Гран-При Мексики 1988г: "Капсула" пригодилась
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

04-1988г. Гран-При Мексики

04-1988г. Гран-При Мексики

За 38-летнюю историю мирового первенства кольцевых гонок на автомобилях класса "Формула-1" было немало ЧП, когда в результате аварий гибли люди. Но уроки не прошли даром. За последние десять лет Международная автомобильная федерация (ФИА) очень много сделала, чтобы резко повысить безопасность соревнований. Что же именно?
Прежде всего безопасней стали сами машины. Многостраничные технические требования ФИА предусматривают в гоночном автомобиле своеобразную "капсулу безопасности" вокруг гонщика. Его окружают энергопоглощающие сэндвиченые панели, защитный трубчатый каркас, способный противостоять продольной деформирующей силе почти в 3,4 тонны. Они, как и четырехточечные ремни безопасности, надежно предохранят спортсмена в случае аварии.
Самые страшные аварии - когда гоночный автомобиль горит. Но на пути пламени теперь струи огнегасящей жидкости из бортовой системы пожаротушения. Обязательная экипировка гонщика - огнестойкие комбинезон, носки, маска, обувь, белье, перчатки, шлем. Они позволяют без вредных последствий находиться в открытом пламени до 50 секунд - время достаточное, чтобы покинуть горящую машину. Наконец, шлем снабжен автономной системой жизнеобеспечения: при пожаре она подает из баллона воздух. Эта мера исключает ожог легких, неизбежный при вдыхании раскаленного воздуха от горящей машины.
Осталось заметить, что на всех гоночных трассах во время тренировок и соревнований предусмотрены противопожарные посты. Через 15 секунд после любой аварии с подозрением на пожар двое пожарных с такого поста уже должны по правилам ФИА гасить пламя! А через 30 секунд вступает в работу бригада спасательного автомобиля, способного развивать 200 и более километров в час. Она собьет огонь, разрежет в течение нескольких секунд аварийную машину, чтобы высвободить пострадавшего спортсмена, окажет первую помощь, доставит в стационар.
Вот такое длинное предисловие понадобилось, прежде чем повести речь о "Большом призе Мексики", четвертом этапе чемпионата мира. Там на второй тренировке француз Филипп Алльо, проходя по прямому участку трассы в районе старта-финиша на скорости 240-300 км/час не среагировал вовремя на еле заметную неровность дороги. Но на такой высокой скорости она мгновенно швырнула его "Лолу-Форд" вбок на бетонный барьер. От удара автомобиль несколько раз перевернулся в воздухе, распался надвое и его обломки разлетелись на 50 метров вокруг места аварии.
Кое-кто из журналистов уже приготовился еще раз написать о молохе "Формулы-1", требующем новых жертв. Все, что осталось от автомобиля - "капсула безопасности" - и Алльо, казалось, не подавал признаков жизни. Через 20 секунд после аварии два пожарных уже заливали пеной обломки. Прибывшие спасатели - прошло всего 30 секунд - уже готовились гигантскими гидравлическими ножницами перекусить стенки капсулы... Однако Алльо сам вышел из нее. У него было порезано лицо. Больше ничего. Врачи, освидетельствовав гонщика в больнице, нашли его здоровым. Алльо был допущен к старту гонок на следующий день.
Тренировки вновь показали, что в нынешнем году машины "Макларен" с моторами "Хонда" вне конкуренции. Лучшее время на одном круге показал Айртон Сенна - 1.17.468, то есть 205,447 км/час. Лишь немного уступил ему другой гонщик команды "Макларен" Ален Прост. Кстати, еще в аэропорту, отвечая на вопросы журналистов, Прост заявил: "Уверен, что я и моя команда в состоянии выиграть не только "Большой приз Мексики", но и любой этап нынешнего чемпионата. Единственно, кто может оказать нам сопротивление, это гонщики команд "Феррари" и "Лотус".
Действительно, Герхард Бергер и Микеле Альборетто на машинах "Феррари" показали в ходе тренировок соответственно третье и пятое время, а Нельсон Пике и Саттору Накаджима - они шли на "Лотус-Хонда" - четвертый и шестой результаты. Что же касается Найджела Мэнселла, одного из сильнейших гонщиков последних двух лет, то на автомобиле "Уильямс-ФВ12-Джадд" он был лишь 14-м.
Гонки начались без особых сюрпризов. Спортсменам предстояло пройти 292,207 километра по трассе, лежащей на высоте 2300 метров над уровнем моря.
Сенна засиделся на старте. Не потому, что имел плохую реакцию: заел клапан ограничения давления в системе турбонаддува. Неполадка длилась всего какую-то долю секунды, но двигатель потерял на мгновение мощность, и Прост стал лидером. Как оказалось, на все 67 кругов - со старта до финиша.
Проста преследовали Сенна, Бергер, Альборетто, Пике и Накаджима. Казалось, что такой порядок установился надолго. Тем более что остальные гонщики довольствовались ролью статистов - столь велико было превосходство этой шестерки. Достаточно упомянуть, что даже такой боец, как Мэнселл, не мог подняться выше 19-го места. Из-за неполадок в моторе он на 21-м круге прекратил борьбу. На 28-м круге тревожно замигали сигнальные огни спасательных автомобилей. Загорелся "Лотус-Хонда" Накаджимы. Пожар был ликвидирован почти мгновенно, хотя лет десять назад он мог бы и принести тяжелые последствия.
Порядок прихода гонщиков на финиш: 1. А, Прост (Франция) - "Макларен-МП4/4-Хонда"; 2. А. Сенна (Бразилия - "Макларен-МП4/4-Хонда"; 3 Г. Бергер (Австрия) - "Феррари-188"; 4. М. Альборетто (Италия) - "Феррари-188"; 5. Д Уорвик (Англия) - "Эрроус-А10Б-Мегатрон"; 6. Э. Чивер (США) - "Эрроус-А10Б-Мегатрон".
Сумма очков после четырех этапов: Прост - 38, Бергер - 18, Сенна - 16, Альборетто - 9, Пике и Уорвик - по 8.
1
11Ален ПростMcLaren671:30'15.737
2
12Айртон СеннаMcLaren671:30'22.841
3
28Герхард БергерFerrari671:31'13.051
4
27Микеле АльборетоFerrari661:30'36.056
5
17Дерек УорикArrows661:31'30.004
6
18Эдди ЧиверArrows661:31'30.478
7
19Алессандро НанниниBenetton651:31'24.155
8
20Тьери БутсенBenetton641:30'18.813Проблемы с управлением
9
29Янник ДальмасLola641:31'24.502
10
26Стефан ЙоханссонLigier631:30'22.219
11
24Луис-Перес СалаMinardi631:31'10.056
12
14Филип СтрейффAGS631:31'24.530
13
32Оскар ЛаррауриEuro Brun631:31'36.847Управление / аккумулятор
14
31Габриэле ТарквиниColoni621:30'26.447
15
9Пьеркарло ГиндзаниZakspeed611:30'45.959Переднее антикрыло / пит-стоп
16
16Иван КапеллиMarch611:31'38.031Пит-стоп / коробка передач

нф1Нельсон ПикеLotus581:19'32.618Двигатель

нф22Андреа де ЧезарисRial521:13'29.950Коробка передач / сцепление

нф2Сатору НакадзимаLotus2737'56.435Турбо / двигатель

нф5Найджел МэнселлWilliams2029'52.104Двигатель

нф10Берндт ШнайдерZakspeed1623'00.048Перегрев двигателя

нф6Рикардо ПатрезеWilliams1623'36.801Двигатель

нф25Рене АрнуLigier1319'24.508Столкновение с Каффи / заднее антикрыло

нф36Алекс КаффиDallara1319'24.834Тормоза / столкновение с Арну

нф15Маурисио ГужельминMarch1014'43.126Короткое замыкание

нф30Филип АльоLola0
Задняя подвеска

нкв3Джонатан ПалмерTyrrell



нкв21Никола ЛариниOsella



нкв4Джулиан БэйлиTyrrell



нкв23Адриан КампосMinardi



искл33Стефано МоденаEuro Brun


Л. ШУГУРОВ

"Советский спорт", 20.04.88



Знаете ли Вы что...