16-1986г. Гран-При Австралии
По ходу сезона болиды Williams были заметно быстрее McLaren Алана. Но из-за постоянных стычек между собой Найджел и Нельсон теряли драгоценные очки, чем пользовался французский «Профессор». Таким образом, перед последним, 16-м, этапом сезона на счету Мэнселла было 5 побед, у Пике – 4, а у Проста лишь три, зато 10 подиумов…
Поул на Аделаиле взял Мэнселл, Пике был рядом. Прост на старте стоял позади Нельсона, так как третью позицию на старте завоевал Айртон Сенна на Lotus.
На стартовые огни Мэнселл среагировал отменно и не позволил Пике атаковать себя, но уже во втором повороте в лидеры вышел Сенна, которому легко удалось расправиться и с соотечественником, и с лидером чемпионата. Более того, Мэнселла почти тут же обошли и Пике и Кеке Росберг, напарник Проста по McLaren. И пока Найджел приходил в себя его напарник успел до окончания первого круга захватить лидерство в гонке!
Тем временем Прост находился лишь на пятой позиции. При таком раскладе чемпионом по-прежнему был Мэнселл (71 очко), против 69 у Пике и 65 у Проста…
И тут стоит сделать ремарку. В те годы очки начислялись первой шестерке, и за победу гонщик получал 9 баллов, за второе место 6, за третье 4 и далее 3, 2, 1. Но что еще важно, в личном зачете учитывались не все очки, а лишь 11 лучших результатов. А это значило, что если претенденты на титул на этом Гран При финишируют выше худших результатов, то именно последняя гонка будет засчитана как 11-й лучший финиш, а один из худших результатов предыдущих 15-ти ГП был бы аннулирован.
Таким образов выигрывая, Мэнселл набирал бы 9 очков, но терял 2, которые он заработал в США или Мексике, как за один из худших результатов, который не попадали в 11 лучших. Прост в случае победы или финиша не ниже 5 позиции лишался лишь одного очка (за 6-е места Германии или Бельгии). А вот Пике ничего не терял – любой достойный финиш на ГП Австралии становился для бразильца 11-м сильным результатом в сезоне...
Таким образом, осознавая шаткость своего турнирного положения, Мэнселл уже на четвертом круге опередил Сенну в борьбе за третью позицию. А двумя кругами спустя тот же трюк проделал с Айртоном и Прост....
Но мудрый Алан, которого уже к тому времени прозвали «Профессором» за хладнокровие и четкий расчет, знал, что шины сыграют в этой гонке ключевую роль. Поэтому он не спешил выжимать максимум из своего болида, а выжидал. В то же время его напарник по команде Росберг на седьмом круге вышел в лидеры гонки!
Это подстегнуло Алана, и вскоре француз расправился с Мэнселлом и вышел на третью позицию в гонке. Интрига закручивалась с новой силой. Если бы гонка так и закончилась (Пике 2-й, Прост 3-й, Мэнселл 4-й), то чемпионом по-прежнему становился «Британский лев» (71 очка против 69 у Пике и 67 у Проста). Но если Просту удастся обойти Пике и возглавить гонку, в которой лидирует его напарник, то Алан набирал бы 72 очка, и тогда уже француз становился чемпионом. Ситуация была очень напряженной...
Борьба накалялась, и это начало сказываться на гонщиках. На 23 круге Нельсон Пике ошибся, и его болид развернуло – прощай вторая позиция. Шины не выдерживали высокого темпа и спустя несколько кругов проблемы возникли уже у Проста, но намного серьезнее. Прокол! Незапланированный ранний пит-стоп почти лишал француза шансов на титул…
Тем временем Пике наверстывал упущенное. На 44-м круге из 82-х он догнал и обошел напарника в борьбе за вторую позицию. А спустя 13 кругов к этой паре присоединился восставший «из пепла» Прост – после пит-стопа он был неудержим.
Три претендента на титул шли почти что колесо в колесо. И на 63 круге эта борьба превратилась в борьбу за победу – у Росберга тоже возникли проблемы с шинами, и из-за взрыва покрышки финн вынужден был закончить борьбу. Тройка претендентов шла на подиум Гран При Австралии и Мэнселл уже чувствовал себя чемпионом. Но тут случилось невероятное. Задняя правая покрышка на болиде Williams настолько износилась, что не выдержала накала борьбы и лопнула на скорости в 290 км/час! К счастью, Найджелу удалось «поймать» болид в этот момент и избежать серьезной аварии, но гонку он продолжить уже не мог. Оставалось наблюдать за тем, как двигалась к финишу гонка, и как таяли на глазах шансы на титул. Лишь сход Пике и Проста мог спасти Мэнселла…
Но и у Пике ситуация была не из лучших. Команде Williams ничего не оставалось, как зазвать второго гонщика на пит для замены потрепанных покрышек, чтобы избежать возможного повторения аварии Мэнселла. Так Прост вышел в лидеры!
Темп, который задали претенденты на титул в этой гонке был настолько высок, что даже после пит-стопа Пике выехал на трассу вторым и в итоге смог сократить свое отставание от Проста до 4 секунд, но было уже поздно. Француз выиграл одну из самых сумасшедших гонок своего времени, а вместе с ней и чемпионат!
Взорвавшаяся покрышка лишает Мэнселла титула | Подиум Гран-При Австралии |
1 | 1 | Ален Прост | McLaren | 82 | 1:54'20.388 | ||
2 | 6 | Нельсон Пике | Williams | 82 | 1:54'24.593 | ||
3 | 28 | Стефан Йоханссон | Ferrari | 81 | 1:55'28.591 | ||
4 | 3 | Мартин Брандл | Tyrrell | 81 | 1:55'46.532 | ||
5 | нф | 4 | Филип Стрейфф | Tyrrell | 80 | 1:54'02.625 | Нехватка топлива |
6 | 11 | Джонни Дамфриз | Lotus | 80 | 1:55'28.390 | ||
7 | 25 | Рене Арну | Ligier | 79 | 1:54'36.126 | Пит-стоп / прокол | |
8 | 26 | Филип Альо | Ligier | 79 | 1:55'40.316 | ||
9 | нф | 14 | Джонатан Палмер | Zakspeed | 77 | 1:55'05.031 | |
10 | 19 | Тео Фаби | Benetton | 77 | 1:55'26.037 | ||
нк | 16 | Патрик Тамбэ | Lola | 70 | 1:54'28.224 | Удар в Дамфриза / коробка передач | |
нф | 5 | Найджел Мэнселл | Williams | 63 | 1:28'10.119 | Взрыв покрышки / авария | |
нф | 7 | Рикардо Патрезе | Brabham | 63 | 1:30'22.593 | Двигатель / электрика | |
нф | 2 | Кеке Росберг | McLaren | 62 | 1:26'20.613 | Взрыв покрышки | |
нк | 22 | Аллен Берг | Osella | 61 | 1:55'15.953 | ||
нф | 8 | Дерек Уорик | Brabham | 57 | 1:22'10.907 | Тормоза | |
нф | 17 | Кристиан Даннер | Arrows | 52 | 1:16'39.251 | Двигатель | |
нф | 18 | Тьери Бутсен | Arrows | 50 | 1:13'32.475 | Пружина заслонки дросселя | |
нф | 12 | Айртон Сенна | Lotus | 43 | 1:01'54.437 | Двигатель | |
нф | 20 | Герхард Бергер | Benetton | 40 | 58'04.444 | Сцепление / двигатель | |
нф | 23 | Андреа де Чезарис | Minardi | 40 | 1:00'14.227 | Потеря огнетушителя | |
нф | 29 | Хуб Роттенгаттер | Zakspeed | 29 | 43'12.152 | Задняя подвеска | |
нф | 15 | Алан Джонс | Lola | 16 | 23'22.569 | Двигатель | |
нф | 24 | Алессандро Наннини | Minardi | 10 | 15'08.345 | Авария | |
нф | 21 | Пьеркарло Гиндзани | Osella | 2 | 3'27.531 | Ведомая шестерня главной передачи | |
нф | 27 | Микеле Альборето | Ferrari | 0 | Авария на стартовом поле / задняя подвеска |
Журнал ProFormula