16-1987г. Гран-При Австралии
В Аделаиде средняя скорость прохождения одного круга сравнительно невелика - 176 км/ч - немаловажный момент для "думающей" подвески "Лотуса". И мощность двигателя "Хонда" - что-то около 1100 л. с., как резонно заметил Сенна, необходимо использовать небезрассудно.
Сенна имел на австралийский этап свои виды. Он уже знал, что из-за ушибов спины, полученных при аварии на тренировках в Японии, один из его важнейших соперников - Найджел Мэнселл не сможет стартовать в Аделаиде - на этом настояли врачи. Таким образом, у Мэнселла останется неизменной набранная им сумма в 61 очко. Сенна же с 57 очками мог бы, заняв либо первое (9 очков), либо второе (6 очков) место, обойти своего английского соперника и переместиться с итогового третьего места на второе.
Ставший досрочно чемпионом мира земляк Сенны Нельсон Пике жаждал одержать победу, которая бы подтвердила, что почетный титул он завоевал не только благодаря тактическим расчетам, но и за счет умения выигрывать. Кстати, Пике на машине "Уильямс" стартовал в последний раз: на будущий год он подписал уже контракт с "Лотусом". Руководство команды не нашло с ним общего языка и больше было расположено к Мэнселлу. Поэтому бразилец и хотел "им доказать"...
Неудачно выступавший в нынешнем сезоне за рулем "Брэбхэма" итальянец Рикардо Патрезе с 1988 года станет выступать вместе с Мэнселлом на "Уильямсе". И поскольку его коллега по команде не смог стартовать в Аделаиде, судьба открыла перед Патрезе возможность проявить себя. Нельзя было сбрасывать со счетов и 28-летнего австрийца Герхарда Бергера, который выиграл японский этап. Автомобили "Феррари", на которых выступают он и Микеле Альборетто, наконец "обрели форму", о чем свидетельствовало лучшее время прохождения одного круга (1.17,267), показанное Бергером на тренировках в Аделаиде. Австриец решил дать бой чемпионам мира Пике и Просту.
Бергер первым ушел со старта, лидировал все 82 круга (309,796 км), не сделав ни одной остановки для замены шин и до финиша не оставив никому надежд на успех. Пике долго держался в ведущей группе спортсменов, но на 61-м круге на его "Уильямсе" вышел из строя привод переключения передач. Не повезло и прошлогоднему чемпиону мира Алену Просту. Жара добавила тепловой нагрузки тормозам, и они стали сдавать на "Макларене", которым управлял француз. На 53-м круге он переоценил надежность тормозов, машина врезалась в защитный барьер из старых покрышек и стала непригодной для дальнейшей борьбы. Немногим раньше, на 49-м круге, лопнул тормозной диск на другом "Макларене" - под управлением Стефана Юханссона, который шел пятым.
Не столько боролся с соперниками, сколько с перегретыми тормозами и Альборетто, который во что бы то ни стало старался удержаться за лидером Бергером и шедшим на втором месте Сенной. На 62-м круге бразилец начал контратаку на позиции Бергера. Тот прибавил скорость и показал лучший результат прохождения круга в гонке. И тогда Сенна успокоился - финишируя вторым, он обеспечивал себе итоговое второе место на чемпионате.
На трибунах 123 тысячи зрителей приветствовали победителя. Но технические контролеры, осмотрев после финиша "Лотус" Сенны, нашли, что размеры воздухозаборников передних тормозов были больше максимально допустимых. И за нарушение статьи 10 технических требований к автомобилям класса "Формулы-1", результат бразильца был аннулирован!
На втором месте теперь оказался Альборетто. В шестерку сильнейших вошли также Бутсен, Пальмер, Дальма, Морено. Так закончилось первенство мира 1987 года.
В личном зачете звание чемпиона завоевал бразилец Нельсон Пике на "Уильямсе-ФВ-12-Хонде", набравший 73 очка. Это его третий титул в первенствах. Второе место удержал с 61 очком англичанин Нейджел Мэнселл на "Уильямсе-ФВ-11Б-Хонде". Третьим стал бразилец Аиртон Сенна на "Лотусе-99-Хонде" (57 очков). Прошлогодний чемпион мира француз Ален Прост на "Макларене-МП4/3-Порше", набрав 46 очков, был четвертым. На пятое место вышел австриец Герхард Бергер на "Феррари-187" (36 очков). Шестое место с 30 очками занял швед Стефан Юханссон на "Макларене-МП4/3-Порше".
Б зачете команд первое место с большим превосходством у "Уильямса" - 137 очков. Места в шестерке сильнейших далее заняли: "Макларен" (76 очков), "Лотус" (64 очка), "Феррари" (53 очка), "Бенеттон" (28 очков), "Тиррел" (11 очков).
Бергер пролидировал всю гонку | и одержал вторую победу подряд |
1 | 28 | Герхард Бергер | Ferrari | 82 | 1:52'56.144 | ||
дк | 12 | Айртон Сенна | Lotus | 82 | 1:53'30.989 | ||
2 | 27 | Микеле Альборето | Ferrari | 82 | 1:54'04.028 | ||
3 | 20 | Тьери Бутсен | Benetton | 81 | 1:54'16.070 | ||
4 | 3 | Джонатан Палмер | Tyrrell | 80 | 1:54'16.400 | ||
5 | 29 | Янник Дальмас | Lola | 79 | 1:53'04.456 | ||
6 | 14 | Роберто Морено | AGS | 79 | 1:53'44.855 | ||
7 | 10 | Кристиан Даннер | Zakspeed | 79 | 1:53'55.483 | ||
8 | нф | 8 | Андреа де Чезарис | Brabham | 78 | 1:52'47.682 | Разворот |
9 | нф | 5 | Рикардо Патрезе | Williams | 76 | 1:46'57.436 | Двигатель |
нф | 6 | Нельсон Пике | Williams | 58 | 1:21'21.247 | Тормоза / коробка передач | |
нф | 16 | Иван Капелли | March | 58 | 1:22'58.968 | Разворот | |
нф | 1 | Ален Прост | McLaren | 53 | 1:13'52.893 | Проблемы с тормозами / авария | |
нф | 18 | Эдди Чивер | Arrows | 53 | 1:18'38.394 | Перегрев двигателя | |
нф | 2 | Стефан Йоханссон | McLaren | 48 | 1:07'17.916 | Тормоза | |
нф | 19 | Тео Фаби | Benetton | 46 | 1:06'18.259 | Тормоза | |
нф | 23 | Адриан Кампос | Minardi | 46 | 1:09'19.777 | Коробка передач / трансмиссия | |
нф | 30 | Филип Альо | Lola | 45 | 1:05'13.161 | Электрика | |
нф | 25 | Рене Арну | Ligier | 41 | 58'51.287 | Электрика / зажигание | |
нф | 7 | Стефано Модена | Brabham | 31 | 47'16.192 | Истощение | |
нф | 26 | Пьеркарло Гиндзани | Ligier | 26 | 44'54.772 | Двигатель / зажигание | |
нф | 11 | Сатору Накадзима | Lotus | 22 | 32'05.745 | Протекание гидравлики подвески | |
нф | 17 | Дерек Уорик | Arrows | 19 | 27'33.126 | Трансмиссия | |
нф | 9 | Мартин Брандл | Zakspeed | 18 | 26'14.703 | Переключение передач / турбо | |
нф | 4 | Филип Стрейфф | Tyrrell | 6 | 9'04.531 | Разворот | |
нф | 24 | Алессандро Наннини | Minardi | 0 | Авария | ||
нкв | 21 | Алекс Каффи | Osella |
Л. ШУГУРОВ
"Советский спорт", 26.11.87