Джим Кларк
Кларк родился в семье зажиточного шотландского фермера начал участвовать в гонках, когда ему еще не было и восемнадцати. В тайне от родителей вместе со своим другом Яном Скоттом-Уотсоном начал выступать в ралли, горных и кольцевых гонках. А в 1958 году он уже был приглашен в команду Porsche. В конце 1958 года произошла судьбоносная для Кларка встреча. В одной из гонок за рулем частного Lotus Elite он схлестнулся с самим Колином Чепменом, и хотя последний вышел из этой дуэли победителем, Кларк произвел на него большое впечатление. Изначально Кларк планировал выступать в сезоне-59 за Lotus в Формуле-2, но после аварии Грэма Хилла на подобной машине, решил что эта техника не безопасна и предпочел подписать контракт с Aston Martin в Формуле-1. Но машина Aston Martin оказалась неудачной и команда отказалась от участия в чемпионате. В итоге в 1959 году выступал в различных гонках за команду Border Reivers за рулем Jaguar D-Type, Lotus Elite и более мощном Lister Jaguar и одержал за сезон 12 побед.
В 1960-м году он дебютировал в Формуле-1 за Lotus. Дебют состоялся на Гран-При Голландии, где он заменил Джона Сертиза, который в дни гонки в Зандфорте участвовал в мотогонках. И если первая гонка завершилась сходом, то уже в следующей гонке в Спа Кларк финиширует пятым и набирает свои первые очки. До конца сезона Кларк еще раз приезжает пятым во Франции, а в Португальском Боавишта финиширует третьим завоевывая свой первый подиум.
В сезоне-61 Кларк смог принять участие во всех гонках сезона, дважды в Нидерландах и Франции приехал на подиум, а кроме того, выиграл 4 внезачетных гонки. На Гран-При Италии Джим стал участником одной из самых страшных аварий в Формуле-1, на втором круге гонки Ferrari фон Трипса потащило поперек перед Lotus шотландца, они столкнулись и если Кларк остался невредим, то Ferrari ударилась в барьер и отлетела к болельщикам, убив самого фон Трипса и 13 зрителей.
В 1962 году Чепмен построил одну из своих лучших машин - Lotus 25 на которой Кларк одержал три победы, и только сход в финальной гонке сезона не позволил ему взять чемпионский титул. Но ждать титула долго не пришлось, годом позже Кларк был неудержим, он одержал 7 побед в 10 гонках, еще по разу финишировал вторым и третьем. Ставший вице-чемпионом Грэм Хилл проиграл Джиму 44 очка! Кроме того он выиграл еще 5 внезачетных гонок и гонку ChampCar в Милуоки.
В следующем году Кларк считался одним из главных претендентов на титул, но новый Lotus 33 не отличался надежностью и 6 сходов в десяти гонках не позволили Кларку побороться за титул. Одержав две победы Кларк стал третьим. Достаточно курьезной получилась победа на Гран-При Бельгии-64, за пару кругов до финиша Кларк шел четвертым, но у шедших впереди Хилла, МакЛарена и Генри закончилось топливо и они вынуждены были поочередно свернуть в боксы, и к удивлению болельщиков шотландец первым пересек финишную черту.
Сезон-65 Кларк и Чепмен начали с победы в зимнем чемпионате Tasman Series. А в формуле-1 Кларк смог выиграть все гонки в которых финишировал! Шесть побед при трех сходах обеспечили Кларку второй чемпионский титул.
В 1966 году в Формулу-1 пришел новый регламент, 1,5-литровые двигатели ушли в прошлое, и в новых условия Чепмену не удалось создать конкурентоспособную машину, тем не менее Кларку удалось одержать одну победу на Гран-При США в Уоткинс-Глен, но по итогам года он оказался лишь шестым. Годом спустя в Формуле-1 появляется двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8, который позволяет Lotus вернуть себе лидирующие позиции, Кларк одерживает больше всех побед - четыре, у Хьюма и Брэбэма по две, но в чемпионате все же остается позади них.
Начало 1968 года выглядело многообещающим, Кларк выиграл Гран-При Южной Африки и опередил по количеству побед самого Фанхио, одержал четыре победы в зимней серии Tasman, и стал в ней двукратным чемпионом, выиграл гонку Формулы-2 в Испании. Казалось, что этот сезон станет очередным триумфом летучего шотландца, но случилась трагедия. В дождевой гонке Формулы-2 в Хоккенхайме, на машине Кларка лопнуло левое заднее колесо, его Lotus вылетел с трассы и ударился о дерево. Гонщик погиб на месте. Ему было 32 года. На месте гибели гонщика в Хоккенхайме установлен памятный крест.
Родился: 04.03.1936 (Килмани, Файфшир, Шотландия) | ||||
Умер: 07.04.1968 (трасса Хокенхайм, Германия) | ||||
Сезонов в Ф1: | 9 | Лет в Ф1 | 9 | |
Гран-При: | 73 | Старты: | 72 | |
не стартовал | 1 | |||
Победы: | 25 | подряд | 5 | |
Подиумы: | 32 | подряд | 9 | |
Поул-позиции: | 33 | подряд | 4 | |
Первый ряд: | 48 | подряд | 9 | |
Быстрые круги: | 28 | подряд | 3 | |
Лучший финиш: | 1 | Лучший старт: | 1 | |
Дубли: | 15 | Хет-трики: | 11 | |
Лидирование старт/финиш: | 13 | Большие шлемы: | 8 | |
Круги: | 3927 | лидирования: | 1943 | |
Километры: | 21281 | лидирования: | 10126 | |
Очки: | 274 | за один сезон: | 73 | |
подряд: | 12 |