Джим Кларк: история выступлений в Формуле-1
Джим Кларк: история выступлений в Формуле-1
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Джим Кларк

Джим Кларк

Один из самых талантливых гонщиков выходивших на старт Формулы-1. Летучий шотландец за 8 лет провел в Формуле-1 всего 72 гонки, но одержал победы в 25 из них, завоевал два чемпионских титула, вписал свое имя в один ряд с Фанхио, Сенной, и Шумахером и погиб находясь на пике своей карьеры.
Кларк родился в семье зажиточного шотландского фермера начал участвовать в гонках, когда ему еще не было и восемнадцати. В тайне от родителей вместе со своим другом Яном Скоттом-Уотсоном начал выступать в ралли, горных и кольцевых гонках. А в 1958 году он уже был приглашен в команду Porsche. В конце 1958 года произошла судьбоносная для Кларка встреча. В одной из гонок за рулем частного Lotus Elite он схлестнулся с самим Колином Чепменом, и хотя последний вышел из этой дуэли победителем, Кларк произвел на него большое впечатление. Изначально Кларк планировал выступать в сезоне-59 за Lotus в Формуле-2, но после аварии Грэма Хилла на подобной машине, решил что эта техника не безопасна и предпочел подписать контракт с Aston Martin в Формуле-1. Но машина Aston Martin оказалась неудачной и команда отказалась от участия в чемпионате. В итоге в 1959 году выступал в различных гонках за команду Border Reivers за рулем Jaguar D-Type, Lotus Elite и более мощном Lister Jaguar и одержал за сезон 12 побед.
В 1960-м году он дебютировал в Формуле-1 за Lotus. Дебют состоялся на Гран-При Голландии, где он заменил Джона Сертиза, который в дни гонки в Зандфорте участвовал в мотогонках. И если первая гонка завершилась сходом, то уже в следующей гонке в Спа Кларк финиширует пятым и набирает свои первые очки. До конца сезона Кларк еще раз приезжает пятым во Франции, а в Португальском Боавишта финиширует третьим завоевывая свой первый подиум.
В сезоне-61 Кларк смог принять участие во всех гонках сезона, дважды в Нидерландах и Франции приехал на подиум, а кроме того, выиграл 4 внезачетных гонки. На Гран-При Италии Джим стал участником одной из самых страшных аварий в Формуле-1, на втором круге гонки Ferrari фон Трипса потащило поперек перед Lotus шотландца, они столкнулись и если Кларк остался невредим, то Ferrari ударилась в барьер и отлетела к болельщикам, убив самого фон Трипса и 13 зрителей.
В 1962 году Чепмен построил одну из своих лучших машин - Lotus 25 на которой Кларк одержал три победы, и только сход в финальной гонке сезона не позволил ему взять чемпионский титул. Но ждать титула долго не пришлось, годом позже Кларк был неудержим, он одержал 7 побед в 10 гонках, еще по разу финишировал вторым и третьем. Ставший вице-чемпионом Грэм Хилл проиграл Джиму 44 очка! Кроме того он выиграл еще 5 внезачетных гонок и гонку ChampCar в Милуоки.
В следующем году Кларк считался одним из главных претендентов на титул, но новый Lotus 33 не отличался надежностью и 6 сходов в десяти гонках не позволили Кларку побороться за титул. Одержав две победы Кларк стал третьим. Достаточно курьезной получилась победа на Гран-При Бельгии-64, за пару кругов до финиша Кларк шел четвертым, но у шедших впереди Хилла, МакЛарена и Генри закончилось топливо и они вынуждены были поочередно свернуть в боксы, и к удивлению болельщиков шотландец первым пересек финишную черту.
Сезон-65 Кларк и Чепмен начали с победы в зимнем чемпионате Tasman Series. А в формуле-1 Кларк смог выиграть все гонки в которых финишировал! Шесть побед при трех сходах обеспечили Кларку второй чемпионский титул.
В 1966 году в Формулу-1 пришел новый регламент, 1,5-литровые двигатели ушли в прошлое, и в новых условия Чепмену не удалось создать конкурентоспособную машину, тем не менее Кларку удалось одержать одну победу на Гран-При США в Уоткинс-Глен, но по итогам года он оказался лишь шестым. Годом спустя в Формуле-1 появляется двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8, который позволяет Lotus вернуть себе лидирующие позиции, Кларк одерживает больше всех побед - четыре, у Хьюма и Брэбэма по две, но в чемпионате все же остается позади них.
Начало 1968 года выглядело многообещающим, Кларк выиграл Гран-При Южной Африки и опередил по количеству побед самого Фанхио, одержал четыре победы в зимней серии Tasman, и стал в ней двукратным чемпионом, выиграл гонку Формулы-2 в Испании. Казалось, что этот сезон станет очередным триумфом летучего шотландца, но случилась трагедия. В дождевой гонке Формулы-2 в Хоккенхайме, на машине Кларка лопнуло левое заднее колесо, его Lotus вылетел с трассы и ударился о дерево. Гонщик погиб на месте. Ему было 32 года. На месте гибели гонщика в Хоккенхайме установлен памятный крест.
    
    
    
Родился: 04.03.1936 (Килмани, Файфшир, Шотландия)
Умер: 07.04.1968 (трасса Хокенхайм, Германия)

Сезонов в Ф1:
9

Лет в Ф1
9
Гран-При:
73
Старты:
72



не стартовал
1
Победы:
25

подряд
5
Подиумы:
32

подряд
9
Поул-позиции:
33

подряд
4
Первый ряд:
48

подряд
9
Быстрые круги:
28

подряд
3
Лучший финиш:
1

Лучший старт:
1
Дубли:
15

Хет-трики:
11
Лидирование старт/финиш:
13

Большие шлемы:
8
Круги:
3927

лидирования:
1943
Километры:
21281

лидирования:
10126
Очки:
274

за один сезон:
73



подряд:
12



Знаете ли Вы что...