Гран-При Сан-Марино 1988г: Несостоявшийся реванш
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

02-1988г. Гран-При Сан-Марино

02-1988г. Гран-При Сан-Марино

Нынешний сезон чемпионата мира по кольцевым автомобильным гонкам на машинах класса "Формула-1", похоже, пройдет без особо острой борьбы. Скорее всего, он будет отмечен соперничеством лишь трех гоночных команд: английских "Макларен" и "Лотус" и итальянской "Феррари". Под флагом первой - чемпион мира француз Ален Прост и талантливый бразильский гонщик Айртон Сенна. К тому же "Макларен" располагает сегодня наиболее совершенной конструкцией шасси и самым мощным двигателем.
А другие команды, другие машины, другие моторы? Сложилась весьма неопределенная ситуация. Двигатели с турбонаддувом, имеющие рабочий объем 1500 куб. см. и мощность 650- 680 л. с., существуют последний год. Международная федерация автомобильного спорта (ФИСА) с 1989 года объявила их "вне закона". Мотивы? Сложность и все возрастающая дороговизна, делающие первенство мира доступным лишь нескольким очень богатым автомобильным фирмам. Неудивительно, что именно они - "Макларен", "Лотус", "Феррари" - хотят в последний сезон выжать максимум из двигателей, в создание и доводку которых вложили колоссальные средства.
С другой стороны, гоночные команды «Уильямс», «Бенеттон», «Тиррел», «Лола», «Марч», «Минарди», АГС, «Лижье» начали нынешний сезон уже с перспективными двигателями без наддува. Они пока не могут серьезно соперничать с турбокомпрессорными моторами, хотя лимит рабочего объема для них поднят до 3500 куб. см и их мощность составляет 580 — 600 л. с. Но, как бы то ни было, именно бескомпрессорные двигатели будут «задавать тон» на первенстве мира с будущего года.
Одна из трасс, где преимущество в мощном моторе не является решающим, стала местом проведения второго этапа текущего мирового чемпионата. Она находится в небольшом итальянском городке Имола, и 1 мая на ней состоялись гонки на «Большой приз Сан-Марино». В первый день тренировок шел дождь. Казалось, что непогода поставит машины с бескомпрессорными двигателями в более выгодное положение. Отнюдь нет - опроверг эту гипотезу Прост, показав на мокрой трассе лучший результат первого тренировочного дня. Один круг - 5040 метров - он прошел за 1 минуту 41,278 секунды, что равно средней скорости 179,150 км/ч.
По условиям безопасности на трассе в Имоле могут соревноваться не более 26 автомобилей. Следовательно, двое из 30 спортсменов, участвовавших в тренировках, лишаются возможности стартовать. Отсев - по времени тренировочных заездов. За чертой, таким образом, оказался и Оскар Ларраури, аргентинец, победитель открытого чемпионата Европы. Ему не хватило 0,3 секунды. Конечно, отсутствие конкурентоспособной машины - Ларраури выступает на "Евробрюн-Форд" - дало себя знать. Но аргентинец пока не имеет авторитета Пике, Сенны, Проста или Мэнселла - гонщиков экстра-класса, - и поэтому не получил "ангажемента" ни от одной из ведущих гоночных команд. Но мы, однако, станем держать этого дебютанта в поле зрения, чтобы проследить, сколь тернист путь к признанию даже для гонщика, получившего от ФИСА "суперлицензию-А".
Накануне дня гонок серебряный призер чемпионата мира англичанин Найджел Мэнселл, выступающий на машине "Уильяме" с двигателем "Джадд", пророчил, что "воскресная гонка может стать реваншем бескомпрессорных моторов над турбокомпрессорными". Но его стартовая позиция соответствовала показанному на тренировках времени - только одиннадцатому! Лучшими на машинах с бескомпрессорными моторами показали себя итальянец Алессандро Наннини на "Бенеттон-Форд" (четвертый результат) и итальянец Рикардо Патрезе на "Уильямс-Джадд" (шестой результат).
Со старта Сенна стремительно ушел вперед. У Проста - секундная задержка с включением передачи, и француз, стоявший на второй стартовой позиции, сразу оказался седьмым. Но уже к шестому кругу - а гонка шла на 60 кругов (302,4 км) - Прост выбрался на второе место. Для себя, как Ален признался после финиша, он избрал тактику позиционной борьбы.
В погоню за Сенной и Простом, выступавшими на "Макларенах", устремился прошлогодний чемпион мира Нельсон Пике, гонщик № 1 в команде "Лотус": все трое выступают на машинах с моторами "Хонда". А четвертым, в тесном соседстве с Пике держался Мэнселл, чей мотор "Джадд" уступал "Хонде" в мощности по крайней мере на 50 л. с. Увы, англичанин на 24-м круге выбыл из борьбы - его подвел двигатель.
Что касается Сенны, то он на последних кругах немного сбавил темп, щадя мотор. Прост же, тонко рассчитав возможности двигателя, долговечность шин и другие факторы, провел гонку без остановок для замены покрышек и к финишу сократил разрыв во времени между собой и бессменным за всю гонку лидером Сенной с 11 до 2,33 секунды. Столь высок был заданный этими двумя спортсменами темп, что финишировавший третьим Пике отстал на целый круг! Когда гонка закончилась, Рон Деннис, руководитель команды "Макларен", заявил на пресс-конференции: "Это памятный для нас день. Наши гонщики выступали не сами за себя, а за команду. Все шестьдесят кругов они строго следовали моим инструкциям. Я весьма удовлетворен результатами, только жаль зрителей и других спортсменов".
Действительно, драматичной борьбы за "Большой приз Сан-Марино" не получилось. Победа команде "Макларен" далась без больших усилий. Прогноз Мэнселла не оправдался, хотя... на машинах с бескомпрессорными моторами бельгиец Терри Бутсен и уже упоминавшийся Наннини - оба на автомобилях "Бенеттон-Форд" - заняли соответственно четвертое и шестое места.
1
12Айртон СеннаMcLaren601:32'41.264
2
11Ален ПростMcLaren601:32'43.598
3
1Нельсон ПикеLotus591:32'48.824
4
20Тьери БутсенBenetton591:32'49.373Выхлоп
5
28Герхард БергерFerrari591:32'50.096Потеря мощности / двигатель
6
19Алессандро НанниниBenetton591:32'55.735
7
18Эдди ЧиверArrows591:33'35.119
8
2Сатору НакадзимаLotus591:34'01.638
9
17Дерек УорикArrows581:32'43.299
10
14Филип СтрейффAGS581:32'56.274
11
24Луис-Перес СалаMinardi581:33'01.547
12
29Янник ДальмасLola581:33'05.587Переднее антикрыло
13
6Рикардо ПатрезеWilliams581:33'11.980Пит-стоп / управление
14
3Джонатан ПалмерTyrrell581:33'13.881Проблемы с двигателем
15
15Маурисио ГужельминMarch581:33'24.672
16
23Адриан КампосMinardi571:32'55.933
17
30Филип АльоLola571:33'42.950Пит-стоп / прокол
18нф27Микеле АльборетоFerrari541:25'40.974Двигатель

нк33Стефано МоденаEuro Brun521:32'48.066Проблемы с коробкой передач

нф4Джулиан БэйлиTyrrell481:19'35.810Коробка передач

нф5Найджел МэнселлWilliams421:06'21.222Двигатель / электрика

нф31Габриэле ТарквиниColoni401:04'54.130Тяга управления дроссельной заслонкой

нф36Алекс КаффиDallara1829'41.447Коробка передач

нф9Пьеркарло ГиндзаниZakspeed1626'35.424Электрика / коробка передач

нф16Иван КапеллиMarch23'25.782Коробка передач

нф22Андреа де ЧезарисRial0
Передняя подвеска

нкв32Оскар ЛаррауриEuro Brun



нкв26Стефан ЙоханссонLigier



нкв25Рене АрнуLigier



нкв10Берндт ШнайдерZakspeed



искл21Никола ЛариниOsella


Л. ШУГУРОВ

"Советский спорт", 17.05.88



Знаете ли Вы что...