07-1998 Гран-При Канады
Думаю, не ошибусь, если скажу, что состязания Гран При Канады стали самыми интересными в Формуле-1 за последние годы. Да что там, может быть, и десятилетия. Почему? Ответ прост: потому что на трассе постоянно что-то происходило. И как бы ни ругали Берни Экклстоун и Макс Мосли американский CART, как бы ни обвиняли его в искусственности, как бы ни превозносили достоинства "чистоты” гонок в Формуле-1, именно "индикаровский” стиль и сделал эту гонку в Монреале такой интересной. Решающую роль сыграли два фактора : конфигурация самой трассы и смелость решений директора Гран При. Первая, конечно, не очень интересна с точки зрения инженеров и мотористов: практически нет связок быстрых поворотов, – одни шиканы, шпильки да длинные прямые. Однако именно это уравнивает шансы конкурентов, ибо шасси, подвеска и аэродинамика теряют свою обычную подавляющую роль, и даже недостаток мощности моторов легко компенсировать – достаточно лишь чуть-чуть "недовернуть” антикрылья – чего чтоят только великолепные обгоны Рубенсом Баррикелло на Stewart (!) Жака Вильнева и Хайнца-Харальда Френтцена на Williams (!). К тому же именно эти длинные прямые и многочисленные зоны торможения после них создают возможность для нескольких траекторий и, соответственно, для обгонов. Одним словом – типичная городская трасса первенства CART в желобе бетонных стен.
Теперь – о директоре гонки. После массового столкновения на втором старте, более того – с возгоранием болида Prost Трулли, забравшегося на Sauber Алези, ему ничего не стоило вновь выбросить красный флаг. На большинстве других трасс Ф-1 так бы и произошло. И мы с вами, промаявшись еще минут двадцать, увидели бы третью попытку, на этот раз в несколько поредевшем составе (количество запасных машин в командах все-таки не беспредельно). Но нет, над островом Нотр-Дам зареяли желтые флаги, а уцелевшие пилоты пристроились за машиной безопасности. Начало было положено. Ибо сделав это один раз, куда проще сделать и еще (после загрязнения трассы колесами Arrows Диница, например, или вылета в стену его партнера Сало). Итог – три пейс-кара и захватывающее от старта до финиша зрелище.
| Если же говорить о спортивном интересе самого Гран При, то он также бесспорен. С одной стороны, – захватывающая гонка Михаэля Шумахера, не отпустившего ноги с педали газа ни на секунду и лишившего-таки в итоге Джанкарло Физикеллу его первой победы в Формуле-1. С другой – первый в сезоне двойной сход команды McLaren по техническим причинам, причем на ранней стадии гонки. Что так и не позволило нам узнать, смогли бы питомцы Рона Денниса одержать очередную победу, останься они на трассе. Конечно, Култхард и Хаккинен вновь выиграли квалификацию и стояли на старте в первом ряду, но Шумахер-то на этот раз был лишь в двух десятых секунды. И если учесть, как он самозабвенно атаковал потом в гонке… Что до команды Williams, то по этой гонке однозначно судить о качествах его нового, длиннобазного шасси было сложно. С одной стороны, оба пилота могли претендовать чуть ли не на победу, с другой же – Фрэнк Уильямс и Патрик Хэд вернулись домой с пустыми руками – ни одного очка. И если произошедшее с Френтценом еще можно было списать на "нехорошего” Шумахера (хотя очень хотелось бы все же верить версии Михаэля, не видевшего соотечественника при выезде из боксов), то ошибка Вильнева целиком на совести самого гонщика. Канадцу так хотелось блеснуть перед своей публикой, что он забыл про остывшую за три медленных круга резину и попробовал опять же в "индикаровском” стиле выйти в лидеры, обогнав на рестарте Benetton Физикеллы. Но трасса имени отца Жака – отнюдь не овал, и после стартовой прямой надо резко тормозить перед первым поворотом. Вильневу этого сделать не удалось… Напоследок хотелось бы отметить великолепное выступление не блещущих обычно Баррикелло, Магнуссена, Накано и Россета. Эта удивительная гонка позволила им хоть ненадолго, да попасть в свет прожекторов, обычно абсолютно недоступный пилотам команд второй зоны. Позвольте мне от вашего имени снять перед всеми четверыми шляпу. Спектакль с их участием был просто великолепным! |
|
1 |
| Михаэль Шумахер | Ferrari | 69 | 1:40'57.355 |
|
2 |
| Джанкарло Физикелла | Benetton | 69 | 1:41'14.017 |
|
3 |
| Эдди Эрвайн | Ferrari | 69 | 1:41'57.414 |
|
4 |
| Александр Вурц | Benetton | 69 | 1:42'00.587 | Столкновение с Алези / переворот до рестарта |
5 |
| Рубенс Баррикелло | Stewart | 69 | 1:42'18.868 |
|
6 |
| Ян Магнуссен | Stewart | 68 | 1:41'26.707 |
|
7 |
| Синдзи Накано | Minardi | 68 | 1:41'27.937 |
|
8 |
| Рикарду Россет | Tyrrell | 68 | 1:42'17.371 |
|
9 |
| Педро-Паулу Диниц | Arrows | 68 | 1:42'19.361 |
|
10 |
| Жак Вильнёв | Williams | 63 | 1:41'14.604 | Столкновение с Туэро / заднее антикрыло |
| нф | Эстебан Туэро | Minardi | 53 | 1:21'24.934 | Столкновение с Вильнёвым / электрика |
| нф | Дэймон Хилл | Jordan | 42 | 1:09'22.006 | Электрика |
| нф | Оливье Панис | Prost | 39 | 1:00'17.696 | Двигатель / разворот |
| нф | Хайнц-Харальд Френтцен | Williams | 20 | 32'41.492 | Разворот избегая М.Шумахера |
| нф | Дэвид Култард | McLaren | 18 | 29'40.663 | Механизм дросселя |
| нф | Джонни Херберт | Sauber | 18 | 29'50.599 | Разворот |
| нф | Мика Сало | Arrows | 18 | 29'52.095 | Авария |
| нф | Мика Хаккинен | McLaren | 0 |
| Коробка передач |
| нф | Ральф Шумахер | Jordan | 0 |
| Сцепление / коробка передач |
| нф | Жан Алези | Sauber | 0 |
| Столкновение с Вурцем до рестарта / столкновение с Трулли |
| нф | Ярно Трулли | Prost | 0 |
| Столкновение с Алези |
| нф | Тораносуке Такаги | Tyrrell | 0 |
| Трансмиссия |
Артем Бунин
Журнал "Формула-1" август, 1998