Гран-При Великобритании 1999 года: Авария Шумахера
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

08-1999 Гран-При Великобритании

08-1999 Гран-При Великобритании

Нужно всегда надеяться, когда отчаиваешься,
И сомневаться, когда надеешься…
Гюстав Флобер


Воспоминания о великолепной гонке во Франции и знаменитый своими сюрпризами климат Соединенного Королевства вселяли в болельщиков массу надежд на потрясающий Гран При. Но надеждам этим не суждено было сбыться. Капризная погода обычно столь туманного Альбиона на этот раз превратилась в на редкость уравновешенную леди, а две страшные аварии за уик-энд полностью испортили впечатление от, в общем-то, неплохого Гран При.
Гонка в Сильверстоуне должна была стать последней в карьере Дэмона Хилла, но не стала. Этот Гран При обещал еще туже затянуть и без того сильно закрученную пружину интриги 50-го чемпионата мира, но в итоге пружина эта со звоном лопнула.

Под знаком Дэмона

Пятница. Свободные заезды. 11.00–12.00, 13.00–14.00


Англия всегда славилась своей чопорностью и патриотизмом, но чтобы настолько! Степенная британская дама – охотница за автографами, одного за другим отлавливала гонщиков и, всучив ручку, заставляла расписываться в ее программке. Однако у моторхоума Ferrari ей пришлось серьезно задержаться. Михаэль Шумахер как всегда был окружен таким плотным кольцом журналистов, что пробиться к нему не представлялось возможным. В конце концов, английской леди это удалось. Растолкав толпу, она попросила у Михаэля автограф, и Шумахер уже благодушно взялся за перо, как в следующую секунду англичанка, не дав ему расписаться, буквально вырвала у немца свою программу и с криком "О, Стирлинг!”, бросилась к проходившему мимо Стирлингу Моссу, оставив Михаэля с "носом”.
Чего уж тут удивляться, что внимание публики в пятницу было сосредоточено не столько на лидерах чемпионата мира Хаккинене и Шумахере, сколько на пока еще "действующей” легенде британского автоспорта Дэмоне Хилле. Предполагаемый уход англичанина из Формулы-1 был темой номер один. Впервые после 1996 года, когда он выиграл свой многострадальный титул, к Дэмону было приковано такое пристальное внимание со стороны прессы. Все говорили о его уходе из гонок, а между тем, никто не был в этом до конца уверен, включая и самого Хилла. Еще в четверг пресса должна была получить от англичанина окончательное "заявление об уходе”, но заранее объявленную пресс-конференцию в штаб-квартире команды Jordan, расположенной буквально через дорогу от автодрома, в последний момент отменили, и всем пришлось ждать пятницы.
А в пятницу Хиллу удалось опередить своего партнера по команде Хайнца-Харальда Френтцена, что пресса преподнесла чуть ли не как подвиг национального масштаба. Хилл, показав общее седьмое время, был доволен собой и машиной, а об отставке даже не вспоминал. На Jordan в Сильверстоуне была установлена новая, более легкая коробка передач и немного изменена аэродинамическая конструкция задней части болида. Френтцен же, оставшийся лишь 14-м, совсем не выглядел обескураженным. Перед гонкой в Сильверстоуне у Хайнца-Харальда были обнаружены трещины костей правой ноги – последствия аварии в Канаде, но Френтцен заверил, что нога, в отличие от гонки во Франции, чувствует себя отлично и не причиняет ему никаких неудобств.
Довольны остались и гонщики McLaren. Хаккинен за два часа тренировок вообще практически не имел проблем. Методично улучшая результаты, Мика оказался единственным кто сумел выехать из 1’27. Култхард также работал над настройками, и несмотря на разворот в Luffield, был удовлетворен своим четвертым местом. Между двумя McLaren расположились Ральф Шумахер, на Williams которого стоял новый диффузор и боковые понтоны, позволившие значительно улучшить управляемость, и Эдди Ирвайн. Утром Эдди появился на трассе последним и едва не показал лучшее время. За две минуты до конца первого часа тренировки Ирвайн после двух секторов имел одно время с Хаккиненом, но на последнем уступил финну 0.002 секунды. Днем Эдди так и не смог улучшить свой утренний результат, как и экономивший резину Михаэль Шумахер, ставший шестым вслед за Култхардом и жаловавшимся на нехватку тяги мотора Баррикелло. Жан Тодт был настроен вполне благодушно: "Результаты не столь важны. Наши пилоты работали сегодня по разным программам, и заезды прошли весьма успешно. Думаю, завтра все станет на свои места”.
Куда хуже было настроение у Алена Проста. Через полчаса после начала утренней тренировки перед торможением в Abbey на машине Ярно Трулли сломался правый рычаг задней подвески, и итальянец вылетел с трассы. От серьезных травм Ярно спасла полоса безопасности. Команда тут же вызвала в боксы Оливье Паниса, и оба Prost в пятницу на трассу больше не возвращались. Рычаги подвески были срочно отправлены для обследования на завод Джона Барнарда B3 Technologies, но никаких дефектов обнаружено не было.
Главный же вопрос дня: уходит Хилл или нет, – так и остался без ответа. На пресс-конференции в пятницу Дэмон не пролил света на свое будущее: "Я приехал сюда только для того, чтобы участвовать в гонке, а не для того, чтобы делать заявления о том, буду я гоняться или нет”. "Я не знаю, уходит ли Хилл. Более того, я не уверен, что Хилл сам знает это”, – сказал еще в четверг Джеки Стюарт. И оказался прав.


Прокатились…

Суббота. Свободные заезды. 9:00–9:45, 10:15–11:00





Суббота началась с ужасной новости. В пятницу поздно вечером на трассе произошла трагедия. Пока большинство обитателей "большого цирка” развлекались на ежегодном балу в Стоу неподалеку от Сильверстоуна, четыре члена вертолетной команды Королевского военно-морского флота, прибывшие на Гран При в качестве зрителей, решили покататься по трассе на спортивном MGF. Уж неизвестно, как они вчетвером уместились в двухместном кабриолете с открытым верхом, но в "эске” между Vale и Club машина вылетела на гравий и перевернулась. Троим вертолетчикам удалось благополучно выбраться, а четвертый застрял под машиной. Когда пожарники извлекли его из-под MGF, парень был уже мертв. Случай этот в Сильверстоуне особо не афишировался, и большинство гонщиков, выезжая на свободные тренировки, скорее всего, о нем не знали.
К счастью, тренировка прошла спокойно. Оба McLaren прочно обосновались на первом и втором местах. Михаэль Шумахер, на Ferrari которого, как и в Маньи-Кур, была немного отличная от машины Ирвайна аэродинамика, хоть и отстал на 0.812 от Хаккинена, расстроился не сильно. Настройки Ferrari не позволяли быстро ехать в условиях утренней прохлады, но Михаэль надеялся на улучшение, поскольку к квалификации трасса должна была порядком прогреться. Френтцен показал четвертое время, а Хилл, хоть и отстал от партнера, но проиграл ему жалкие 0.194 секунды. Ирвайн же вылетел с трассы, застрял в гравии и остался шестым.
Утром новый аэродинамический "пакет” команда Williams установила и на вторую машину, но Алекс Занарди не смог в полной мере почувствовать его преимущества из-за отказа мотора. Гонщики Arrows и Benetton мучались из-за плохого сцепления колес с трассой.


Ветрено, Сэр

Суббота. Квалификация. 13:00–14:00



Квалификация, которой предшествовало воздушное представление с участием парашютистов и реактивных самолетов Королевских ВВС, на этот раз началась без традиционной раскачки. Не успели зрители очухаться от рева неподвижно зависавших над их головами истребителей, как гонщики один за другим стали покидать боксы. Надежды Шумахера на теплую погоду не оправдались, хотя Михаэль и стал единственным пилотом из первой десятки, кто смог улучшить свое утреннее время.
Трасса не просто прогревалась, она буквально накалялась под палящим солнцем и к началу квалификации разогрелась уже до 35 °С. Да и ветер, метавшийся из стороны в сторону, не добавлял машинам скорости. Первым, всего через полторы минуты после начала сессии на трассу выехал Диниц, а ровно через 15 минут, последним из всех участников боксы покинул Дэвид Култхард. К этому моменту на "поуле” красовался Хаккинен, сумевший проехать на 0.280 секунды быстрее Шумахера-старшего. Дэвид на всех секторах оказался хуже своего партнера по команде, и хотя на первом он шел немного быстрее Шумахера, но в итоге уступил немцу 0.420 секунды и стал третьим. На этом борьба за поул-позишн практически закончилась. Михаэль вообще не смог больше улучшить своего времени, а оба пилота McLaren добились лишь незначительного прогресса, не повлиявшего на итоговый протокол. "Я думаю, мы выехали в самое подходящее время, чтобы показать хороший результат. Похоже, что к концу сессии трасса стала немного медленнее. Температура росла, ветер менялся от круга к кругу”, – размышлял после квалификации Хаккинен. "Сегодняшний результат – это примерно то, чего я и ожидал. Возможно, я и мог бы проехать быстрее, скажем, в четвертой попытке, но этого бы все равно не хватило, чтобы достать Мику”, – признался Шумахер. Последнее вакантное место во втором ряду досталось Эдди Ирвайну. Ирландцу пришлось достаточно долго подстраивать машину под новую резину, и, в конце концов, к последней попытке ему удалось избавиться от недостаточной поворачиваемости. Но трасса стала медленной, и Ирвайн не смог подняться выше четвертой позиции. К тому же английские судейские компьютеры прониклись к ирландцу какой-то особой симпатией и Эдди, как и Луке Бадоеру, пришлось дважды на протяжении часа заезжать на взвешивание.
В третьем ряду расположились два Jordan. Хилл и на этот раз не смог побить Френтцена, уступив немцу 0.108 секунды, что вовсе не повлияло на энтузиазм его поклонников. "У него тут очень много болельщиков, как и у команды. Здесь так много желтых "джордановских” флагов, что на их фоне трудно различить желтые флаги маршалов”, – шутил Френтцен.
В отличие от пилотов Jordan показавший 7-е время Рубенс Баррикелло был явно разочарован. Stewart привез на Гран При новую аэродинамическую модификацию своей машины с измененным диффузором и боковинами, на которой во время тестов здесь же, в Сильверстоуне, за неделю до гонки Рубенс был вторым, следом за Хаккиненом. "Обидно, я ожидал, что в квалификации буду, по крайней мере, в первой шестерке. У меня были небольшие проблемы с недостаточной поворачиваемостью в медленных поворотах, где я и потерял больше всего времени”, – досадовал Рубенс. Но по сравнению с разочарованием пилотов Benetton, отквалифицировавшихся на 17–18-х местах, неприятности Баррикелло кажутся просто смешными.


Мотор не помог Ferrari

Воскресенье. Warm-up. 8:30–9:00
Наконец-то Ferrari решилась поставить свой новый мотор "048В” и на гонку. Впервые дебютировавший еще на свободных тренировках в Монреале, этот двигатель с пониженным центром тяжести, как утверждали мотористы Scuderia, немного мощнее и на 6 кг легче своего предшественника. До сих пор он использовался только во время тренировок и квалификаций, но отставание от McLaren заставило руководство Ferrari поставить в Англии новый мотор на гонку. Scuderia, правда, немного подстраховалась, поставив на запасную машину, настроенную, естественно, под Шумахера предыдущую проверенную модификацию двигателя.

На warm-up Ferrari с новым двигателем впервые предстала в гоночной версии, однако ожидаемого эффекта это не дало. McLaren вновь были впереди, а Шумахер оказался третьим, в 0.709 от Хаккинена. Очень неплохо показал себя Дэмон Хилл, ставший четвертым. Немного прибавили гонщики Benetton, а ворчливый Жан Алези в кои-то веки был более или менее доволен машиной, показав 9-е время, в отличие от проигравшего ему почти полторы секунды Диница, которого развернуло на одном из кругов. То же случилось с Торой Такаги, и японцу пришлось пересесть в запасную машину, как и Жаку Вильневу, который столкнулся с проблемами в гидравлической системе его BAR.


Конец или начало?

Воскресенье. Гонка. 13:00



















Яркое солнце, с утра светившее над трассой, к полудню разогрело асфальт почти до 37 °С, и не было сомнений, что температура будет еще повышаться. Это позволяло надеяться, что Ferrari в гонке сумеет навязать борьбу McLaren.
Едва машины выстроились на старте, как выяснилось, что на Prost Паниса отказала пневмосистема. Машину убрали со стартовой решетки, а Оливье бегом бросился в боксы, где механики уже переклеивали на запасной машине, настроенной под Трулли, наклейки с фамилией гонщика и кое-как пытались переналадить ее под Паниса.
На старте машины Вильнева и Занарди заглохли, а Шумахер ушел в гонку не слишком уверенно и пропустил вперед Култхарда и Ирвайна. Ирландец попробовал бороться с Дэвидом, но на выходе из Becketts их траектории пересеклись, и Эдди вынужден был немного сбросить скорость. Лидеры вырвались на Hangar Straight, когда директор гонки показал красный флаг из-за заглохших на старте машин, но пилоты Ferrari этого еще не знали, и Шумахер попробовал обойти Ирвайна на торможении в конце прямой. Михаэль вклинился между ним и правой бровкой, и в этот момент на его Ferrari отказали задние тормоза. Шумахер, с дымом из-под заблокированных передних колес, на полной скорости, по прямой вылетел с трассы в повороте Stowe, едва не протаранив машину Ирвайна, затем пересек полосу безопасности и врезался в стену из отработанных покрышек с такой силой, что Ferrari по самую голову гонщика ушла в резиновый барьер. "Это был очень страшный момент, потому что со мной такое произошло впервые”, – признался впоследствии Михаэль. К моменту аварии гонка уже была остановлена, и пока машины вновь выстраивались на стартовой решетке, Шумахеру помогли выбраться из машины, уложили его на носилки и увезли на машине "скорой помощи” в медицинский центр автодрома, а затем на вертолете доставили в госпиталь Нортхемптона.
За время, пока трассу приводили в порядок и везли в боксы то, что осталось от машины Михаэля, Панис, Вильнев и Занарди заняли свои места на старте, который был перенесен на 13:40. За несколько минут до того, как гонщики ушли на второй разогревочный круг, по пресс-центру объявили, что у Михаэля Шумахера сломана правая нога.
Второй старт прошел гораздо спокойнее первого. Хаккинен стартовал не так здорово, как в первый раз, но достаточно хорошо, чтобы удержаться впереди Ирвайна, который сумел обойти немного замешкавшегося Култхарда. Очень резво начал гонку Френтцен, но боровшиеся между собой Култхард и Ирвайн не дали немцу оперативного простора, и Ха-Ха остался четвертым, а вот Хилл пропустил вперед Ральфа Шумахера. Уже в начале первого круга Хилла попытался было атаковать и Баррикелло, но бразилец перетормозил и сам едва не нарвался на атаку Алези. На этот раз на стартовой решетке неподвижной осталась одна машина: на Arrows де ла Росы полетела трансмиссия и на трассе появилась машина безопасности, отпустившая гонщиков в конце второго круга.
Во время рестарта Култхард вплотную подобрался к Ирвайну и попробовал обогнать его Ferrari по внешней стороне в первом повороте. Эдди атаку отбил, и больше Дэвид на такие опасные эксперименты не решался. Хаккинен постепенно уходил в отрыв и к 19-му кругу, когда началась первая волна пит-стопов, Мика опережал Ferrari на 6,1 секунды.
На 23-м круге первым из лидирующей шестерки в боксы заехал Хилл, а кругом позже туда же направились Култхард, Френтцен и Ральф Шумахер. Два немца боролись за четвертое место и вместе завернули на пит-лейн, но механики Williams сработали чуть лучше коллег из Jordan, Ральф вырвался вперед, и как в дальнейшем Хайнц-Харальд ни атаковал младшего Шумахера, он так и не смог вернуть себе место позади лидировавших McLaren и Ferrari.
За следующие два круга фактически решилась судьба гонки. На 25-м круге на пит-стоп заехал лидер. "Все шло неплохо, – говорит Хаккинен, – пока я не заехал на первый пит-стоп, после чего почувствовал определенный дисбаланс с левой стороны машины. Я заехал в боксы еще раз (26-й круг), но возникли проблемы с установкой левого заднего колеса”. На том же круге в боксы на первую дозаправку заезжает Ирвайн и допускает ошибку. "Механики McLaren вышли на пит-лейн в ожидании Мики и полностью перекрыли мне обзор, – оправдывался Эдди. – Мне было трудно разглядеть из-за них боксы, и я проскочил на несколько футов дальше, чем следовало. Механикам пришлось потратить дополнительно несколько секунд, и в итоге это стоило мне гонки”. В общей сложности пит-стоп Эдди длился 12.0 с, против 7.6 у Култхарда, и Ирвайн потерял лидерство.
После своего второго пит-стопа Хаккинен выехал из боксов на 11-м месте и бросился в атаку. Мика обогнал несколько машин, на 28-м круге поставил быстрейший круг в гонке, а на 29-м на выходе из Luffield потерял заднее левое колесо своего McLaren. Ударившись об отбойник, колесо выскочило обратно на трассу, и от него чудом увернулись следовавшие за Хаккиненом Физикелла и Занарди. К счастью для Мики это произошло совсем рядом с заездом на пит-лейн. Финн на трех колесах кое-как доковылял в боксы, ему вновь привинтили злосчастное заднее левое и выпустили на трассу как раз в тот момент, когда там во второй раз появился пейс-кар, чтобы маршалы смогли убрать с трассы оторвавшееся колесо. Тут же напротив боксов заглох двигатель на BAR Жака Вильнева. "Я не знаю почему, но машина вдруг остановилась”, – в который раз в этом году Жаку приходится произносить одну и ту же фразу.
Когда пейс-кар во второй раз покидал трассу, Херберт схлопотал 10-секундный "стоп-энд-гоу” за обгон Алези под желтыми флагами. "Мне показалось, что у Жана проблемы с переключением передач, так что мне пришлось уйти в сторону, чтобы избежать столкновения с ним”, – объяснял свой проступок Джонни. Собственно, после второго рестарта, гонка практически закончилась. На 36-м круге окончательно сошел Хаккинен. Команда, находясь под впечатлением от аварии Шумахера, просто вызвала проигрывавшего лидерам больше круга и уже ни на что не претендовавшего Мику в боксы.
Оказавшиеся на первых ролях вторые пилоты McLaren и Ferrari сделали еще по одному пит-стопу, но статус-кво сохранился. Ральф Шумахер, несмотря на атаки Френтцена, удержал свою третью позицию, Хилл под гром аплодисментов стоя приветствовавших его зрителей финишировал пятым, а Педро Диниц в борьбе с Физикеллой сумел отстоять шестое место и набрал свое второе очко в сезоне.
На автодроме после гонок всегда достаточно спуститься в паддок, чтобы понять, чем закончился очередной Гран При. В Сильверстоуне в Jordan и Williams ликовали, в Ferrari царило скрытое под маской внешнего спокойствия уныние, а в McLaren хоть и радовались, но потише, чем обычно, хотя Култхард просто светился от счастья: "Это была фантастика! Когда благодаря команде после первого пит-стопа я вернулся на трассу впереди Эдди, я понял, что если не будет неприятностей, я смогу выиграть. Это был, наверное, самый нервный момент в моей карьере, а ощущение победы на Гран При Великобритании – самое лучшее чувство. Мои наилучшие пожелания Михаэлю, надеюсь, он скоро поправится”. Собственно, именно Шумахер, который лежал в эти минуты в госпитале Нортхемптона, оставался последней загадкой этого Гран При. Каждый из сидевших в пресс-центре журналистов, каждый из зрителей на трибунах и гостей в паддоке вслух или про себя задавался одним единственным вопросом: "Закончен ли чемпионат мира 1999 года, за одно мгновение лишившийся одного из своих фаворитов?”. Будем надеяться, что нет. Пружина интриги, закручивавшаяся всю первую половину сезона, сломалась об отбойник в Stowe, Шумахер выбыл из гонок на неопределенный срок, но, может быть, в Stowe чемпионат только начался. Ведь после Сильверстоуна положение в чемпионате ничуть не изменилось. Хаккинен по-прежнему лидирует, а его основной соперник в борьбе за титул – первый пилот Ferrari по-прежнему отстает всего на 8 очков. Вот только пилота этого зовут уже не Михаэль Шумахер, а Эдди Ирвайн. Так что отчаиваться пока рано.

1
Дэвид КултардMcLaren601:32'30.144
2
Эдди ЭрвайнFerrari601:32'31.973
3
Ральф ШумахерWilliams601:32'57.555
4
Хайнц-Харальд ФрентценJordan601:32'57.933
5
Дэймон ХиллJordan601:33'08.750
6
Педро-Паулу ДиницSauber601:33'23.787
7
Джанкарло ФизикеллаBenetton601:33'24.758
8
Рубенс БаррикеллоStewart601:33'38.734Прокол
9
Ярно ТруллиProst601:33'42.189
10
Александр ВурцBenetton601:33'42.267
11
Алессандро ДзанардиWilliams601:33'47.268
12
Джонни ХербертStewart601:33'47.853
13
Оливье ПанисProst601:33'50.636
14
Жан АлезиSauber591:33'12.794
15
Марк ЖенеMinardi581:32'41.812
16
Тораносуке ТакагиArrows581:33'15.047

нфРикардо ЗонтаBAR411:05'19.054Подвеска

нфМика ХаккиненMcLaren3556'39.055Пит-стоп / потеря колеса

нфЖак ВильнёвBAR2945'33.631Коробка передач / ведущий вал

нфЛука БадоерMinardi610'31.457Коробка передач

нфПедро де ла РоcаArrows0
Трансмиссия на стартовом поле

нсМихаэль ШумахерFerrari

Авария до рестарта / перелом правой ноги

Текст: Владимир Маккавеев

Журнал "Формула-1" август, 1999



Знаете ли Вы что...