Гран-При Португалии 1987г: На электронный "мозг" надейся...
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

12-1987г Гран-При Португалии

12-1987г Гран-При Португалии

- Я хорошо знаю эту трассу, каждую ее неровность. "Эшторил" очень требовательна к гонщику, - повторял француз Ален Прост перед двенадцатым, португальским, этапом первенства мира. Он ее действительно хорошо знал и мог рассчитывать, что именно на ней сможет потягаться с бразильцами Нельсоном Пике и Айртоном Сенной, выступающими на автомобилях, подвеской колес которых управляет электронный "мозг".
Двукратный чемпион мира лелеял также честолюбивую мечту - выиграть свой двадцать восьмой "Гран-при". Тогда он оставит позади Джеки Стюарта, который с 1965 по 1973 годы одержал двадцать семь побед. Англичанин добился этого результата, стартуя в 99 гонках чемпионата, а Прост на португальской трассе "Эшторил" брал свой 117-й старт.
Борьба разгорелась уже на тренировках. Нет, не Ален показал лучшее время. И не Сенна с Пике, которые чувствовали себя как дома - привычная жара и португальская речь. Самым быстрым на тренировках оказался "Феррари" австрийца Герхарта Бергера. И заслуга в этом не только гонщика, но и нового главного конструктора фирмы 42-летнего Джона Барнарда, который решительно взялся за совершенствование этих автомобилей.
Почти всю первую половину гонки лидировал Бергер. Англичанин Найджел Мэнселл, который впервые стартовал на "Уильямсе-ФВ12" с "думающей" подвеской колес, прошел лишь 14 кругов из 70 - его подвел двигатель. На 34-м круге гонку возглавил другой заводской гонщик "Феррари" - Мишель Альборетто. Два круга он лидировал, но затем вперед вновь вышел Бергер. Прост сначала просто держался в лидирующей пятерке, не показывая своих намерений. Когда раскладка сил стала очевидной, он остановился для замены шин и - в погоню. На последних тридцати кругах Прост навязал Бергеру борьбу и в конце концов измотал соперника. Австриец допустил ошибку, его машина пошла в занос, а Прост за два круга до финиша вырвался вперед. Тридцать тысяч зрителей громом оваций приветствовали 28-ю победу француза, который стал самым результативным гонщиком в истории чемпионата мира.
Бергер закончил гонку вторым (кстати, лучший его результат в нынешнем сезоне), а Пике - третьим.
Трасса "Эшторил" собрала лишь 30 тысяч зрителей. По современным меркам это мало. Вице-президент Международной автомобильной федерации (ФИА) Бернхард Эккльстон в связи с этим заметил: "Мы должны предложить зрителю больше зрелища, должны найти нечто, что активизировало бы его интерес. Очень важным моментом тут может стать обстоятельная информация. Сейчас болельщикам очень трудно ориентироваться в том, что происходит на трассе. Голос комментатора из динамиков почти не слышен - его заглушает рев моторов. На будущий год намечаем раздавать зрителям наушники - в них голос комментатора станет звучать на четырех языках".
Озабоченность Эккльстона легко понять: финансовое благополучие чемпионата мира "Формулы-1" напрямую зависит от посещаемости гонок. Что же касается спортсменов, то среди них наибольшую озабоченность вызывает вопрос, какой системе подвески колес отдать предпочтение: традиционной или с электронным управлением, где ее параметры постоянно подстраиваются к особенностям трассы. На поворотах под действием центробежной силы гоночный автомобиль с традиционной конструкцией подвески идет с креном, и условия сцепления шин с дорогой не всегда оказываются наилучшими. При электронной подвеске компьютер мгновенно по сигналам датчиков оценивает ситуацию, изменяет параметры пружин и стабилизаторов, и автомобиль проходит поворот без крена, как бы прижавшись к дороге. Его шины при этом строго перпендикулярны полотну трассы и обеспечивают наилучшее сцепление с дорогой, а следовательно, наибольшую скорость преодоления поворота. Впрочем, почти любая новая идея имеет свои "но". Так, на скоростных поворотах электронный "мозг" не всегда срабатывает, как надо, на более же "медленных" он делает традиционную подвеску безнадежно устаревшей.
И еще одно обстоятельство. Новая конструкция подвески колес требует от гонщика иных навыков управления, иных ответных реакций. В команде "Уильямс" Нельсон Пике быстро приспособился к ее характеру, а Найджел Мэнселл нет. И похоже это может стоить британцу чемпионского титула.
1

1Ален ПростMcLaren701:37'03.906
2
28Герхард БергерFerrari701:37'24.399Разворот
3
6Нельсон ПикеWilliams701:38'07.201
4нф19Тео ФабиBenetton691:36'59.290Нехватка топлива
5
2Стефан ЙоханссонMcLaren691:37'49.676
6
18Эдди ЧиверArrows681:37'37.064
7
12Айртон СеннаLotus681:37'41.697Пит-стоп / дроссель
8
11Сатору НакадзимаLotus681:37'56.177
9
16Иван КапеллиMarch671:37'39.896
10
3Джонатан ПалмерTyrrell671:37'40.151
11нф24Алессандро НанниниMinardi661:35'47.753Нехватка топлива
12
4Филип СтрейффTyrrell661:37'10.546
13
17Дерек УорикArrows661:38'18.7822 разворота
14
20Тьери БутсенBenetton641:38'09.726Пит-стоп / двигатель

нф8Андреа де ЧезарисBrabham541:17'58.518Трубка форсунки

нф27Микеле АльборетоFerrari3853'52.447Коробка передач

нф9Мартин БрандлZakspeed3552'15.433Коробка передач

нф22Франко ФориниOsella3249'43.135Подшипник заднего колеса

нф30Филип АльоLola3145'41.839Топливный насос

нф25Рене АрнуLigier2943'23.364Пробой промежуточного охладителя

нф21Алекс КаффиOsella2740'32.052Турбо

нф26Пьеркарло ГиндзаниLigier2435'30.859Сцепление / зажигание

нф23Адриан КампосMinardi2441'32.849Пробой промежуточного охладителя

нф5Найджел МэнселлWilliams1318'22.827Электрика

нф7Рикардо ПатрезеBrabham1318'47.666Двигатель

нс10Кристиан ДаннерZakspeed

Авария до рестарта

нкв14Паскаль ФабрAGS


Л. ШУГУРОВ

"Советский спорт", 07.10.87



Знаете ли Вы что...