13-1988г. Гран-При Португалии
Подходит к концу гоночный марафон чемпионата мира в классе машин "Формула-1", в котором безраздельно доминирует команда "Макларен". Перед очередным, тринадцатым этапом гонщики этой фирмы одержали одиннадцать побед: семь - на счету у Сенны, четыре - у Проста. Лишь однажды, в Италии, выиграл австриец Герхард Бергер на "Феррари".
Интрига чемпионата до предела обострилась из-за непредсказуемого развития событий на последних трех этапах. Три недели назад Ален Прост удивил поклонников автомобильных гонок, выиграв сначала тренировку, а затем и "Гран-при" Португалии. Правда, в равной мере удивил всех и Айртон Сенна, финишировавший лишь шестым и, увы, потерявший лидерство в общем зачете. Успех Проста на португальской трассе "Эшторил" изрядно подогрел интерес болельщиков к чемпионату мира.
Старт в автомобильных гонках является, пожалуй, одним из наиболее опасных моментов состязаний. Каждый пилот сразу после зеленого сигнала светофора старается обойти своих соперников, находясь даже в середине стартового поля, что подчас довольно рискованно. В Португалии был тому классический пример: на трассе изначально возникла аварийная ситуация.
Пытаясь избежать столкновения с одним из гонщиков, дебютант чемпионата мира испанец Сала отвернул руль вправо и врезался в "Лотус" Накаджимы, который в этот момент пытался обойти его по внутренней стороне трассы. Сала буквально оседлал на своем "Минарди-М 188" переднюю часть автомобиля японца. В этой неразберихе в них врезался еще и итальянец Андреа де Чезарис, уже успевший набрать скорость. К счастью, все трое без травм самостоятельно покинули свои разбитые автомобили. Для того чтобы очистить трассу от многочисленных обломков, гонку пришлось остановить.
Спустя тридцать минут (строго лимитированное время, в течение которого приводят в порядок или меняют на резервные вышедшие из строя автомобили) был дан повторный старт, который блестяще выиграл Айртон Сенна. Прост неотступно следовал за ним, держась в полуметре от бразильца. Спустя несколько кругов он без видимых трудностей обошел Сенну на повороте и устремился к победе, которой отчасти способствовали грубые промахи главных соперников француза.
Так, Бергер на "Феррари" не вписался в вираж и вылетел на травяное покрытие, сильно повредив резину. Австрийцу требовалась немедленная замена колес, но он был настолько потрясен допущенной ошибкой, что не смог продолжить гонку.
Схожая ситуация сложилась и у Сенны, южноамериканский темперамент которого подчас доставляет ему немало хлопот. Похоже, что бразилец отдал все силы дуэли со своим давним конкурентом Найджелом Мэнселлом, вновь вернувшимся на гоночные трассы после продолжительной болезни. Несколько кругов англичанин безуспешно атаковал Сенну. На одном из сложных поворотов он не рассчитал маневр и на большой скорости при неудачной попытке обгона врезался в борт ограждения. Покинуть свой автомобиль Мэнселлу удалось лишь при помощи подоспевших санитаров.
Из поединка Сенна вышел победителем, но колеса его "болида" уже были изрядно изношены.
Незадолго до финиша бразилец начал сдавать позиции. Вначале его обогнал малоизвестный новичок "Формулы-1" Иван Капелли (!), а затем то же сделали Альборетто, Боатсен и Уорвик. Немало хлопот лидировавшему Просту, по всей видимости, должен был доставить Альборетто, постоянно наращивавший темп, но итальянец выбрал недостаточно оптимальный режим работы двигателя, из-за чего увеличился расход горючего. Чтобы закончить гонку, ему пришлось снизить давление турбонаддува, а вместе с ним и скорость, чем мгновенно воспользовались Боатсен и Уорвик. В такой последовательности они и финишировали.
Старт гонки | Иван Капелли проходит Сенну |
Для Герхарда Бергера гонка закончилась сходом | Сенна в итоге финишировал лишь шестым |
1 | 11 | Ален Прост | McLaren | 70 | 1:37'40.958 | ||
2 | 16 | Иван Капелли | March | 70 | 1:37'50.511 | ||
3 | 20 | Тьери Бутсен | Benetton | 70 | 1:38'25.577 | ||
4 | 17 | Дерек Уорик | Arrows | 70 | 1:38'48.377 | Вибрация | |
5 | 27 | Микеле Альборето | Ferrari | 70 | 1:38'52.842 | ||
6 | 12 | Айртон Сенна | McLaren | 70 | 1:38'59.227 | Столкновение с Мэнселлом / пит-стоп | |
7 | 36 | Алекс Каффи | Dallara | 69 | 1:38'13.668 | Выхлоп | |
8 | 24 | Луис-Перес Сала | Minardi | 68 | 1:37'45.816 | ||
9 | 14 | Филип Стрейфф | AGS | 68 | 1:38'23.087 | ||
10 | 25 | Рене Арну | Ligier | 68 | 1:38'24.585 | ||
11 | 31 | Габриэле Тарквини | Coloni | 65 | 1:38'08.844 | ||
12 | 21 | Никола Ларини | Osella | 63 | 1:38'01.218 | Пит-стоп / рулевой механизм | |
нф | 15 | Маурисио Гужельмин | March | 59 | 1:23'23.872 | Двигатель | |
нф | 5 | Найджел Мэнселл | Williams | 54 | 1:15'47.800 | Столкновение с Сенной / разворот | |
нф | 3 | Джонатан Палмер | Tyrrell | 53 | 1:17'25.485 | Перегрев двигателя | |
нф | 19 | Алессандро Наннини | Benetton | 52 | 1:14'30.480 | Вибрация шасси / истощение | |
нф | 28 | Герхард Бергер | Ferrari | 35 | 48'58.321 | Авария / огнетушитель | |
нф | 1 | Нельсон Пике | Lotus | 34 | 51'15.885 | Сцепление | |
нф | 6 | Рикардо Патрезе | Williams | 29 | 41'35.241 | Радиатор | |
нф | 23 | Пьерлуиджи Мартини | Minardi | 27 | 38'37.015 | Двигатель | |
нф | 29 | Янник Дальмас | Lola | 20 | 29'19.711 | Ремень генератора | |
нф | 2 | Сатору Накадзима | Lotus | 16 | 23'29.509 | Авария | |
нф | 22 | Андреа де Чезарис | Rial | 11 | 16'55.618 | Ведущий вал | |
нф | 18 | Эдди Чивер | Arrows | 10 | 14'31.719 | Турбо | |
нф | 30 | Филип Альо | Lola | 7 | 10'24.443 | Двигатель | |
нф | 26 | Стефан Йоханссон | Ligier | 4 | 6'02.292 | Двигатель | |
нкв | 4 | Джулиан Бэйли | Tyrrell | ||||
нкв | 9 | Пьеркарло Гиндзани | Zakspeed | ||||
нкв | 33 | Стефано Модена | Euro Brun | ||||
нкв | 10 | Берндт Шнайдер | Zakspeed | ||||
нпкв | 32 | Оскар Ларраури | Euro Brun |
И. КРИВИЦКИЙ
"Советский спорт", 28.10.88