Vanwall: история создания, технические характеристики, фото.
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Vanwall

Vanwall

Vanwall - 1957г. (Великобритания). Компания Vanwall впервые появилась на розыгрыше Гран при в 1954 году. Но собрать команду ей удалось только в 1957, когда в нее вошел Stirling Moss, ставший самым самым сильным конкурентом Maserati. На Vanwall устанавливался четырехцилиндровый двигатель объемом 2490 куб.см (созданный под влиянием «Нортона»), который развивал мощность 262 л.с. У него была трубчатая рама и пятиступенчатая коробка передач.
Более 50-ти лет Формула 1 остается первым классом участия в гонках. Конструкторы как в прошлом так и сегодня сталкиваются с проблемами при проектировании и обслуживании, но очень немногие смогут спроектировать такой автомобиль как Vanwall. Это весьма неожиданно, что маленькая команда возродила успех Великобритании, участвуя в Гран при, и выиграла первый чемпионат мира конструкторов. Самое важное, что все это они сделали с полностью внутренней разработанной и произведенной машиной, которая была хорошо проработана для того времени. Успех был заслужен благодаря десятилетию тяжелой работы команды во главе с промышленником Tony Vandervell.
Вскоре после Второй мировой войны возник план превосходить итальянцев в Гран при, участвуя в гонках с автомобилем полностью построенном в Великобритании. Прошло почти 25 лет, с тех пор как британский автомобиль выиграл Гран при и были несколько богатых энтузиастов, которым понравилось данная затея. Среди них был Vandervell, который заработал состояние с производством Тонких Стенных подшипников, которые использовались во многих вещах, включая яркие красные гоночные автомобили. Был сформирован комитет British Racing Motors, Vandervell даже предложил свои большие помещения, чтобы построить автомобили. Но его энтузиазм быстро иссяк, так как процесс разработки шел очень медленно, так как не было ни одного сильного руководителя, кроме невнятного комитета, возглавляющего разработка.
В 1950 году Vandervell покинул BRM. К счастью, Vandervell не вышел из гонок и вместо этого участвовал в разработках одноместного автомобиля Феррари. Покрашенный в зеленый цвет и немного модернизированный - дисковые тормоза, он участвовал в гонках как 'Thin Wall Specials'. Особенно последний из них, Ferrari 375 F1, оказался очень успешным в Формуле Libre. Желание строить все-таки британский автомобиль было все еще очень сильно, и в 1952 году была начата работа по замене успешных Феррари. Хотя его команда многое позаимствовала из гонок Феррари, они были не достаточно подготовлены для проектирования нового шасси с нуля и вместо этого Cooper проектировал и строил его один. Команда разработала новый четырехцилиндровый двигатель.
Когда процесс проектирования начался, чемпионат мира проходил по правилам Формулы 2, которые означали максимальный объем 2 литра. К тому времени, когда первый Vanwall был готов участвовать в гонках, правила изменились еще раз - объем вырос до 2.5 литров. Сталкиваясь с сильной конкуренцией в соревнованиях со стороны Lancia, Maserati и прежде всего Mercedes Benz, и проблемами с новым двигателем, команде Vanwall не удалось себя проявить в 1954 году. Еще до конца сезона машина, разработанная Cooper, разбилась без возможности ремонта. В течение следующего сезона на основе тех же разработок было построено еще четыре шасси, но опять же в автомобиле было немного британского, что позволяло бросить вызов немцам и итальянцам.
По воле случая молодой Colin Chapman посетил фабрику Vanwall и после ознакомлением с разработками и самим шасси, предложил очень много изменений Vandervell, который его позже нанял, чтобы проектировать новое шасси с нуля. Это была большая возможность для молодого инженера, который ранее проектировал только маленькие спортивные автомобили для его собственной компании Lotus. Он разработал очень твердую и легкую раму, которая значительно отличалась от итальянских трубчатых лестничных структур, склонных к деформациям. Из-за жесткости структуры, подвеска могла быть настроена с более мягкими пружинами, очень увеличивая предсказуемость управления. Подвеска состояла из двойных поперечных рычагов и цилиндрическими пружинами спереди и осью DeDion в задней части с поперечной листовой рессорой. В 1957 году листовая рессора была заменена 'стойками Chapman' с цилиндрическими пружинами. В то время как консервативные итальянцы все еще использовали барабаны, Vanwall были уже оснащены развитыми дисковыми тормозами.
Vandervell был также директором Norton, и он был столь впечатлен изготовителем 500 куб./см мотоцикла с одним цилиндром, что у него был разработан двигатель Формулы 2, основанный на этом. Как упомянуто ранее, к тому времени, когда двигатель был необходим, его начальное смещение 2 литров не было достаточно. Инженер из Norton Leo Kusmicki увеличил объем двигателя, и в свой дебютный сезон он участвовал в гонках с объемом в 2, 2.3 и 2.5-литра. Большим благоприятным событием для Vanwall было то, что четырехцилиндровый двигатель был дополнен системой впрыска топлива, полученной от Mercedes Benz и Bosch после того, как первый ушел из из гонок в конце 1955 года. В полном размере и с системой впрыскивания топлива, устанавливаемый двигатель, был очень конкурентоспособен и развивал мощность в 285 л.с.
Chapman также привлек эксперта по аэродинамике Frank Costin, который в 1956 году спроектировал эффективный по аэродинамике корпус для Vanwall. Чтобы быть конкурентоспособным, Vandervell рисковал, часто нанимая высококлассных водителей таких как Stirling Moss и Tony Brooks. У автомобиля был значительный потенциал, но начинающиеся проблемы часто подводили. Однако, Moss одержал первую главную победу Vanwall в Silverstone International Trophy. Медленно и постепенно команда устраняла возникающие недостатки, и в начале сезона 1957 года автомобили были почти столь же надежны, как и быстры. Состоящая из звёзд команда водителей была теперь постоянно закреплена за командой, а талантливый молодой инжектор Stuart Lewis Evans был нанят как третий водитель.
После пересмотренной задней подвески и сглаженными ошибками, начался великолепный период для Vanwall. Moss одержал для Vanwall победу в Гран при в Aintree, и первую за 34 года для всей Британии. Moss одержал еще две победы в сезоне, включая победу в Monza, затмив местные команды Ferrari и Maserati. После ухода Maserati в 1958 году, главное соперничество было между Ferrari и Vanwall. Недавно разработанные Ferrari 246 Dino была очен быстрыми на прямых трассах, но были разбиты Vanwall на более извилистых трассах. Moss повторил свой подвиг и выиграл три Гран При, Brooks также добавил еще три в копилку Vanwall. Печально, что Moss отставал на одно очко по сравнению с Mike Hawthorn из Ferrari за титул лучшего водителя, но команде Vanwall удалось легко завоевать кубок лучшего конструктора.
Хотя никогда не было собрано в один промежуток времени больше чем четыре автомобиля, было десять разных шасси, использовавшихся на различных Vanwall. Остальное использовалось как запчасти. В конце сезона 1958 года было три полных гоночных автомобиля и достаточно запчастей для еще нескольких.


По материалам блога "formula1retro"



Знаете ли Вы что...