Гран-При Венгрии 1999 года: Демонстрация силы
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

11-1999 Гран-При Венгрии

11-1999 Гран-При Венгрии

Нелепо соперничать с теми, кто лучше или сильнее тебя…

Эзоп


Разбросанные по берегам Дуная старинные мадьярские замки в окружении лучших образчиков сталинской архитектуры олицетворяют лицо сегодняшнего Будапешта. Но отнюдь не только архитектурные изыски венгерской столицы привлекают сюда туристов. Красоты Венгерского парламента, Рыбацкого бастиона и даже мягкое очарование Дуная, – все это ушло в тень местной секс-индустрии и гонок Формулы-1, последние годы приносящих городу огромные деньги. Так, в этом году на гонку в Будапешт съехалось более 150 тысяч человек.


Победы Ирвайна в Австрии и Германии сделали свое дело, и после полупустых трибун А1-Ринга и Хоккенхайма Хунгароринг выглядел сказкой, радуя глаз Берни Экклстоуна. Десятки тысяч финских болельщиков (в четверг самолеты из Хельсинки садились в аэропорту Будапешта каждые пять минут) заполнили Хунгароринг и увидели то, что и хотели увидеть: гонку за лидером и демонстрацию силы Хаккинена и McLaren.
Остальным же пришлось довольствоваться маленькими радостями свободных заездов.


Эдди отдохнул лучше

Пятница. 13 августа. Свободные заезды. 11.00–12.00, 13.00–14.00
Часть двухнедельных каникул между гонкой в Хоккенхайме и венгерским Гран При лидеры чемпионата провели, расслабляясь на средиземноморских курортах. Хаккинен путешествовал по Сардинии и Корсике, Ирвайн же на несколько дней обосновался в Сен-Тропезе. "Это был отличный отдых, поверьте мне! Я проводил в постели весь день и всю ночь”, – делился впечатлениями Эдди, едва появившись в Будапеште.
В пятницу, словно специально для того, чтобы вернуть гонщиков с заоблачных высот на землю и убедить их в том, что отдых подошел к концу, традиционная венгерская жара неожиданно отступила. Над автодромом с рассвета сгустились тучи, и хотя во время первого часа свободной практики осадков еще не было, влажность была очень высокой, и не оставалось сомнений, что дождь – дело времени. Почти одновременно с началом второй сессии на автодром упали первые капли. Это заставило лидеров, не засиживаясь в боксах, выехать на пока еще более или менее сухую трассу.
Напугав смертных, небеса проявили милосердие, и до конца сессии дождь не усиливался, редкими каплями скупо смачивая сухой венгерский асфальт. Настоящий дождь хлынул, только когда зеленый сигнал светофора в конце пит-лейн вновь сменился на красный и гонщики вернулись в боксы.
Но даже на практически сухом асфальте добрая половина пилотов не смогла удержать машины на трассе. Самая серьезная авария случилась с Ярно Трулли, разбившим свой Prost об отбойник в пятом повороте. Не без приключений прошла тренировка и для Хаккинена. Финна развернуло в эске, после чего McLaren намертво завяз на полосе безопасности. Перебравшись под желтыми флагами маршалов через трассу, Мика отправился обедать в моторхоум McLaren, где всю пятницу царила непринужденная обстановка и на большом экране вместо гонок крутили "Мистера Бина”.
Утренний результат Хаккинена оставался лучшим практически до конца сессии, и только на последней минуте Ирвайну удалось оттеснить Мику на вторую позицию, улучшив время финна на 0,246 секунды. Хаккинена это нисколько не расстроило: "Все было хорошо вплоть до этого разворота, но я особо не переживаю, что пропустил вторую половину тренировки, поскольку уверен, что завтра нам хватит времени, чтобы хорошо подготовиться к квалификации”.
Для увеличения прижимной силы Jordan в пятницу установил на свои болиды уже почти забытые центральные крылышки, но особой пользы они не принесли. Френтцен хоть и заявил, что "все идет по плану”, оказался только 6-м в 1,7 секунды от лидера, а вот Дэмон Хилл, за десять минут до конца тренировки разбивший машину в последнем повороте, был явно расстроен. Несколько обескуражены, но скорее не результатами, а погодой, были в Williams, поскольку для венгерской жары команда подготовила новые боковые обтекатели и диффузор.
В стане Ferrari были абсолютно удовлетворены заездами. Итог дня подвел Эдди Ирвайн: "Машина была хороша с самого старта, и мы сделали два больших шага вперед во время сессии, а потом еще один маленький в самом конце. Я думаю, сегодняшний результат позволяет нам с оптимизмом смотреть на предстоящий уик-энд. Мне нравится эта трасса, и я всегда хорошо выступал здесь”.


Итальянская экономия

Суббота. 14 августа. Свободные заезды. 9.00–9.55, 10.15–11.00


В субботу небеса, наконец, сжалились над болельщиками, днем раньше изрядно помесившими липкую грязь в окрестностях Хунгароринга. За ночь циклон ушел куда-то на северо-восток, и солнечный свет, с утра разлившийся по автодрому, к началу первой тренировки разогрел трассу до 27 °С. Кольцо стало более быстрым, и пилоты поехали примерно на секунду лучше, чем в пятницу.
Лидерство Хаккинена на этот раз не вызывало сомнений: финн опередил оставшегося вторым Култхарда на 0,671 секунды, а вот обе Ferrari провалились. Ирвайн и Сало экономили резину и работали над настройками подвески. В итоге, Эдди после разворота остался только 11-м, а Мика вообще не смог подняться выше 15-го места.
Позади "серебряных стрел” разместились Хайнц-Харальд Френтцен и два Stewart, причем Джонни Херберт впереди рубенса Баррикелло. На машинах последних стояли новые моторы Ford 4-й серии, в то время как в пятницу Stewart использовали старую – 3-ю версию двигателя. Кроме того, на автомобиле Рубиньо для увеличения прижимной силы установили дополнительное антикрыло.
Главным героем тренировок стал Жан Алези. На выходе из первого поворота Sauber француза уткнулся в медленно ползший по траектории Arrows Педро де ла Росы. Алези пришлось резко тормозить и уворачиваться вправо. "Я прошел в миллиметре от него, но ударился об отбойник”, – делился впечатлениями Жан. Sauber правой стороной швырнуло в стену. Машина была разрушена, сессию остановили красными флагами, а жаловавшегося на боль в лодыжке Алези от греха подальше отправили на вертолете в госпиталь Будапешта делать рентген. К счастью, Жан отделался ушибами и еще до окончания тренировки вернулся в боксы своей команды.
Кстати, Алези оказался не единственным пилотом, посетившим в субботу медицинский центр. Рано утром услугами венгерских врачей воспользовался и Джанкарло Физикелла, которому в глаз попал песок.


Первый сектор

Суббота. 14 августа. Квалификация. 13.00–14.00






Пока палящее солнце с каждой минутой все сильнее разогревало трассу, в центре внимания была команда Jordan. По традиции для гостей Paddock Club перед квалификацией открыли доступ на пит-лейн и огромная толпа собралась у боксов ирландской "конюшни”: каждый хотел сфотографироваться со стайкой желтых, как попугайчики, джордановских моделей. Зрители же на трибунах накачивались пивом и лениво наблюдали за канителью у боксов Jordan, в ожидании более яркого зрелища под аккомпанемент рева гоночных моторов.
Красный сигнал светофора в конце пит-лейн сменился на зеленый, но никто из гонщиков не спешил покидать боксы. Первым на трассу вырулил стоявший ближе всех к выезду с пит-лейн "молнияносный” BAR Рикардо Зонты. Лидеры же не слишком торопились, предоставляя возможность солнцу еще больше разогреть венгерский асфальт, а гонщикам команд-аутсайдеров – поработать "пылесосами” и почистить пыльную трассу. На 13-й минуте на трассу выехал только что вернувшийся от массажиста Алези. Но Жан не столько стремился показать хорошее время на круге, сколько хотел проверить свои ощущения после аварии. В перерыве между заездами врачи туго забинтовали ногу француза, но даже это не помешало Алези показать в квалификации 11-е время и опередить своего товарища по команде Педро Паоло Диница.
На 19-й минуте на трассе появился Хаккинен и тут же показал время, которое принесло ему девятый поул в этом году. "Мой первый зачетный круг оказался самым быстрым. Потом каждый раз, когда я оказывался на трассе, я попадал в пробку, а от последнего быстрого круга вообще пришлось отказаться из-за Джонни Херберта, разбросавшего по трассе детали своего Stewart”, – улыбался победитель квалификации. Во многом именно сложности, возникшие на пути Хаккинена, объясняют нехарактерную для этого сезона плотность результатов в квалификации: девять машин уместились в одну секунду. Ирвайн проиграл Мике всего 0,107 секунды. "Мы довольно много (как раз эти 0,107 секунды, – прим. авт.) теряли на первом секторе с двумя быстрыми прямыми. Приятно оказаться на первом ряду стартового поля, хотя, возможно, третье место на старте здесь даже лучше, поскольку находится на чистой стороне трассы”, – философствовал Эдди.
Главными неожиданностями квалификации стали уверенное выступление гонщиков Benetton и провал Мики Сало. Физико удалось отобрать у Френтцена четвертую позицию, Вурц квалифицировался седьмым, и Пэт Симондс просто светился от счастья: "Это большой шаг вперед, и я хочу сразу же поблагодарить всех парней, которые так напряженно работали на заводе над новым аэродинамическим пакетом. Их труд не пропал даром”.
В то время как Хаккинен праздновал победу в квалификации, его соотечественнику и тезке из Ferrari оставалось только разводить руками. "Не знаю в чем проблема, – сокрушался оставшийся 18-м Сало, – машина была неплоха, но я не смог повторить даже утреннего времени, показанного на старой резине. Особенно много я терял на первом секторе. Что ж, надеюсь, завтра я все же смогу добраться до очковой зоны”.
На то же надеялись, но, судя по всему, уже не очень, и толпы горячих финских парней и девчонок на трибунах Хунгароринга. Несколько разочарованные результатами "второго финна”, поклонники Сало даже при наличии красного знамени Ferrari в руках уже не стеснялись кричать нараспев "Ми-и-ика Хаккине-е-ен!”. Побежденный всегда уходит в тень победителя.
"Здесь так много твоих соотечественников, что эту гонку, наверное, можно считать твоей домашней?” – поинтересовались у чемпиона мира на пресс-конференции. "Насколько я знаю, из Финляндии в Венгрию в этот уик-энд было организовано
23 дополнительных авиарейса…”, – отозвался Хаккинен. "Этого что хватило, чтобы перевезти все ваше население?” – сострил сидевший рядом Ирвайн. "…и я очень рад видеть здесь так много финнов”, – на укол ирландца Мика не отреагировал, как и на все последующие попытки Ирвайна вывести его из равновесия.


Солнце вместо дождя

Воскресенье. 15 августа. Warm-up. 9.30–10.00
Утром многие ждали дождя. Обгонять на Хунгароринге всегда сложно, и дождик в воскресенье оставался едва ли не единственной надеждой на неожиданное развитие сюжета. Но солнце, как и в субботу, продолжало нещадно палить над трассой, и о дожде пришлось забыть. Тем более, что результаты разминки вроде бы и так обещали борьбу в гонке. Вновь, как и на квалификации, девять пилотов уместились в одну секунду, Култхард впервые за уик-энд обогнал Хаккинена, а разрывы среди лидеров выглядели просто смешными. Показавший третье время Френтцен проиграл шотландцу лишь 0,034 секунды, подтвердил хорошую форму Физикелла, а Ирвайн и Алези, оставшиеся на пятом и шестом местах, и вовсе показали одинаковое вплоть до тысячной доли секунды время. Не очень убедительно смотрелись вернувшиеся к проверенной 3-й серии мотора Ford пилоты Stewart, но, судя по всему, в гонке они собирались останавливаться лишь однажды. Сало так и не смог добиться значительного улучшения, а гонщики Williams, и без того не блиставшие по ходу уик-энда, утонули в проблемах. Ральф смог проехать только три круга, после чего вылетел с трассы, а Занарди вынужден был бросить свою заглохшую машину у отбойника и пересесть на запасную.


Гонка за лидером

Воскресенье. 15 августа. Гонка. 14.00











Вопреки опасениям Ирвайна, правая сторона стартового поля оказалась ничуть не хуже левой, по которой проходит траектория. Эдди стартовал достаточно хорошо, чтобы в первом повороте удержаться за выстрелившим с поула Хаккиненом, а вот Култхард, стоявший на чистой стороне трассы, старт откровенно провалил. Еще на прямой шотландца прошел Физикелла и начал атаковать Френтцен. Хайнца Дэвид не пропустил, и в первый поворот они вошли вместе. Jordan был внутри, но Култхард пытался удержаться на внешней траектории. Первый поворот Хунгароринга слишком медленный для того, чтобы атаковать соперника по внешнему радиусу, но удержаться рядом можно, что позволит, почти наверняка пройти его на торможении перед следующим левым поворотом. Расчет Култхарда был правильным, и сумей он его реализовать, возможно, мы получили бы и более интересную гонку. Но Дэвид ошибся: зацепив под эстакадой полосу безопасности, он потерял скорость и выпустил вперед Френтцена, чтобы потом безропотно просидеть за спиной немца добрую треть гонки.
Позади лидеров так же неудачно, как Култхард, ушел со старта "великомученик” Гран При Венгрии Мика Сало. Финн резво среагировал на сигнал светофора, но протиснуться между стеной и стоявшим впереди Ральфом Шумахером не сумел, а в первом повороте, оказавшись заблокированным на внешней стороне двумя Williams, вынужден был пропустить Бадоера и де ла Росу.
Ferrari под номером 3 позади Minardi и Arrows – такое, согласитесь, увидишь не часто. Шумахер, наверное, сгорел от стыда, видя, как Сало добрую треть гонки покорно следовал за де ла Росой, даже не угрожая позициям испанца. Как стало понятно чуть позже, медлительность Мики объяснялась большим количеством топлива в баках его Ferrari: Сало шел всего на один пит-стоп. Но уж Arrows финн должен был обгонять в любой ситуации.
Собственно, посмотрев старт, первую треть гонки можно было вообще пропустить. За 22 круга – ни одного изменения в порядке следования машин. Пилоты вереницей ехали друг за другом, словно на воскресной прогулке. Сходы Занарди и Диница, правда, немного сдвинули позиции некоторых гонщиков, но статус-кво не изменили.
Подгоняемый из боксов Хаккинен понемногу отрывался от Ирвайна, привозя ирландцу примерно по полсекунды на круге. Физикелла следовал секундах в шести от Ferrari, а за спиной итальянца Френтцен явно сдерживал более быстрый McLaren.
Активные действия пилоты начали, только когда пошла первая волна пит-стопов. Лучше всех ситуацией распорядился Култхард. Дэвид заехал на дозаправку на три круга позже Френтцена, и хотя в скорости не прибавил, продолжая штамповать круги в районе 1’21.9, за счет того, что после пит-стопа Физикелла и Френтцен с полными баками поехали чуть медленнее, на выезде с пит-лейн шотландец оказался впереди обоих.
Получив оперативный простор, Култхард довольно быстро догнал Ирвайна, но активные действия решил отложить, надеясь пройти Ferrari во время второй дозаправки. Но перехитрить Scuderia оказалось не так просто. Увидев, что в McLaren готовятся к пит-стопу, Ирвайна срочно зазвали в боксы, и Эдди в последний момент юркнул на пит-лейн прямо перед носом McLaren Култхарда. Среагировать на маневр ирландца и остаться на трассе Дэвид не успел, а может, в его баках уже просто не было топлива, чтобы пройти еще один круг, и Ferrari с McLaren оказались в боксах одновременно. Это была кульминация гонки. Трибуны встали, чтобы посмотреть за дуэлью механиков из Маранелло и Уокинга. Култхарда отпустили на какую-то долю секунды раньше, но боксы Ferrari расположены ближе к выезду с пит-лейн и этой доли секунды оказалось недостаточно. Ирвайн остался впереди. Но радость Ferrari была не долгой.
Эдди продержался на втором месте еще четыре круга и… вылетел с трассы в пятом повороте, освободив McLaren путь ко второму дублю в этом сезоне. "Резина хорошо вела себя только два-три круга, а затем очень быстро испортилась. Мне приходилось бороться с бесконтрольным поведением машины. Она все время прыгала в разные стороны, и я держался из последних сил. В пятом повороте заднюю часть машины занесло, и я вошел в него слишком широко”, – оправдывался Эдди на послегоночной пресс-конференции. Чтобы избежать разворота, Ирвайну пришлось прокатиться по полосе безопасности и потерянного на этом времени хватило, чтобы Култхард проскочил на второе место. Пропустив McLaren, всю оставшуюся часть дистанции ирландец посвятил заботам о сохранении призового места, стараясь не слишком много проигрывать отстававшему на 12 секунд Френтцену. McLaren тоже не очень усердствовали, и хотя на 69-м круге Култхард показал быстрейший круг в гонке, лишив тем самым Хаккинена "большого шлема”, было ясно, что догнать Мику на трассе Дэвиду уже не под силу.
Единственным развлечением для зрителей на финише гонки была борьба за пятое место между Хиллом и Баррикелло, увы, так и не закончившаяся острой схваткой. Обоим пилотам слишком дороги были зачетные очки, чтобы рисковать столкновением перед самым финишем.
Зато повеселил публику горе-курьер FIA, которому было поручено доставить в Sauber документ под номером 20, уведомлявший команду о том, что Алези наказан десятисекундным штрафом за превышение скорости на пит-лейн. До командного мостика швейцарской "конюшни” посланец Федерации добирался минут десять, причем за это время он умудрился раза три пробежать мимо боксов Sauber через всю пит-лейн от McLaren до BAR и обратно, прежде чем нашел-таки цель своего визита. Тим-менеджер Sauber Бит Зендер получил бумагу на подпись уже после того, как Алези отстоял положенный штраф и вернулся на трассу. Бросив взгляд на протянутый Битом "документ №20”, Петер Заубер лишь горько усмехнулся: эта бумажка перечеркнула все его надежды получить в Венгрии хотя бы очко.
Для тех же, кто смел надеяться на победу, все надежды перечеркнули гонщики McLaren, наконец-то продемонстрировавшие настоящую силу своих автомобилей. "Хотя по ходу уик-энда у нас были проблемы, я немного удивлен таким преимуществом McLaren на этой медленной трассе”, – признался после финиша Ирвайн. А довольный собой Хаккинен счастливо улыбался и раздавал долги. Болельщикам: "Здорово выиграть перед своими поклонниками. В этом году все трибуны были заполнены финскими болельщиками и это очень приятно…” И Ирвайну: "…Эдди сказал вчера, что Финляндия опустела в этот уик-энд. На самом деле это не так. Страна у нас не такая маленькая, как Ирландия”.
Победитель имеет право насладиться своей победой.

1
Мика ХаккиненMcLaren771:46'23.536
2
Дэвид КултардMcLaren771:46'33.242
3
Эдди ЭрвайнFerrari771:46'50.764
4
Хайнц-Харальд ФрентценJordan771:46'55.351
5
Рубенс БаррикеллоStewart771:47'07.344
6
Дэймон ХиллJordan771:47'19.262
7
Александр ВурцBenetton771:47'24.548
8
Ярно ТруллиProst761:46'44.214
9
Ральф ШумахерWilliams761:46'53.291
10
Оливье ПанисProst761:47'06.627
11
Джонни ХербертStewart761:47'29.749
12
Мика СалоFerrari751:46'28.728
13
Рикардо ЗонтаBAR751:46'29.795
14
Лука БадоерMinardi751:46'50.082
15
Педро де ла РоcаArrows751:46'58.088
16
Жан АлезиSauber741:43'41.491Давление топлива
17
Марк ЖенеMinardi741:46'56.006

нфЖак ВильнёвBAR601:25'06.732Сцепление

нфДжанкарло ФизикеллаBenetton521:12'25.466Давление топлива

нфТораносуке ТакагиArrows2638'08.726Коробка передач / ведущий вал

нфПедро-Паулу ДиницSauber1926'38.035Разворот

нфАлессандро ДзанардиWilliams1014'46.099Дифференциал

Текст: Владимир Маккавеев

Журнал "Формула-1" сентябрь, 1999



Знаете ли Вы что...