Дэвид Култард: история выступлений в Формуле-1
Дэвид Култард: история выступлений в Формуле-1
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Дэвид Култард

Дэвид Култард

Хотя Дэвид так и не стал чемпионом мира, на протяжении всей своей длинной карьеры с середины 90-х до конца 2000-х он был одним из самых популярных и успешных гонщиков Формулы-1. Родился Култард в Шотландии в состоятельной семье владевшей транспортной компанией. Отец Култарда был поклонником автоспорта что во многом предопределило судьбу маленького Дэвида. В возрасте 10 лет он впервые сел за руль карта, а пару лет спустя в 1983 году выиграл юниорский чемпионат Великобритании и не упускал этого звания до 1986 года!
В 1989 году шотландец дебютировал в открытых колесах, выступив в британской Формуле-Ford 1600. Дебют вышел просто фантастическим Дэвид одержал 10 побед в Formula Ford 1600 Dunlop/Autosport и 9 побед в Formula Ford 1600 P&O Ferries Junior и стал чемпионом в обоих зачетах. Добавив к этому третье место в гонке FF Festival он был признан "Лучшим молодым гонщиком года". Следующий сезон шотландец провел выступая в британской серии Vauxhall Lotus (2 победы, 4-е место). Перейдя в Формулу-3 он в дебютном сезоне, с пятью победами стал вице-чемпионом серии, а также одержал победу в финале сезона в Макао.
В 1992-м году шотландец дебютирует в Международной Формуле-3000 за команду Paul Stewart Racing, за сезон дважды попадает на подиум, но в общем зачете становится только 9-м. В следующем сезоне Дэвид перебирается в команду Pacific, одерживает одну победу и по итогам сезона становится 3-м.
Сезон-94 он вновь начинает в качестве фаворита Формулы-3000, но успевает провести только одну гонку (в которой финиширует вторым). 1 мая 1994 года в Имоле разбился пилот Williams Айртон Сенна и Фрэнк Уильямс выбрал именно Дэвида Култарда на замену трехкратному чемпиону мира. И если в дебютной гонке он сошел из-за проблем с электрикой, то уже в своей второй гонке он набирает первые очки финишировав 5-м. Правда во Франции, Хересе, Японии и Австралии ему пришлось уступить место в кокпите Найджелу Мэнселлу, тем не менее шотландцу удалось завоевать свой первый подиум на Гран-При Португалии, занять в чемпионате 8-е место с 14 очками, а главное убедить Фрэнка Уильямса продлить с ним контракт на следующий сезон.
В сезоне-95, Култард был быстр, 5 раз стартовал с поула, 8 раз финишировал на подиуме, одержал свою первую победу, стал третьим по итогам сезона, но руководство Williams сочло его недостаточно опытным и надежным и предпочли ему только что одержавшего победу в серии Индикар Жака Вильнёва.
Но Култарду предложили место в команде McLaren, которое он с радостью принял. В британской конюшне Дэвид провел 9 лет! Это был один из самых длительных союзов пилота и команды в истоии формулы-1. В сезоне 1996 года McLaren только начал выходить из кризиса, а моторы Mercedes еще небыли достаточно надежны, тем не менее Култард, дважды поднимался на подиум и стал 7-м в чемпионате. Сезон-97 шотландец начал с победы в Австралии, потом прибавил к ней еще победу в Италии. Он имел еще возможность одержать победу в финальной гонке сезона, но по приказу команды пропустил на второе место своего напарника Хаккинена, а когда Вильнев сбросил скорость и пропустил пару Макларенов вперед второе место Хаккинена превратилось в победу. Сезон-98 команда начала в своей лучшей форме со времен Сенны-Проста, и в первой гонке сезона пара пилотов McLaren опередила ближайшего преследователя на круг! Но в этой гонке стало понятно что шотландцу в команде отведена роль пилота №2, на 36-м круге лидировавший Хаккинен ошибочно заехал в боксы, где его не ждали и Култард вышел в лидеры гонки, но на финишной прямой последнего круга, приказу их боксов Дэвид был вынужден пропустить Хаккинена вперед. Всего за сезон Култард трижды стартовал с поула, еще семь раз со второго места, но победить смог лишь однажды в Имоле, когда Хаккинен сошел из-за проблем с коробкой передач. А череда технических проблем вынудили его уступить в чемпионате не только партнеру по команде, но и ставшему вице-чемпионом Михаэлю Шумахеру. В сезоне-99 в квалификациях Култард ни разу не показывал ниже 4-го времени, но при это взять поул не смог ни разу. И ходя в гонках он одержал две победы побороться за титул с напарником и Эдди Эрвайном он не смог.
В 2000 году началась эра Ferrari и если в том сезоне McLaren еще мог навязать борьбу паре Ferrari-Шумахер, а шотландец лишь немного проигарл своему напарнику и с тремя победами стал третьим в чемпионате. А в сезоне 2001 года Култард наконец-то смог опередить Хаккинена и стать вице-чемпионом, но Шумахер был недостижим, если Дэвид в том сезоне занял второе место с 65 очками, то Михаэль набрал 123 зачетных балла! В следующие три сезона в результатах как команды так и самого Дэвида наметился спад, и если в сезонах-2002-03 он смог по разу победить, то в 2004-м он не только ни разу не поднялся на подиум, но и проиграл своему молодому напарнику, восходящей звезде и будущему чемпиону мира Кими Райкконену. В результате в McLaren предпочли заменить Кулхарда на Хуан-Пабло Монтойю.
Однако богатый гоночный опыт шотландца пригодился команде Red Bull, которая выкупила Jaguar и готовилась к дебюту в сезоне-2005. Шотландец сыграл важную роль в становлении команды, поговаривали даже что именно он помог уговорить Эдриана Ньюи подписать контракт с Red Bull. В сезоне-2005 он регулярно приезжал в очках и с 24 баллами смог занять 12-е место в чемпионате. А в следующем году несмотря на спад в результатах смог принести команде первый подиум на Гран-При Монако. Интересно что на подиум гонщик поднался в плаще Супермэна, т.к. в той гонке команда рекламировала новый фильм о супергерое. Кулхард провел в команде еще два сезона, еще раз поднялся на подиум (Гран-При Канады 2008г.), после чего принял решение о заверешнии спортивный карьеры. Уступив в команде место Себастьяну Феттелу.
Завершив в 2008 году выступать за Red Bull Racing он не расстался с командой, до сих пор он работает в структуре компании, являясь послом марки и периодически садится за руль на различных шоу-мероприятиях.
За 15 лет проведенные в F1 Дэвид Култард одержал 13 побед, 62 раза поднимался на подиум, и хотя он так и не стал чемпионом, он является одним из самых успешных гонщиков за всю историю королевских гонок.
    
    
    
         


Родился: 27.03.1971 (Твайнолм, Кёркедбрайт, Шотландия)

Сезонов в Ф1:
15

Лет в Ф1
15
Гран-При:
247

Старты:
246



не стартовал
1
Победы:
13

подряд
-
Подиумы:
62

подряд
6
Поул-позиции:
12

подряд
4
Первый ряд:
37

подряд
7
Быстрые круги:
18

подряд
2
Лучший финиш:
1

Лучший старт:
1
Дубли:
2

Хет-трики:
1
Лидирование старт/финиш:
3

Большие шлемы:
-
Круги:
12394

лидирования:
897
Километры:
59745

лидирования:
4211
Очки:
535

за один сезон:
73



подряд:
10



Знаете ли Вы что...