04-1988г. Гран-При Мексики
Прежде всего безопасней стали сами машины. Многостраничные технические требования ФИА предусматривают в гоночном автомобиле своеобразную "капсулу безопасности" вокруг гонщика. Его окружают энергопоглощающие сэндвиченые панели, защитный трубчатый каркас, способный противостоять продольной деформирующей силе почти в 3,4 тонны. Они, как и четырехточечные ремни безопасности, надежно предохранят спортсмена в случае аварии.
Самые страшные аварии - когда гоночный автомобиль горит. Но на пути пламени теперь струи огнегасящей жидкости из бортовой системы пожаротушения. Обязательная экипировка гонщика - огнестойкие комбинезон, носки, маска, обувь, белье, перчатки, шлем. Они позволяют без вредных последствий находиться в открытом пламени до 50 секунд - время достаточное, чтобы покинуть горящую машину. Наконец, шлем снабжен автономной системой жизнеобеспечения: при пожаре она подает из баллона воздух. Эта мера исключает ожог легких, неизбежный при вдыхании раскаленного воздуха от горящей машины.
Осталось заметить, что на всех гоночных трассах во время тренировок и соревнований предусмотрены противопожарные посты. Через 15 секунд после любой аварии с подозрением на пожар двое пожарных с такого поста уже должны по правилам ФИА гасить пламя! А через 30 секунд вступает в работу бригада спасательного автомобиля, способного развивать 200 и более километров в час. Она собьет огонь, разрежет в течение нескольких секунд аварийную машину, чтобы высвободить пострадавшего спортсмена, окажет первую помощь, доставит в стационар.
Вот такое длинное предисловие понадобилось, прежде чем повести речь о "Большом призе Мексики", четвертом этапе чемпионата мира. Там на второй тренировке француз Филипп Алльо, проходя по прямому участку трассы в районе старта-финиша на скорости 240-300 км/час не среагировал вовремя на еле заметную неровность дороги. Но на такой высокой скорости она мгновенно швырнула его "Лолу-Форд" вбок на бетонный барьер. От удара автомобиль несколько раз перевернулся в воздухе, распался надвое и его обломки разлетелись на 50 метров вокруг места аварии.
Кое-кто из журналистов уже приготовился еще раз написать о молохе "Формулы-1", требующем новых жертв. Все, что осталось от автомобиля - "капсула безопасности" - и Алльо, казалось, не подавал признаков жизни. Через 20 секунд после аварии два пожарных уже заливали пеной обломки. Прибывшие спасатели - прошло всего 30 секунд - уже готовились гигантскими гидравлическими ножницами перекусить стенки капсулы... Однако Алльо сам вышел из нее. У него было порезано лицо. Больше ничего. Врачи, освидетельствовав гонщика в больнице, нашли его здоровым. Алльо был допущен к старту гонок на следующий день.
Тренировки вновь показали, что в нынешнем году машины "Макларен" с моторами "Хонда" вне конкуренции. Лучшее время на одном круге показал Айртон Сенна - 1.17.468, то есть 205,447 км/час. Лишь немного уступил ему другой гонщик команды "Макларен" Ален Прост. Кстати, еще в аэропорту, отвечая на вопросы журналистов, Прост заявил: "Уверен, что я и моя команда в состоянии выиграть не только "Большой приз Мексики", но и любой этап нынешнего чемпионата. Единственно, кто может оказать нам сопротивление, это гонщики команд "Феррари" и "Лотус".
Действительно, Герхард Бергер и Микеле Альборетто на машинах "Феррари" показали в ходе тренировок соответственно третье и пятое время, а Нельсон Пике и Саттору Накаджима - они шли на "Лотус-Хонда" - четвертый и шестой результаты. Что же касается Найджела Мэнселла, одного из сильнейших гонщиков последних двух лет, то на автомобиле "Уильямс-ФВ12-Джадд" он был лишь 14-м.
Гонки начались без особых сюрпризов. Спортсменам предстояло пройти 292,207 километра по трассе, лежащей на высоте 2300 метров над уровнем моря.
Сенна засиделся на старте. Не потому, что имел плохую реакцию: заел клапан ограничения давления в системе турбонаддува. Неполадка длилась всего какую-то долю секунды, но двигатель потерял на мгновение мощность, и Прост стал лидером. Как оказалось, на все 67 кругов - со старта до финиша.
Проста преследовали Сенна, Бергер, Альборетто, Пике и Накаджима. Казалось, что такой порядок установился надолго. Тем более что остальные гонщики довольствовались ролью статистов - столь велико было превосходство этой шестерки. Достаточно упомянуть, что даже такой боец, как Мэнселл, не мог подняться выше 19-го места. Из-за неполадок в моторе он на 21-м круге прекратил борьбу. На 28-м круге тревожно замигали сигнальные огни спасательных автомобилей. Загорелся "Лотус-Хонда" Накаджимы. Пожар был ликвидирован почти мгновенно, хотя лет десять назад он мог бы и принести тяжелые последствия.
Порядок прихода гонщиков на финиш: 1. А, Прост (Франция) - "Макларен-МП4/4-Хонда"; 2. А. Сенна (Бразилия - "Макларен-МП4/4-Хонда"; 3 Г. Бергер (Австрия) - "Феррари-188"; 4. М. Альборетто (Италия) - "Феррари-188"; 5. Д Уорвик (Англия) - "Эрроус-А10Б-Мегатрон"; 6. Э. Чивер (США) - "Эрроус-А10Б-Мегатрон".
Сумма очков после четырех этапов: Прост - 38, Бергер - 18, Сенна - 16, Альборетто - 9, Пике и Уорвик - по 8.
1 | 11 | Ален Прост | McLaren | 67 | 1:30'15.737 | ||
2 | 12 | Айртон Сенна | McLaren | 67 | 1:30'22.841 | ||
3 | 28 | Герхард Бергер | Ferrari | 67 | 1:31'13.051 | ||
4 | 27 | Микеле Альборето | Ferrari | 66 | 1:30'36.056 | ||
5 | 17 | Дерек Уорик | Arrows | 66 | 1:31'30.004 | ||
6 | 18 | Эдди Чивер | Arrows | 66 | 1:31'30.478 | ||
7 | 19 | Алессандро Наннини | Benetton | 65 | 1:31'24.155 | ||
8 | 20 | Тьери Бутсен | Benetton | 64 | 1:30'18.813 | Проблемы с управлением | |
9 | 29 | Янник Дальмас | Lola | 64 | 1:31'24.502 | ||
10 | 26 | Стефан Йоханссон | Ligier | 63 | 1:30'22.219 | ||
11 | 24 | Луис-Перес Сала | Minardi | 63 | 1:31'10.056 | ||
12 | 14 | Филип Стрейфф | AGS | 63 | 1:31'24.530 | ||
13 | 32 | Оскар Ларраури | Euro Brun | 63 | 1:31'36.847 | Управление / аккумулятор | |
14 | 31 | Габриэле Тарквини | Coloni | 62 | 1:30'26.447 | ||
15 | 9 | Пьеркарло Гиндзани | Zakspeed | 61 | 1:30'45.959 | Переднее антикрыло / пит-стоп | |
16 | 16 | Иван Капелли | March | 61 | 1:31'38.031 | Пит-стоп / коробка передач | |
нф | 1 | Нельсон Пике | Lotus | 58 | 1:19'32.618 | Двигатель | |
нф | 22 | Андреа де Чезарис | Rial | 52 | 1:13'29.950 | Коробка передач / сцепление | |
нф | 2 | Сатору Накадзима | Lotus | 27 | 37'56.435 | Турбо / двигатель | |
нф | 5 | Найджел Мэнселл | Williams | 20 | 29'52.104 | Двигатель | |
нф | 10 | Берндт Шнайдер | Zakspeed | 16 | 23'00.048 | Перегрев двигателя | |
нф | 6 | Рикардо Патрезе | Williams | 16 | 23'36.801 | Двигатель | |
нф | 25 | Рене Арну | Ligier | 13 | 19'24.508 | Столкновение с Каффи / заднее антикрыло | |
нф | 36 | Алекс Каффи | Dallara | 13 | 19'24.834 | Тормоза / столкновение с Арну | |
нф | 15 | Маурисио Гужельмин | March | 10 | 14'43.126 | Короткое замыкание | |
нф | 30 | Филип Альо | Lola | 0 | Задняя подвеска | ||
нкв | 3 | Джонатан Палмер | Tyrrell | ||||
нкв | 21 | Никола Ларини | Osella | ||||
нкв | 4 | Джулиан Бэйли | Tyrrell | ||||
нкв | 23 | Адриан Кампос | Minardi | ||||
искл | 33 | Стефано Модена | Euro Brun |
Л. ШУГУРОВ
"Советский спорт", 20.04.88