01-1998г. Гран-При Австралии
Выиграв три Гран При в сезоне-1997, McLaren готовился нанести решительный удар в 1998 году. Этому должны были способствовать и изменения в регламенте, согласно которым, начиная с 1998 года, автомобиль Формулы-1 стал на 20 см уже, а на покрышках появился протектор. Уже во время зимних тестов стало ясно, что именно команде Рона Денниса удалось приспособиться к нововведениям лучше всех. Вполне закономерно, что Гран При Австралии прошел именно под диктовку Хаккинена и Култхарда, но хотя и не без приключений .
Во время свободных заездов пилоты McLaren не слишком стаались поразить соперников сверхскоростями, явно сдерживая себя и свои машины. Первую практику с приличным преимуществом выиграл Михаэль Шумахер, а во второй Мика Хаккинен был лишь четвертым. Но квалификация расставила все на свои места – поул достался Мике Хаккинену, сумевшего опередить на 0,043 секунды своего партнера по команде, Дэвида Култхарда. А вот показавший третье время Михаэль Шумахер проиграл паре McLaren аж 0,7 секунды.
После прошлогоднего унизительного поражения в испанском Хересе, Михаэль и Ferrari жаждали реванша. Зимой немец надеялся, что Scuderia удастся построить лучший болид, чем их конкурентам из Williams, лишившимся заводских моторов Renault. И надежды Шумахера сбылись в полой мере – в мельбурнской квалификации Ferrari F300 была быстрее, чем Williams FW20. Вот только проблема была в том, что машины, носящие имя Фрэнка Уилльямса, лидерами уже не являлись.
Когда погасли огни светофора, сигнализировавшие о начале нового сезона, Хаккинен и Култхард хорошо стартовали и смогли сберечь лидирующие позиции, а за двумя гонщиками McLaren-Mercedes расположился Михаэль Шумахер на Ferrari. Немец предпринял было атаку на вторую позицию Дэвида Култхарда, когда шотландец зацепил траву во втором повороте, но пилоту McLaren удалось отбить атаки двукратного, на тот момент, Чемпиона Мира и остаться вторым. Затем Михаэль потерял темп, и ему на хвост мгновенно сел еще один Чемпион Мира, Жак Вильнев. Впрочем, Williams с доморощенным двигателем Mecachrome оказался намного медленнее Ferrari и канадец так и остался позади.
По окончанию первого круга разрыв между Хаккиненом и Култхардом составлял 1,5 секунды, Шумахер отставал от финна на 2,8 секунды, а Вильнев проигрывал все 4,2. А по окончанию пятого круга «серебряные стрелы» и вовсе остались без соперников, так как двигатель на машине Михаэля Шумахера приказал долго жить. Немец припарковал свою Ferrari недалеко от выезда с боксов и нервно выбросил руль. Сезон начался совсем не так, как того хотелось бы Михаэлю.
После схода Шумахера стало ясно, что бороться за победу с гонщиками McLaren просто некому. Ближайшим преследователем Хаккинена и Култхарда стал Жак Вильнев, который, выбрав консервативную стратегию с одной дозаправкой, проигрывал «серебряным стрелам» около трех секунд на круге.
Таким образом, основная борьба и интрига гонки, казалось, развернулась за третье место, на которое претендовали Жак Вильнев, Джанкарло Физикелла, Джонни Херберт, Хайнц-Харальд Френтцен и Эдди Ирвайн. Но на 36 круге оживление на трибунах и перед экранами телевизоров вызвал Дэвид Култхард, неожиданно оказавшийся на первой позиции. До этого шотландец спокойно ехал вторым, и не помышлял об атаке на своего напарника по команде, но Мика вдруг заехал на пит-лейн, где его никто не ждал. Позже говорили, что у финна возникли неполадки с радио, но бытовало и мнение, что проблемы, скорее, со слухом Хаккинена, который так и не восстановился полностью после серьезнейшей аварии трехлетней давности в Аделаиде.
Как бы там ни было, но в результате несвоевременного заезда на пит-лейн, Хаккинен потерял около 30 секунд, а вместе с ними, казалось, – и шансы на победу. Но надо отдать финну должное: Мика не позволил случившемуся выбить себя с равновесия. Вернувшись на трассу он начал стремительно нагонять Култхарда, стабильно «нарезая» быстрые круги.
Хотя и Дэвид не слишком «упирался» в это ситуации – из боксов ему четко дали понять, что Хаккинен потерял первое место по ошибке.
И так, Култхард, победивший в Мельбурне в 1997 году, лидировал на протяжении 20 кругов, и в 1998 году и мог бы без особого труда довести гонку до триумфального конца. Но, когда до финиша Гран При оставалось меньше, чем три витка, Дэвид Култхард, сняв ногу с акселератора на стартовой прямой, пропустил Хаккинена вперед.
Ответ на вопрос, что же вынудило шотландца замедлиться станет известным только после окончания гонки. Как оказалось, Рон Деннис, пытаясь избежать внутрикомандной борьбы, попросил Мику, и Дэвида договорится между собой, дабы не выяснять отношения непосредственно во время гонки. Денниса вполне можно было понять – во время зимних тестов серебряно-черные McLaren-Mercedes MP4/13 оказались на голову сильнее всех конкурентов. И это тут же стало проблемой команды – пилоты, имевшие до того равный статус, могли не поделить лидерство, испортив тем самым весь Чемпионат.
Понимая всю серьезность сложившейся ситуации, Хаккинен и Култхард договорились, о том, что в гонке победит тот, кто первым войдет в первый поворот. Стартовав с поула, спринт к первому виражу выиграл Хаккинен… Парадоксально, но если бы не ошибка Мики, общественности о существование договора между гонщиками McLaren ничего так бы и не было известно…
В тот день «Серебряные стрелы» Хаккинена и Култхарда более чем на круг обогнали выступавшего на Williams Хайнца-Харальда Френтцена, который, в свою очередь, смог обставить Эдди Ирвайна. Пятым финишную линию пересек действующий Чемпион Мира, Жак Вильнев, который после гонки честно признал, что проигрывать круг лидеру ему совсем не понравилось, а шестое место досталось гонщику Sauber, Джонни Херберту.
Для Шумахера гонка закончилась на 5-м круге | Ключевой момент гонки, Култхард пропускает Хаккинена на финиш |
Мика и Дэвид после финиша | Микка Хаккинен на подиуме |
1 | 8 | Мика Хаккинен | McLaren | 58 | 1:31'45.996 | Култард уступил позицию | |
2 | 7 | Дэвид Култард | McLaren | 58 | 1:31'46.698 | Пропустил Хаккинена на финиш | |
3 | 2 | Хайнц-Харальд Френтцен | Williams | 57 | 1:31'54.664 | ||
4 | 4 | Эдди Эрвайн | Ferrari | 57 | 1:31'55.743 | ||
5 | 1 | Жак Вильнёв | Williams | 57 | 1:32'30.546 | ||
6 | 15 | Джонни Херберт | Sauber | 57 | 1:32'30.970 | ||
7 | 6 | Александр Вурц | Benetton | 57 | 1:32'33.611 | ||
8 | 9 | Дэймон Хилл | Jordan | 57 | 1:32'34.894 | ||
9 | 11 | Оливье Панис | Prost | 57 | 1:32'52.446 | ||
нф | 5 | Джанкарло Физикелла | Benetton | 43 | 1:09'59.474 | Крепление заднего антикрыла | |
нф | 14 | Жан Алези | Sauber | 41 | 1:07'01.687 | Двигатель | |
нф | 12 | Ярно Трулли | Prost | 26 | 42'09.935 | Коробка передач | |
нф | 20 | Рикарду Россет | Tyrrell | 25 | 45'46.498 | Коробка передач | |
нф | 17 | Мика Сало | Arrows | 23 | 37'53.018 | Электрика | |
нф | 23 | Эстебан Туэро | Minardi | 22 | 37'30.399 | Двигатель | |
нф | 22 | Синдзи Накано | Minardi | 8 | 15'14.322 | Ведущий вал | |
нф | 3 | Михаэль Шумахер | Ferrari | 5 | 8'11.355 | Двигатель | |
нф | 16 | Педро-Паулу Диниц | Arrows | 2 | 3'36.184 | Коробка передач | |
нф | 10 | Ральф Шумахер | Jordan | 1 | 1'50.966 | Столкновение с Магнуссеном | |
нф | 19 | Ян Магнуссен | Stewart | 1 | 1'52.353 | Столкновение с Р.Шумахером | |
нф | 21 | Тораносуке Такаги | Tyrrell | 1 | 1'53.124 | Разворот / авария | |
нф | 18 | Рубенс Баррикелло | Stewart | 0 | Коробка передач на стартовом поле |
Журнал ProFormula