10-1990г. Гран-При Венгрии
В те годы уик-энд кроме квалификации и гонки обычно ознаменовывался еще одним важным событием - команды аутсайдеры проходили предквалификацию. Причем венгерский этап не только не нарушил данное правило, но и в очередной раз доказал, что некоторым командам, мягко говоря, нечего делать в современной Формуле-1. Предквалификацию полным составом не прошли четыре команды. Медленнее всех оказался единственный пилот команды Life Бруно Джакомелли, чуть лучшие скоростные качества показали оба гонщика EuroBrun. А компанию им составили Бертран Гашо на Coloni с экзотическим двигателем Subaru и Оливье Груйяр из Osella, которые также были единственными пилотами в своих командах.
Дальше началось не менее интересное действо – квалификация. Дело в том, что команды прошедшие предквалификацию не обязательно попадали на старт Гран При, надо было еще пройти квалификационное сито, что тоже было нелегко. Принимая во внимание то, что на старт допускалось двадцать шесть машин, а предквалификацию прошли тридцать, следовательно, четыре последних по результатам квалификации пилота отправлялись домой раньше срока. В Венгрии не повезло Яннику Дальма на AGS, Дэвиду Брэбему, выступавшему за команду, основанную его отцом Джеком Брэбемом, и обоим пилотам Onyx. Причем Грегор Фойтек имел шансы на успех, но из-за повышенной вибрации передняя подвеска на его машине развалилась, и ему пришлось ковылять в боксы на трех колесах. Добравшись до них, он высказал своему боссу Питеру Монтеверди все, что думал по поводу организации работы команды и покинул ее боксы навсегда.
Среди пилотов претендующих на победу в квалификации быстрее всех оказались Тьерри Бутсен и Рикардо Патрезе, защищавшие цвета Williams, а прямо за ними на стартовой решетке стояли оба McLaren. Действующий Чемпион мира Ален Прост был лишь восьмым, пропустив при этом, своего напарника по команде Найджела Мэнселла, Жана Алези, в те годы бывшего пилотом Tyrrell, и Сандро Наннини на Benetton.
Старт в Венгрии имеет очень большое значение, поскольку трасса не позволяет обгонять, где вздумается, так что захваченная на старте позиция может решить очень и очень многое. Бергер прекрасно это понимал, а потому как только погасли огни светофора, попытался пройти обоих пилотов Williams одним махом, но Бутсен настолько четко пресек его наступательный порыв, что австрийцу ничего не оставалось, как довольствоваться, отобранным у Патрезе, вторым местом. Сенна после старта неожиданно обнаружил себя на шестой позиции, его успели обойти Мэнселл и Алези. Прост, также успешно провалил старт, пропустив вперед де Чезариса, Наннини и Пике. Так что после первого круга пелетон выглядел следующим образом: первые четыре машины постепенно отрывались, Алези держал за собой более быстрых Сенну и Наннини, а за ними де Чезарис не пропускал Пике и Проста.
Алези сдерживал Сенну за спиной вплоть до 21 круга, когда вынужден был отправиться в боксы с проколотым колесом. Это отбросило француза на десятое место и дало возможность Сенне и Наннини наконец-то присоединиться к лидирующей группе. Тем временем Бергер посчитал, что для того, что бы опередить Бутсена ему понадобятся новые шины, и отправился в боксы. Мэнселл же в свою очередь решил рискнуть и попытался втиснуть нос своей Ferrari в поворот раньше Патрезе, ехавшего вторым. Как следствие ошибка и британец пропускает сначала Наннини, а затем и Сенну. Причем для Бутсена ситуация осложняется тем, что пока его сзади прикрывал Патрезе отрыв от преследователей сохранялся неизменным, но как только Рикардо уехал в боксы расстояние начало катастрофически сокращаться.
На 64 круге Сенна решил восстановить "статус кво" и попытался пройти Наннини в повороте, но оба немного не рассчитали свои силы. Машины столкнулись и вылетели в траву, причем если Сенне удалось продолжить гонку, то итальянцу пришлось прекратить борьбу. Через восемь кругов подобную штуку Бергер попытался проделать с Мэнселлом, и опять обе машины отправились за пределы трассы, с той разницей, что только вернуться не удалось никому.
Таким образом, сражающихся Бутсена и Сенну отделял от преследователей огромный отрыв. Ехавший третьим Пике, отставал практически на полминуты, что для Венгрии предостаточно. Подобное отсутствие конкуренции дало возможность Сенне развернуть полномасштабные боевые действия против Бутсена. Бразилец атаковал в каждом повороте, выжимая из своего McLaren все до последней капли, но так и не смог пройти Тьерри до самого финишного флага.
Тьери Бутсен уходит со старта лидером | Полет Наннини после столкновения с Сенной |
1 | 5 | Тьери Бутсен | Williams | 77 | 1:49'30.597 | ||
2 | 27 | Айртон Сенна | McLaren | 77 | 1:49'30.885 | Столкновение с Наннини / пит-стоп / прокол | |
3 | 20 | Нельсон Пике | Benetton | 77 | 1:49'58.490 | Проблемы с электрикой | |
4 | 6 | Рикардо Патрезе | Williams | 77 | 1:50'02.430 | ||
5 | 11 | Дерек Уорик | Lotus | 77 | 1:50'44.841 | ||
6 | 29 | Эрик Бернар | Lola | 77 | 1:50'54.905 | Проблемы с тормозами | |
7 | 12 | Мартин Доннелли | Lotus | 76 | 1:49'56.675 | ||
8 | 15 | Маурисио Гужельмин | Leyton House | 76 | 1:50'13.198 | Проблемы с тормозами / разворот | |
9 | 10 | Алекс Каффи | Arrows | 76 | 1:50'25.889 | Проблемы с ограничителем оборотов | |
10 | 21 | Эммануэле Пирро | Dallara | 76 | 1:50'39.407 | ||
11 | 25 | Никола Ларини | Ligier | 76 | 1:50'49.488 | ||
12 | 9 | Микеле Альборето | Arrows | 75 | 1:49'33.039 | ||
13 | 17 | Габриэле Тарквини | AGS | 74 | 1:49'34.520 | ||
14 | 26 | Филип Альо | Ligier | 74 | 1:49'48.938 | Пит-стоп / разворот | |
15 | 24 | Паоло Барилла | Minardi | 74 | 1:50'05.163 | ||
16 | нф | 28 | Герхард Бергер | McLaren | 72 | 1:42'50.076 | Столкновение с Мэнселлом |
17 | нф | 2 | Найджел Мэнселл | Ferrari | 71 | 1:40'57.821 | Столкновение с Бергером |
нф | 19 | Алессандро Наннини | Benetton | 64 | 1:31'43.271 | Столкновение с Сенной | |
нф | 16 | Иван Капелли | Leyton House | 56 | 1:20'51.024 | Коробка передач | |
нф | 30 | Агури Сузуки | Lola | 37 | 54'28.591 | Масляный фильтр / двигатель | |
нф | 1 | Ален Прост | Ferrari | 36 | 51'37.892 | Заклинило сцепление / разворот | |
нф | 4 | Жан Алези | Tyrrell | 36 | 51'41.529 | Столкновение с Мартини | |
нф | 8 | Стефано Модена | Brabham | 35 | 51'30.964 | Двигатель | |
нф | 23 | Пьерлуиджи Мартини | Minardi | 35 | 51'40.135 | Столкновение с Алези | |
нф | 22 | Андреа де Чезарис | Dallara | 22 | 32'00.917 | Утечка масла / двигатель | |
нф | 3 | Сатору Накадзима | Tyrrell | 9 | 13'29.789 | Тормоза / авария | |
нкв | 18 | Янник Дальмас | AGS | ||||
нкв | 7 | Дэвид Брэбэм | Brabham | ||||
нкв | 36 | Джей-Джей Лехто | Monteverdi | ||||
нкв | 35 | Грегор Фойтек | Monteverdi | ||||
нпкв | 14 | Оливье Груйяр | Osella | ||||
нпкв | 31 | Бертран Гашо | Coloni | ||||
нпкв | 33 | Роберто Морено | Euro Brun | ||||
нпкв | 34 | Клаудио Ланджес | Euro Brun | ||||
нпкв | 39 | Бруно Джакомелли | Life |
Журнал ProFormula