16-1993г. Гран-При Австралии
Но основное внимание общественности в те дни было привлечено к новой команде, амбициозно рассчитывавшей в кратчайшие сроки покорить вершины Королевских гонок. Бравые высказывания новичков не в последнюю очередь основывались на участии в проекте самого Макса Мосли, который решил тряхнуть стариной, и снова занять пост старшего менеджера команды. А еще оптимисты надеялись, что сын великого Джека Брэбема Дэвид унаследовал гоночный талант своего отца. Это уже в следующем году стало понятно, что и с талантами не сложилось, и Мосли не всесилен (не будет же он сам толкать болиды к финишу), а пока на презентации перед Гран При Австралии 1993 года все выглядело многообещающе и великолепно.
Последний этап сезона 1993 года был гораздо принципиальнее для его участников, чем могло показаться на первый взгляд. Несмотря на то, что с точки зрения победы в чемпионате он уже ничего не решал (Алан Прост уже щеголял в четвертой чемпионской короне), все три топ-команды преследовали тут свои цели. Для Ferrari и McLaren гонка была важна тем, что определяла статус лучшей команды Формулы-1 по количеству выигранных Гран При. Лично для Сенны Аделаида была последним стартом за McLaren, и он хотел уйти из команды на высокой ноте. Алан Прост, в свою очередь, хотел прервать полосу неудач, преследовавших его с Гран При Венгрии. Четырежды с тех пор он стоял на поуле, но ни разу не сумел привести свой Williams FW15С к победе.
Сложно сказать, кому из них было нужнее выиграть ту гонку, но абсолютно точно можно сказать, что Сенна и McLaren подошли к вопросу серьезнее всех. По итогам квалификации бразилец стоял на поуле, впервые за весь сезон, отобрав его у пилотов Williams. Алану Просту и Дэймону Хиллу пришлось довольствоваться вторым и третьим местам соответственно. Рядом с англичанином на втором ряду стартового поля расположился гонщик, который будет отравлять его существование еще много лет - Михаэль Шумахер. А прямо за Хиллом, на пятой позиции стоял еще один будущий чемпиона мира Мика Хаккинен.
Напряжение перед началом гонки было таким, что старт трижды откладывали. Сначала на своем месте заглох Tyrrell Юкио Катаямы, а затем отказала техника у, проводящего свой второй Гран При Эдди Ирвайна. Ирландец, только начавший свою карьеру в Формуле-1, похоже, был не сильно огорчен, своим вынужденным перемещением в конец стартового поля - по итогам квалификации он и так занимал далекое 19 место на старте.
Наконец, с третьего раза красный сигнал светофора сменился зеленым, и болиды сдвинулся с места. В первый поворот лидеры вошли так же, как и стояли на старте: Сенна, Прост, Хилл и Шумахер. Немец имел самую оригинальную тактику из всех четверых. Росс Браун решил сделать ставку на ранний первый пит-стоп, предполагая, что уже на старте Шумахер сможет обойти своих конкурентов, и нарастить отрыв, достаточный для лишней остановки. Однако, жизнь весла свои коррективы в гладкие теоретические расчеты. Сначала лидер Benetton не сумел улучшить свою позицию на старте, а затем после остановки на 15 круге, его надежды на вторую в сезоне победу, прикончил отказавший мотор.
Сенна ненадолго уступил лидерство Просту, заехав для дозаправки на 24 круге. Француз, получив чистый трек, взвинтил темп, попытавшись увеличит отрыв, но после своей остановки все равно оказался в секунде позади Сенны. За Простом, исполняя роль верного оруженосца, неотступно следовал Хилл, постепенно отрываясь от двух Ferrari. Итальянцы уже практически потеряли все шансы на победу, впрочем, они ими не особенно располагали и раньше. За весь сезон Алези и Бергер наскребли на двоих мизерные 23 очка. Команда вела борьбу за четвертое место в Кубке Конструкторов, постоянно рискуя уступить его Ligier. Так, что четвертое-пятое места для некогда непобедимой итальянской команды и так были слишком большой удачей, что бы рассчитывать на большее.
Тактика пит-стопов, рожденная в недрах моторхоумов Williams определенно была не самой удачной. Вместо того чтобы, как и в первый раз остановиться позже Сенны и отыграть отставание, оба пилота Williams отправились в боксы катастрофически рано. Когда Прост покинул боксы после своей второй остановки до McLaren Сенны было "как до неба". Разрыв увеличился настолько, что бразилец успел заехать в боксы на 55 круге, и покинуть их, сохранив 20-секундное преимущество.
За неимением реального противника Хилл решил обогнать своего партнера по команде. Сложно сказать какие выгоды ему бы это принесло. Дотянуться до Сенны он не смог бы при всем желании, лишние 2 очка за второе место тоже никак не изменили бы его положения в чемпионате - в случае победы Айртона Хилл становился бронзовым призером, вне зависимости от места в гонке. О чем бы он там ни думал, попытка обогнать Проста ничем хорошим для него не кончилась. Алан не особенно и сопротивлялся, англичанину и без его помощи сумел вылететь за пределы трассы, и лишь большой отрыв от Алези позволил ему сохранить третью позицию.
Так он и финишировал, прямо за двумя легендами Формулы-1. Последняя схватка великих чемпионов закончилась победой Сенны (как оказалось последней). На подиуме Прост и Сенна обменялись рукопожатием, завершившим их противостояние, начавшееся в Монако в 1984 году.
Старт гонки. Сенна впереди Проста и Хилла | Последняя победа в карьере Сенны |
1 | 8 | Айртон Сенна | McLaren | 79 | 1:43'27.476 | ||
2 | 2 | Ален Прост | Williams | 79 | 1:43'36.735 | ||
3 | 0 | Дэймон Хилл | Williams | 79 | 1:44'01.378 | Разворот | |
4 | 27 | Жан Алези | Ferrari | 78 | 1:43'28.021 | ||
5 | 28 | Герхард Бергер | Ferrari | 78 | 1:43'28.452 | ||
6 | 25 | Мартин Брандл | Ligier | 78 | 1:44'23.745 | ||
7 | 10 | Агури Сузуки | Footwork | 78 | 1:44'37.099 | ||
8 | нф | 6 | Рикардо Патрезе | Benetton | 77 | 1:43'16.832 | Двигатель / давление топлива |
9 | 26 | Марк Бланделл | Ligier | 77 | 1:44'07.011 | ||
10 | 9 | Дерек Уорик | Footwork | 77 | 1:44'33.979 | Плохое самочувствие / разворот | |
11 | 14 | Рубенс Баррикелло | Jordan | 76 | 1:44'18.820 | ||
12 | 20 | Эрик Комас | Larrousse | 76 | 1:44'19.537 | ||
13 | 4 | Андреа де Чезарис | Tyrrell | 75 | 1:44'35.406 | ||
14 | 19 | Тосио Сузуки | Larrousse | 74 | 1:44'45.357 | ||
15 | нф | 29 | Карл Вендлингер | Sauber | 73 | 1:37'54.093 | Тормозной диск / авария |
нф | 30 | Джей-Джей Лехто | Sauber | 56 | 1:15'45.119 | Заклинило дроссель / авария | |
нф | 23 | Жан-Марк Гунон | Minardi | 34 | 47'46.198 | Разворот | |
нф | 7 | Мика Хаккинен | McLaren | 28 | 37'54.134 | Трубка тормозной магистрали | |
нф | 5 | Михаэль Шумахер | Benetton | 19 | 25'17.566 | Двигатель | |
нф | 3 | Укио Катаяма | Tyrrell | 11 | 15'35.117 | Столкновение с Лами на старте / авария | |
нф | 15 | Эдди Эрвайн | Jordan | 10 | 14'07.301 | Авария / подвеска | |
нф | 12 | Джонни Херберт | Lotus | 9 | 12'29.181 | Гидравлика подвески | |
нф | 24 | Пьерлуиджи Мартини | Minardi | 5 | 7'07.277 | Коробка передач | |
нф | 11 | Педро Лами | Lotus | 0 | Столкновение с Катаямой |
Журнал ProFormula