Гран-При Австралии 1996 года: в минутах от сенсации
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

01-1996 Гран-При Австралии

01-1996 Гран-При Австралии

Счастье открывать юбилейный 50-ый Чемпионат мира по автогонкам класса Formula 1 выпало на долю Гран-При Австралии. Безусловно, ныйдутся эстеты, которые посчитают подобный выбор несправедливым, полагая, что было бы символично, как и пол века назад, дать старт сезона на Гран-При Великобритании. Споры нет - что-то в этом есть... Правда, учитывая погодные особенности родины чемпионатов F1, начала представления пришлось ждать месяца на два дольше, что для изголодавшихся фанатов было бы пытке подобно. К тому же, кроме всемирного юбилея "королевы" автоспорта, Австралия в этом году будет праздновать свой собственный "юбилейчик" - свой 15-й Гран-При.
Первые одинадцать лет своего участия в чемпионатах, Гран-При Австралии, проводившийся в Аделаиде, неизменно являлся заключительным этапом сезона, однако решающим в споре за чемпионский титул он был всего дважды - в 1986 и 1994 годах. А вот одним из роковых австралийский этап вполне мог стать, когда в 1995 году на тренировке попал в аварию Мика Хаккинен... В 1996 году Гран-При Австралии переместился в Мельбурн и обрел статус этапа, открывающего чемпионат.
Мельбурн - кольцо уникальной. С одной стороны оно не похоже на временный трек, а с другой - постаянной трассой его также не назовешь. Лишь во время проведения этапа, внешне обычная дорога, окружающая озеро Альберт Парка, приобретает неожиданно скоростную конфигурацию, присущую только гоночным трассам, "заставляя" пилотов входить в повороты на скорости свыше 200 км/ч...
Победной комбинацией на трассах подобного типа является сочетание мощного двигателя и эффективной аэродинамики. В прошлом году добиться такой комбинации лучше всех удалось команде McLaren, пилоты которой на финише привезли всем участникам круг и более. На подиуме Мельбурна'97 также торжествовал McLaren, для которого победа Култхарда стала первой после Австралии'93. В 96-м же Гран-При Австралии прошел при полном доминировании пилотов Williams, одним из которых был тольо пришедший из IndyCar Жак Вильнев. Завоевав поул, став автором быстрейшего круга в гонке и едва не добившись победы, Вильнев стал лучшим дебютантом среди тех, кто приходил в Formula 1 из американского автоспорта...

Мельбурн-96 в минутах от сенсации.





В 1996 Гран-При Австралии сменил не только географические и временные координаты, но и "весовую категорию" в рамках чемпионата. Вместо последнего, зачастую ничего не решающего этапа он стал Рубиконом, отделяющим тоскливые дни тестов от наполняющих адреналином кровь схваток за звание лучшего в мире Формулы-1. К тому же всех интересовало как сложатся отношения сына Жиля Вильнева и сына Грэхема Хилла, да еще и выступающих вместе за Williams. Оба горели желанием доказать, что они сыновья своих отцов, и для этого каждому нужен был титул чемпиона.
И как всегда, первый Гран При сезона дал обильную пищу для размышлений. Квалификация на новой трассе удалась всем по разному. Forti в составе Луки Бадоера и Андреа Монтермини не смогла уложиться во введенный лимит 107% от времени лидера. Пока еще красно-белый McLaren но уже с двигателем Mercedes Мики Хаккинена смог пробится на пятую стартовую позицию, а его напарник, перешедший из Williams Дэвид Култхард, довольствовался в борьбе с техникой тринадцатым местом. Перешедшие вдвоем из Ferrari в чемпионский Benetton Жан Алези и Герхард Бергер заняли шестую и седьмую позиции - не лучший способ для команды отстоять Кубок Конструкторов.
Зато Ferrari Эдди Ирвайна гордо заняла третью позицию, хотя самое дорогое приобретение команды из Маранелло, Михаэль Шумахер, был тем не менее лишь четвертым. Но наибольший интерес вызвал результат чемпиона IndyCar, сына легендарного Жиля Вильнева, Жака Вильнева - он смог опередить всех и занять поул-позишн в своей первой гонке в Формуле-1. Такое раньше удавалось лишь .... , не говоря про претендентов из-за океана. Его напарнику по Williams, победителю последнего Австралийского Гран При в Аделаиде, Дэймону Хиллу, досталась второе место на старте. Хотя большинство ожидали в 1996 продолжения дуэли Хилл-Шумахер, заокеанский чемпион всерьез решил "по-индикаровски" с ходу взять и корону чемпиона Формулы-1.
Старт, бесспорно, выиграл Вильнев и сразу пошел вперед, а вот Хилл так замешкался, что пропустил обе Ferrari. Но тут вмешался другой англичанин, Мартин Брандл на Jordan. Когда он продирался с девятнадцатого места на более высокое, болид Култхарда занесло при обгоне и он своими задними колесами запустил машину Мартина в полет. Обогнав в третьем измерении Sauber Джонни Херберта, Jordan еще несколько десятков метров проехал по гравию, приземлившись вверх колесами и попутно сложившись пополам. Гонку немедленно остановили, к машине Брандла кинулись спасатели. Ко всеобщему удивлению Мартин совершенно спокойно выбрался из груды обломков. Говорят, именно тогда у него родилась идея проведения на телевидении передачи "Знаменитые спасения". А вот Эдди Джордан, наверное, прикинул, сколько можно выручить за размещение рекламы на днище болида - это ж сколько места пропадает.
Повторный старт Брандлу и Култхарду пришлось брать с пит-лейна. И в этот раз старт Вильнева был также хорош, да и Хиллу удалось удержать вторую позицию. А вот Алези обошел Хаккинена. И только Брандл никак не мог успокоиться - в месте своего "взлета" его занесло при обгоне, и гонка для него закончилась. К третьему кругу определилась первая десятка пилотов: Вильнев, Хилл, Шумахер, Ирвайн, Алези, Хаккинен, Баррикелло, Бергер, Френтцен, Сало. Быстрейшие круги начали попеременно выдавать Вильнев и Шумахер и они вместе с Хиллом стали отрываться от Ирвайна с Алези, а те в свою очередь от группы, возглавляемой Хаккиненом. На десятом круге Алези уж очень решительно пошел в атаку на Ирвайна, но его болид ударило о заднее правое колесо ирландца, и Benetton смог лишь доковылять до боксов, где и остался.
На шестнадцатом круге серию пит-стопов начал Мика Сало. Продолжил ее Михаэль Шумахер на двадцатом. Почти тринадцать секунд понадобилось ему на дозаправку, но он сохранил третью позицию после пит-стопов Ирвайна, Бергера и Баррикелло. Однако оказалось, что идущие с одной дозаправкой Williams идут быстрее, чем Ferrari на свежей резине! Предсказание Шумахера о превосходстве сине-белых в этом сезоне начало оправдываться - к двадцать девятому кругу Михаэль отставал от лидера на сорок секунд. На тридцатом в боксы уходит Жак Вильнев и перед Хиллом открывается оперативный простор. Но ненадолго.
Первый же круговой, Оливье Панис, долго не пропускает Дэймона. А в боксах механики восемнадцать секунд обслуживали Жака - в последний момент механик на заднем правом колесе обнаруживает, что он не закрутил гайку. В этот раз он ее закручивает, и канадец устремляется на трассу. На следующем круге в боксы заезжают Хилл и Панис. Пит-стоп Ligier длится четырнадцать секунд, а Williams опять восемнадцать! И все-таки Дэймон успевает выскочить прямо перед Вильневом. Но резина англичанина еще холодная и через пару поворотов канадец его обходит. Хилл пытается вернуть лидерство и это ему почти удается, когда в одном повороте Жак срезает по грунту и лишь активная "работа корпусом" помогает ему удержать позицию.
В самый разгар борьбы претендентов действующий чемпион, Шумахер, заезжает в боксы - технические проблемы. В течение минуты механики пытаются устранить неполадку и выпускают его на трассу. Но через полкруга болид перестает слушаться пилота и Михаэльь медленно возвращается в боксы.
После второй серии пит-стопов практически определилась финальная десятка пилотов, а перед Дэймоном уже начала неотвратимо сгущаться тень Стирлинга Мосса, "вечно второго" джентльмена. Но тут Фортуна решила повернуться к нему своей лучшей стороной. За десять кругов до финиша стал виден тонкий шлейф за машиной Вильнева, а болид Хилла покрылся масляной пленкой. На пятьдесят третьем круге Жаку показывают табличку "Медленнее", он замедляется… И Хилл выигрывает гонку.
Вильневу оставалось лишь несколько минут до сенсации: хет-трик в первой же гонке, но через год с небольшим Хиллу придется вернуть должок в Венгрии. Тем не менее, отрыва от Ирвайна канадцу хватило, чтобы финишировать вторым.


1
Дэймон ХиллWilliams581:32'50.491
2
Жак ВильнёвWilliams581:33'28.511Утечка масла
3
Эдди ЭрвайнFerrari581:33'53.062Столкновение с Алези
4
Герхард БергерBenetton581:34'07.528
5
Мика ХаккиненMcLaren581:34'25.562
6
Мика СалоTyrrell571:33'03.181
7
Оливье ПанисLigier571:33'14.468
8
Хайнц-Харальд ФрентценSauber571:33'29.436
9
Рикарду РоссетFootwork561:33'21.629
10
Педро-Паулу ДиницLigier561:33'25.689Столкновение с Брандлом
11
Укио КатаямаTyrrell551:32'51.827

нфПедро ЛамиMinardi421:15'38.628Авария / ремни безопасности

нфМихаэль ШумахерFerrari3253'01.667Утечка тормозной жидкости

нфДжанкарло ФизикеллаMinardi3254'09.621Сцепление

нфРубенс БаррикеллоJordan2947'25.412Двигатель

нфДэвид КултардMcLaren2439'55.145Заклинило дроссель

нфЙос ФерстаппенFootwork1525'10.462Двигатель

нфЖан АлезиBenetton914'36.293Столкновение с Эрвайном

нфМартин БрандлJordan11'56.481Столкновение с Диницем / разворот

нсДжонни ХербертSauber

Автомобиль поврежден после
первого старта

нквЛука БадоерForti



нквАндреа МонтерминиForti




Журнал "ProFormula" 1999



Знаете ли Вы что...