Ferrari 156 F1 ‘Sharknose’
Программа развития гоночных автомобилей Феррари (Ferrari) была основана на развитии и внедрении новых идей и решений. Это привело к появлению одних из самых великих, когда либо построенных, автомобилей, но также и означало, что решительные изменения правил часто оставляли итальянского изготовителя далеко позади в соревнованиях. Это имело место быть в 1961 году, когда Формула 1 переключилась с 2.5 литровых двигателей на 1.5 литровые. Правила ранее использовавшиеся для Формулы 2, для которой Феррари (Ferrari) уже разработала двигатель V6. C другой стороны Британцы долго боролись за то, чтобы предотвратить изменения правил, так как были плохо подготовлены к новым изменениям и плохо показывали себя в течении сезона.
Двигатель V6 имел характеристики схожие с 2.5 литровыми двигателями, благодаря которым Феррари (Ferrari) успешно участвовали в гонках в Формуле 1 с 1958. Поначалу использовалось старое шасси, но в 1960 представил новое шасси для гонок. На первый взгляд, появившиеся в 1960 году конструкция шасси была совершенно нова. Более близкий осмотр показал, что это было фактически знакомое шасси F1/F2 с двигателем, перемещенным в заднюю часть от водителя, что немного шло в разрез с новаторскими принципами Феррари (Ferrari) в построении авто. Также перенос двигателя требовал развития новой коробки передач.
Поначалу известный как Феррари 246P (Ferrari 246P) автомобиль дебютировал в 1960 на Гран при в Монако, приводимый в действие более большим из двух двигателей V6. Richie Ginther управлял новым автомобилем и закончил гонку на шестом месте, где намного более ловкие британские гонщики на Lotus чувствовали себя в своей тарелке. После дебюта в Монако двигатель Феррари (Ferrari) для Формулы 1 был заменен меньшим двигателем для Формулы 2. Один из водителей Феррари, Wolfgang von Trips управляя Феррари 156P (Ferrari 156P) в гонке Формулы 2, выиграл Гран при с особой легкостью.
В течении всей зимы главный инженер Carlo Chiti упорно трудился, чтобы усовершенствовать новый автомобиль Формулы 1, хотя базовая конструкция 1960 была сохранена. Шасси состояло из четырех больших труб и было зажато двойными всесторонними поперечными рычагами автомобильной подвески. Самое очевидное изменение было намного более тонкой конструкцией кузова с очень поразительным парным воздухозаборником спереди, похожими на нос акулы, которые и дали автомобилю прозвище 'Sharknose' Феррари 156P Sharknose (Ferrari 156P Sharknose). Главным приоритетом было развитие новой версии V образыного двигателя V6 с углом наклона 120 градусов, вместо 65 градусов в первоначальной версии. Это освободило больше места для впусков и понизило центр тяжести.
Новые изменения оставляли позади достаточно маневренные британским шасси, к тому же испытывавших недостаток в надлежащей силовой установке и вынуждены начать сезон с четырех цилиндрового двигателя Climax со скромной мощностью 150 л.с.. Это было абсолютно невероятно для Феррари (Ferrari), у которой был не один, а два двигателя, развивающих мощность в 190 л.с., готовых к 1961 году. Само собой разумеется, что сезон 1961 года был просто прогулкой для Феррари; они были разбиты только дважды блестящим Stirling Moss на Lotus. Но были и не только хорошие новости для Феррари (Ferrari), поскольку у лидера чемпионата Von Trips был несчастный случай со смертельным исходом в Монце. Это открыло дверь для Phil Hill, чтобы стать первым американским Чемпионом мира, выигрывая бельгийский и итальянский Grands Prix.
Вследствии разногласий в 1961/62 году компанию покидают люди. После ухода большинства из команды состояние Феррари (Ferrari) резко ухудшается. Среди них был Carlo Chiti. В результате чего дальнейшее развитие остановилось, и команде пришлось довольствоваться имевшимся автомобилем1961 года. Развитие других команд оставило Феррари 156P Sharknose (Ferrari 156P Sharknose) далеко позади по отношению к их более продвинутым товарищам с новыми двигателями V8 от Convetry Climax и BRM. Они были более мощными по сравнению с V6 от Феррари (Ferrari), у которого был действительно устаревшей проект шасси по сравнению с другими командами.
Молодой Mauro Forghieri в конечном счете заменил Chiti и шел в сторону развития нового шасси. Первой его разработкой была модель Феррари 156/62P (Ferrari 156/62P), которая дебютировала в немецком Гран при. Это был первый автомобилем Ferrari Formula 1, который использовал пространственную алюминиевую раму (spaceframe), что делала модель более конкурентоспособной. У нового более гладкого корпуса больше не было особой формы sharknose. Экспериментальные Феррари 156 (Ferrari 156) все еще участвовали в гонках, но на следующем заезде в Монце самая быстрая модель Феррари закончила гонку на четвертом месте. В этот трудный сезон лучшими результатами были второе и два третьих места в Чемпионате мира. Lorenzo Bandini добавил еще победу в копилку Феррари (Ferrari).
Экспериментальный автомобиль был сформировал на основание модели Феррари 156/63 (Ferrari 156/63). Шасси было переделано, но двойная задняя рычажная подвеска автомобиля была оставлена. Следуя примерам конкурентов подвеска теперь состояла из более низкого поперечного рычага подвески и двух соединенных радиальных стоек. Другой новинкой была установленная шести ступенчатая коробка передач. Автомобиль был значительно усовершенствован, но все еще оставался на один шаг позади остальных участников соревнований, который использовали monocoque шасси (силовые стойки с гидравлическим управлением), которое было легче и более твердым чем трубчатое шасси.
Феррари (Ferrari) потерял гонщика в лице Чемпиона мира Phil Hill, который присоединился к Chiti в ATS. Он был заменен Чемпионом мира мотогонок John Surtees. К нему присоединились Willy Mairesse и Ludovico Scarfiotti. Соответствуя форсуночному двигателю V6 Forghieri нашел еще добавил 10 л.с. к мощности двигателя. Новое шасси помогло Surtees занять два призовых места и пройти два самых быстрых круга в первых трех гонках. Он полностью выложился для немецкого Гран при на своей любимой трассе Nurburgring и одержал свою первую победу в Гран при и первую победу для Феррари почти за два года, также зафиксировать результат самого быстрого круга.
К концу сезона автомобили с алюминиевые рамами были заменены на Феррари 156 Aero (Ferrari 156 Аэро). Она использовала monocoque шасси, состоящее из основной трубчатой структуры, покрытой листами дюралюминия. Surtees квалифицировал автомобиль на полюсе при его дебюте, но не одержал дальнейших побед. В 1964 Forghieri наконец соединил промежуток в разработке, когда модель Феррари 156 Aero (Ferrari 156 Аэро) объединила monocoque шасси и совершенно новый двигатель V8, который развивал мощность 210 л.с.. Новая Феррари 158 (Ferrari 158) действительно появилась во второй половине сезона, с Surtees одержавшим две победы.
К сожалению все Феррари 156 Sharknose (Ferrari 156P Sharknose) были переделаны после сезона 1962 года и сегодня остаются только некоторые из автомобилей 1963 года. В последние годы различные точные копии были построены из оригинальных частей. Хотя оставаясь конкурентоспособный в течение только одного сезона и далее отошедший на второй план, Феррари 156 Sharknose (Ferrari 156P Sharknose) заработала свое место среди всего автомобилей Формулы 1.
По материалам блога "formula1retro"