Lotus 80
Никогда не боясь экспериментировать, Colin Chapman заменил свой проверенный победный гоночный автомобиль Lotus 79 новой моделью, в которой реализация эффекта прижимной силы была на три шага вперед. Принимая во внимание, что предыдущие модели Формула 1 полагались и на влияние прижимной силы и на крылья, чтобы обеспечить необходимое сцепление, новый Lotus 80 был бескрылым проектом. Другое различие было в изменением спонсорской раскраски от традиционного черно-желтой John Player Special на зелено-красный Martini.
Построенный в течение сезона 1979 года, Lotus 80 был технически очень похож на своих предшественников с алюминием кузовом и двигателем Cosworth DFV. Отдельное внимание было уделено для освобождения максимально возможного пространства для трубок Вентури. Видимый изменением был маршрут прохождения выхлопных труб, которые выходили сверху коробки передач вместо задней части гоночного автомобиля. Colin Chapman полагал, что удаление всех крыльев значительно уменьшит лобовое сопротивление вместе с использованием подкузовной аэродинамикой, восполнит частичную потерю сцепления. Во фронтальную и заднюю части было добавлено многочисленное количество маленьких аэродинамических устройств, чтобы позволить немного восполнить потерю сцепления.
Испытания показали что новый длинный нос, оборудованный специальными фартуками, оказался слабым звеном, из-за возможности легко повреждаться. Для следующего теста у Lotus 80 было увеличено заднее крыло, а от длинного носа отказались. На его первом заезде во вводной гонке сезоне, заднее крыло и нос гоночного автомобиля были уже модифицированы. В этом революционном проекте использовались продольные маленькие желоба необычной формы, которые располагались от передних колес до заднего крыла. Проблема с маслом вынудила Чемпиона мира Mario Andretti использовать в гонке предыдущую модель Lotus 79.
Дебют Lotus 80 состоялся в апреле 1979 года, когда Mario Andretti был в квалификации четвертым, а в гонке южноафриканского Гран при третье место. В последующих гонках несчастный случай и неисправность подвески Lotus 80 заставили Mario Andretti выбыть из гонки. Его товарищ по команде Carlos Reutemann продолжал использовать Lotus 79, и в пределах команды в большей степени из-за несчастного случая с Mario Andretti было решено вернуться к более надежной старой модели Lotus. Но не сдающийся легко, Colin Chapman подготовил неудачную Lotus 80 снова для участия в Гран при во Франции. Проблемы сохранились, и Mario Andretti был вынужден удалиться, и опять это был Lotus 80.
Можно не воспринимать серьезно Lotus 80 из-за присутствующих неисправностей, но исследования пределов эффекта прижимной силы, опробованные на Lotus 80 были необходимы в то время. И нельзя недооценивать вклад Lotus 80 в развитие Формулы 1. Энтузиаст Sidney Hoole восстановил и подготовил Lotus 80 Mario Andretti, чтобы участвовать в гонках исторического чемпионата. Участвовал на гонках в Silverstone в 2005 году, где также показал себя не очень конкурентоспособным.
По материалам блога "formula1retro"