02-1988г. Гран-При Сан-Марино
А другие команды, другие машины, другие моторы? Сложилась весьма неопределенная ситуация. Двигатели с турбонаддувом, имеющие рабочий объем 1500 куб. см. и мощность 650- 680 л. с., существуют последний год. Международная федерация автомобильного спорта (ФИСА) с 1989 года объявила их "вне закона". Мотивы? Сложность и все возрастающая дороговизна, делающие первенство мира доступным лишь нескольким очень богатым автомобильным фирмам. Неудивительно, что именно они - "Макларен", "Лотус", "Феррари" - хотят в последний сезон выжать максимум из двигателей, в создание и доводку которых вложили колоссальные средства.
С другой стороны, гоночные команды «Уильямс», «Бенеттон», «Тиррел», «Лола», «Марч», «Минарди», АГС, «Лижье» начали нынешний сезон уже с перспективными двигателями без наддува. Они пока не могут серьезно соперничать с турбокомпрессорными моторами, хотя лимит рабочего объема для них поднят до 3500 куб. см и их мощность составляет 580 — 600 л. с. Но, как бы то ни было, именно бескомпрессорные двигатели будут «задавать тон» на первенстве мира с будущего года.
Одна из трасс, где преимущество в мощном моторе не является решающим, стала местом проведения второго этапа текущего мирового чемпионата. Она находится в небольшом итальянском городке Имола, и 1 мая на ней состоялись гонки на «Большой приз Сан-Марино». В первый день тренировок шел дождь. Казалось, что непогода поставит машины с бескомпрессорными двигателями в более выгодное положение. Отнюдь нет - опроверг эту гипотезу Прост, показав на мокрой трассе лучший результат первого тренировочного дня. Один круг - 5040 метров - он прошел за 1 минуту 41,278 секунды, что равно средней скорости 179,150 км/ч.
По условиям безопасности на трассе в Имоле могут соревноваться не более 26 автомобилей. Следовательно, двое из 30 спортсменов, участвовавших в тренировках, лишаются возможности стартовать. Отсев - по времени тренировочных заездов. За чертой, таким образом, оказался и Оскар Ларраури, аргентинец, победитель открытого чемпионата Европы. Ему не хватило 0,3 секунды. Конечно, отсутствие конкурентоспособной машины - Ларраури выступает на "Евробрюн-Форд" - дало себя знать. Но аргентинец пока не имеет авторитета Пике, Сенны, Проста или Мэнселла - гонщиков экстра-класса, - и поэтому не получил "ангажемента" ни от одной из ведущих гоночных команд. Но мы, однако, станем держать этого дебютанта в поле зрения, чтобы проследить, сколь тернист путь к признанию даже для гонщика, получившего от ФИСА "суперлицензию-А".
Накануне дня гонок серебряный призер чемпионата мира англичанин Найджел Мэнселл, выступающий на машине "Уильяме" с двигателем "Джадд", пророчил, что "воскресная гонка может стать реваншем бескомпрессорных моторов над турбокомпрессорными". Но его стартовая позиция соответствовала показанному на тренировках времени - только одиннадцатому! Лучшими на машинах с бескомпрессорными моторами показали себя итальянец Алессандро Наннини на "Бенеттон-Форд" (четвертый результат) и итальянец Рикардо Патрезе на "Уильямс-Джадд" (шестой результат).
Со старта Сенна стремительно ушел вперед. У Проста - секундная задержка с включением передачи, и француз, стоявший на второй стартовой позиции, сразу оказался седьмым. Но уже к шестому кругу - а гонка шла на 60 кругов (302,4 км) - Прост выбрался на второе место. Для себя, как Ален признался после финиша, он избрал тактику позиционной борьбы.
В погоню за Сенной и Простом, выступавшими на "Макларенах", устремился прошлогодний чемпион мира Нельсон Пике, гонщик № 1 в команде "Лотус": все трое выступают на машинах с моторами "Хонда". А четвертым, в тесном соседстве с Пике держался Мэнселл, чей мотор "Джадд" уступал "Хонде" в мощности по крайней мере на 50 л. с. Увы, англичанин на 24-м круге выбыл из борьбы - его подвел двигатель.
Что касается Сенны, то он на последних кругах немного сбавил темп, щадя мотор. Прост же, тонко рассчитав возможности двигателя, долговечность шин и другие факторы, провел гонку без остановок для замены покрышек и к финишу сократил разрыв во времени между собой и бессменным за всю гонку лидером Сенной с 11 до 2,33 секунды. Столь высок был заданный этими двумя спортсменами темп, что финишировавший третьим Пике отстал на целый круг! Когда гонка закончилась, Рон Деннис, руководитель команды "Макларен", заявил на пресс-конференции: "Это памятный для нас день. Наши гонщики выступали не сами за себя, а за команду. Все шестьдесят кругов они строго следовали моим инструкциям. Я весьма удовлетворен результатами, только жаль зрителей и других спортсменов".
Действительно, драматичной борьбы за "Большой приз Сан-Марино" не получилось. Победа команде "Макларен" далась без больших усилий. Прогноз Мэнселла не оправдался, хотя... на машинах с бескомпрессорными моторами бельгиец Терри Бутсен и уже упоминавшийся Наннини - оба на автомобилях "Бенеттон-Форд" - заняли соответственно четвертое и шестое места.
1 | 12 | Айртон Сенна | McLaren | 60 | 1:32'41.264 | ||
2 | 11 | Ален Прост | McLaren | 60 | 1:32'43.598 | ||
3 | 1 | Нельсон Пике | Lotus | 59 | 1:32'48.824 | ||
4 | 20 | Тьери Бутсен | Benetton | 59 | 1:32'49.373 | Выхлоп | |
5 | 28 | Герхард Бергер | Ferrari | 59 | 1:32'50.096 | Потеря мощности / двигатель | |
6 | 19 | Алессандро Наннини | Benetton | 59 | 1:32'55.735 | ||
7 | 18 | Эдди Чивер | Arrows | 59 | 1:33'35.119 | ||
8 | 2 | Сатору Накадзима | Lotus | 59 | 1:34'01.638 | ||
9 | 17 | Дерек Уорик | Arrows | 58 | 1:32'43.299 | ||
10 | 14 | Филип Стрейфф | AGS | 58 | 1:32'56.274 | ||
11 | 24 | Луис-Перес Сала | Minardi | 58 | 1:33'01.547 | ||
12 | 29 | Янник Дальмас | Lola | 58 | 1:33'05.587 | Переднее антикрыло | |
13 | 6 | Рикардо Патрезе | Williams | 58 | 1:33'11.980 | Пит-стоп / управление | |
14 | 3 | Джонатан Палмер | Tyrrell | 58 | 1:33'13.881 | Проблемы с двигателем | |
15 | 15 | Маурисио Гужельмин | March | 58 | 1:33'24.672 | ||
16 | 23 | Адриан Кампос | Minardi | 57 | 1:32'55.933 | ||
17 | 30 | Филип Альо | Lola | 57 | 1:33'42.950 | Пит-стоп / прокол | |
18 | нф | 27 | Микеле Альборето | Ferrari | 54 | 1:25'40.974 | Двигатель |
нк | 33 | Стефано Модена | Euro Brun | 52 | 1:32'48.066 | Проблемы с коробкой передач | |
нф | 4 | Джулиан Бэйли | Tyrrell | 48 | 1:19'35.810 | Коробка передач | |
нф | 5 | Найджел Мэнселл | Williams | 42 | 1:06'21.222 | Двигатель / электрика | |
нф | 31 | Габриэле Тарквини | Coloni | 40 | 1:04'54.130 | Тяга управления дроссельной заслонкой | |
нф | 36 | Алекс Каффи | Dallara | 18 | 29'41.447 | Коробка передач | |
нф | 9 | Пьеркарло Гиндзани | Zakspeed | 16 | 26'35.424 | Электрика / коробка передач | |
нф | 16 | Иван Капелли | March | 2 | 3'25.782 | Коробка передач | |
нф | 22 | Андреа де Чезарис | Rial | 0 | Передняя подвеска | ||
нкв | 32 | Оскар Ларраури | Euro Brun | ||||
нкв | 26 | Стефан Йоханссон | Ligier | ||||
нкв | 25 | Рене Арну | Ligier | ||||
нкв | 10 | Берндт Шнайдер | Zakspeed | ||||
искл | 21 | Никола Ларини | Osella |
Л. ШУГУРОВ
"Советский спорт", 17.05.88