 1:26'57.744 | Пит-стоп / ремень генератора | |
нф | Андреа де Чезарис | Minardi | 35 | 1:14'32.761 | Нехватка топлива | |
нф | Мартин Брандл | Tyrrell | 25 | 53'20.422 | Коробка передач | |
нф | Хуб Роттенгаттер | Zakspeed | 25 | 1:05'00.289 | Генератор / аккумулятор | |
нф | Алессандро Наннини | Minardi | 24 | 56'24.924 | Коробка передач | |
нф | Рене Арну | Ligier | 23 | 52'51.247 | Двигатель | |
нф | Нельсон Пике | Williams | 16 | 32'56.734 | Управление турбонаддува | |
нф | Тьери Бутсен | Arrows | 7 | 14'56.752 | Электрика | |
нф | Джонни Дамфриз | Lotus | 7 | 15'08.115 | Разворот / радиатор | |
нф | Кеке Росберг | McLaren | 6 | 12'47.713 | Двигатель | |
нф | Пьеркарло Гиндзани | Osella | 3 | 18'15.191 | Двигатель | |
нф | Кристиан Даннер | Osella | 2 | 5'20.900 | Двигатель | |
нф | Патрик Тамбэ | Lola | 0 | Столкновение с Фаби |
Перевод: Александр Кульчицкий
Svět motorů 23/86