16-1988г. Гран-При Австралии
В минувшее воскресенье завершился тридцать девятый по счету чемпионат мира по автогонкам в классе машин "Формула-1". Восемь месяцев продолжался гоночный марафон, взявший старт в Бразилии и финишировавший в Аделаиде - крупнейшем городе штата Южная Австралия.
Гонка вопреки ожиданиям организаторов здешнего Большого приза собрала только 108 тысяч зрителей. Причиной тому, конечно, послужила недавняя досрочная победа в чемпионате бразильца Айртона Сённы.
Серию квалификационных заездов, как и ожидалось, выиграл Сенна - тринадцатый раз в этом сезоне и в 29-й за время выступлений в чемпионатах "Формулы-1". Это второй результат за всю историю соревнований. Рекорд - 33 победы - по сей день принадлежит англичанину Джиму Кларку, погибшему в 1968 году. Второе время в тренировочных заездах в Аделаиде показал Прост. Места во втором ряду на старте заняли Мэнселл и Бергер.
...Из-за неполадок в коробке передач Сенна проиграл старт, пропустив вперед Проста и Бергера. Тринадцать кругов понадобилось австрийцу для "выяснения отношений" с Простом. Обойдя Алена по внутренней стороне трассы, Бергер постепенно начал отрываться от соперников. Двигатель его "Феррари" работал безупречно. Бергер имел все шансы повторить свой прошлогодний успех в Аделаиде, но... На 27-м круге он пошел на обгон отставшего на круг Рене Арну и на повороте врезался в его "Лижье".
После неудачи, постигшей Бергера, Прост и Сенна без особого труда возглавили гонку. В очередной раз допустив грубую ошибку, при входе в поворот, потерпел аварию Найджел Мэнселл. На полной скорости его "Уильямс" вылетел с трассы и, развернувшись на асфальте, задней частью врезался в борт. К счастью, англичанин не пострадал.
Однако Сенне так и не удалось преодолеть технические неполадки - он отстал, а гонку в одиночестве возглавил его партнер по команде Ален Прост. На финише разрыв между пилотами "Макларена" составил более тридцати секунд. Это был десятый победный "дубль" команды в нынешнем первенстве. И тридцать пятый успех Проста на этапах чемпионата мира!
Впервые за 39-летнюю историю проведения мировых первенств в классе машин "Формула-1" победу одержал гонщик, набравший меньшее, чем второй призёр, количество очков. По сумме шестнадцати этапов у Сенны 94 очка. В активе Проста - 105. Поскольку начисление очков осуществлялось по одиннадцати лучшим результатам, окончательный счет оказался 90:87 в пользу Сенны, да и по количеству побед на этапах чемпионата (8:7) французский гонщик уступил бразильцу.
- Поверьте, я не пытаюсь найти утешение своему второму месту, однако, на мой взгляд, очки должны начисляться за все гонки. Существующее положение ненормально. Нужно или не "пересчитывать" очки, или больше начислять за победу, - сказал Ален Прост сразу после финиша журналистам.
Рекордным оказался 1988 год и для команды "Макларен". На автомобилях этой фирмы, носящей имя её основателя - Брюса Макларена (новозеландского гонщика, погибшего 18 лет назад), было выиграно 15 этапов. Столько же раз Сенна и Прост первенствовали в квалификационных заездах. С семьюдесятью победами в истории чемпионатов мира "Макларен" занимает третью строчку в "табели о рангах". На первом месте "Феррари" с 94 победами, на втором - "Лотус" с 79. Пилоты "Макларена" набрали рекордное суммарное количество очков - 199! На целых 65 очков был перекрыт прежний рекорд, принадлежавший "Феррари"
Итоговая таблица чемпионата мира-88 в классе машин "Формулы-1"
1. Сенна - 90 очков (Бразилия) |
1. "Макларен" - "Хонда" - 199 очков |
Ален Прост приносит команде 15 победу в сезоне | Команда McLaren триумфаторы сезона-88 |
1 | 11 | Ален Прост | McLaren | 82 | 1:53'14.676 | ||
2 | 12 | Айртон Сенна | McLaren | 82 | 1:53'51.463 | ||
3 | 1 | Нельсон Пике | Lotus | 82 | 1:54'02.222 | ||
4 | 6 | Рикардо Патрезе | Williams | 82 | 1:54'34.764 | ||
5 | 20 | Тьери Бутсен | Benetton | 81 | 1:53'34.216 | Перебои в зажигании / выхлоп | |
6 | 16 | Иван Капелли | March | 81 | 1:54'28.002 | Пит-стоп / прокол / коробка передач | |
7 | 23 | Пьерлуиджи Мартини | Minardi | 80 | 1:53'20.251 | ||
8 | нф | 22 | Андреа де Чезарис | Rial | 77 | 1:47'58.220 | Нехватка топлива |
9 | нф | 26 | Стефан Йоханссон | Ligier | 76 | 1:47'05.230 | Нехватка топлива |
10 | нф | 30 | Филип Альо | Lola | 75 | 1:46'27.175 | Нехватка топлива |
11 | нф | 14 | Филип Стрейфф | AGS | 73 | 1:42'44.603 | Электрика |
нф | 9 | Пьеркарло Гиндзани | Zakspeed | 69 | 1:44'42.411 | Топливный насос | |
нф | 5 | Найджел Мэнселл | Williams | 65 | 1:30'32.789 | Тормоза / авария | |
нф | 19 | Алессандро Наннини | Benetton | 63 | 1:29'20.560 | Разворот | |
нф | 33 | Стефано Модена | Euro Brun | 63 | 1:29'53.984 | Ведущий вал | |
нф | 17 | Дерек Уорик | Arrows | 52 | 1:17'44.081 | Двигатель | |
нф | 18 | Эдди Чивер | Arrows | 51 | 1:12'43.430 | Двигатель | |
нф | 15 | Маурисио Гужельмин | March | 46 | 1:05'24.152 | Удар от Накадзимы | |
нф | 2 | Сатору Накадзима | Lotus | 45 | 1:05'24.552 | Удар в Гужельмина | |
нф | 24 | Луис-Перес Сала | Minardi | 41 | 58'30.977 | Электрика / двигатель | |
нф | 36 | Алекс Каффи | Dallara | 32 | 45'30.021 | Столкновение с Альборето / сцепление | |
нф | 28 | Герхард Бергер | Ferrari | 25 | 34'37.984 | Столкновение с Арну | |
нф | 25 | Рене Арну | Ligier | 24 | 34'36.346 | Столкновение с Бергером | |
нф | 3 | Джонатан Палмер | Tyrrell | 16 | 23'04.422 | Ведомая шестерня главной передачи | |
нф | 32 | Оскар Ларраури | Euro Brun | 12 | 17'31.115 | Ведущий вал / разворот | |
нф | 27 | Микеле Альборето | Ferrari | 0 | Столкновение с Каффи | ||
нкв | 31 | Габриэле Тарквини | Coloni | ||||
нкв | 4 | Джулиан Бэйли | Tyrrell | ||||
нкв | 29 | Пьер-Анри Рафанель | Lola | ||||
нкв | 10 | Берндт Шнайдер | Zakspeed | ||||
нпкв | 21 | Никола Ларини | Osella |
И. КРИВИЦКИЙ
"Советский спорт", 16.11.88