Перед сезоном'87: Короли асфальта
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

1987г. - Короли асфальта

1987г. - Короли асфальта

Редко какой вид спорта вызывает столько противоречивых мнений, оценок, выводов, как автомобильные гонки «Формулы-1». О громадном интересе к ним во всех странах мира говорит тот факт, что 16 этапов прошлогоднего чемпионата мира привлекли более полутора миллионов зрителей (не считая огромной телеаудитории). Эти гонки зарекомендовали себя не только экономически выгодным зрелищным мероприятием. Они к тому же служат весьма действенным стимулом технического прогресса, давая постоянный импульс ускоренным разработкам в области турбонаддува, антикрыльев, управляемой компьютером подвески колес, кузовов из углепластика.
С каждым годом обостряется борьба за первенство: между спортсменами, конструкторами, владельцами гоночных фирм. И ставки в этой борьбе немалые. Так, доводка гоночного 1000-сильного мотора для сезона 1987 года обошлась японской фирме «Хонда» в полмиллиона долларов. Не секрет, что годовой бюджет гоночной фирмы «Макларен», на машине которой Ален Прост в 1986 году стал чемпионом мира, достиг фантастического уровня в 20 миллионов долларов. В жертву «Формуле-1» за 37 лет проведения чемпионата мира принесены десятки жизней талантливых гонщиков, в том числе таких асов, как Джим Кларк, Иохен Риндт, Брюс Макларен, Жиль Зильмов, Рональд Петерсон.
Подчас можно услышать резкие слова о «гонках самоубийц», «риске ради куска хлеба» и, как следствие, о сомнительном праве «Формулы-1» на существование или, по крайней мере, на наше внимание к ней. Действительно, противоречий и контрастов в этих соревнованиях немало. Но чтобы выносить столь категоричные суждения, нужно хорошо знать истинное положение дел.
Когда западногерманский журнал «Шпигель» задал прошлогоднему чемпиону мира Просту вопрос, что называется, в лоб: «Почему вы идете на такой риск, неужели вы недостаточно богаты?», — тот ответил: .
«Я выступаю в гонках потому, что мне это нравится. Такой образ жизни ставлю выше риска. Мне сейчас 31 год, и если не стану жертвой какой-нибудь трагедии, то хотел бы участвовать в гонках до пятидесятилетнего возраста».
До сих пор гонки «Формулы-1» большинству из нас почти не знакомы, и во многих отношениях все, что с ними связано, представляется странным, загадочным, порой нелепым или противоречивым. Что же привлекает к этим соревнованиям внимание их поклонников во всем мире?
Это прежде всего напряженнейшая борьба — в прошлом году на финише канадского этапа Найджел Мэнсеял опередил Нельсона Пике на 0,07 секунды! Это высокие скорости, вспомним, что на прямом участке трассы «Монца» минувшим летом автомобиль «Беннетон — Б186 — БМВ» достигал 351 км в час. Это и необычные технические решения, например, охлаждаемое до минус 30 градусов топливо, чтобы в заданный объем бензобака вошло как можно больше горючего. Имеет тут место и романтический ореол спортсменов, которые в сознании многих ассоциируются с испытателями реактивных истребителей. Но главное все же — органичное сочетание спорта с таким «атрибутом» XX века, как стремительно развивающаяся техника.
Гоночные автомобили, на которых сегодня выступают участники первенства мира, располагают двигателями рабочим объемом 1500 куб. см — таким же, как всем знакомые «Москвич-2140» или ВАЗ-2107. Но мощность их достигает (это не опечатка) 800, 900, а в некоторых случаях и 1000 л. с.! Гоночный автомобиль с таким двигателем «пробегает» легкоатлетическую стометровку за 3,8 секунды. Он набирает, стартуя с места, скорость 200 км в час за 4,1 секунды, а чтобы затормозить с этой скорости, ему нужно всего 117 метров до полной остановки.
Неверно думать, что, мол, посади за руль такой машины любого опытного водителя — и он станет чемпионом мира. Отнюдь. Победу приносит только удачнейшее во многих отношениях сочетание «гонщик—конструктор—команда». Любые гениальные идеи конструктора, совершенная машина, возможности сверх талантливого гонщика не принесут удачи, не будь у них за плечами хорошо слаженной команды. Если инженер-программист не заложит в мозг микропроцессора, управляющего двигателем, правильное и точно рассчитанное расписание его работы, если в ходе гонки механики не смогут заменить комплект колес с шинами за 7 секунд, если моторист не
проверит, прочно ли затянуты штуцеры бензопроводов, успеха не жди...
Не удивительно, что перед началом каждого сезона все гоночные команды охвачены поиском еще более опытных, результативных гонщиков, конструкторов, механиков. Стоило финишировать чемпионату мира 1986 года, как фирма «Феррари» стала срочно подбирать себе нового главного конструктора гоночных автомобилей. Были предложены немалые деньги (не забудем — это же профессиональный спорт!) — и Джон Барнард, создавший для «Макларена» машину - победительницу, стал работать на «Феррари».
А спортсмены? У «Макларена» гонщиком номер один на 1987 год остался Ален Прост. Обычно в команде по два пилота. И «ведомым» у Проста вместо оставившего гонки чемпиона мира 1982 года финна Кеке "Росберга будет теперь швед Стефан Юханссон, который перешел из команды «Феррари».
Главный соперник команды «Макларен» в борьбе за лавры чемпиона — другая английская фирма — «Уильяме». Б ней всего 98 человек, но она слывет самой организованной и самой стабильной по составу. Ее главный конструктор Патрик Хед к сезону 1987 года подготовил новую модель «Уильямс-ФВ-12», начиненную микропроцессорами. Уже в декабре 1986 года она прошла первые испытания на португальской трассе города Эшторила. Гонщики в команде прежние: бразилец Нельсон Пике и англичанин Найджел Мэнселл.
Далеко не все гоночные команды сами изготовляют моторы. Они их получают от специализированных фирм: «Макларен» — от «Порше», «Брэбхем» и «Беннетон» — от БМВ, «Уильяме» же и начиная с 1987 года «Лотус» - от «Хонды». Японские двигатели, где широко использованы жаростойкие керамические детали и электронные управляющие устройства, сегодня считаются лучшими. Кстати, в официальных результатах первенства мира всегда фигурирует двойное наименование марки гоночного автомобиля: первое слово означает марку машины, второе — марку мотора.
На чемпионате мира 1987 года ожидается участие 14, а то и 16 команд. Трудно охарактеризовать возможности каждой, тем более что технические и другие подробности редко просачиваются во внешний мир — это особенность профессионального автоспорта. Поэтому заключение о возможностях каждой из команд можно будет сделать лишь по результатам выступлений в предстоящих 16 этапах первенства.
Тридцать восьмой чемпионат мира по автомобильным гонкам на машинах «Формулы-1» стартует 12 апреля на автодроме Рио-де-Жанейро. Финиширует он 1 ноября в австралийском городе Аделаиде. Это означает, что в общей сложности за сезон спортсмены на соревнованиях и тренировках перед ними проедут свыше четырех тысяч километров. Первый и шестнадцатый этапы разделяют 204 дня — это самый продолжительный чемпионат мира.

Л. ШУГУРОВ

"Советский спорт", 01.04.87



Знаете ли Вы что...