11-1998 Гран-При Германии
Главной неожиданностью Гран При Германии стало то, что ничего неожиданного так и не произошло. Предыдущие этапы настолько приучили нас к самым непредсказуемым поворотам сюжета, что эта, в общем-то, интересная гонка показалась пресной. Еще бы! Чуда не случилось, и Гран При Канады так и осталось единственным, где McLaren не участвовал в борьбе за победу. Тогда механические проблемы очень быстро вывели из гонки Хаккинена и Култхарда, так что за место на высшей ступеньке пьедестала боролись представители Ferrari и Benetton – Михаэль Шумахер и Джанкарло Физикелла. Во всех же остальных гонках этого сезона представители McLaren-Mercedes всегда боролись за победу. Либо между собой (в Австралии, Бразилии, Испании, Австрии), либо с Ferrari Шумахера (в Аргентине, Сан-Марино, Франции, Англии), либо с Benetton Физикеллы (в Монако). На этот раз McLaren вновь были впереди, но им пришлось на протяжении всего уик-энда всерьез отражать атаки Жака Вильнева, действующего чемпиона мира. И в этом, если хотите, и заключалась главная новинка Хоккенхайма. Нет, один шанс побороться за победу у Williams уже был, именно в Канаде, при дебюте их нового шасси с длинной базой. Однако тогда сам Вильнев непростительно погорячился, а Френтцен не поделил дорогу с Шумахером. Неплохо выглядел канадец и в Сильверстоуне, заняв третье место на старте. Но пошедший дождь вновь свел на нет все шансы команды Фрэнка Уильямса: Френтцен вылетел с трассы, а Вильнев, хоть и добрался до финиша, но, увы, вне очковой зоны.
Дождь мог пойти и на этот раз. Но не пошел. И Вильнев, накануне
практически на равных боровшийся с McLaren в квалификации, провел просто
блестящую гонку, принеся в подарок себе первый, а команде второй (после
Френтцена в далекой Австралии) пьедестал сезона. Но если в Мельбурне
отрыв от «серебряных стрел» измерялся в кругах, то на этот раз – в
считанных секундах. На протяжении всей гонки Вильнев ни разу не отпустил
Хаккинена и Култхарда дальше, чем на 7–8 с. Финишный спурт же и вовсе
стал сенсацией. На машине Хаккинена возникли неполадки, и Вильнев
бросился вперед. Еще задолго до финиша все заметили беспокойство в
боксах McLaren. Можно было предположить, что сценарий Маньи-Кур с
неисправным заправочным оборудованием Култхарда повторяется теперь на
машине Хаккинена, и в баки лидера гонки во время пит-стопа «недолили»
бензина. После финиша официальные версии сильно различались. Сам Мика
говорил о замедлении для экономии бензина, но из-за того, что «расход
топлива во время гонки оказался больше того, на который мы
предварительно рассчитывали». Култхард же, всю гонку следовавший за
Хаккиненом подобно тени, отмечал, что машина финна «на последних кругах
теряла масло. Причем столько, что я временами просто ничего не видел и
протирал забрало шлема на каждой прямой». Так или иначе, но Вильнев
неумолимо приближался, сократив отставание уже до двух с небольшим
секунд, когда вдруг, замешкавшись при обгоне отстававшего на круг
Tyrrell Такаги, сбросил скорость и больше не пытался бороться за
лидерство.
| Сам Жак лаконично сказал, что «в машине внезапно что-то
сломалось, и ехать быстрее стало нельзя». Именно в этот момент механики
Williams были готовы к пит-стопу, но так и не зазвали Вильнева в боксы.
По версии Патрика Хеда «отказал подшипник, и колесо постоянно
блокировалось на выходе из медленных поворотов». Впрочем, это Гран
При приготовило нам и немало других интересных моментов. Например,
продолжающийся подъем Jordan. В прошлом году эта команда (благодаря
Физикелле) едва не выиграла в Хоккенхайме, в этом же впервые привела две
машины в шестерку как в квалификации, так и (что куда важнее) в гонке.
Ральф Шумахер набирает очки в третий раз подряд, причем, несмотря на
ошибочную тактику двух пит-стопов (кроме него так решил выступать лишь
Баррикелло, а все остальные пилоты останавливались только один раз). Что
до Дэмона Хилла, то он не только набирает первые три очка в сезоне, но и
опережает в равной борьбе своего «принципиального соперника», – Михаэля
Шумахера. Ну, а теперь о Михаэле. Собственно говоря, тут и писать
нечего. Для лидера Ferrari эти выходные на домашнем автодроме стали
самыми черными днями в году. В субботу с утра его Ferrari на холодных
шинах вылетела с трассы, из-за чего Михаэль пропустил первые 45 минут
официальных тренировок, а во время второй сорокопятиминутки двигатель
его машины сдал после всего лишь 6 кругов. В результате немец большую
часть свободных заездов простоял на обочине и машину настроить
практически не успел. Квалификацию прошел лишь девятым (на пять мест
хуже предыдущего наименьшего результата в 1998 г.) и впервые в сезоне
стоял на старте позади своего партнера по команде. А затем, обогнав
Ирвайна в гонке, не только не смог оторваться от ирландца, но и отстал, в
отличие от все той же Канады, от Дэмона Хилла. Итог – пятое место («Это
максимум того, что я мог сделать»), а главное, – отставание от
Хаккинена в чемпионате, увеличившееся до 16 очков за пять гонок до
финиша. Это еще не катастрофа, но уже серьезный удар. |
|
1 |
| Мика Хаккинен | McLaren | 45 | 1:20'47.984 |
|
2 |
| Дэвид Култард | McLaren | 45 | 1:20'48.410 |
|
3 |
| Жак Вильнёв | Williams | 45 | 1:20'50.561 | Проблемы с колесным подшипником |
4 |
| Дэймон Хилл | Jordan | 45 | 1:20'55.169 |
|
5 |
| Михаэль Шумахер | Ferrari | 45 | 1:21'00.597 |
|
6 |
| Ральф Шумахер | Jordan | 45 | 1:21'17.722 |
|
7 |
| Джанкарло Физикелла | Benetton | 45 | 1:21'19.010 |
|
8 |
| Эдди Эрвайн | Ferrari | 45 | 1:21'19.633 |
|
9 |
| Хайнц-Харальд Френтцен | Williams | 45 | 1:21'20.768 |
|
10 |
| Жан Алези | Sauber | 45 | 1:21'36.355 |
|
11 |
| Александр Вурц | Benetton | 45 | 1:21'45.978 |
|
12 |
| Ярно Трулли | Prost | 44 | 1:20'53.714 |
|
13 |
| Тораносуке Такаги | Tyrrell | 44 | 1:21'07.369 |
|
14 |
| Мика Сало | Arrows | 44 | 1:21'13.440 |
|
15 |
| Оливье Панис | Prost | 44 | 1:21'52.283 |
|
16 |
| Эстебан Туэро | Minardi | 43 | 1:22'35.459 |
|
| нф | Джонни Херберт | Sauber | 37 | 1:07'17.879 | Коробка передач |
| нф | Синдзи Накано | Minardi | 36 | 1:06'43.449 | Коробка передач |
| нф | Рубенс Баррикелло | Stewart | 27 | 49'20.167 | Коробка передач |
| нф | Йос Ферстаппен | Stewart | 24 | 44'26.464 | Трансмиссия |
| нф | Педро-Паулу Диниц | Arrows | 2 | 3'54.334 | Дроссель |
| нс | Рикарду Россет | Tyrrell |
|
| Авария / травма кисти |
Артем Бунин
Журнал "Формула-1" сентябрь, 1998