Гран-При Сан-Марино 1989 года: Опасный поворот
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

02-1989 Гран-При Сан-Марино

02-1989 Гран-При Сан-Марино

В 1989 Гран-При Сан-Марино в девятый раз проходил на трассе Энцо и Дино Феррари. Победа Ferrari на этой трассе вдвойне желанна для тиффози, но лишь дважды легендарная команда имела здесь успех. По новому регламенту допускались лишь атмосферные двигатели объемом до 3.5 литров и вместо ставших привычными V-6 "турбо" конструкторам пришлось работать и с V8 (Ford, Judd, Yamaha), и с V10 (Honda, Renault), и даже с V12 (Ferrari, Lamborgini). Это потребовало серьезной перестройки конструкции болида, например топливные баки были вынесены по бокам кокпита.
Ошеломляющий успех McLaren в прошлом году казалось сошел на нет с запретом турбодвигателей - в Бразилии первым пришел Найджел Мэнселл. Казалось, что Ferrari сможет навязать борьбу McLaren-Honda и поклонники "гарцующих жеребцов" ожидали повторения успеха. Тем более, что только у Ferrari была полуавтоматическая коробка передач. Их обнадеживал и главный конструктор Джон Барнард: "Дела идут все лучше и лучше". Но уже на квалификации стала очевидной иллюзорность этих надежд - поул-позишн в очередной раз остался за Айртоном Сенной, второе место за Аланом Простом. Два последующих ряда были за Ferrari и Williams. Седьмым стал Алессандро Наннини на "старом" Benetton (новую модификацию болида он собственноручно разбил на тестах).
Старт выиграл Сенна, следом за ним шли Прост, Мэнселл, Патрезе, Бергер и Бутсен. Но на четвертом круге всех заставила содрогнутся авария Бергера. В повороте Тамбурелло его машина на полной скорости, практически не сворачивая, вылетела с трассы и встретилась с бетонной стеной, расположенной в нескольких метрах от трассы. Как сказал потом гонщик, у него возникли "некоторые технические проблемы". После удара такой силы мало кто ожидал увидеть гонщика живым. Вдобавок, из заправленных "под завязку" и лопнувших боковых баков вытек и загорелся бензин. 16 секунд потребовалось спасателям чтобы добраться до места аварии и 10 секунд ушло на тушение пожара. Крепкое шасси Ferrari и мастерство маршалов стали "ангелами-спасителями" австрийца - уже на следующем этапе он снова занял место в кокпите.
Был объявлен повторный старт гонки. Можно только представить, что чувствовал Мэнселл, не имевший ни малейшего представления о причине аварии и состоянии своего напарника. Этот старт выиграл уже Прост, а за его напарником следовали Патрезе и Мэнселл. Но перед поворотом Тоса Сенна обогнал француза, нарушив тем самым заключенное между ними соглашение (проигравший старт не должен был атаковать напарника до первого поворота) и начал наращивать временной разрыв.
Сначала из гонки за лидером выбыл Патрезе (подвел мотор). Затем, к большому огорчению болельщиков Ferrari прекратил борьбу Мэнселл - отказала "надежда и опора" команды - полуавтоматическая коробка передач. А Эдди Чивер едва смог увернутся при обгоне Osella Николы Ларини, когда та стала выписывать на трассе "фигуры высшего пилотажа" после поломки задней подвески. Даже Алан Прост не удержал траекторию перед входом в поворот перед прямой старт-финиш. Но, потеряв несколько секунд, он все-таки продолжил гонку и финишировал вторым за Сенной. Наннини смог опередить Бутсена и стал третьим. Очки смог заработать и второй "эшелон": Дерек Уорвик на Arrows и Джонатан Палмер на Tyrrel пришли пятым и шестым. Результаты же гонки окончательно подтвердили, что дуэт McLaren пока вне конкуренции.
Но внутри самого дуэта конкуренция была крайне напряженной. После гонки и у Сенны и у Проста были свои версии о произошедшем после второго старта. "Неужели он хотел, чтобы ради этого уговора я снял ногу с педали газа и дал кому-нибудь возможность обогнать нас обоих? Тем более это был уже пятый круг, считая с первого старта” - сказал бразилец. "Этим маневром он перечеркнул все то хорошее, что было между нами” - заявил его напарник. Авария Бергера, после которой он хоть и с многочисленными ожогами уже на следующем этапе продолжил борьбу, тогда показалась более значительным событием, нежели недопонимание между партнерами. И лишь потом для всех стало очевидным глубина раскола между Простом и Сенной, начавшегося в Имоле в 1989...



1
Айртон СеннаMcLaren581:26'51.245
2
Ален ПростMcLaren581:27'31.470
3
Алессандро НанниниBenetton571:27'06.457Вибрация
4
Тьери БутсенWilliams571:27'18.100Сцепление
5
Дерек УорикArrows571:27'56.364
6
Джонатан ПалмерTyrrell571:28'15.929Разворот
7
Алекс КаффиDallara571:28'19.526Пит-стоп / прокол
8
Габриэле ТарквиниAGS571:28'22.598
9
Эдди ЧиверArrows561:27'40.576Выхлоп
10
Андреа де ЧезарисDallara561:27'49.033Разворот
11
Джонни ХербертBenetton561:28'40.601Разворот
12нфНикола ЛариниOsella521:21'11.037Ступица колеса / авария

нфМартин БрандлBrabham511:20'50.785Топливный насос

нкСатору НакадзимаLotus461:27'28.576Пит-стоп / электрика

нфЛуис-Перес СалаMinardi431:07'58.382Авария

нфМаурисио ГужельминMarch391:02'53.644Сцепление / прокол / коробка передач

нфНельсон ПикеLotus2944'44.389Двигатель

нфНайджел МэнселлFerrari2335'15.938Коробка передач

нфРикардо ПатрезеWilliams2132'10.918Ремень распределительного вала

нфСтефано МоденаBrabham1930'11.877Авария

нфПьерлуиджи МартиниMinardi615'14.743Коробка передач

нф/дкОливье ГруйярLigier46'58.605

нфГерхард БергерFerrari34'49.384Авария / пожар

нфИван КапеллиMarch11'42.912Авария

нфФилип АльоLola0
Двигатель / впрыск топлива

нсЯнник ДальмасLola

Двигатель на старте формирующего круга

нквМикеле АльборетоTyrrell



нквМикеле АльборетоTyrrell



нквРене АрнуLigier



нквКристиан ДаннерRial



нквРоберто МореноColoni



нпквБертран ГашоOnyx



нпквГрегор ФойтекEuro Brun



нпквПьеркарло ГиндзаниOsella



нпквСтефан ЙоханссонOnyx



нпквЙоахим ВинкельхокAGS



нпквПьер-Анри РафанельColoni



нпквАгури СузукиZakspeed



нпквБерндт ШнайдерZakspeed



нпквФолькер ВайдлерRial



Журнал "ProFormula" 1999



Знаете ли Вы что...