Джей-Джей Лехто: история выступлений в Формуле-1
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Джей-Джей Лехто

Джей-Джей Лехто

Джей-Джей Лехто известный также как Юрки Ярвилехто (сменить имя на Джей-Джей Лехто ему посоветовал его наставник Кеке Росберг), прошел свой путь в автоспорте по классической для современных гонщиков схеме. Начав заниматься картингом в шесть лет, к 19 он был готов для дебюта в открытых колесах. Первым первенством Лехто с открытыми колесами стала финская Формула-Форд 1600, где в дебютном сезоне он стал 4-м. В следующий три года Джей-Джей собрал серию всевозможных титулов в младших формулах. Став чемпионом скандинавской, финский и европейской формулы-Форд 1600 в 1986-м, в 1987-м стал чемпионом британской и европейской FF2000 (одержав при этом 18 побед), а годом спустя стал чемпионом британской Формулы-3 (8 побед).
После таких успехов в младших формулах, следующим логичным шагом стал дебют в международной Формуле-3000. Блеснуть также как и в младших сериях у фина не получилось, тем не менее он трижды финишировал в очках, и хотя и проиграл более опытному напарнику Эдди Ирвайну, его результаты убедедили команду Onyx дать ему шанс дебютировать в F1.
В последних четырех гонках сезона-89 он заменил в команде Бертрана Гашо. В дебютной гонке в португальском Эштроиле Джей-Джей не смог пройти предквалификацию, что вобщем-то выглядело не удивительно для крайне слабой формы Onyx, но по иронии судьбы его напарнику, опытному Стефану Йоханссону, португальская гонка напротив удалась, он финишировал третьим принеся команде единственный подиум в ее истории. До конца сезона фину все же удалось дважды пробиться на старт, но из-за технических проблем клетчатого флага в сезоне-89 он так и не увидел. На следующий год Лехто остался в Onyx, но дела складывались не лучшим образом, в первых двух гонках оба пилота не смогли пройти квалификацию, к первому европейскому Гран-При команда подготовила новое шасси ORE-2, оно позволяла пилотам регулярно попадать на старт гонки, но увы не добираться до финиша. Самой же команде было не суждено дожить до финиша сезона, после того как на Гран-При Венгрии оба пилота вновь не прошли квалификацию, команда была расформирована.
Зато на следующие два сезона финн заключил контракт с командой BMS Scuderia Italia, и хотя шасси Dallara BMS не позволяло бороться с середняками, пилоты регулярно попадали на старт, а изредка могли надеяться и на очки. Сам Лехто за два года в очковой шестерке смог финишировать всего однажды, зато сразу на подиуме! На залитой дождем трассе Имола Джей-Джей смог финишировать третьим позади пары пилотов McLaren.
Когда по окончании сезона-92 BMS Scuderia Italia покинула Формулу-1 он нашел себе место в Sauber. Для швейцарской конюшни это был дебютный сезон, тем не менее в дебютной же гонке он с 6-ой стартовой позиции смог финишировать пятым, потом было 4-е место в Сан-Марино и хотя до конца сезона очков он больше не набирал этот сезон стал лучшим для фина. На сезон-94 в борьбе с Лукой Бадоером и Мекеле Альборето ему удалось подписать контракт с Beneton, где он должен был стать напарником Михаэля Шумахера. Тогда казалось что в его карьера наконец-то выйдет на новый уровень, но увы травма шеи полученная на предсезонных тестах не дала сбыться надеждам фина. Хотя он смог вернуться за руль к третьему этапу сезона, окончательно оправиться от травмы ему так и не удалось. Возвращение за руль состоялось во время Гран-При Сан-Марино-94, и Джей-Джей Лехто внес свой вклад в тот "черный уик-энд". Во время старта он заглох на стартовом поле, внего врезался Педро Лами и обломками их машин были ранены три зрителя и смертельно ранен полицейский. На рестарт финн выйти не смог, а через 5 кругов после рестарта, как известно, разбился трехкратный чемпион мира Айртон Сенна. После этого он провел еще пять гонок за Benetton, но очки набрал лишь однажды за 6-е место в Канаде. К этому времени его напарник Михаэль Шумахер уже одержал семь побед и лидировал в чемпионате мира. В результате не дожидаясь конца сезона финн был отчислен из команды. В конце сезона он провел еще две гонки за Sauber, заменив завершившего карьеру Андреа де Чезариса, но продолжить карьеру в королевских гонках он уже не смог.
Но как это часто бывает не добившись успеха в F1 он стал пробовать себя в других категориях автоспорта. В 1995-м он попробовал свои силы в DTM (1 подиум, 13-е место). В 1996-м в серии Ле-Ман (1 победа, 9-е место). Потом было успешное выступление в серии FIA GT, где он с 4 победами стал вице-чемпионом серии. Сезон-98 он провел в серии Indycars, правда там выше 5-го места в гонке ему подняться не удалось.
Но наибольших успехов ему удалось добиться в Американской серии Ле-Ман, где одержал немало побед и стал чемпионом в 2004-м году. Кроме того он дважды побеждал в 24 часах Ле-Мана в 1995-м в категории GT1, и в 2005-м в LMP1. По окончании сезона-2005 он завершил активную автоспортивную карьеру, но в 2007-м отметился участием в гонке 24 часа Дайтоны, а в 2008-м в гонке Speedcar.
В 2010-м он вновь попал на страницы автоспортивной прессы, но в связи с трагическим инцидентом. Он катаясь вместе с другом на 300-сильном катере Sea Ray 210 врезался в каменную опору моста, в результате чего сам Лехто получил тяжелые травмы, а его друг погиб. При этом Лехто находился в состоянии сильного алкогольного опьянения и полиция предъявила ему обвинения "в причинении смерти другому человеку по неосторожности". Первоначально суд признал фина виновным и приговорил его к 2 годам и 4 месяцам тюремного заключения, но после подачи апелляции (в которой утверждал что в момент аварии был пассажиром катера), суд снял с него все обвинения.
    
    

Родился: 31.01.1966 (Эспо, Финляндия)

Сезонов в Ф1:
6

Лет в Ф1
6
Гран-При:
70
Старты:
62



не стартовал
8
Победы:
-

подряд
-
Подиумы:
1

подряд
-
Поул-позиции:
-

подряд
-
Первый ряд:
-

подряд
-
Быстрые круги:
-

подряд
-
Лучший финиш:
3

Лучший старт:
4
Дубли:
-

Хет-трики:
-
Лидирование старт/финиш:
-

Большие шлемы:
-
Круги:
2797

лидирования:
-
Километры:
13096

лидирования:
-
Очки:
10

за один сезон:
5



подряд:
-



Знаете ли Вы что...