Гран-При Бельгии 1999 года: Без хозяина дом - сирота
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

12-1999 Гран-При Бельгии

12-1999 Гран-При Бельгии

На лице владельца маленького уютного ресторанчика в самом центре Спа читалась прямо-таки отеческая забота: "Молодые люди, позвольте вас предупредить. У нас ресторан. Если вы просто хотите перекусить, соседнее заведение с радостью…” Но шестеро совсем юных англичан, одетых отнюдь не в смокинги и вечерние платья, уже весело сдвигали столики: "Не беспокойтесь, папаша! Можем же мы отметить победу Ди Си кроликом по-льежски, арденнской ветчиной и бараньими ребрышками в сладком соусе. Тащите все это сюда! Да побыстрее!”
Раз в год спокойная провинциально-скучноватая жизнь курортного Спа на три дня превращается в сущий бедлам. Пожилые пары на скамейках тенистого парка вздрагивают от рева спортивных моторов, скучающие миллионерши за рулем неторопливых Cadillac неодобрительно поглядывают на бесконечные вереницы снующих в разных направлениях малолитражек, забитых до отказа туристами самого шумного толка – болельщиками.
В последние три года кавалькада эта была раскрашена в основном в желто-черно-красные цвета немецкого флага. Теперь же, в отсутствие травмированного Михаэля Шумахера, немецких фанов Формулы-1 на улицах Спа и близлежащих деревень – Мальмеди, Ставело, Франкоршам – оказалось заметно меньше. Да и сама гонка получилась совсем не такой, каким бывает бельгийский Гран При на одной из самых живописных и непредсказуемых трасс в мире.

Подождем у моря непогоды

Пятница, 27 августа. Свободные заезды. 11.00–12.00, 13.00–14.00



Эдди Ирвайна довольно трудно застать мрачным или унылым. Но в это мгновение взгляд шутника-североирландца, обращенный на окна пресс-центра, стал чуть отсутствующим: "Шансы Ferrari? Ну разумеется, они есть. Хотя, я слышал, погода улучшается. Что на руку ребятам McLaren…”
В Бельгии всегда много разговоров о погоде. В течение одного дня вы можете сгореть на солнце, вымокнуть до нитки и продрогнуть в спустившемся внезапно густом покрывале тумана. После безоговорочного успеха McLaren в Венгрии у соперников английской команды и вовсе, кажется, не оставалось другой надежды, кроме как уповать на милость небес. Все помнят, что на мокрой трассе Мика Хаккинен чувствует себя не слишком уютно, да и общее преимущество в скорости значительно нивелируется.
А чемпион мира, которому отсутствие травмированного соперника придает, похоже, дополнительную уверенность, перехватив взгляд Ирвайна, ухмыльнулся: "По уму, я бы сейчас должен лидировать в чемпионате с отрывом очков в 30! Ну ничего – после очень многообещающих тестов в Сильверстоуне почему бы нам не проявить себя в Бельгии с самой лучшей стороны. Да и во всех оставшихся этапах тоже”.
На следующий день небо над окрестностями Спа очистилось от темных клубящихся туч. О вчерашнем ливне напоминали только легкие облачка, игравшие с солнцем в ленивые кошки-мышки, и одуряюще-прекрасный запах грибного леса. Честное слово, я бы не удивился, если бы вдруг увидел Ральфа Шумахера, скажем, с корзинкой в руках.
По мере того, как чище и суше становилась трасса, преимущество McLaren вырисовывалось все явственнее. "Тихая, небогатая событиями тренировка”, – гласил пресс-релиз FIA. Между тем Хайнц-Харальд Френтцен расколотил свой Jordan ("Моя ошибка! Слишком быстро зашел в поворот – левый, на спуске, после "Риваж” – и не удержал машину”) и пропустил половину второго часа. А перед "Ле Комб”, когда Жак Вильнев начал тормозить со скорости 315 км/ч, лопнул рычаг правой передней подвески его Reynard, и оторвавшееся колесо удержал только введенный недавно специальный страховочный трос. "Все произошло так быстро и неожиданно, что я и испугаться толком не успел”, – улыбался через несколько минут канадец.
Все же пресс-релиз не лукавил, – в главном тренировка подтвердила ожидания: McLaren на голову выше всех. И пока остальные жаловались на нестабильность машин и искали верный баланс, Дэвид Култхард, показавший лучшее время, позволил себе такое высказывание: "Никаких проблем. Я даже немного удивлен, что в поведении машины нет никаких отличий между новыми передними шинами с четырьмя канавками и старыми, которыми мы пользовались здесь год назад”.
Каково это было слышать лидеру чемпионата мира, показавшему 9-й результат? "Если честно, – произнес после заездов Ирвайн, – мы не добились почти никакого прогресса. Я думаю, что машина к концу тренировки была даже хуже, чем в начале…”
Становилось ясно, что и Scuderia в гонке придется надеяться разве что на милость природы.


Надежды юношей питают

Суббота, 28 августа. Свободные заезды. 9.00–9.45, 10.15–11.00


Но в небесной канцелярии не желали прислушиваться к мольбам соперников McLaren. По-прежнему легкие облака лишь понарошку грозили яркому летнему солнцу, а давление чуть выросло, что, как известно, осадков отнюдь не предвещает. Тем не менее, к обеду в стане Jordan, Williams, Stewart и даже BAR царило радостное оживление. Чемпион мира только 7-й! Култхард остался 3-м! А в именинниках ходили Френтцен, Дэмон Хилл, Вильнев и Шумахер. Даже товарищ немца по Williams, у которого редко находится повод для оптимизма, выглядел воодушевленным. Показать нечто лучшее, чем 12-й результат, Занарди помешали тормоза. Алекс долго сравнивал углеволоконные и чугунные диски и в конце концов заставил своих механиков поменять главный тормозной цилиндр.
И только во владениях Ferrari было не слишком весело – больше секунды отставания от Jordan… Вчерашние проблемы с разбалансированностью машины (недостаточная поворачиваемость в одних поворотах и избыточная – в других) и время от времени блокирующимися тормозами F399 продолжались. К тому же Эдди оштрафовали на 1750 долларов за превышение скорости в боксах – 87 км/ч. Пустячок – а неприятно.
Bridgestone предложил покрышки из мягкой и средней смеси. Еще в пятницу те, кто предпочел первые, жаловались на резкую потерю сцепления после некоторого количества кругов. "Средние” шины вели себя надежней, но, похоже, прилично проигрывали в скорости. Главной задачей пилотов было попытаться найти такие настройки подвески, при которых "внезапный износ”, как назвал это качество мягкой резины технический менеджер японской фирмы Йосихико Ичикава, наступает насколько возможно позже. Или… Совершенно верно, выбрать тактику с тремя остановками. Если же ни то, ни другое не получится, попробовать шины средней жесткости и одну дозаправку.
Дождем и не пахло. Микроскопической надеждой поманили соперников McLaren судьи, – через три четверти часа после конца тренировки они вызвали Култхарда, потребовав от шотландца объяснений, почему тот показал лучший отрезок (не круг даже!), когда Александр Вурц толкал свои Benetton по травке в "Радийоне.” А ну как отнимут у Дэвида лучшее время в предстоящей квалификации?


Проклятие "Красной воды”

Суббота, 28 августа. Квалификация. 13.00–14.00




Заполучив десятый поул сезона, Хаккинен выглядел отнюдь не уставшим. Финн был явно доволен своим результатом, однако мастерски разыгрывал удивление: "Иногда, выигрывая в квалификации одну-две десятых, испытываешь невероятное блаженство. Но когда опережаешь третьего на секунду, – это даже как-то трудно поддается пониманию”.
Мика явно кривил душой. Соперники были обречены с самого начала – ни дождь, ни судьи им подыгрывать не желали. Наоборот, везенье на этот раз оказалось на стороне McLaren.
На 32-й минуте, когда Хайнц-Харальд Френтцен, показав абсолютно лучшую пока максимальную скорость 330,9 км/ч в конце прямой "Кеммель”, готов был бросить вызов английским машинам, Reynard Вильнева сорвался с асфальта на выходе из поворота "Красная вода” и, вращаясь, помчался навстречу пяти рядам покрышек у отбойника.
Этот поворот – один из самых красивых и волнующих в мире. "Эска” со входом на спуске после длиннющей прямой и выходом в крутую горку перед таким же длинным прямиком требует от пилота всего его мужества, а от машины – максимальной мощности и точной настройки. И еще – это один из самых опасных поворотов Формулы-1. Здесь в 1993-м разбил свой Lotus Алессандро Занарди. Здесь в 85-м погиб, врезавшись в отбойник, талантливый немец Стефан Беллоф. "Превосходный поворот, который можно проходить на полном газу, – сказал накануне Вильнев. – Надеюсь, завтра у меня это получится”.
К счастью, Жак не пострадал, и через девять минут судьи убрали красные флаги, остановившие заезды. Но не прошло и четверти часа, как в том же самом месте точно так же снесло задние колеса Reynard Рикардо Зонты. И через несколько мгновений вторая машина команды превратилась в совершеннейший хлам. А в это время как раз Френтцен шел на лучшее свое время. И чтобы не быть дисквалифицированным, Хайнц-Харальд снял ногу с педали "газа”.
Такая же неудача постигла Мику Сало, Джонни Херберта, еще утром обещавшего, что Stewart будет в шестерке на старте, Оливье Паниса, Педро Паоло Диница. В Benetton горевали о так и не найденном балансе, Петер Заубер сокрушался по поводу недостатков в аэродинамическом вооружении машины. А в Ferrari царила настоящая растерянность.
"Полутора секунд отставания я, конечно, не ожидал, – с каждым днем на лице Ирвайна все чаще можно было застать задумчивое выражение. – Машина просто недостаточно быстра”. "Надеюсь, в гонке будет меньше проблем, – уныло протянул Сало. – Ведь утром, с полными баками все, как будто, было о’кей. Машина слишком медленна. Одна радость – она надежна”.
Четыре этапа нет в Ferrari ее лидера, Михаэля Шумахера, и дела Scuderia идут все хуже. В Бельгии можно было наблюдать нечто даже вроде легкой паники. И очень напоминала эта ситуация картину недавнего прошлого, когда в 1993–1995 годах Жан Алези и Герхард Бергер никак не могли заставить резво бегать "жеребцов из Маранелло”. Все, кажется, у них было – и талант, и опыт, и ресурсы FIAT и Marlboro, и штат умелых и преданных инженеров и механиков. Да вот поди ж ты, ничего не получалось. Вот и теперь, стоило Шумахеру оставить свой пост, как итальянский корабль, уже было набравший крейсерскую скорость, внезапно дал течь.
Так что единственным соперником Хаккинена оказался его товарищ по команде. Култхард даже показал лучшее время на первом и последнем участках. Но опередить финна не смог. "Что бы я ни делал, Мика каждый раз оказывался чуточку быстрее, – на пресс-конференции Дэвид выглядел обескураженным. – А в последней попытке, когда мы кое-что изменили в настройке, я сам пару раз ошибся”.


Утро туманное

Воскресенье, 29 августа. Разминка. 9.30–10.00
Первое, что я увидел, поставив машину на стоянку недалеко от главного входа на трассу, – прямо на земле, чуть в стороне от дороги в спальном мешке спал человек. Мне стало еще холоднее – на дворе +7, трава белая от росы, туман, кажется, забирается не только под рубашку, а под самые ребра. Бр-р-р!
На сером асфальте небольшие лужицы, оставленные ночной холодиной, были хорошо заметны. И в самом начале разминки McLaren под номером 2 промчался по траве, вздымая тучи брызг, – Култхард промазал "Автобусную остановку”. Дэвид установил в результате лишь седьмое время, породив у болельщиков Ferrari слабую надежду.
Однако на самом деле Дэвиду помешала установить приличное время невероятная толкотня на трассе в последние минуты. Да и вообще, результаты разминки все в меньшей степени свидетельствуют об уровне подготовки команд. Что лишний раз подтвердилось в Спа. Показавший четвертое время Алези остался крайне недоволен управляемостью своего Sauber, оказавшийся только 12-м Френтцен, наоборот, удовлетворенно потирал руки. Панис удивленно рассматривал на мониторе свое третье время: "Большой сюрприз. Машина прекрасно сбалансирована”.
В это время со всех сторон к трассе тянулись вереницы машин, – десятки тысяч болельщиков торопились занять лучшие места. Здесь это не просто. Несмотря на то, что едва ли не каждый метр предоставляет вам возможность увидеть гонку вблизи, расположившись при этом как на пикнике в лесу, в самых удобных точках болельщики обычно стоят в пять-шесть рядов у защитной сетки. Каково же было мое удивление, когда во время прогулки по трассе в полдень, я обнаружил зияющие плеши на окружающих трассу холмах. Гран При Бельгии привлек на этот раз заметно меньше зрителей.
Весьма возможно, что именно об этом судачили гонщики, когда серебристый грузовик Mercedes-Benz вез их по трассе в обычное предстартовое путешествие. Зрелище, надо сказать, получилось не слишком веселое – одиноко взревывали сирены, тут и там развевались флаги, слышались редкие аплодисменты. Ах, как не хватало Большому Призу шумных поклонников Михаэля Шумахера, героя всех бельгийских гонок последних лет! Без хозяина лучшая трасса чемпионата мира казалась сиротой…


"Надеюсь, они проиграют!”

Воскресенье. 29 августа. Гонка. 14.00








До самой последней минуты взоры всех поклонников Формулы-1 были обращены к обманчивому здешнему небосводу. Сколько раз вот так же, среди удушающей жары, с запада, со стороны Спа набегали внезапно шальные тучи, и обрушивался на трассу ливень, путая карты фаворитам, спасая заведомых неудачников, помогая тем, кто любит и умеет рисковать. Кроме пилотов McLaren был на старте Гран При лишь один человек, кто не хотел дождя – Занарди. "Надеюсь, будет сухо, – сказал Алекс еще в пятницу. – Потому как если в Спа ваша машина хорошо держит дорогу, вам гарантирована замечательная гонка”.
Пожелание итальянца исполнилось. Но, как и следовало ожидать, самой гонке это зрелищности отнюдь не прибавило. Львиная доля всех событий Гран При Бельгии произошла на старте.
До закрытия выхода из боксов оставалось всего четыре минуты, как из-под капота оранжево-черного Arrows Такаги показался дымок. Как выяснилось впоследствии, неисправной оказалась топливная система. Все участники выстроились к тому моменту на стартовой прямой – никто уже не пытался в ожидании дождя до последнего момента оставаться на пит-лейн, как происходит это обычно в Спа. Японец помчался в боксы и успел вывести на трассу запасную машину, которая всего через четверть часа безжизненно застыла на старте со сломанным сцеплением.
Но в этот момент судьба Тораносуке, равно как другого аутсайдера, Зонты, чей Reynard также не стронулся с места, никого, кроме их немногочисленных поклонников, не волновала, – ибо события в первых рядах развивались на редкость драматично. Не успели еще погаснуть красные огни светофора, как McLaren чемпиона мира тронулся с места – фальстарт! Хаккинен затормозил, в этот момент огни погасли, и Култхард, рванувшись слева, начал обходить финна. Сзади блестяще стартовали Ирвайн и Занарди, отвоевавшие каждый по две позиции за счет неудачи Рубенса Баррикелло и провала Хилла. А в первом повороте, коварнейшей шпильке "Ля Сурс”, два McLaren чиркнули передними колесами друг друга и, каким-то чудом не сцепившись в гибельном объятии, преодолели вираж. Култхард впереди!
Собственно говоря, на этом интрига Гран При Бельгии ’99 была исчерпана. Правда, через десять минут судьи опубликовали пресс-релиз – фальстарт Хаккинена рассматривается. Но круг шел за кругом, а никаких санкций против финского пилота предпринято так и не было. Дело в том, что Мике удалось полностью остановить машину после того, как она тронулась с места. А в этом случае вся вина с пилота снимается.
Судьи "подвели”, как и погода, но оставалась еще надежда на разное количество остановок в боксах. Однако гонка и в этом отношении оказалась весьма примечательной. Benetton, Williams и BAR выбрали тактику с одной дозаправкой, остальные – с двумя. Однако никаких выгод она им не принесла, равно как и убытков. Как уехали со старта Шумахер и Занарди 5-м и 6-м, так и финишировали бы, если бы не досадная оплошность на пит-стопе – в баки Williams итальянца залили очень мало топлива, и Алессандро пришлось возвратиться в боксы.
Лишь Петеру Зауберу и Алену Просту удалось перехитрить соперников. Алези, Трулли и Панис обходили один за другим автомобили конкурентов. Они первыми отправились на дозаправку – минимум бензина на коротком первом отрезке позволил Жану с 16-го места пробиться на 9-е, Оливье – с 17-го на 13-е.
А среди лидеров и вовсе почти никакой борьбы не было. Хаккинен не желал (или не мог) достать Култхарда. Френтцен, поначалу, очевидно, ожидая черного флага чемпиону мира, не форсировал события и все больше отставал от финна. Ирвайн, в свою очередь, не мог удержаться за желтым Jordan и хотя показал наивысшую скорость в гонке – 331,6 км/ч – жаловался, что Ferrari… недостаточно быстр. "Хорошо хоть старт получился отличным, да стратегия сработала, – признался на финише североирландец. – Я уж ожидал гораздо худшего”.
Какая, простите, стратегия? У Ferrari же, McLaren и Jordan количество остановок было равным, и заезжали они в боксы примерно в одно и то же время.
Ответ прост. Достаточно было видеть, как судорожно шарахнулся влево, вздымая тучи пыли в "Ля Сурс” Мика Сало, пытаясь пропустить только что выехавшего после второй остановки Ирвайна и одновременно отсечь от своего "первого номера” висевшего у финна на хвосте Шумахера.
"К несчастью, Ральф стал жертвой циничного подхода Ferrari, – негодовал после финиша технический директор Williams Патрик Хед. – Я очень удивлен, что Сало последовал такому указанию из боксов, блокируя соперника с целью защитить позицию Ирвайна. Ferrari играет в такие игры уже несколько лет, и нужно сказать, мне гораздо больше по душе подход McLaren – это действительно команда из двух равных пилотов. Они захватили лидерство в личном и командном зачете и, надеюсь, удержат его. А Ferrari проиграет!”
Через полчаса после финиша, глядя в глубоко запавшие глаза Мики Сало, который в толпе обступивших его журналистов чуть слышно оправдывался за свое седьмое место ("Настройка автомобиля отняла в эти выходные непозволительно много времени, но машина так и осталась слишком медленной, хотя и прекрасно проходила повороты. Я просто не мог настичь Хилла – он был быстрее на прямых”), я подумал, что итальянцы проиграли чуть раньше – когда в Сильверстоуне врезался в отбойник Шумахер. И без хозяина все в доме пошло наперекосяк.

1
Дэвид КултардMcLaren441:25'43.057Столкновение с Хаккиненом в
первом повороте
2
Мика ХаккиненMcLaren441:25'53.526Столкновение с Култардом в
первом повороте
3
Хайнц-Харальд ФрентценJordan441:26'16.490
4
Эдди ЭрвайнFerrari441:26'28.005
5
Ральф ШумахерWilliams441:26'31.124
6
Дэймон ХиллJordan441:26'37.973
7
Мика СалоFerrari441:26'39.306
8
Алессандро ДзанардиWilliams441:26'50.079
9
Жан АлезиSauber441:26'56.905
10
Рубенс БаррикеллоStewart441:27'03.799
11
Джанкарло ФизикеллаBenetton441:27'15.252
12
Ярно ТруллиProst441:27'19.211
13
Оливье ПанисProst441:27'24.600
14
Александр ВурцBenetton441:27'40.802
15
Жак ВильнёвBAR431:25'49.704
16
Марк ЖенеMinardi431:26'19.557

нфПедро де ла РоcаArrows351:11'10.106Трансмиссия

нфЛука БадоерMinardi331:06'31.749Подвеска

нфРикардо ЗонтаBAR331:09'36.945Коробка передач

нфДжонни ХербертStewart2753'52.572Колесный подшипник / тормоза

нфПедро-Паулу ДиницSauber1938'23.423Разворот

нфТораносуке ТакагиArrows0
Сцепление на старте

Текст: Александр Мельник

Журнал "Формула-1" октябрь, 1999



Знаете ли Вы что...