01-1988г. Гран-При Бразилии
Тридцать девятый чемпионат мира по кольцевым автомобильным гонкам на машинах класса "Формула-1" стартовал в Рио-де-Жанейро. Это был первый из шестнадцати этапов в розыгрыше первенства 1988 года.
Дозаправка машин в "Формулы-1" в ходе гонки, как известно, запрещена. И чтобы заставить конструкторов умерить "аппетит" турбокомпрессорных моторов, а следовательно, понизить их мощность, ФИСА ограничила объем их бензобаков 150 литрами. Для автомобилей с двигателями традиционного типа баки могут вмещать сколько утодно горючего, а максимально допустимая масса машины (без гонщика и топлива) равна 500 килограммам (для машин с турбонаддувом - 540 килограммам).
Трасса в Рио-де-Жанейро довольно скоростная - один ее круг (5030 м) гонщики преодолевают в режиме 190-195 км/ч. Мощные моторы и быстроходные машины тут имеют явное преимущество. Добавим, что покрытие гоночной дорожки здесь довольно шероховатое и на нем шины быстро изнашиваются. Таким образом, в ходе 60 круговой гонки (это 301 км) приходится делать 1-2 остановки для замены пришедших в негодность покрышек.
День 3 апреля выдался сравнительно нежарким - было только 26 градусов. Каковы прогнозы перед стартом? Пике: "По-маему, наилучшие возможности у Проста, Сенны, Бергера..." Бергер: "Будет чертовски тяжело взять верх над бескомпрессорными моторами. Мэнселл здесь едет необыкновенно быстро..." Сам же Мэнселл после 108 дней лечения - помните его прошлогоднюю аварию на японском этапе чемпионата? - полон сил и надежд. Он полагает, что на скоростных трассах, таких, как Сильверстон, Хонкенхайм или Монца, преимущество за моторами с турбонаддувом. Однако на трассах в Имоле и Монреале машины с такими двигателями способен подвести чрезмерный расход топлива: на 300-километровую дистанцию может не хватить 150-литрового запаса бензина в баках. Что же касается медленных трасс со множеством поворотов, особенно требовательных к мастерству гонщика, то в Монте-Карло, Детройте и Аделаиде, как считает Мэнселл, реальна победа на машинах с двигателями без наддува.
Итак, вот-вот будет дан стартовый сигнал, но на машине Сенны, стоявшего первым, заклинило коробку передач. Спортсмен поднял руку, предупреждая судью-стартера. И здесь произошла заминка. Поднял ли Сенна руку до того момента, когда судья-стартер показал спортсменам табличку с цифрами, означавшими 30-секундную готовность к старту, или же судья, хотя и увидел руку Сенны, автоматически все-таки подал сигнал, — не ясно. С момента 30-секундной готовности спортсмены уже не имеют права пересаживаться в запасной автомобиль. Но до него разрешается, если машина неисправна, задержать старт, чтобы дать время на починку или замену автомобиля.
Сенна пересел в запасной "Лотус", но должен был, как требуют правила, занять на старте последнее место. Следует стартовый сигнал, вперед вырывается 33-летний француз Ален Прост, которого многие специалисты считают магом автогонок. Его бело-красный "Макларен" преследуют поочередно Бергер, Пике и Мэнселл, оспаривая друг у друга второе место. На первом же круге из борьбы выбывает несколько спортсменов. Среди них и Ларраури. А Сенна с последнего места неудержимо рвется вперед. На 18-м круге он уже второй, следом за ним - Мэнселл на "Уильямсе".
Пора заменять шины. Мэнселл влетает в боксы, глушит мотор. Механики мгновенно делают свое дело, но... Двигатель отчего-то не пускается, и англичанин разочарованно выбирается из безмолвного "Уильямса", ругая отказавшую электронику.
Когда гонщики начали 26-й круг, первым по-прежнему несся Прост, за ним - проигрывая 12 секунд - Сенна. Далее шли Бергер и Пике. Двухкратный чемпион мира быстро заменил покрышки, не упустив при этом лидирующей позиции. А Сенне на 30-м круге судьи показывают черный флаг - немедленная остановка! Спортивные комиссары ФИСА после долгих дебатов вынесли вердикт: машина заменена после сигнала о 30-секундной готовности к с старту, и Сенна снимается с соревнований.
Когда пришло время второй замены шин. Прост, Бергер и Пике далеко оторвались от прочих преследователей. Бергер выжимал из своего красного "Феррара" все и за 5 кругов до финиша проигрывал лидеру уже не 30 секунд, а только 10 Но победил все же Прост - победил, будучи первым все время, от старта до финиша Это его 29-я победа: он выиграл больше этапов чемпионата мира, чем любой из 605 спортсменов, стартовавших в первенстве начиная с 1950 года. Более того. На бразильской трассе он побеждает уже в пятый раз: сначала в 1982-м, затем в 1984-м и 1985-м, потом в 1987-м, наконец, в 1988-м.
В шестерку сильнейших на бразильском этапе кроме Проста вошли вторым - Г. Бергер (Австрия, "Феррари"), третьим - Н. Пике (Бразилия, "Лотус-Хонда"), четвертым - Д. Уорвик (Англия, "Эрроус-Мегатрон"), пятым - М. Альборетто (Италия, "Феррари"), шестым - С. Накаджима (Япония, "Лотус-Хонда"). Среди гонщиков, выступавших на автомобилях без турбонаддува, лучший результат у Т. Бутсена (Бельгия, "Бенеттон-Форд"), - седьмое место. Напоминаем, что за первые 6 мест, занятых спортсменами, им начисляется соответственно 9, 6, 5, 4, 3, 2 и 1 очко. Следующий, второй этап - "Большой приз Сан-Марино" на трассе близ города Имола - состоится 1 мая. Сбудется ли прогноз Мэнселла?
Первый круг гонки | Айртон Сенна в боксах McLaren |
1 | 11 | Ален Прост | McLaren | 60 | 1:36'06.857 | ||
2 | 28 | Герхард Бергер | Ferrari | 60 | 1:36'16.730 | ||
3 | 1 | Нельсон Пике | Lotus | 60 | 1:37'15.438 | ||
4 | 17 | Дерек Уорик | Arrows | 60 | 1:37'20.205 | ||
5 | 27 | Микеле Альборето | Ferrari | 60 | 1:37'21.413 | ||
6 | 2 | Сатору Накадзима | Lotus | 59 | 1:36'38.821 | ||
7 | 20 | Тьери Бутсен | Benetton | 59 | 1:36'55.321 | ||
8 | 18 | Эдди Чивер | Arrows | 59 | 1:37'32.987 | ||
9 | 26 | Стефан Йоханссон | Ligier | 57 | 1:36'10.878 | ||
нф | 22 | Андреа де Чезарис | Rial | 53 | 1:27'56.147 | Двигатель | |
нф | 3 | Джонатан Палмер | Tyrrell | 47 | 1:19'30.680 | Ведущий вал | |
нф | 24 | Луис-Перес Сала | Minardi | 46 | 1:17'06.412 | Заднее антикрыло | |
нф | 30 | Филип Альо | Lola | 40 | 1:06'25.695 | Задняя подвеска / авария | |
нф | 31 | Габриэле Тарквини | Coloni | 35 | 1:05'58.090 | Подшипник задней стойки | |
нф | 14 | Филип Стрейфф | AGS | 35 | 1:07'57.003 | Тормоза / разворот | |
нф | 29 | Янник Дальмас | Lola | 32 | 53'22.315 | Остановка двигателя | |
нф/дк | 12 | Айртон Сенна | McLaren | 31 | 50'51.169 | ||
нф | 25 | Рене Арну | Ligier | 23 | 39'36.225 | Сцепление | |
нф | 33 | Стефано Модена | Euro Brun | 20 | 47'19.031 | Остановка двигателя / топливный насос | |
нф | 5 | Найджел Мэнселл | Williams | 18 | 29'01.824 | Перегрев двигателя / электрика | |
нф | 19 | Алессандро Наннини | Benetton | 7 | 11'32.496 | Перегрев двигателя | |
нф | 6 | Рикардо Патрезе | Williams | 6 | 9'53.043 | Перегрев двигателя | |
нф | 16 | Иван Капелли | March | 6 | 10'15.095 | Перегрев двигателя | |
нф | 23 | Адриан Кампос | Minardi | 5 | 8'53.009 | Заднее антикрыло | |
нф | 15 | Маурисио Гужельмин | March | 0 | Трансмиссия | ||
нс | 32 | Оскар Ларраури | Euro Brun | Электрика на формирующем круге | |||
нкв | 4 | Джулиан Бэйли | Tyrrell | ||||
нкв | 9 | Пьеркарло Гиндзани | Zakspeed | ||||
нкв | 21 | Никола Ларини | Osella | ||||
нкв | 10 | Берндт Шнайдер | Zakspeed | ||||
нпкв | 36 | Алекс Каффи | Dallara |
Л. ШУГУРОВ
"Советский спорт", 20.04.88