Lotus 72: история создания, технические характеристики, фото.
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Lotus 72

Lotus 72

Lotus 72 - 1970г. (Великобритания). Долгожитель Формулы 1. За шесть лет выступлений он выиграл 19 Гран при. Конструкторы Colin Chapman и Maurice Philippe внедрили два важных новшества - клиновую форму кузова и боковые радиаторы охлаждения. В 1970 году, до трагической аварии в Monza, Jochen Rindt выиграл пять гонок Гран при. Он посмертно стал чемпионом мира.
В 1960-х годах появление новых гоночных машин Lotus было редким явлением. Появления автомобиля Lotus ждали особенно, так как компания Lotus всегда использовала революционные идеи в своих проектах.В 60-х годах было несколько основных изменений - появились гоночные автомобили с несущим кузовом Lotus 25 в 1962 году, затем был переход на использование нового двигателя Cosworth DFV на Lotus 49. К 1970 году компания Lotus была готова к дальнейшему развитию, и модель, заменившая Lotus 49, также хорошо себя зарекомендовала.
Появившийся во второй гонке сезона 1970 года, абсолютно новая модель Lotus 72 отличалась от предыдущих моделей 50-60-ых годов и имела более заостренные формы. Ранее используемый один радиатор в передней части, был заменен двумя радиаторами меньших размеров, установленными по обе стороны от кабины. Это улучшило распределения веса и аэродинамику. Радиаторы были установлены в двух больших стекло волоконных трубах, заостренная передняя часть, напоминавшая долото, лучше разрезала воздух чем прямые воздухозаборники более ранних моделей.
При разработке Lotus 72 проектировщик Maurice Philippe сосредоточился на том, чтобы свести к минимуму не подрессоренный вес для идеального управления. На Lotus 72 это достигалось перемещением передних и задних тормозов внутрь, охлаждая их с двумя трубками NACA впереди и двумя раструбами выше тормозов. С традиционной установкой радиатора было бы намного сложнее переместить передние тормоза. Другой новинкой было использование торсионов вместо цилиндрических пружин, которые в свою очередь тоже уменьшали вес.
В отличие от своего предшественника Lotus 72 не был столь успешен, и после возникших проблем в первой же гонке, компания Lotus вернулась к старой моделе 49. В свой четвертый сезон Jochen Rindt привел Lotus 49 к победе в 1970 году на Гран при в Монако. Двумя гонками позже на Гран при в Голландии, Lotus 72 с пересмотренной подвеской вернулся в строй и показал свой истинный потенциал под управлением Jochen Rindt, выигрывая четыре гонки подряд. К сожалению Jochen Rindt разбился насмерть на трассе в Монце после разрушения одного из валов спереди. Однако, Rindt набрал достаточно кол-во очков в предыдущих гонок, чтобы быть посмертно коронованным Чемпионом мира в конце сезона. Когда Lotus вернулся две гонки спустя, Emerson Fittipaldi привел Lotus 72 к победе.
Неизменный Lotus 72 был использован и в сезоне 1971 года, но с незначительным успехом. Возможной причиной была концентрация на развитии турбированных двигателей Формулы 1. По окончанию сезона Lotus 72 продолжил развитие и дебютировали в 1972 году. Красно-белые с золотым цвета спонсора Gold Leaf, были заменены черными и золотыми цветами John Player Special. Большой воздухозаборник был установлен над двигателем, для лучшего охлаждения, и заднее крыло было перемещено еще назад.
В течение сезона Emerson Fittipaldi доказал, что два года работы над проектом были потрачены не зря. С пятью победами он завоевал звание лучшего пилота и почти единолично выиграл кубок конструктора для Lotus. Спустя три года после Lotus 72 взял еще восемь побед с Fittipaldi. Этого было недостаточно для завоевания еще одно звания лучшего пилота, но команде Lotus снова удалось стать лучшим конструктором. Новая модель на замену была готова в 1974 году, но более новый Lotus 76 не показывал действительные усовершенствования, и компания Lotus вернулась на предыдущую модель Lotus 72 в течение пятого сезона.
К тому времени Fittipaldi уже покинул команду перед началом сезона и присоединился к McLaren, где завоюет второе звание лучшего пилота. Несмотря на управление уже немного устаревшим четырехлетним автомобилем Ronnie Peterson удалось одержать три победы, которые в конце сезона помогли занять пятое место в списке водителей, и четвертое команде Lotus позади McLaren, Ferrari и Tyrrell. Проблемы с разработкой автомобилей отодвинули приоритет Формулы 1 в команде Lotus, это не оставило шансов Peterson и его товарищу по команде Jacky Ickx никакого другого выбора, как вернуться на трассу на старой моделе. К сожалению, в этом заключительном для Lotus 72 сезоне появились новые модели, явно опережающие устаревший Lotus. Отставка после трех побед в 1974 году была бы намного более предпочтительным окончанием.
С двадцатью победами в гонках чемпионата, двумя кубками пилотов и тремя кубками лучшего конструктора Lotus 72 является одним из самых успешных проектов гонок Формулы 1. На сегодняшний день существует 8 автомобилей, не считая R1 и после R2, которые были списаны в фатальном 1970 году. Оба несчастных случая были очевидно вызваны неудавшейся конструкцией тормозных валов. Из выживающих автомобилей довольно многие все еще активно используются, по крайней мере один участвовал в Classic Team Lotus.

По материалам блога "formula1retro"



Знаете ли Вы что...