Джеки Оливер
Свой путь в автоспорт Джеки начал в 1961 году выступая за рулем Mini в местных соревнованиях. Потом пересев на Lotus Elan блистал в гонках GT зачастую опережая соперников вооруженных более мощной техникой. В 1965-м он пробует свои силы в Формуле-3, а после в Формуле-2 правда без особых успехов. Зато в 1967-м ему удалось блеснуть, тогда за рулем Lotus 48 (подготовленной по правилам F2) он принял участие в Гран-При Германии (совместной гонке F1 и F2), где одержал победу в зачете Формулы-2 и стал пятым в зачете Формулы-1 (но очки за этот финиш в зачет Формулы-1 начислены не были). Но главное Оливеру удалось произвести впечатление на Колина Чепмена, и после гибели Джима Кларка, британца пригласили стать напарником Грэма Хилла.
Дебютный сезон вышел не простым, аварии в Монако и Франции, череда технических сходов, включая обидный сход в Брэндс-Хэтче, где британец стартовал с первого ряда и лидировал по ходу гонки, но в конце сезона Оливер был награжден подиумом в финальной гонке в Мексике и двухлетнем контрактом с BRM.
Для BRM сезон вышел провальным, шасси P133, не отличалось ни скоростью, ни надежностью, лишь дважды за сезон британец смог добраться до финиша (6-е место в Мексике), спасти сезон для команды смогли победы в 24 часах Ле-Мана и 12 часах Сербинга одержанные в паре с Жаки Иксом. Новое шасси BRM P153 получило отличную управляемость, но вот надежность по прежнему оставляла желать лучшего, вновь за сезон лишь дважды британцу удалось увидеть клетчатый флаг, ну а лучшим результатом стало пятое место в Австрийском Остеррайхринге. Как и в прошлом году неудачи в Формуле-1 гонщик компенсировал блестящими выступлениями в гонках спортивных автомобилей, одержав победы в 24 часа Дайтоны и 1000км Монцы. Но в конце сезона он принял предложение от Shadow Дона Николса в Can-Am (где, кстати финишировал третьим), за что был уволен из команды.
Следующие два сезона Джеки лишь четырежды выходил на старт королевских гонок, трижды за McLaren (в 71-м), и однажды за BRM (в 72-м), но выше седьмого места (в Монце-71) ему подняться не удалось. В 1973-м Shadow приняли решение дебютировать в Формуле-1 и Оливер стал основным пилотом команды. В дебютном сезоне команде сложно было угнаться за опытными соперниками, но на Гран-При Канады Оливеру удалось блеснуть, на залитом дождем Моспорт-Парке британцу удалось финишировать третьим. Та гонка запомнилась зрителям курьезным появлением автомобиля безопасности (кстати впервые в F1), который занял неверное место в пелетоне, и в последствии некоторые пытались оспорить результаты гонки, и многие утверждали что именно Оливер одержал победу, но так или иначе победа в той гонке была присуждена Питеру Ревсону. В конце сезона пилот покидает Формулу-1, но не команду Shadow и выступает за нее в Can-Am, где с четыремя победами становится чемпионом серии, после проводит два сезона в британской Формуле-5000. А в 1978-м в последний раз выходит на старт гонки Формулы-1, заменив на Гран-При Швеции травмированного Рикардо Патрезе (9-е место).
По окончании сезона Джеки Оливер завершает карьеру автогонщика и вместе Франко Амброзио, Аланом Риссом, Дэйвом Уоссом и Тони Саусгейтом основывает команду Arrows (название по первым буквам имен). Дебют вышел весьма успешным команда чуть не выиграла свою вторую гонку, на Гран-При Бразилии пилот команды Рикардо Патрезе уверенно лидировал, но за 15-кругов до финиша его подвел двигатель. В тот момент казалось что ждать первой победы недолго, но команде каждый раз чего то не доставало, а в 1990-м году японец Ватару Охаси стал основным инвестором команды и сменил ее название на Footwork, Оливер остался при этом руководителем команды, а когда в 1993-м у концерна начались финансовые проблемы ему удалось вернуть прежнее название и контроль над командой. А в марте 1996-го Джеки продал команду Тому Уокиншоу и отправился на пенсию весьма состоятельным человеком. Полтора года спустя после ухода Оливера у его команды был шанс одержать победу, тогда Деймон Хилл ушел на последний круг Гран-При Венгрии лидером гонки, но заклинившая на 2-рой передаче коробка так и не позволила одержать команде победу.
Родился: 14.08.1942 (Чадуэлл-Хелт, Ромфорд, Эссекс, Великобритания) | ||||
Сезонов в Ф1: | 8 | Лет в Ф1 | 11 | |
Гран-При: | 52 | Старты: | 49 | |
не стартовал | 3 | |||
Победы: | - | подряд | - | |
Подиумы: | 2 | подряд | - | |
Поул-позиции: | - | подряд | - | |
Первый ряд: | 1 | подряд | - | |
Быстрые круги: | 1 | подряд | - | |
Лучший финиш: | 3 | Лучший старт: | 2 | |
Дубли: | - | Хет-трики: | - | |
Лидирование старт/финиш: | - | Большие шлемы: | - | |
Круги: | 1547 | лидирования: | 36 | |
Километры: | 8463 | лидирования: | 165 | |
Очки: | 13 | за один сезон: | 6 | |
подряд: | - |